Основания и порядок подачи иска об установлении сервитута на земельный участок. Образец заявления

§ 1. Обращение в суд с иском об установлении сервитута

1. Действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашения о сервитуте или его условиях.

Определением суда апелляционной инстанции было отменено определение районного суда о возвращении на основании пункта 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) искового заявления Г. к В. об установлении сервитута в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 3 статьи 274 ГК РФ.

Направляя материал для рассмотрения в суд первой инстанции со стадии принятия искового заявления, судебная коллегия по гражданским делам областного суда правомерно исходила из того, что под установленным федеральным законом претензионным либо иным досудебным порядком урегулирования спора следует понимать определенную процедуру урегулирования спора, когда федеральным законом предусмотрены конкретные действия, которые обязаны совершить стороны до передачи возникшего между ними спора на разрешение суда, и когда в результате таких действий спор может быть урегулирован.

Положениями пункта 3 статьи 274 ГК РФ установлено, что в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Данная норма не устанавливает досудебный порядок урегулирования споров об установлении сервитута.

Таким образом, исходя из указанной нормы, достаточным основанием для обращения в суд лица, требующего установления сервитута, является недостижение сторонами соглашения об установлении или условиях сервитута, то есть возникновение между ними спора.

С учетом специфики предъявляемого требования в суд об установлении сервитута или его условий как вещно-правового способа защиты, по смыслу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), направление дополнительно претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или его условиях не требуется.

2. При решении вопроса, какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений.

Частью 3 статьи 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, — с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Из приведенных норм права следует, что при решении вопроса, какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — надлежит рассматривать спор, необходимо исходить из критериев субъектного состава участников спора и характера правоотношений, применяемых в совокупности. Одно обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, в отсутствие у сторон спора статуса предпринимателей, или возникновение спора между индивидуальными предпринимателями в отношении объекта, не используемого для осуществления предпринимательской деятельности, не свидетельствует о том, что спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Например, определением районного суда было прекращено на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ производство по делу по иску И. к обществу об установлении сервитута. Суд исходил из того, что истец И. имеет статус индивидуального предпринимателя, при обращении с требованиями просил установить сервитут в отношении земельного участка с назначением «для производственных целей» для обеспечения доступа к принадлежащему истцу земельному участку, нежилым помещениям, расположенным в здании склада. Установив, что нужды истца как собственника объекта коммерческого назначения связаны с необходимостью обеспечения проезда транспортных средств для провоза товаров, приобретенных в связи с ведением предпринимательской деятельности, суд пришел к выводу, что спор носит экономический характер и с учетом субъектного состава подлежит разрешению арбитражным судом.

В другом деле суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы жалобы об отсутствии компетенции у суда общей юрисдикции на рассмотрение дела по иску Ш. о прекращении сервитута, установленного ранее в отношении части принадлежащего ему земельного участка решением арбитражного суда, правомерно указал следующее.

Спор об отмене сервитута подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции или арбитражным судом с учетом субъектного состава участников процесса и характера правоотношения вне зависимости от того, каким судом установлен сервитут. Поскольку собственник земельного участка утратил статус индивидуального предпринимателя, коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.

3. Не может быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции недвижимого имущества.

Общество обратилось в суд с иском к Л. об установлении бессрочного сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, принадлежащий ответчику, в целях обслуживания здания истца.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что объект, являющийся по техническому паспорту материальным складом, был полностью демонтирован. На месте прежнего здания без разрешения на строительство и разрешительной документации истцом возведен новый объект капитального строительства с иными техническими характеристиками, право собственности на который в установленном законом порядке истцом не оформлено.

С учетом положений статей 222, 274 ГК РФ суд пришел к правильному выводу о том, что истец как лицо, самовольно построившее новый объект, не приобрел право собственности на данную постройку и не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования названным участком (сервитута).

4. В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Общество — собственник газопровода — обратилось к лицу, в частной собственности которого находится земельный участок, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, расположенного на названном земельном участке.

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, указав, что газопровод предназначен для обслуживания жилого дома и общество вправе использовать земельный участок в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода на основании публичного сервитута.

ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ ст. 23 изложена в новой редакции. Случаи установления публичного сервитута предусмотрены п. 4 новой редакции ст.

23.

При этом суд исходил из того, что положения статьи 274 ГК РФ допускают установление сервитута в интересах одного лица, которое использует чужой участок в своих интересах. Подпункт 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ предусматривает, что для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться публичные сервитуты.

Арбитражный суд округа не согласился с таким выводом суда первой инстанции, обратив внимание на особенности и отличие порядка установления и содержания публичного сервитута и сервитута, устанавливаемого по правилам гражданского законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В данном случае собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке статьи 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов.

Сами по себе положения подпункта 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В связи с указанным суд округа направил дело на новое рассмотрение.

5. С требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.

Собственник земельного участка, на котором расположены опоры линии электропередачи, обратился к собственнику линейного объекта с предложением о заключении соглашения о сервитуте, в котором бы определялся порядок пользования участком (порядок и время доступа, прохода и проезда через участок) в целях эксплуатации размещенных опор, а также размер платы за сервитут.

Собственник линейного объекта в заключении соглашения отказал, что явилось основанием для обращения истца (предпринимателя) в арбитражный суд.

В обоснование своего требования истец указывал на то, что размещение опор осуществлено после приватизации земельного участка без его согласия. Собственник линейного объекта уклоняется от заключения соглашения о сервитуте. Кроме того, истец сослался на то, что ранее судом ему отказано в удовлетворении предъявленных на основании статей 301 и 304 ГК РФ требований о демонтаже спорных опор.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку, по смыслу пункта 1 статьи 274 ГК РФ, право требовать установления ограниченного права имеет лицо, в чьих интересах ограничивается чужое вещное право, т.е. в данном случае — собственник опор линии электропередачи.

Постановлением апелляционного суда решение оставлено без изменения.

Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение в целях определения условий сервитута, указав, что статья 274 ГК РФ не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или условиях соглашения. При этом суд должен разрешить возникший спор по иску заинтересованного лица, требующего установления сервитута, принимая во внимание, что выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено. В данном деле правообладатель земельного участка в обоснование своего искового требования ссылался на то, что собственник линейного объекта осуществил его строительство на участке истца и, фактически пользуясь земельным участком, уклонялся от заключения соглашения, формализующего порядок, способ и время пользования земельным участком, а также устанавливающего обязанность по внесению соответствующей платы в определенном размере.

Рекомендация  Порядок заключения кредитного договора 2024

Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами предпринимателю отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.

6. Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

Вступившим в законную силу решением суда установлен сервитут, обременяющий земельный участок, принадлежащий предпринимателю. В последующем общество — собственник участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, предъявило требование о прекращении сервитута.

Арбитражный суд первой инстанции счел, что формулировка пункта 1 статьи 276 ГК РФ не позволяет собственнику вещи, для использования которой установлен сервитут, обращаться с требованием о прекращении сервитута, поскольку, в силу названной нормы, такое право принадлежит только собственнику земельного участка, обремененного сервитутом. Такие выводы поддержал суд апелляционной инстанции.

Суд округа судебные акты отменил, обратив внимание на следующее. Как установлено пунктом 1 статьи 276 ГК РФ, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Однако такая формулировка не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае, когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала.

Направляя дело на новое рассмотрение, окружной суд указал на необходимость оценить доводы и доказательства, представленные обществом в обоснование требования о прекращении сервитута.

Исковое заявление об установлении границ земельного участка

В большинстве случаев исковое заявление об установлении границ земельного участка связано с отказом согласовать границы с соседями. А точнее — владельцами смежных земельных участков. Такое согласование необходимо, когда собственник уточняет местоположение границ земельного участка.

Речь идет не об описках, их исправляют в порядке ст. 61 Закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Границы земельного участка — главный признак индивидуализации участка. Определяет их кадастровый инженер при проведении кадастровых работ — межевание земли. Иногда он выявляет пересечение границ с уже существующими участками (сведения о которых содержит Единый государственный реестр недвижимости).

И когда собственник смежного участка границы не согласовал, остается идти в суд.

