Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия.
Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП.
А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.
И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.
К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.
Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.
Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.
Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода.
В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.
Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения.
Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Могут ли ГИБДД стоять и останавливать автомобили с нарушением?
Главная функция службы полиции в России – обеспечение безопасности. В случае с ГИБДД это выявление нарушений в области дорожного движения и назначение наказаний как мера борьбы за эту безопасность. Но что, если сами сотрудники ДПС остановились в целях выявления нарушений вразрез с ПДД – к примеру, на автобусной полосе, перекрёстке или в любых местах, где парковка запрещена? Можно ли им самим так нарушать – стоять и, главное, останавливать другие автомобили, которые также вынуждены будут нарушить, выполнив законное требование сотрудника?
Об этом и поговорим в статье.
Имеют ли право ГИБДД стоять с нарушением?
Нет. По состоянию на 2024 год инспекторы ДПС не могут ставить патрульную машину в запрещённых для остановки местах, равно как и нарушать другие пункты ПДД и дорожные знаки. Но. за исключением исключений, как это бывает достаточно часто.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев.
Вас также заинтересует:
Эта же норма правового акта и устанавливает такие исключения. К ним относятся нижеследующие:
- ГИБДД могут стоять с нарушением и останавливать при этом автомобили, если это требуется для пресечения совершающегося в данный момент времени преступления – то есть когда требуются неотлагательные действия по такому пресечению,
- также сотрудник полиции может остановиться, к примеру, на автобусной полосе или под знаком запрета парковки, для пресечения административного нарушения – например, если он увидит, что кто-то едет без включенных дневных ходовых огней, то это уже даёт ему такое право,
- при выполнении регулировочных функций,
- когда это требуется для причинения реальной угрозы жизни, здоровью людей или их имуществу (тем же автомобилям, к примеру),
- а ещё Административный регламент даёт право стоять в запрещённых местах, если ДПС просто включит проблесковый сигнал на патрульном авто.
Обратите внимание на последний пункт из списка выше. То есть инспекторы как бы формально не могут останавливать машины в местах, где остановка запрещена по ПДД. Но в то же время фактически могут.
Кроме того, регламент указывает на то, что при необходимости остановки авто в запрещённом месте, сотрудник ГИБДД обязан принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения. А вот станет ли он виновником ДТП, которое может произойти по причине такого «жеста», вопрос спорный, так как в таком случае и водитель обязан руководствоваться ПДД, перестраиваясь и останавливаясь.
Можно ли не останавливаться в этом случае?
Несмотря на то, что водитель обязан подчиняться исключительно законным требованиям сотрудника полиции, практика 2024 года прямо говорит о том, что неостановка по требованию, которое было не совсем законным, может грозить штрафом, а иногда и задержанием с последующим административным арестом – тоже, впрочем, незаконным.
Добавить к этому то, что пункт 88 регламента фактически позволяет включить проблесковые маячки на патрульной машине, что сделает остановку на автобусной полосе, например, уже законной, то и требование об остановке является также основанным на законности.
Вообще, теме остановки транспортных средств и проверки документов приведена отдельная статья по части наличия оснований для этих действий.
25, части 2.
Но на практике 2024 года вас могут оформить по статье 19.3 КоАП за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД. Это незаконно, и фактически любой судья обязан отменить такое наказание, потому как норма статьи 12.25 является более частной по отношению к 19.3. Вот яркий пример такого решения в судебной практике.
А за незаконное задержание и, тем более, арест сотрудника вообще может ждать статья 286 Уголовного кодекса. Вот ещё один пример такого дела.
Можно ли пожаловаться?
Да. Но с большой долей вероятности дело спустят до написания в ваш адрес отписки. Но правильный начальник полицейского привлечёт последнего по меньшей мере к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Этому может поспособствовать, в частности, подача жалобы не через интернет-приёмную ГИБДД, а через официальный сайт Кремля.
Не остановился по требованию инспектора – чем это грозит в 2024 году?
Согласно Административному регламенту ГИБДД, полицейский может останавливать автомобиль с помощью жезла или «диска с красным сигналом (световозвращателем), направленным на транспортное средство».
Пункт 6.11 ПДД упоминает, что «требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство».
Правда, точного определения, каким именно должен быть жест инспектора, нет.
Остановить автомобиль инспектор может как жезлом, так и рукой. Главное, чтобы водитель точно понял, что от него требуется.
Не заметил сигнала – что будет дальше?
Туман, плохая видимость, отвлекся на помеху справа или сосредоточился на выполнении сложного маневра…
В большинстве случаев информацию по рации передают «дальше», и водителя останавливает следующий экипаж ГИБДД.
Который, согласно статье 12.
Преследовать и принудительно останавливать автомобиль полицейские будут в случае, если есть основания предполагать, что за рулем преступник, угонщик или водитель, представляющий опасность для других участников движения (нетрезвый или управляющий неисправной машиной).
