Осуществление государственного и муниципального контроля в 2024 году 2024

В конце декабря 2022 года было принято постановление Правительства РФ[1], устанавливающее новые особенности проведения проверок в рамках государственного и муниципального контроля (далее – госконтроль) в 2024 году.

Постановление изменяет и детализирует принятые в марте 2022 года специальные правила госконтроля, направленные на снижение нагрузки на бизнес в условиях введенных ограничений[2].

Актуальными изменениями на 2024 год:

  • продлено действие некоторых из принятых в 2022 году особенностей проведения госконтроля;
  • уточнен круг оснований для плановых проверок;
  • уточнен круг оснований для внеплановых проверок;
  • органам контроля дано право заменить плановую проверку профилактическим визитом.

Какие особенности проверок устанавливаются в 2024 году и чем они будут отличаться от правил 2022 года?

1. Уточнение круга оснований для плановых проверок

В 2024 году плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов, отнесенных к:

  • категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • опасным производственным объектам II класса опасности;
  • гидротехническим сооружениям II класса.

Этот перечень оснований шире действовавшего в 2022 году. В 2022 году плановые проверки можно было проводить в отношении детализированного перечня объектов госконтроля (например, образовательной деятельности, отнесенной к объектам чрезвычайно высокого риска) и только в рамках отдельных видов госконтроля (санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, ветеринарного контроля).

На 2024 год перечень объектов для плановых проверок будет менее детализированным и, соответственно, большее число объектов может быть проверено. Для проведения проверки достаточно, чтобы объект соответствовал одному из указанных выше критериев. Например, был объектом чрезвычайно высокого риска (без уточнения вида деятельности). Также в 2024 году не будет применяться ограничение по видам госконтроля.

Будет достаточно, чтобы в рамках вида госконтроля применялся риск-ориентированный подход (см. подробнее ниже).

2. Ограничения и особенности проведения внеплановых проверок

В 2024 году с некоторыми изменениями продолжит действовать закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок 2022 года.

Согласно правилам 2022 года при согласовании с прокуратурой орган контроля может провести внеплановую проверку, например, при непосредственной угрозе или по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, выявлении индикаторов риска или по иным основаниям, указанным в пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ № 336. Без согласования с прокуратурой орган контроля может провести внеплановую проверку, например, по поручению Президента РФ, руководства Правительства РФ или иным основаниям, указанным в пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ № 336. Эти нормы продолжат действовать в 2024 году.

При этом в 2024 году корректируются основания проведения внеплановых проверок при выявлении индикаторов рисков. В 2022 году основанием для внеплановой проверки было выявление индикатора риска в отношении определенных объектов или угроз (например, объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков). В 2024 году это уточнение убрано.

Поэтому для проведения внеплановой проверки органу контроля достаточно выявить любой индикатор риска.

Индикатор риска представляет собой изменение объекта контроля, которое с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушений или угрозы применения вреда[3]. Индикаторы разрабатываются органами контроля[4]. По словам Руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко в 2024 году органами контроля будут разработаны и опубликованы новые индикаторы[5].

Также в 2024 году сохраняют действие особенности, введенные в 2022 году, в том числе:

  • ограничение случаев, когда допускается выдача предписаний. Предписание будет выдаваться исключительно при выявлении угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций, ущерба обороне и безопасности государства[6]. При этом нельзя будет выдавать предписания по итогам мероприятий, не предполагающим взаимодействия с контролируемым лицом[7];
  • правило о том, что дело об административном правонарушении не может быть возбуждено без проведения проверки (за исключением случаев необходимости оперативного применения временного запрета деятельности)[8];
  • правила досудебного обжалования действий проверяющих в электронной форме[9].

3. Особенности проведения профилактических мероприятий

В 2024 году, как и в 2022 году, проверяющие могут проводить профилактические мероприятия, только если они не предполагают взаимодействия с контролируемым лицом[10].

Кроме того, в 2024 году контролируемые лица, как и в 2022 году, сохраняют право в преддверии плановой проверки обратиться с просьбой о проведении профилактического визита, которая подлежит удовлетворению, если она подана не менее чем за 2 месяца до плановой проверки[11].

При этом в 2024 году проверяющим дополнительно предоставляется право (но не обязанность) не проводить проверку после профилактического визита, если визит был проведен за 3 месяца до даты плановой проверки[12].

