Основные понятия о праве и государственно правовых явлениях республики казахстан 2024

Тема 1. Система учебного курса основ права. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.

Цель. Ознакомить студентов с задачами учебного курса «Основы права».

Рассмотреть предмет и задачи учебного курса «Основы права». Сформировать у студентов знания о государстве и праве, о этапах их возникновения, об основных положениях теории государства и права, о взаимовлиянии государственно-правовых явлениях в обществе.

Тезисы лекции.

Учебный курс «Основы права» в системе юридических дисциплин. Структура учебного курса «Основы права». Источники учебного курса «Основы права».

Основы права» — комплексная учебная дисциплина, включающая наиболее важные сведения о государстве и праве. В системе правовых знаний основы права занимают одно из ключевых мест. Курс «Основы права» является систематическим курсом, раскрывающим основы правовой теории, законодательства Республики Казахстан, предназначенным для студентов неюридических специальностей.

Система объектов изучения основ права включает в себя нормы права, а также учебную, монографическую, специальную и нормативно-правовую литературу, необходимую для усвоения основных знаний о государстве и праве.

К предмету основ права относится изучение основных отраслей права, основных видов правоотношений и их содержаний, основные виды юридической ответственности и условия их применения. Основы права играют важную роль в развитии правового воспитания, правовой культуры и правосознания.

При изучении учебного курса студент должен получить как минимум следующие знания и навыки: система норм Конституции РК, основные определения и категории отраслей материального и процессуального права. На основе полученных знаний студент должен уметь различать правовые институты и правоотношения.

Основные понятия о государстве и праве. Основные черты государства и права. Возникновение государства и права. Признаки государства.

Понятие нормы права. Структура нормы права. Правовое регулирование: методы и механизмы.

Источники права.

Государство – это особая организация политической (публичной) власти общества, располагающая специальным аппаратом для управления кругом общих дел, придающая своим велениям общеобязательную силу. Государству свойственны специфические признаки. Основные признаки государства: 1. наличие особой публичной власти; 2. территориальная организация населения; 3. государственный суверенитет; 4. наличие фискальных органов, обеспечивающих сбор налогов с населения; 5. наличие нормативных актов, обязательных для населения.

Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, посредством которых реализуются наиболее важные интересы индивида и общества. В качестве источников права выделяют: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

Источником кодифицированного права является нормативный акт, издаваемый специально уполномоченным государственным органом. Эти нормативные акты сводятся в специальные сборники законов — Кодексы, которые регулируют общественные отношения в одной области .

Административный или судебный прецедент — это решение суда, принятое административным органом или судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел в будущем.

Иллюстративный материал. Схема «Структура нормы права».

1.Конституция Республики Казахстан.

2. Оспанов К.И . Основы права. Алматы Жеты Жаргы 2007год.

3. Г. Сапаргалиев. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, Жеты Жаргы 2007год.

4.Н.О. Дулатбеков, С.К. Амандыкова, А.В.

Турлаев. Основы государства и права

современного Казахстана. Астана, Фолиант 2000г.

Контрольные вопросы.

1. Что изучает учебный курс «Основы права»?

2. Каково место учебного курса «Основы права» в системе юридических дисциплин?

3. Назовите источники учебного курса «Основы права».

4. Что относится к предмету изучения основ права.

5. Какая взаимосвязь между правом и государством?

6. Какими знаниями, навыками должен овладеть студент в ходе рассмотрения основ права?

7. Какие отрасли материального и процессуального и права вы можете назвать?

8. Какое место в общей системе права занимает теория государства и права?

9. Что относится к предмету основ теории государства и права?

10. Назовите основные этапы возникновения государства и права.

11. Что такое государство? Назовите его основные признаки.

12. Охарактеризуйте основные формы и типы государства.

13. Что такое право? Назовите его основные признаки.

14. Охарактеризуйте структуру нормы права.

15. Охарактеризуйте систему права Республики Казахстан.

Лекция №2 Теория государства и права.

1.1 Политической форме общественной организации соответствует государство. Его возникновение обусловлено внутренней эволюцией общества. Среди теорий происхождения государства ведущее место принадлежит классовой, но истории известны и другие, внесшие существенный вклад в процесс познания этого общественного институте (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая). К признакам государства относятся:

1) Территориальная организация населения. Государственная власть распространяется на все население в пределах одной территории (суша, недра, водное, воздушное пространство и т.д.) Это порождает институт гражданства. Территория и населения необходимые материальные предпосылки существования государства.