За погоню «с мигалками» наказание строже?
2 ст. 12.25 КоАП РФ.
Привлечь по с т. 19. 3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» могут, если в ходе преследования вы пытаетесь скрыться, чтобы избежать наказания. Возможные санкции: штраф от 2000 до 4000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Кроме того, согласно Административному регламенту и Закону «О полиции», сотрудники ГИБДД имеют право в такой ситуации принудить вас к остановке с помощью спецсредств – в том числе блокировать дорогу грузовым транспортом и даже стрелять по колесам.
Ущерб, нанесенный автомобилю, компенсирован не будет. Не говоря уже о том, что подобная ситуация опасна и для вас тоже.
Если водитель отказывается выполнять законные требования сотрудника ГИБДД и ведет себя агрессивно, инспектор имеет право применить силу и даже оружие.
Как доказать, что нарушил непредумышленно?
Любые неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть истолкованы в пользу водителя (ст. 1.5. КоАП РФ «Презумпция невиновности»).
Покажите сотруднику ДПС запись с видеорегистратора.
Если на записи будет ясно видно, что какие-то помехи (например, вереница припаркованных автомобилей) не позволили вам увидеть жест инспектора, а вы при этом будете сдержанны и вежливы, то, вполне возможно, удастся отделаться предупреждением.
Если же штраф все-таки выпишут – у вас будет возможность его обжаловать, аргументируя свою позицию той же записью видеорегистратора.
А вдруг это «ряженый»?
Многие водители опасаются тормозить в темное время посреди пустынной трассы, опасаясь, что перед ним не полицейский, а преступник (и такое действительно бывает).
В этом случае юристы советуют доехать до ближайшего отделения полиции или стационарного поста ДПС и рассказать о произошедшем.
По дороге можно позвонить на горячую линию ГИБДД и сообщить, где и при каких обстоятельствах вы не остановились. Обязательно скажите, что следуете к ближайшему стационарному посту.
А если останавливают, где запрещено?
Например, ближе 5 метров от перекрестка, на трамвайных путях, пешеходных переходах? Подчиняйтесь. В данном случае наказания за нарушение ПДД вы не понесете, так как ответственность за ситуацию несет инспектор (если, конечно, вы выполняете все его указания).
Читаем Административный регламент: «в случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена Правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения на месте».
В таких местах останавливают только в связи с «необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения».
Проще говоря, если вас остановили там, где останавливаться нельзя – вероятно, впереди поджидает опасность, например, ДТП с участием нескольких автомобилей. Место остановки часто обозначают патрульным автомобилем с включенными световыми сигналами («мигалкой»).
- Почему инспекторы терпеть не могут, если мы пишем «не согласен» в протоколе.
- «За рулем» теперь можно читать вYouTube.
Дом или коттедж под ключ. Легко!
Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.
Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
8 главных ошибок водителей, когда их останавливает ДПС
Всех нас, водителей, время от времени (кого чаще, кого реже) останавливают и проверяют инспекторы ДПС. Ошибки при общении могут привести к штрафу и значительной потере времени. Скажем, на необоснованную проверку на трезвость.
Вот что важно помнить, когда вам махнули «полосатой палочкой».
– Вот это дают местные гаишники, сразу за деньгами тянутся, без церемоний! — подумал я и только через несколько секунд сообразил, что мне нужно пожать руку, здесь так принято. Позже коллеги подтвердили, что есть такая традиция в Средней Азии и на Кавказе (не везде). Даже если гаишник собрался «разводить» на штраф за выдуманное нарушение, он для начала протянет руку. Многих приезжих это как минимум удивляет.
С нашими гаишниками все-таки проще. Хотя и с ними можно наделать ошибок.
Выходить из машины без приглашения
Сотрудник Госавтоинспекции вправе предложить водителю выйти из машины для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства или груза, сверки номеров, при наличии у водителя признаков опьянения или если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства. Но именно предложить. Водитель не обязан выбегать из машины на полусогнутых по взмаху жезла.
Согласно пункту 48 Административного регламента, он вправе ждать, когда инспектор сам подойдет, и общаться, сидя в машине, приоткрыв стекло водительской двери. Сотрудники ДПС относятся с большим подозрением к лебезящим водителям и проверяют их намного тщательнее.
Если вы выйдете из машины, это будет знаком готовности к длительному диалогу.
Оправдываться
Если вы признаете нарушение, инспектору стоит прямо сказать об этом, объяснив причину: например, не заметил знак, просто отвлекся. Но просить прощения и заискивать не стоит. Первая из причин названа выше. И вторая – вы перед инспектором ни в чем не виноваты.
