IV. Остановка транспортного средства
47. В целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения сотрудник имеет право произвести остановку транспортного средства :
47.1. В случае выявления или наличия данных, свидетельствующих о нарушении требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, о причастности водителя и (или) пассажиров к совершению правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях (в том числе о совершении с его участием преступления или административного правонарушения), а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске или является участником ДТП.
47.2. Для совершения процессуальных действий, в том числе опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах противоправного деяния, а также привлечения их в качестве понятых.
47.3. Для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз; соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, режима труда и отдыха водителя транспортного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
47.4. Для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, в случаях, предусмотренных федеральным законом .
47.5. Для использования в случаях, не терпящих отлагательства, транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортных средств, принадлежащих гражданам .
47.6. При регулировании дорожного движения в случаях:
оказания содействия в проезде к месту происшествия транспортных средств экстренных оперативных служб и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
временного ограничения или запрещения движения транспортных средств, оцепления (блокирования) территорий ;
Часть 3 статьи 16 Федерального закона «О полиции».
устранения угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
47.7. При осуществлении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, проводимых на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на межрегиональном, региональном или районном уровнях, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном или районном уровнях (лиц, исполняющих обязанности перечисленных руководителей).
48. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящей установки или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы .
Пункты 6.11, 6.12 Правил дорожного движения.
В темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства осуществляется с использованием специальных световых сигналов.
49. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
50. Остановка транспортного средства осуществляется с соблюдением требований Правил дорожного движения.
51. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена Правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, регулирования дорожного движения, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена Правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
52. Остановив транспортное средство, сотрудник должен незамедлительно подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 11 Порядка, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления материалов по делу об административном правонарушении документов, в случае привлечения водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
53. Сотрудник для выполнения возложенных на полицию обязанностей вправе потребовать от участника дорожного движения:
53.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, при пресечении преступления, преследовании лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении;
доставления, административного задержания, отстранения от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза, применения (обеспечения) процессуальных и иных действий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
наличия достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) его поведение не соответствует обстановке) ;
Пункт 2 Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 44, ст. 7564).
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
53.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу безопасности, в том числе личной безопасности сотрудника, либо помеху другим участникам дорожного движения.
54. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
54.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
при болезненном или утомленном состоянии водителя, ставящем под угрозу безопасность движения ;
Пункт 2.7 Правил дорожного движения.
для проведения осмотра транспортного средства и груза при подозрении, что они используются в противоправных целях;
для идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства);
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
54.2. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение территориального органа МВД России, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
55. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им совершено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
56. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица.
Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении, к нему приобщаются копии (ксерокопии, фотокопии) соответствующих документов.
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении.
Рапорт сотрудника с приложенными к нему материалами по окончанию смены докладывается командиру строевого подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), регистрируется и направляется для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя).
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица.
57. В случаях отсутствия возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства, невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке, визуального установления признаков преступления, административного правонарушения, получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения, получения указания от дежурного, командира строевого подразделения ДПС (руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником принимаются меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства .
58. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящей установки или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящей установки) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
59. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации . При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;
Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения ;
Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации ;
Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей .
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
60. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, контролю за установкой и использованием водителями транспортных средств устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
61. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства, и отсутствии оснований для выполнения иных действий, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать для проверки документов сейчас?
Причины для остановки автомобиля и последующей проверки документов сотрудниками ГИБДД в 2024 году довольно чётко прописаны в Административном регламенте Приказа №664. Однако, эти основания и сейчас вызывают споры не только среди водителей и инспекторов ДПС, но и доходят даже до Верховного суда. Всё дело в некоторой противоречивости официальной трактовки законодательства.
И в статье мы рассмотрим, как это работает на практике на сегодняшний день, а также как должно быть по закону, что грозит водителю за отказ предоставить документы, какие из них ГИБДД имеют право проверять и все тонкости данного вопроса.
Остановка машины и проверка документов – в чём же сложность сегодня?
5 лет назад вступил в законную силу Приказ №664, который установил новые порядок и правила поведения сотрудников ГИБДД на дороге в виде Административного регламента. Он пришёл на смену устаревшему Приказу №185. Далее в него вносился ряд изменений и поправок. Но в целом он установил новый единый порядок двух важных для нас в этой статье вещей:
- остановки транспортного средства, в том числе оснований для того, чтобы она стала законной,
- и проверки документов со своими причинами для законности процедуры.
И, если в старом Административного регламенте были отдельные основания для остановки и отдельные – для проверки документов, то в новом последняя процедура является причиной для проведения первой.