2) Наличие аппарата управления обществом. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3) Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

4) Государство представляет суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — верховенство и независимость данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в международных отношениях.

5) Наличие фискальных органов (взимание налогов как финансово-экономическая основа государства).

Государство — организация публичной политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и ее население, выступающая ее официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Функции государства — это основные направления его деятельности. Они определяются сущностью государства. В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Среди функций государства выделяют внутренние и внешние, временные и постоянные.

Различают экономические, политические, культурные и другие функции.

Механизм государства — система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается руководство обществом.

Для осуществления государственных функций создается специальный государственный аппарат. Государственный аппарат — часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации власти.

В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения -государственные организации, осуществляющие непосредственно практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Государственные предприятия — учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

Рекомендация  Основания способы и порядок приватизации земельного участка. Когда могут отказать 2024

В зависимости от сущности государства, определяется его форма, Она включает три стороны, характеризующие ее свойства.

Форма правления — организация высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народа в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Форма государственного устройства — внутреннее деление государства на части и взаимоотношение между ними. По форме устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Политический режим — совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Выделяют демократический и антидемократический режимы государства.

1.2 Обретя государственную независимость и полный государственный суверенитет, Казахстан за прошедшие годы изменил политико-правовое содержание основных институтов государственности. Институт президентства стал главным в государственной системе: он оказывает определяющее воздействие на состояние дел в стране, на функционирование всех трех ветвей власти, на формирование внешней и внутренней политики, также преобразование парламентско-президентской формы правления в чисто президентскую. Иным стал институт законодательной власти.

Прежний однопалатный Верховный Совет уступил место двухпалатному парламенту с видоизмененными функциями.

Осуществление экономической реформы, разработка мер по выводу страны из кризиса, организация выполнения законов и повседневное государственное управление, также характерны для процесса построения правового государства в Казахстане.

В стране общие и арбитражные суды объединены в одну систему, которую ныне возглавляет Верховный суд. Взамен прежнего Конституционного суда создан и приступил к работе Конституционный совет. Реорганизуется система правоохранительных органов.

Наряду с этим завершается формирование атрибутов государственной независимости Казахстана, действует армия, создана республиканская гвардия, утверждена и используется символика. Республика Казахстан перешла на национальную валюту.

Правовое государство – наше будущее. Необходимо утверждать здоровый тонус государственной и общественной деятельности, поставить заслон на пути коррупции и разложения, развивать юридические и морально-нравственные основы общества. Следует ускорить обновление права, позаботиться о совершеноствовании механизма применения права и охраны его предписаний, вырабатывать у граждан уважительное отношение к ним, наметить меры по претворению в жизнь всего того, что составляет содержание конкретных правоотношений и иных юридических связей в обществе.

1.3 Возникновение права обусловлено теми же причинами, что и возникновение государства. Государство обеспечивает наиболее важные социальные нормы, превращая их в правовые, а также осуществляет деятельность по установлению новых норм права.

Право — это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных государством, посредством которых реализуются наиболее важные интересы индивида и общества. Помимо норм права регулятором отношений в обществе выступают нормы морали, религиозные нормы и т.п. Но право отличается от других социальных норм тем, что оно исходит от государства; нормы права общеобязательны; имеют не персонифицированный характер; письменно закреплены.

Для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, право должно получить внешнее выражение, В правовой доктрине используется такое понятие как источники права, т.е. способы выражения и закрепления правовых норм.

1.4 Известны следующие виды источников права: 1) правовой обычай –это санкционированный государством обычай; 2) юридический прецедент — решение судебного или административного органа, ставшее образцом при решении всех дел подобного рода в будущем; 3) нормативный договор — содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права; 4) нормативно-правовой акт- акт правотворчества, содержащий нормы права, и рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы подразделяют на конституционные и текущие.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, местных органов власти.

Правовая норма — исходный элемент права. В структуру нормы права входят такие элементы как:

1. гипотеза — указание конкретных жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие;

2. диспозиция — правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастными к условиям, перечисленным в гипотезе;

3. санкция — вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции.

Все юридические нормы взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему. Система права есть его внутренняя структура, его подразделение на отрасли и институты.

Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. В рамках наиболее крупных отраслей выделяют подотрасли (например, конституционное право, подотраслью которого является избирательное право). Институт права — это группы правовых норм, регулирующих в рамках отрасли или подотрасли различные виды общественных отношений (например, в конституционном праве институт гражданства, в семейном — институт брака и т.п.) Известно деление отраслей права на материальные и процессуальные. Первые содержат нормы права регулирующие непосредственно общественные отношения (гражданское, уголовное, трудовое). Вторые регулируют организационные отношения (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, административно -процессуальное право).

Особой отраслью права является международное право, не входящее в систему права ни одного государства.

Понятие правоотношения является одним из основных в юридической науке. Это — общественное отношение, урегулированное нормами права, имеющее в своей сущности юридическую связь между субъектами права, выражающуюся во взаимно корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.

Для участия в правоотношениях необходимо наличие определенных качеств, признанных или установленных законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Совокупность этих качеств образует понятие правосубъектности лица или организации. Она включает в себя:

правоспособность — установленная в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей. Возникает у субъекта с момента рождения и прекращается смертью;

дееспособность — установленная в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Возникает с достижения субъектом определенного возраста (например, в гражданском праве с 18 лет, в трудовом с 16);

юридические факты — предусмотренные в гипотезе нормы права основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Они подразделяются на события, т.е. обстоятельства, независящие от воли, сознания людей, и действия, т.е. сознательное, волевое поведение людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Рекомендация  Устранение недостатка товара продавцом 2024

Правонарушение — виновное, противоправное деяние, совершенное дееспособным и правоспособным лицом. Признаками правонарушения являются: противоправность, общественная вредность, виновность, выраженность его в действии или бездействии.

Состав правонарушения — характеризует его структуру. Это совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности. К элементам состава относятся: /

Объект — общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона — характеристика внешней стороны правонарушения (противоправное деяние, его вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, место, время и др.)

Субъект — физическое или юридическое лицо, способное отвечать за свои действия. Субъективная сторона — характеристика внутренней стороны правонарушения, вина, в форме умысла или неосторожности.

По степени и характеру общественной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Юридическая ответственность — применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. В зависимости от вида правонарушения различают уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

1.5. Определение закона и подзаконных актов.

Закон это нормативный акт, принятый в особом порядке законодательной властью или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

— юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению;

— акт строго определенных высших органов государственной власти;

— обладает высшей юридической силой, что означает:

а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний;

б) закон не подлежит утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

— нормативный акт, содержащий нормы, которых раньше в правовой системе не было и обязательно по наиболее важным вопросам общественной жизни.

— Конституция – это основополагающий учредительный политико–правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства систему правосудия;

— конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотреным и органически связанным с Конституцией;

— обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Подзаконные акты это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. К ним относятся :

— Указы и распоряжения Правительства;

— акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации)

— издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

— ведомственные акты – издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива.

1.6. Норма права и ее структура.

Норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия данное правило призвано регулировать в качестве образца поведения.

Юридическая норма первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Однако из этого не следует, что понятия «право» и «норма права» совпадают.

Они соотносятся между собой как целое и часть.

Признаки нормы права :

— общеобязательность – она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

— формальная определенность – она выражается в письменной форме в официальных документах;

— связь с государством – она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия;

— представительно – обязывающий характер – она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права.

Виды правовых норм :

— регулятивные и правоохранительные;

— управомочивающие, запрещающие, обязывающие;

— императивные и диспозитивные .

Регулятивная это норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Правоохранительная – это норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Управомочивающая – это норма, предоставляющая субъектам права совершение тех или иных действий.

Запрещающая – это норма, устанавливающая обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Обязывающая – это норма, возлагающая на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания.

Императивная – это норма, выраженная в категорических предписаниях и действующая независимо от усмотрения субъектов права.

Диапозитивная – это норма, содержащая свободу усмотрения.

Структура норм права включает в себя три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.

1. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права современного Казахстана: Учебное пособие. — Астана: ИКФ «Фолиант», 2000.

2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие / отв. ред. Г.С.

Сапаргалиев- Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

3. Турлаев А.В. Основы права.- Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Сапаргалиев, Г. Основы государства и права Казахстана: учебник / Г. Сапаргалиев. — 3-е изд., перераб. И доп. — Алматы: Атамура, 2003.

5. Основы права: учебник / под общ. ред. А.В.Мицкевича: учебник / ред. А.В.

Мицкевич. — М.: Норма-инфра-м, 1998.

Контрольные задания для СРС (о.- 2, 8, 9, 11)

1. Место права в системе наук.