Пример искового заявления об установлении границ земельного участка

В Чунский районный суд
Иркутской области
Истец: Скворцова Анна Владимировна,
адрес: 665510, Иркутская область,
пгт. Чунский, кл.

Светлая, 143
Ответчик: Капустин Дмитрий Анатольевич,
12.0.1992 года рождения,
место рождения, место работы истцу не известно
адрес: 665510, Иркутская область, пгт Чунский,
ул. Светлая, 145,
ИНН 2387094762,

Третье лицо: Управление Росреестра,
ИНН 7346872,
адрес: г. Иркутск, ул. Победы, 1

Исковое заявление об установлении границ земельного участка

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:8462:832, расположенным по адресу пгт Чунский, ул. Светлая, 143. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.

В связи с чем кадастровый инженер ООО «Кадастр» по моему заданию подготовил межевой план от 15.08.2023 г. В результате работ установлено, что граница принадлежащего мне земельного участка является спорной со смежным земельным участком с кадастровым номером 42:8562:851. Участок принадлежит ответчику.

20.08.2023 г. истец направил ответчику акт согласования местоположения границ. Ответчик ответил отказом в письменном виде.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Земельный спор рассматривает в соответствии со ст.

64 ЗК РФ суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39,40 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, ст. 64 ЗК РФ,

1. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 42:8462:832, расположенного по адресу: Россия, Иркутская область, пгт Чунский, ул. Светлая, 143, в соответствии с межевым планом от 15.08.2023 г. по следующим координатам в системе МСК:

Номер точки координаты
х y
1 8752984370 7658768
2 98643876 5254323

1. Квитанция об уплате госпошлины
2. Уведомление об отправлении иска и документов ответчику
3. Выписка из ЕГРН на участок истца
4. Межевой план от 15.08.2022 г.
5. Выписка из ЕГРН на участок ответчика

6. Договор на проведение кадастровых работ
7. Письмо ответчику о согласовании границ
8. Акт о согласовании границ земельного участка

9. Отказ ответчика в согласовании границ земельного участка
15.10.2023 г.

До обращения в суд

Практически для всех земельных исков до обращения в суд заинтересованное лицо осуществляет определенные действия. Речь идет об обращении к кадастровому инженеру. Именно он в соответствии с законом осуществляет кадастровые работы. То есть готовит межевой план на земельный участок.

Такое лицо определяет границы земельного участка, его точки. И суд часто требует определить эти точки еще на стадии предъявления иска в суд. В деле об установлении сервитута, к примеру, кадастровый инженер определяет границы сервитута, предварительные.

Причем по иску об установлении границ земельного участка может быть назначена землеустроительная экспертиза. И в итоге границы могут «скорректироваться».

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора закон не устанавливает. В то же время, необходимо выявить сам спор. Тот, кто устанавливает границы, направляет Акт согласования местоположения границ (ст. 40 Закона). Причем если собственник смежного участка его получит и не подпишет (в т.ч. промолчит), акт считается согласованным.

Только письменный отказ (возражения) станут поводом для обращения в суд.

Особенности сторон иска

Несмотря на кажущуюся простоту, у такого земельного иска есть нюансы:

  • истец: собственник, арендатор государственного или муниципального участка (срок договора аренды более 5 лет), гражданин с правом пожизненного наследуемого владения. А также лицо с правом постоянного бессрочного пользования земельным участком.
  • ответчик: правообладатель земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ (в принципе, тот же круг лиц, что и истец). Также ответчиком может быть СНТ, потребительский кооператив.
  • третье лицо: истец может привлечь Управление Росреестра, кадастрового инженера, правообладателей иных смежных участков, которые согласовали акт. На стадии подачи иска достаточно Управления Росреестра.

Как подать исковое заявление об установлении границ земельного участка

Госпошлина по такой категории дел составляет 300 руб. для физических лиц и 6000 для организаций. Некоторые судьи могут оценить такой иск как подлежащий оценке (крайне редко). Споры рассматривает районный суд.

Действует исключительная подсудность — по месту нахождения земельного участка.

С октября 2019 г. истец сам обязан направить иск и документы к нему участникам дела. Поэтому в суд документы он предоставляет в единственном экземпляре.