А свидетельствовать против себя и вовсе не обязаны (п. 1 ст. 51 Конституции РФ). Больше того, возможно, инспектор остановил вас просто для проверки или за другое нарушение.
Так что не спешите, послушайте сперва, что он скажет.
Помните, что все, что вы делаете и говорите, может быть записано.
Предлагать и соглашаться на взятку
Чтобы не было соблазна, вспомните, что по статье 291 УК РФ за дачу взятки должностному лицу прямым путем или через посредника предусмотрена ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей, зарплаты (за период до года), 5-30-кратной суммы взятки, исправительных работ (до 2 лет), принудительных работ (до 3 лет) или лишения свободы сроком до 2 лет со штрафом или без него. При этом суд вправе отказать виновному в занимании определенных должностей.
Взятка от 25 до 150 тысяч может караться миллионным штрафом и даже тюремным заключением до 5 лет. Взятка больше 150 тысяч грозит штрафом в 3 миллиона или тюремным сроком до 12 лет.
Помните, что гаишник и его машина могут быть «заряжены» записывающей аппаратурой, а в ближайших кустах – сидеть свидетели. Даже если гаишник требует у вас деньги прямым текстом, уверяя, что никто ничего не пишет, соглашайтесь только на оформление по протоколу и разбирательство по закону.
Соглашаться с нарушением, если не нарушали
Человеческий фактор никто не отменял. Инспекторы ДПС должны быть беспристрастными и объективными, наказывать только за совершенные нарушения, однако и они иногда ошибаются (если н намеренно фальсифицируют нарушение). Если вы уверены, что не виноваты, смело пишите в протоколе, что не согласны с постановлением инспектора, и готовы предоставить доказательства невиновности (например, запись с видеорегистратора с прилагаемой схемой участка дороги, где вас остановили).
Это нужно делать, даже если вам лень, проще заплатить штраф и прочее. Получив нагоняй от начальства, совершивший ошибку инспектор в следующий раз будет внимательнее.
Выпивали на днях? Уже есть повод для проверки на трезвость (с непредсказуемым результатом).
Признаваться, что выпивали
Алкоголь и вождение – несовместимы. Это факт. Но такой же факт, что у нас и трезвого водителя могут сделать пьяным (формально), особенно если он этому способствует. На стандартный вопрос инспектора, не употребляли ли вы сегодня или вчера кружечку пива или рюмку-две, следует всегда отвечать «нет».
Если вы по доброте душевной признаетесь, что выпивали не вчера, а позавчера, да пусть даже на той неделе, уважающий себя гаишник постарается раскрутить вас на «управление автомобилем в нетрезвом состоянии». Кстати, некоторые виды алкоголя полностью не выводятся из организма даже за несколько дней. И в ДПС это прекрасно знают.
Лезть в бутылку
Сейчас инспекторы, в основном, соблюдают требование Административного регламента, утвержденного МВД России № 664. В пунктах 43 и 44 достаточно четко прописаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем: обращаться на «Вы», воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний. И инспекторы вправе ждать того же от водителей – хотя они и не обязаны подчиняться Административному регламенту или могут быть просто дурно воспитанными.
Общаться с инспекторами в агрессивной манере — большая ошибка. Их этим не напугаешь. Лучше разговаривать спокойно, настаивая на строгом следовании букве закона.
Кичиться знанием законов…
Очень некрасиво и смешно смотрятся ролики, в которых водители до исступления доказывают мнимую правоту, тряся книжкой с ПДД, изданной еще при Союзе, или тыча инспектору телефон с неким автоюристом, который блеет что-то невразумительное.
Хотите доказать свое – пишите в протоколе, что не согласны с постановлением, и кратко излагайте свое видение ситуации. Например, «ПДД не нарушал» либо «Нарушил другой пункт ПДД (указываете, какой именно)».
В спорной ситуации вполне можно предложить открыть ПДД и перечитать пункт, который вы якобы нарушили. Бывает, что инспекторы признают свои ошибки.
Шутить
Люди в форме тоже любят пошутить, но зачастую это весьма специфический юмор. И испытывать его на себе не стоит, даже если вы прирожденный комик. В данном случае фонтан стоит прикрыть. Представьте, что каждый третий остановленный вами водитель мнит себя как минимум Волей и Мартиросяном в одном лице и отпускает изрядно надоевшие шутки, а вы должны либо не реагировать, либо дежурно – и уважительно, в соответствии с регламентом — отшучиваться. Если инспектор отпускает вас и желает счастливого пути, лучше просто пожелайте ему хорошего дежурства.
Можно с улыбкой (это совет для прекрасного пола).
При соблюдении этих простых правил общение с инспектором ГИБДД на дороге не займет у вас много времени — он вас быстро отпустит. Если, конечно, вас не остановили за какое-то серьезное нарушение Правил. Но тут уж сами виноваты.
Удачи на дорогах, и не нарушайте.