2. Теории происхождения государства.

3. Юридическая ответственность и ее виды.

Основные понятия о праве и правовых явлениях

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто при­надлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоря­диться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права в качестве со­вокупности правил поведения (право в объективном смысле), ис­ходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтети­ческого (интегративного) определения. Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

2. Источник (форма) права

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта пре­кращения существования права определенного содержания.

Рекомендация  Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией 2024

Источник внепозитивного (надпозитивного) права видят в объ­ективной идее (разуме), в «природе вещей», в проявлениях боже­ственной воли и т.д.

Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось ис­торически в силу постоянной повторяемости и признано государ­ством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах; нормативный договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, содержащий правовые нормы, который получает поддержку го­сударства. В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзаконный нормативный акт.

3. Определение закона и подзаконных актов

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выражаю­щий государственную волю по ключевым вопросам регулирова­ния общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

— все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

— они не нуждаются в каком-либо утверждении другими ор­ганами;

— законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний.

Не субъекты и даже не характер акта определяют его принад­лежность к подзаконным актам. Главное их свойство состоит в том, что они содержат нормы права и имеют подзаконный ха­рактер. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспе­чения исполнения законов. В механизме реализации законода­тельных норм подзаконным актам принадлежит наряду с процес­суальными законами основополагающее значение в качестве юри­дической основы всей правореализующей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям правительства. Министры издают приказы и ин­струкции и т.д.

Тема семинара 1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях

Одной из форм учебных занятий по курсу «Основы права» являются семинары. Они способствуют формированию у студентов правового мышления, умения анализировать содержание и сущность норм права, изложенных в Конституции 1995 г. конституционных и обыкновенных законах, других юридических формах права. При этом важно иметь в виду, чтобы тематическое содержание семинаров рассматривалось в контексте Стратегии «Казахстан–2030», Ежегодных Посланий Президента народу Казахстана и Концепции правовой политики Республики Казахстан от 28.09.2009 г. В этой связи в структуре плана предусмотрены теоретические вопросы и задания к самостоятельной работе студентов (СРС).

В процессе подготовки к семинару целесообразно использовать рабочую программу курса основы права, в которой указывается объем учебного материала, преемственность в его изучении, ориентация на рекомендуемую литературу и нормативные правовые акты.

В целях выполнения задания каждый студент в процессе самостоятельной подготовки к семинару обязан проработать все вопросы плана семинара, законспектировать нормативные положения и по предложению преподавателя выполнить тестовые задания. Выполнение тестовых заданий должно быть аргументировано ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. При этом целесообразно в рабочей тетради делать краткие записи в виде тезисов по каждому вопросу темы с проработкой как теоретического, так и нормативного материалов. Подготовка текстов выступлений или сообщений в форме рефератов, докладов, обобщений материалов теории и практики, которые индивидуально даются преподавателем, студенты выполняют письменно; на семинаре они могут быть заслушаны.

Во время ответов допускается использование рабочих записей и тезисов. Необходимая литература и основные нормативные источники для подготовки к семинарам указаны в учебной программе курса.

1. Общие закономерности возникновения государства и права. Основные теории возникновения права. Основные пути возникновения государства и права.

2. Понятие и признаки государства и права.

3.Типы и формы государства, функции государства.

4. Норма права и её структура.

5. Правоотношение и его состав.

Литература

1. Атжанов Т.Ж., Роднов А.М. Теория государства и права. Учебное пособие

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

3. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии права. Саратов,1984

4. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред.

Н.И.Матузова и А.В.Малько.

5. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. М.Н.Марченко.-М.,1998.

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1996.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М., 2001

Тема семинара 2 -3 Конституционное права – ведущая отрасль права Республики Казахстан.

1.Понятие, предмет, метод, принципы Конституционного права.

2.Основные предпосылки принятия Конституции 1993 года и 1995 года. Структура и основные черты Конституции Республики Казахстан 1995года.

3.Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

4.Общие вопросы гражданства

5.Гражданство по законодательству РК.

6.Статус Президента Республики Казахстан

7.Статус Парламента Республики Казахстан

8.Статус Конституционного совета РК

9.Статус правительства РК

По данной теме предусмотрен устный ответ по вопросам, а также возможно составление:

— слайдовой презентации по 6-9 вопросам

— составление таблицы по 4 вопросу

— составление схем или кроссвордов

— написание эссе на тему «Конституция как основной закон государства»