Проще говоря, главная сложность в нашем вопросе состоит в том, что правомерным основанием для остановки транспортного средства инспектором ДПС вне стационарного поста является проверка документов. Вот только для последней тоже нужны свои основания.
Ниже мы рассмотрим подробно эти процедуры. А пока давайте сразу расставим точки и выясним, что вам будет грозить за это в 2024 году.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Всё достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки и далее проверки документов, а повезёт «к себе в гости» с дальнейшей перспективой провести в местах для административно арестованных до 15 суток.
А вы уже дальше будете обжаловать его действия. И с большой долей вероятности безуспешно. Но далеко не во всех случаях.
Но на самом деле, работает это на примере диалога так:
– Инспектор такой-то, предъявите ваши документы!
– Назовите причину остановки моей машины.
– Проверка документов.
– А основания для этой проверки?
– Операция «Вези меня олень».
– Ознакомьте меня с документацией по данной операции!
– Документация находится на стационарном посту по такому-то адресу. Передайте для проверки ваши документы, а затем можете отправиться на данный пост и убедиться в законности операции.
И всё! Действительно, у сотрудника полиции в 2024 году есть две универсальных основания:
- проводимые спецмероприятия,
- ориентировки на ваш автомобиль или на вас как водителя.
По сути они дают полную свободу действий по правомерности требований инспектора. Однако, согласно пункту 7 статьи 5 закона О полиции, полицейский всё же обязан ознакомить водителя с документами на такие ориентировки или мероприятия. Вот только инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомить не равно предоставить их по первому требованию водителя на месте остановки.
Они думают, что это означает «не препятствовать» ознакомлению. Вот только это разные вещи, как мы понимаем. Но кому от этого легче, если суды примут позицию именно сотрудника ГИБДД?!
Вас также заинтересует:
Но всё же поговорим исчерпывающе о законности всего этого.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2024 году?
Всего таких правомерных причин для остановки аж целых 14. Они перечислены в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор ДПС может остановить вас на машине:
- если выявил собственными глазами или приборами признаки любых нарушений в области дорожного движения,
- при наличии ориентировок на водителя, пассажиров (как бы он их усмотрел, стоя на дороге. ) или автомобиль о причастности их к правонарушению или преступлению,
- при наличии ориентировок, что машина числится в розыске или используется после угона или хищения,
- если сидящие в машине люди являются свидетелями чего-то, и их сотруднику ГИБДД нужно опросить,
- если инспектор хочет привлечь вас в качестве понятого,
- если полицейскому нужно воспользоваться в законных целях вашим транспортным средством,
- для ограничения движения автомобилей в дорожном движении (в этом случае он выполняет роль регулировщика),
- для перекрытия движения для спецколонн других автомобилей (кортежей, к примеру),
- в целях обеспечения проезда скорой помощи, пожарных или полиции к месту ликвидации ЧС,
- если водитель или пассажиры нужны для оказания помощи другим участникам,
- в рамках спецмероприятий по снижению ДТП,
- если на дороге произошло что-то, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов на автомобиль или груз, а также документов водителя,
- проверка паспорта у водителя или пассажиров, но только в случае их возможной причастности к преступлению, нахождению в розыске, а также для возбуждения дело об административном нарушении либо для задержания гражданина.
Обратите внимание, что это регламентированные Приказом основания для остановки. Само такое право сотрудника (вместе с правом проверки документов) реализовано подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 закона О полиции.
Итак, жирным в этом перечне оснований для остановки автомобиля выделена именно проверка документов. Получаем, что сотрудник ГАИ имеет право остановить любую машину, просто, если ему захочется взглянуть на правомерность использования этого авто конкретным водителем? Вовсе нет!
Так как для проверки документов нужны уже свои основания.
А какие причины для проверки документов?
Теперь перемещаемся к пункту 106 регламента, введённого Приказом №664. Здесь, к счастью, оснований гораздо меньше.
Законные причины для проверки документов инспекторов следующие:
- сотрудник увидел признаки нарушения ПДД или иных законов и нормативно-правовых актов (причём, он может только предполагать такое нарушение, но не безосновательно),
- аналогичное вышеописанному наличие ориентировок на водителя, пассажиров или на сам автомобиль,
- спецмероприятия по снижению ДТП и/или их последствий,
- а также при наличии оснований для остановки из пунктов 84.1-84.3 и пункта 84.11 регламента (в списке выше причин остановки это пункты 1-3 и 11).
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Итак, что мы имеем в итоге? Два важных вывода из всего этого:
- во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов,
- во-вторых, для проверки документов нужны свои основания.