На какие виды контроля распространяются установленные Правительством РФ особенности?

Установленные Правительством РФ особенности распространяются на виды контроля, регулируемые:

  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ);
  • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ регулирует основную массу проверок, например, проверки государственной инспекции труда или Роспотребназдора. Закон № 294-ФЗ временно (до 31 декабря 2024 года) регулирует отдельные виды госконтроля, например, контроль за оборотом наркотических средств и контроль в сфере миграции[13].

В силу специального указания установленные Правительством РФ особенности не распространяются на отдельные виды контроля, регулируемые Законом № 248-ФЗ и Законом № 294-ФЗ, но отнесенные к:

  • контролю и надзору, осуществляемому в рамках специальных режимов, режимов постоянного контроля[14];
  • надзору в области атомной энергии[15];
  • контролю за исполнением региональными властями полномочий в сферах естественных монополий и госрегулирования тарифов[16];
  • контролю и надзору, в отношении которого не применяется риск-ориентированный подход[17]. Это виды госконтроля, регулируемые Законом № 294-ФЗ, но не указанные в Перечне видов контроля, в которым применяется риск-ориентированный подход, утвержденный. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Например, это контроль за оборотом наркотических средств.

Кроме того, установленные Правительством особенности не будут распространяются на виды контроля, к которым Закон № 248-ФЗ и Закон № 294-ФЗ не применяется, или которые не считаются госконтролем. Это, например, дознание, следствие, налоговый и валютный контроль или контроль за осуществлением иностранных инвестиций[18].

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

[1] Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Рекомендация  Оформление договора дарения несовершеннолетнему 2024

[3] Ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ.

[4] Ч. 10 ст. 23 Закона № 248-ФЗ.

[6] П. 7(1) Постановления Правительства РФ № 336.

[7] П. 7(2) Постановления Правительства РФ № 336.

[8] П. 9 Постановления Правительства РФ № 336.

[9] П. 11(2) Постановления Правительства РФ № 336.

[10] П. 9 Постановления Правительства РФ № 336.

[11] П. 10 Постановления Правительства РФ № 336.

[12] Абз. 3 п. 11(3) Постановления Правительства РФ № 336.

[13] Ч. 1 ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ.

[14] П. 11 Постановления Правительства РФ № 336.

[15] П. 11 Постановления Правительства РФ № 336.

[16] П. 11 Постановления Правительства РФ № 336.

[17] Абз. 2 п. 11(3) Постановления Правительства РФ № 336.

[18] Ч. 3 ст. 1, части 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ, части 3, 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ

Практики

Осуществление государственного и муниципального контроля в 2024 году 2024

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2024 г. № 402

МОСКВА

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 874)

В соответствии с пунктом 5 части 3 и частью 10 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», пунктом 5 части 3 и частью 10 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», пунктом 5 части 3 и частью 10 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», пунктом 5 части 3 и частью 10 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что до 1 января 2024 г. виды государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 3, 4, 72, 10, 101, 11, 115 и 116 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) , муниципального контроля» и настоящим постановлением.

2. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок допускается в том числе при условии согласования с органами прокуратуры по следующим основаниям:

решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в отношении видов регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля;

решение руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) ;

решение руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти при осуществлении контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по осуществлению видов федерального государственного контроля (надзора) .

3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки не проводятся.

4. Если решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации не установлено иное, виды регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории субъекта Российской Федерации не осуществляются.

В случае принятия решения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждается положение о виде регионального государственного контроля (надзора) , виде муниципального контроля, которым устанавливается порядок организации и осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) , муниципального контроля с учетом особенностей, предусмотренных настоящим постановлением.

Если решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации осуществление вида муниципального контроля не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, соответствующие полномочия осуществляются исполнительными органами субъекта Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, вправе ограничить предмет вида государственного контроля (надзора) , муниципального контроля и определить перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках такого вида контроля (надзора) .

6. При осуществлении государственного контроля (надзора) , муниципального контроля в соответствии с настоящим постановлением не применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части:

использования информационных систем государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, в том числе единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора) , регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, единого реестра проверок;

размещения информации и документов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

составления, направления и получения документов в электронной форме;

подготовки докладов о видах государственного контроля (надзора) , муниципального контроля;

разработки программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

обобщения правоприменительной практики;

Рекомендация  Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп 2024

использования проверочных листов;

оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов.

7. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемым лицам, органам прокуратуры осуществляется контрольным (надзорным) органом, органом государственного контроля (надзора) на бумажном носителе в том числе с использованием почтовой связи.

8. При осуществлении государственного контроля (надзора) , муниципального контроля в соответствии с настоящим постановлением не применяются положения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части применения мер по привлечению к административной ответственности лиц, за исключением случаев неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений либо нарушения обязательных требований, которые повлекли причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан либо являются грубыми нарушениями.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, вправе утвердить перечень грубых нарушений обязательных требований в целях применения положений абзаца первого настоящего пункта.

9. Положения главы 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части возможности судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц только после их досудебного обжалования, а также в части использования информационных систем не применяются. Взаимодействие контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица по вопросам обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется на бумажном носителе, в том числе с использованием почтовой связи. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 874)

10. Контрольные (надзорные) органы, органы государственного контроля (надзора) ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о результатах осуществления видов государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, содержащий сведения о количестве проведенных профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и проверок.

11. Оценка соблюдения временных обязательных требований, установленных в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», частью 2 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», частью 2 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», частью 2 статьи 22 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области», осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим постановлением.

12. Положения настоящего постановления применяются в случаях, если Правительством Российской Федерации не установлены иные особенности организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 874)

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в 2024 году будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Указанные ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход.

В планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год не подлежат также включению мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита.

В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» вступило в силу 03.10.2022.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

Дата публикации:

10 октября 2022, 15:15

Определены некоторые особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году

Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в 2024 году будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Указанные ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход.

В планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год не подлежат также включению мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

Рекомендация  Учитывается ли время учебы в спту в трудовом стаже 2024

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита.

В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» вступило в силу 03.10.2022.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Алтайского края

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), согласно которым действие ограничений на планирование контрольной (надзорной) деятельности продлено до 2024 года.

Кроме того, до 2030 года могут проводиться профилактические визиты (в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых Федеральным закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), от которых контролируемое лицо не вправе отказаться. Такие мероприятия возможны по определенным основаниям, например, по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (пункт 11(5) Постановления № 336).

В указанных случаях профилактический визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

До 2030 года жалобу на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц можно подписать, в частности, простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо уполномоченного лица) или являющегося индивидуальным предпринимателем, либо усиленной неквалифицированной электронной подписью (если выполняется условие относительно сертификата ключа проверки).

Кроме того, введено дополнительное основание для проведения контрольного (надзорного) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры — истечение срока исполнения предписаний об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2024 года.

Таким образом, обоснование наличия непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера требуется только для согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий по оценке исполнения предписаний, выданных до 1 марта 2024 года.

Кроме того, из Постановления № 336 исключен пункт 7 (1), предусматривавший возможность выдачи контролируемому лицу предписания об устранении нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. В настоящее время предписание может быть выдано по любым нарушениям законодательства. ​​​​​​​

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Алтайского края

Прокуратура Алтайского края

Дата публикации:

3 апреля 2024, 15:41

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), согласно которым действие ограничений на планирование контрольной (надзорной) деятельности продлено до 2024 года.

Кроме того, до 2030 года могут проводиться профилактические визиты (в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых Федеральным закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), от которых контролируемое лицо не вправе отказаться. Такие мероприятия возможны по определенным основаниям, например, по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (пункт 11(5) Постановления № 336).

В указанных случаях профилактический визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

До 2030 года жалобу на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц можно подписать, в частности, простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо уполномоченного лица) или являющегося индивидуальным предпринимателем, либо усиленной неквалифицированной электронной подписью (если выполняется условие относительно сертификата ключа проверки).

Кроме того, введено дополнительное основание для проведения контрольного (надзорного) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры — истечение срока исполнения предписаний об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2024 года.

Таким образом, обоснование наличия непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера требуется только для согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий по оценке исполнения предписаний, выданных до 1 марта 2024 года.

Кроме того, из Постановления № 336 исключен пункт 7 (1), предусматривавший возможность выдачи контролируемому лицу предписания об устранении нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. В настоящее время предписание может быть выдано по любым нарушениям законодательства. ​​​​​​​