Суд рассматривает дело по общим правилам гражданского процессуального законодательства РФ. При этом истец должен быть готов к судебным расходам. Речь идет об экспертизе.

Когда суд сочтет ее необходимой, а истец откажется от ее проведения, суд может отказать в удовлетворении требований. Ведь необходимы специальные познания, которых для рассмотрения иска об установлении границ земельного участка может быть недостаточно.

18 вопросов по теме

Сосед залез на мою землю выкопал подвал под землёй на три метра залез в водвор под сараем полиция не чего не хоче делать,что мне делать

Юрист Анна Винограденко

Вам необходимо обращаться в суд с иском об устранении препятствий в пользовании принадлежащем Вам земельным участком. Образец на сайте есть.

помогите найти образец искового заявления в районный суд об установлении ФАКТА нахождения приналежащего мне гаража в конкретном месте ГСК для установления границ учаска земли под гаражем.Право собственности на землю оформлено.План гаражей отсутсвует.

Юрист Анна Винограденко
Необходимо составлять исковое заявление по представленному образцу.

С моим земельным участком граничат двое соседей ,и оба соседа залезли на мой участок поставив самовольно заборы как составить исковое заявление в суд? Образец?.

Юрист Анна Винограденко

Если границы Вашего участка уже внесены в кадастр, Вам поможет обратиться в суд иск об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Валентина Петровна

я владею участком ,выделенным мне в собственность в 1993 г,имеется свидетельство о праве собственности 3 соток.При попытке поставить его на кадастровый учет мне было отказано в межевании отделом архитектурно-планировочного бюро в связи с тем,что фактически площадь участка меньше,чем отражено в свидетельстве-2,5 сот.
прошу разъяснить ,при подаче заявления в суд кто является истцом и о чем я должна просить суд,чтобы оформить участок.Я на нем живу 30 лет ,стоит жилой дом,введенный в эксплуатацию.

Юрист Анна Винограденко
Воспользуйтесь представленным образцом иска.

Добрый день!как написать исковое заявление на соседа,содержит кур рядом с границей участка,построил навес вода стекает ко мне на территорию,испортил своими рейками мой профнастил

Юрист Анна Винограденко

Валентина, Ваш спор можно разрешить путем подачи иска об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Такой образец на сайте размещен.

Добрый день! мне нужно образец об усановлении границ земельных участков
Юрист Анна Винограденко

Воспользуйтесь размещенным на сайте примером, в нем подробно описана структура иска и доказательственная база.

Добрый день!Могу ли я согласовать через суд границы земельного участка находящейся в долевой собственности? Участок в доле на 5 собственников, 2 из них не вступили в право собственности, соответственно после проведения межевания Росреестр не сможет зарегистрировать межевой план без подписи акта всеми собственниками.Как сделать межевание? Заранее благодарю за ответ!

Юрист Анна Винограденко

Право долевой собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в ЕГРН. И только этих собственников достаточно для установления границ. Из Вашего вопроса нельзя установить основания, по которым возникло право собственности.

А от этого зависит способ решения вопроса. В целом, конечно, Вы можете через суд требовать установления границ земельного участка в связи с отсутствием согласия всех сособственников данного земельного участка.

Доброго времени.
Я владею участком с 2011г, который был выделен Сельской Администрацией 1995 года, имеется только кадастровый номер и технический паспорт. В 2016 году
администрация размежевала под строительство соседние участки в результате чего мой участок уменьшился в фасаде на несколько метров. Как мне вернуть границы.

Юрист Анна Винограденко

Наталия, в данном случае необходимо детально разбираться, возможно, признавать реестровую ошибку и просить об ее изменении или оспаривать результаты межевания.

у соседей пруд впритык с границей участков,разлился и залил наш участок.соседи не осушают и не укрепляют берег.они только доливают со скважины воды специально. я хочу после суда получить с них материальный и моральььный ущерб 200 000 руб интересно ,сколько нужно с них истребовать

Рекомендация  Ответственность учредителя ооо за налоговые нарушения 2024

Юрист Анна Винограденко

Раиса, для оценки точной стоимости ущерба можно назначить экспертизу. Потому что истец обязан обосновать свои требования и доказать размер причиненных убытков. Что касается права взыскать моральный вред, то такое право не безусловно и зависит от основания искового заявления.

Исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок

Одним из судебных способов защиты является исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок. Причем сервитут может устанавливаться не только на землю. Но и в отношении иной недвижимости (здание, помещение и т.п.).

Что такое сервитут, для чего такой иск и как его составить — об этом расскажем ниже.

Сервитут — право ограниченного пользования недвижимым имуществом. Это не аренда, то есть право владения не возникнет. Но это право пользования, ограниченное определенными целями и границами.

Пример искового заявления об установлении сервитута на земельный участок

В Армавирский городской суд Краснодарского края
Истец: Тарасов Николай Петрович,
место жительства: 362902, Краснодарский край,
г. Армавир, ул. Морская, 29

Ответчик: Солнцева Раиля Тимуровна,
место жительства: 362902, Краснодарский край,
г. Армавир, ул. Морская, 12,
дата рождения и место жительства,
идентификатор не известны

Исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок

Истец с 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером к3:32:8928 и жилого дома с кадастровым номером 7ц9:489:у3, расположенные по адресу г. Армавир, ул. Морская, 29. Ответчик — собственник смежного земельного участка и жилого дома по адресу г. Армавир, ул.

Морская, 12.

Принадлежащий по праву собственности истцу земельный участок не имеет отдельного прохода и проезда на улицу общего назначения. При проведении межевых работ кадастровый инженер установил, что проход и проезд к моему дому осуществляется через смежный земельный участок, ул. Морская, 12.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ сервитут может устанавливаться, в том числе, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца, не создавая существенных неудобств для собственника обременяемого земельного участка.

Иные способы прохода (проезда) к моему земельному участку через территории общего назначения отсутствуют. Второй смежный участок — лесной массив, где дороги общего назначения вообще отсутствуют. В целях установления границ и площади части земельного участка, которая необходима для проезда и прохода, кадастровый инженер разработал схему (прилагается).

Мой сосед на контакт не идет, в устной форме отказывает, примирительные процедуры не осуществлялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 274-276 Гражданского кодекса РФ, ст. 131-132 ГПК РФ,

  1. Установить право постоянного бессрочного пользования (сервитут) на часть земельного участка площадью 152 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 37а:27864:98:1, расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Морская, 12, общей площадью 1265 кв.м, с целью обеспечения прохода (проезда) к земельному участку истца согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории.

1. Квитанция об уплате госпошлины
2. Уведомление об отправлении документов и иска ответчику
3. Выписка из ЕГРН на земельные участки истца и ответчика

4. Схема границ сервитута на кадастровом плане территории
5. Сведения публичной кадастровой карты территории
Тарасов Н.П.

Тарасов 20.05.2022 г.

Когда использовать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок

Сервитут известен еще со времен Древнего Рима. Именно как ограниченное право пользования чужим земельным участков. Возник такой правовой институт потому, что при владении землей могут возникнуть нюансы. Например, земельный участок находится на удалении от дороги. И собственник такого земельного участка должен каким-то образом проезжать к своему участку.

Или здание принадлежит одному человеку, а земля вокруг него — другому. В качестве примера приведем и ситуацию: нужно протянуть водопровод к дому через землю соседа. И так далее.

Гражданский кодекс РФ посвящает сервитуту статьи 274-277. Совсем немного. В основном юристы при ведении дел, касающихся установления сервитута, используют судебную практику. Наиболее часто используемый документ — Обзор ВС РФ от 26 апреля 2017 г. Он содержит основные постулаты и касается практики применения Гражданского кодекса РФ.

При самостоятельной подготовке иска рекомендуем с ним ознакомиться.

Цели и порядок установления сервитута

Цели установления сервитута могут быть разными. Статья 274 называет основные:

  • проход, проезд через соседний земельный участок
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линейного объекта (газ, вода, канализация и т.п.)
  • иные нужды — их перечень не ограничен.

Прежде чем обращаться в суд с иском об установлении сервитута на земельный участок обратите внимание на Земельный кодекс РФ. Он содержит 2 специальные главы:

  • V.3 — сервитут на участок государственной, муниципальной собственности (и собственность на который не разграничена)
  • V.7 — публичный сервитут (очень специальные случаи, круг субъектов ограничен).

