Особенности сдачи муниципального имущества в аренду 2024

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и в целях продолжения (возобновления) осуществления предпринимательской деятельности лицами, осуществляющими (осуществлявшими) предпринимательскую деятельность на территории Белгородской области, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить:

формирование и размещение на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня недвижимого имущества (за исключением земельных участков), находящегося в федеральной собственности, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в отношении которого могут заключаться без проведения торгов договоры аренды с физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими (осуществлявшими) предпринимательскую деятельность на территории Белгородской области и утратившими недвижимое имущество, принадлежавшее им на праве собственности или ином законном основании, в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов или возможность использования принадлежащего им на праве собственности или ином законном основании недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования Белгородской области, на которой введен режим чрезвычайной ситуации в связи с указанными противоправными действиями (далее соответственно — лица, утратившие имущество, лица, утратившие возможность использования имущества, перечень);

актуализацию перечня при дополнении его новыми объектами недвижимого имущества (за исключением земельных участков), при заключении договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении включенного в него недвижимого имущества, и при прекращении прав федеральных органов исполнительной власти, находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений (далее — правообладатели федерального имущества) на включенное в него недвижимое имущество.

2. Правообладателям федерального имущества в отношении принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (федеральным автономным учреждениям — в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления) недвижимого имущества (за исключением земельных участков), расположенного на территории Белгородской области:

в 14-дневный срок представить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложения для включения такого недвижимого имущества в перечень;

в 3-дневный срок информировать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о заключении договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества, включенного в перечень, и прекращении прав правообладателей федерального имущества на такое недвижимое имущество, а также о выявлении новых объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для включения их в перечень.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и правообладателям федерального имущества:

при получении обращений в письменной форме о заключении без проведения торгов договоров аренды в отношении недвижимого имущества, включенного в перечень (далее — обращения), от лиц, утративших имущество, и (или) лиц, утративших возможность использования имущества, обеспечить заключение с такими лицами договоров аренды в отношении недвижимого имущества, указанного в обращениях и включенного в перечень, в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим постановлением;

обеспечивать в 10-дневный срок рассмотрение обращений лиц, утративших имущество, и лиц, утративших возможность использования имущества;

обеспечивать рассмотрение обращений лиц, утративших имущество, и лиц, утративших возможность использования имущества, поступивших от нескольких указанных лиц в отношении одного объекта недвижимого имущества, в порядке поступления таких обращений.

4. Установить, что заключение договоров аренды, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, осуществляется без проведения торгов и при соблюдении следующих условий:

лицо, утратившее имущество, представило документы, подтверждающие утрату недвижимого имущества, принадлежавшего ему на праве собственности или ином законном основании, а также наличие причинной связи между утратой такого недвижимого имущества и обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористическими актами (справка органа местного самоуправления, либо постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя, либо приговор или постановление суда, либо иные установленные законодательством Российской Федерации документы);

лицо, утратившее возможность использования имущества, представило документы, подтверждающие принадлежность ему на праве собственности или ином законном основании недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования Белгородской области, на которой введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористическими актами.

5. Установить, что в договор аренды, предусмотренный пунктом 3 настоящего постановления, включаются следующие условия:

обязательство арендатора продолжить и (или) возобновить осуществление предпринимательской деятельности с использованием передаваемого в аренду недвижимого имущества;

заключение договора аренды на срок, предложенный лицом, утратившим имущество, или лицом, утратившим возможность использования имущества, но не менее чем на 2 года и не более чем на 5 лет, с возможностью заключения договора аренды на новый срок в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»;

запрет на сдачу арендованного недвижимого имущества в субаренду;

предоставление отсрочки уплаты арендной платы на один календарный год со дня заключения такого договора;

уплата арендной платы за 1-й календарный год со дня заключения договора аренды по истечении одного календарного года со дня заключения договора аренды поэтапно равными платежами до истечения срока договора аренды;

запрет на установление в договоре аренды дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки уплаты арендной платы.

6. Установить, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. N 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» при согласовании передачи в аренду недвижимого имущества по договорам аренды, предусмотренным пунктом 3 настоящего постановления, применяются с учетом следующих особенностей:

рассмотрение предложения федерального государственного унитарного предприятия и федерального государственного учреждения о передаче в аренду недвижимого имущества по договору аренды, предусмотренному пунктом 3 настоящего постановления, и направление в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, указанными в абзаце первом настоящего пункта, такого предложения или проекта соответствующего решения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в течение 10 рабочих дней со дня получения такого предложения;

рассмотрение Федеральным агентством по управлению государственным имуществом предложения или проекта решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его размещения на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом информации по вопросу согласования передачи в аренду недвижимого имущества по договору аренды, предусмотренному пунктом 3 настоящего постановления, или проекта решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, в течение 10 рабочих дней со дня размещения предложения или проекта решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» такая передача считается согласованной или проект решения считается согласованным.