Таким образом, получаем, что фактически законность остановки машины исходит из правомерности проверки документов сотрудником. Если инспектор не выявил признаки нарушений (ещё во время движения вашего авто до остановки), отсутствуют ориентировки и спецмероприятия, касающиеся вашего автомобиля (или отсутствуют документы от начальства ГИБДД о них), то и проверка документов незаконна. Если отсутствовало право на их проверку, то и остановка машины была неправомерна.
Важное решение Верховного суда РФ
Одним из наиболее ярких и весомых попыток осознания некорректности взаимоотношений пунктов 84.13 и 106 Административного регламента был иск одного из водителей в суд о признании противоречащими данных пунктов друг другу. Так, вероятно, водитель предполагал (прямо об этом в решение Верховного суда не указано), что право остановки автомобиля не может коррелировать с правом проверки документов. Если быть точнее, то на момент остановки машины инспектор ещё может не иметь оснований для проверки документов (например, есть ориентировки на пассажиров, но пока полицейский не остановит машину, он не разглядит в салоне авто – особенно, тонированного – похожих людей на тех, что указаны в этой ориентировке).
Речь идёт об оспаривании законности пункта 84.13 регламента. И дело дошло до Верховного суда России. Который, впрочем, не усмотрел никаких противоречий ни с пунктом 106 этого же нормативного акта, ни с Конституцией, указав буквально нижеследующее.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Арест до 15 суток как самое строгое наказание.
Так регулирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции. Но есть здесь и другие меры наказаний. Всего их три:
- штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
- административный арест до 15 суток,
- обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
На практике это происходит так, что вас за отказ предъявить документы могут прямо с дороги увести в отдел, назвав это доставлением. Это незаконно, если у вас с собой есть паспорт (хотя, фактически водительское удостоверение считается достаточным для составления протокола). И далее везут в суд для вынесения постановления об аресте (сами полицейские не вправе рассматривать дела по 19.3 КоАП, равно как и все дела, где водителю грозит арест).
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае на практике 2024 года тоже могут применить статью 19.3. Однако, это незаконно в данном случае.
Дело в том, что за это в действующем Кодексе предусмотрена специальная норма ответственности – часть 2 статьи 12.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
Чаще всего ничего – мы снова о практике. Так как суды чаще встают в этом вопросе на сторону полиции, полагая, вероятно, что водитель из принципа отказался предоставить документы и поехать дальше.
Если говорить о формальностях, то последствий для инспектора может быть три.
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права передвижения гражданина по статье 12.35 КоАП РФ.
- Уголовные наказания за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
- А также дисциплинарные меры от начальства, включая устное замечание, выговор и вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД со службы.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
Так как в данном случае речь идёт об обязанностях водителя, то здесь всё просто – в силу вступает пункт 2.1.1 ПДД. В стандартных случаях вы должны предъявить 3 документа:
- водительские права,
- свидетельство о регистрации,
- полис ОСАГО.
Обратите внимание, что вы также обязаны возить с собой эти три бумаги (или файла). Однако, при отсутствии их у вас это не образует объективную сторону нарушения по статье 19.4 КоАП, предусматривающую арест, так как вы не отказываетесь выполнить требование сотрудника ГАИ. Будет уже применена более специальная норма со штрафом и штрафстоянкой в случае отсутствия СТС по статье 12.3 Кодекса.
Как правильно их передавать для проверки?
И ещё раз взглянем на пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. Здесь прямо говорится, что вы обязаны именно передать для проверки инспектору ДПС документы. То есть дать в руки, а не предъявить, не показать.
Обратите также внимание, что пункт 53 регламента предписывает принимать документы от водителей без разного рода «железных аргументов».
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Выше мы перечисляли такие случаи в основаниях для остановки. Согласно пункта 84.14 Административного регламента, сотрудник имеет право потребовать для проверки паспорт в следующих ситуациях:
- если есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- требуется возбуждение дела о нарушении (составление протокола),
- требуется вас задержать.
Обратите внимание, что данные условия делают законным требование паспорта не только у водителя, но и у пассажиров автомобиля.
В каких случаях инспектор ДПС ГИБДД имеет право остановить транспортное средство?
В соответствии с требованиями Административного регламентаисполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664,
основаниями для предъявления сотрудником ДПС ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства являются:
1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
6. Необходимость использования транспортного средства.
Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711.
12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
При подаче сигналов об остановке водителю необходимо остановиться в месте, указанном сотрудником ДПС ГИБДД.
При этом остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
В каких случаях сотрудник полиции вправе останавливать транспортные средства
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль
Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв.
Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).
Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.
Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.
Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).
В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5, п. 37 ч. 1 ст.
13 Закона N 3-ФЗ).
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7) необходимость использования транспортного средства;
8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.
В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).