До подачи иска нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он подготовит схему границ сервитута. Все потому, что эти границы суд обязательно должен указать в своем решении.

Некоторые судьи могут оставить иск без движения, когда истец не укажет границы.

Сервитут должен быть единственным способом удовлетворить потребности истца. Если есть несколько путей прохода, то важно учитывать баланс все сторон. Для этого можно посоветоваться с юристом, кадастровым инженером, иным специалистом.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора закон не устанавливает. Но суд может уточнить, а пытались ли стороны заключить соглашение (формулировка ст. 274 ГК РФ).

Обратите внимание: соглашение о сервитуте одна из сторон регистрирует в ЕГРН. Только тогда соглашение считается заключенным.

Составление и подача искового заявления

Составить иск об установлении сервитута не сложно. В отличие от доказательств необходимости его установления (единственный способ удовлетворить нужды собственника). Поэтому в подавляющем большинстве случаев по делу проводится землеустроительная экспертиза.

Но это будет уже после подачи и принятия иска.

При подготовке документов в суд руководствуемся общими правилами подачи искового заявления. Истец (тот, для чьих нужд нужен сервитут и обязательно собственник) подает документы в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Того земельного участка, «на который» устанавливается сервитут.

Ответчик — собственник земельного участка.

Госпошлина для истца — физического лица составляет 300 руб. (неимущественного характера). Иск может подать и организация, и родители несовершеннолетнего (собственник земельного участка).

Что может сделать ответчик? Заявить возражения, предоставить отзыв. Доказать, что есть и иные возможности (без установления сервитута) удовлетворить нужды истца.

Наконец, ответчик может требовать соразмерную плату за пользование своим земельным участком. Для определения ее размера суд часто требует назначения экспертизы.

Исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок почти никогда суд не рассмотрит быстро, ведь это и экспертиза, и установление верных границ сервитута, его цели, срока (!), платы.

Основания и порядок подачи иска об установлении сервитута на земельный участок. Образец заявления 2024

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

1. В ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации указанного инженерного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части);

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

Рекомендация  Статья 104.2. Конфискация денежных средств или иного имущества взамен предмета подлежащего

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) сведения о проекте организации строительства, который является разделом проектной документации объекта капитального строительства и в составе которого определяются в том числе места временного складирования строительных и иных материалов, размещения строительной техники, возведения некапитальных строений, сооружений на срок строительства, в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сведения о договоре, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 284-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сведения о договоре, на основании которого осуществляются реконструкция, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано для указанных целей;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 284-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) реквизиты государственных, муниципальных программ, предусматривающих создание и (или) развитие телекоммуникационной инфраструктуры, соглашений, заключаемых оператором связи с органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо инвестиционного плана оператора связи, предусматривающего размещение или капитальный ремонт линий и сооружений связи.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения или капитального ремонта которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

С 01.02.2024 в пп. 1 п. 5 ст. 39.41 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ).

См. будущую редакцию.

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее — границы публичного сервитута), включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) копия соглашения, заключенного между заявителем и собственником линейного объекта, расположенного на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, о технических требованиях и условиях, подлежащих обязательному исполнению при реконструкции, капитальном ремонте или сносе указанного линейного объекта, в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, капитального ремонта или сноса указанного линейного объекта;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части), при условии, что такое право не зарегистрировано;

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя;

5) копия договора о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций, их эксплуатации в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

6) копия договора, на основании которого осуществляются реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано лицом, указанным в подпункте 4.2 статьи 39.40 настоящего Кодекса;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

7) копия договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

8) копия проекта организации строительства, который является разделом проектной документации объекта капитального строительства и в составе которого определяются в том числе места временного складирования строительных и иных материалов, размещения строительной техники, возведения некапитальных строений, сооружений на срок строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса.

(пп. 8 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

6. Границы публичного сервитута, устанавливаемого в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 — 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях реконструкции участков (частей) инженерных сооружений в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2022 N 284-ФЗ, от 04.08.2023 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.