7. Установить, что основаниями для отказа в заключении договоров аренды, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, являются:

непредставление лицом, утратившим имущество, документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 настоящего постановления;

непредставление лицом, утратившим возможность использования имущества, документов, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 настоящего постановления;

лицом, утратившим имущество, или лицом, утратившим возможность использования имущества, в обращении предложен срок договора аренды, не соответствующий срокам, установленным абзацем третьим пункта 5 настоящего постановления;

Рекомендация  Представление информации о корпоративных действиях центральному депозитарию 2024

в отношении объекта недвижимого имущества планируется заключение договора аренды по результатам рассмотрения обращения, ранее поступившего от лица, утратившего имущество, или лица, утратившего возможность использования имущества;

в отношении объекта недвижимого имущества заключен договор аренды, иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования, либо права правообладателя федерального имущества на соответствующий объект недвижимого имущества прекращены.

8. Установить, что заключение договоров аренды имущества, находящегося в собственности Белгородской области и муниципальной собственности муниципальных образований Белгородской области, с лицами, утратившими имущество, и лицами, утратившими возможность использования имущества, осуществляется без проведения торгов.

9. Рекомендовать органам государственной власти Белгородской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области заключать договоры аренды, указанные в пункте 8 настоящего постановления, с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 — 7 настоящего постановления.

Энциклопедия решений. Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (август 2024)

В случае предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в отношении такого участка заключается договор аренды, арендодателем по которому является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице уполномоченного исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) (ст. 125 ГК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 39.1, ст.

39.2 ЗК РФ (здесь и далее по тесту нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее — Закон N 171-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2015).

Внимание

Напомним, что порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», не распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). Исключение составляют случаи, перечисленные в п. 2 ст.

39.6 ЗК РФ. Так, без проведения торгов предоставляются в аренду участки, занятые зданиями или сооружениями, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них, а также лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления (пп. 9 п. 2 ст.

39.6 ЗК РФ). Без проведения торгов заключаются договоры аренды земельных участков, предоставляемых гражданам — членам отдельных некоммерческих организаций (созданных для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, при условии, что такие участки образованы из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, членами которой являются эти граждане (пп.пп. 6, 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Также без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, в случаях, когда такой участок предоставляется собственникам этих объектов однократно для завершения их строительства (пп.

10 п. 2, п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ). В отдельных случаях не требует проведения торгов предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству (пп. 12 п. 2 ст.

39.6 ЗК РФ, п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Без проведения торгов заключается новый договор аренды с арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду без проведения торгов (кроме случаев, когда участок был предоставлен в аренду без торгов в связи с признанием аукциона на право заключения договора аренды несостоявшимся) либо предоставленных в аренду по результатам аукциона для ведения садоводства или дачного хозяйства. Однако для этого необходимо наличие совокупности условий:

— ранее заключенный договор аренды не был расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или по инициативе арендодателя в ряде случаев, предусмотренных земельных законодательством;

— исключительным правом на приобретение участка в аренду не обладает другое лицо;

— заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано до истечения срока ранее заключенного договора.

Кроме того, если земельный участок первоначально был предоставлен в аренду без торгов, на момент заключения нового договора также должно иметься одно из предусмотренных ЗК РФ оснований для передачи такого участка в аренду без проведения торгов (п.п. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ).

Если совокупность этих условий не выполняется, арендатор лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен этому лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 10 информации Минэкономразвития России от 22.04.2015).

Если земельный участок уже образован, гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в заключении в отношении такого участка договора аренды, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В заявлении должны быть указаны сведения, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. В частности, в заявлении указывается одно из предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ оснований, по которому участок может быть предоставлен в аренду без торгов.

К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пп. 1, 4 — 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, и в отдельных случаях другие необходимые документы. В течение 30 дней со дня поступления этого заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган рассматривает их и совершает одно из действий:

1) отказывает в предоставлении земельного участка в аренду, если для этого имеются установленные законом основания;

2) при отсутствии оснований для отказа подготавливает проект договора аренды земельного участка, подписывает его и направляет заявителю (п.п. 2, 5 ст. 39.17 ЗК РФ).

Если гражданин или юридическое лицо желает приобрести в аренду земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который еще не образован, до подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в аренду заявитель должен совершить действия, необходимые для образования нового земельного участка, в частности:

— подготовить схему расположения земельного участка, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

— подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании представления земельного участка (в заявлении указываются сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, к нему должны быть приложены документы, перечень которых определен п. 2 той же статьи);

— обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования нового земельного участка (если уполномоченный орган принял решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка);

— обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок (на право заявителя обратиться с такими заявлениями без доверенности должно быть указано в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать)..

Те же действия (кроме подготовки схемы расположения земельного участка и регистрации права государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый участок) совершаются в случае, если необходимо уточнить границы земельного участка по сравнению с описанием местоположения границ такого участка, которое содержится в Едином государственном реестре недвижимости (п. 1 ст. 39.14, пп. 12 п. 9 ст. 39.15 ЗК РФ, ст.

43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Рекомендация  Статья 124.1. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи 2024

После подачи заявления о предоставлении вновь образованного земельного участка в аренду договор аренды заключается с заявителем в том порядке, в котором заключается договор аренды существующего земельного участка.

Получив проект договора аренды, заявитель должен в течение 30 дней подписать его и представить в уполномоченный орган (п. 7 ст. 39.17 ЗК РФ).

Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрен ряд особенностей предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно (п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ).

Изложенный выше порядок предоставления земельных участков в аренду применяется с 01.03.2015 (даты вступления в силу изменений в ЗК РФ, внесенных Законом N 171-ФЗ). Однако в ряде случаев, предусмотренных п.п. 1, 3 — 6 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, правила законодательства о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, действовавшие до 01.03.2015, будут применяться и после этой даты. Например, если предоставление земельного участка в аренду определенному лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 (но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка), договор аренды с таким лицом заключается в соответствии со ст.ст.

31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ. Прежний порядок заключения договора аренды может применяться до 01.03.2018 (п. 1 ст.

34 этого федерального закона).

Энциклопедия решений. Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов (май 2024)

По общему правилу участники гражданских правоотношений, в том числе юридические лица, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливают свои права и обязанности на основе договора и определяют любые не противоречащие законодательству условия договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Правила гражданского законодательства применяются и к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст.

124 ГК РФ).

Применительно к упомянутым субъектам, а также созданным ими юридическим лицам (государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям) закон предусматривает особые правила распоряжения принадлежащим им имуществом, в том числе сдачи его в аренду. Эти правила определяют необходимость проведения торгов, по результатам которых может быть заключен договор аренды или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом. Такие положения закреплены, в частности, в ст.

17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), которая предусматривает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Так, по общему правилу договоры аренды государственного или муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов. Это правило распространяется на следующие виды имущества:

— движимое и недвижимое имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями;

— движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления;

— недвижимое имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям либо закреплено на праве оперативного управления за автономными учреждениями (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Эти нормы направлены на достижение целей Закона о защите конкуренции, к которым относится, в частности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 этого федерального закона).

Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, далее — Правила). Обычно торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п.

3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В отношении отдельных видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды может быть заключен только путем проведения торгов в форме конкурса. Это касается объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п.

3.1 Правил).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора, а победителем конкурса — участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п.п. 86, 114 Правил). Порядок определения начальной цены договора Правила не предусматривают. Она определяется организатором торгов самостоятельно с учетом заключения независимого оценщика (ст.

8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», раздел 21 разъяснений ФАС России от 05.06.2012).

Внимание

Законодательство предусматривает некоторые особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие договоры могут быть заключены только по результатам проведения торгов в форме конкурсов на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов (ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.

28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Сдача в аренду государственного или муниципального имущества без проведения торгов в случаях, когда их проведение обязательно, является основанием для признания договора аренды недействительным (п.п. 1, 4.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, постановление Третьего ААС от 12.09.2011 N 03АП-2962/11).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен ряд случаев, когда государственное или муниципальное имущество может быть сдано в аренду без проведения торгов.

Внимание

Порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на договоры аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, лесных участков, договоры пользования водными объектами, принадлежащими на праве собственности государству или муниципальным образованиям (ч. 2 этой статьи). Договоры аренды таких объектов (договоры водопользования) заключаются в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса РФ, ст.

74 Лесного кодекса РФ, ст. 11 Водного кодекса РФ, а также в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок заключения соответствующих договоров.

После проведения в установленных случаях конкурсных процедур можно приступать к оформлению (заключению) договора аренды, руководствуясь общими положениями гражданского законодательства.

Порядок аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

Вопрос: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом).
Плата за аренду здания, используемого для производственных нужд организации, за март составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 24 000 руб.). Организация перечисляет арендную плату не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным зданием, на основании счета, ежемесячно выставляемого арендодателем на последнее число каждого месяца аренды.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ

Рекомендация  Раскрытие годовой финансовой отчетности 2024

Основные особенности заключения соглашения

  • По итогам проведенных торгов.
  • Без торгов.

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

Торги на право оформления договора

Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды.

Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

  1. Направление извещения об организации торгов.
  2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
  3. Прием и рассмотрение заявок.
  4. Проведение мероприятия.
  5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

Вопрос: Можно ли взыскать с налогового агента — арендатора (покупателя, получателя) государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени (п. 3 ст. 161, пп.

5 п. 3 ст. 45, п. 1 ст. 75 НК РФ)?
Посмотреть ответ

В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

  • Дата и место проведения мероприятия.
  • Предмет торгов (муниципальное помещение).
  • Наличие обременений.
  • Порядок проведения аукциона или конкурса.
  • Начальная стоимость.

Вопрос: Является ли налоговым агентом арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если предоставление этих участков в аренду освобождено от НДС (п. 3 ст. 161, пп.

17 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

  • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
  • Не отправлен нужный перечень документов.
  • В предоставленных бумагах имеются неточности.
  • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

Заключение договора без проведения торгов

Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
  • Образовательный субъект.
  • Частное медицинское учреждение.

Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

  • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
  • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

Заключение договора аренды

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов.

Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Можно ли расторгнуть договор?

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001.

Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет).

Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

Проводки

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.