Статья 12. Требования к парковке общего пользования
1. Парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
2. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.
4. Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
5. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
6. При размещении парковок общего пользования на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения.
7. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.
8. Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
9. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.
11. Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения.
12. Пользователи парковок общего пользования при размещении транспортных средств обязаны соблюдать правила пользования парковками общего пользования, установленные владельцами парковок. Владельцы парковок общего пользования обязаны размещать правила пользования парковками общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.
13. Контроль за соблюдением правил пользования парковками общего пользования осуществляется владельцами таких парковок.
14. Контроль за соблюдением требований к парковкам общего пользования, установленных настоящей статьей, осуществляется органами, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.
Парковочные места на придомовой территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Парковочные места на придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
- Благоустройство территории:
- Биотуалеты КОСГУ
- Благоустройство дворовых территорий
- Благоустройство придомовой территории
- Благоустройство территории вид расходов
- Благоустройство территории налог на прибыль
- Показать все
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконные парковки: споры по их сносу
(Костылева И.)
(«Жилищное право», 2019, N 1) Таким образом, учитывая действующее законодательство, приходим к выводу, что самостоятельное определение своего парковочного места на придомовой территории ни к чему хорошему не приведет. Остальные жители дома вправе обратиться с жалобами на действия незаконопослушного соседа, по результатам рассмотрения которых захватчика не только привлекут к административной ответственности, но и обяжут привести захваченную придомовую территорию в первоначальный вид: демонтировать установленные ограждения, произвести за свой счет ремонт асфальтового покрытия и так далее.
Статья: Судебный активизм в формировании правового пространства
(Лазарев В.В.)
(«Журнал российского права», 2021, N 9) Публичные интересы нередко пересекаются с частными, и тогда судам приходится решать вопросы, непосредственно затрагивающие жизненно важные интересы граждан. Так, в последние годы часто становятся спорными вопросы установления внутридомовых и придомовых территорий. Как показывает практика, судам приходится учитывать, какими нормативными актами регулируются, например, вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, кто имеет право наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе на размещение на ней принадлежащего гражданину автомобиля, имеет ли какое-либо значение решение общего собрания автовладельцев для ограничения права на пользование парковочным местом.
Нормы Гражданского кодекса РФ регламентируют, что права и обязанности возникают в том числе из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом. Но жизненные ситуации здесь могут быть столь многообразны, что не исключены решения на основе аналогии или содержащиеся в законе нормы потребуют конкретизации судебным актом .
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) 16 апреля 2015 г. на собрании автовладельцев по вопросу организации парковочных мест и благоустройства придомовой территории принято решение лишить С. возможности парковать автомобиль, принадлежащий истцу, на огороженной придомовой территории за нарушение правил парковки, утвержденных на общем собрании автовладельцев, и за нарушение положения о порядке въезда и парковки автотранспорта, возвратить ранее внесенные ею денежные средства, ее первоначальный взнос.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Организация парковки на придомовой территории 2024
Статья 13. Требования к платной парковке
1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.
2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.
3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.
4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.
5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.
7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.
10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующей информации:
1) обоснование необходимости пользования платными парковками, основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования;
2) дата начала пользования платными парковками;
3) предполагаемые зоны платных парковок на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
4) порядок пользования платными парковками;
5) размер и порядок осуществления оплаты за пользование парковками.
Что делать УО и жителям, если во дворе дома паркуются грузовики
Во дворах многоквартирных домов становится всё больше припаркованных автомобилей. Иногда это грузовые крупногабаритные машины или автобусы, которые занимают много места на парковке и мешают движению. Читайте, есть ли законы, которые запрещают ставить такой транспорт во дворах и как с ним бороться жителям дома.
Вызовите ГИБДД, если припаркованный транспорт нарушает Правила дорожного движения
- мешает проезду других машин;
- перекрывает обзор водителям – из-за длинного и высокого кузова можно не увидеть выскакивающего из подъезда ребёнка;
- вредит асфальту, который во многих дворах и так не в лучшем виде;
- занимает сразу несколько парковочных мест, и жители дома не могут припарковать свой личный транспорт.
Вариантов борьбы с грузовиками во дворах несколько. Прямой запрет парковку во дворе жилого дома прописан в НПА только в отношении транспорта более 3,5 тонн. Согласно п. 17.2 ПДД, в жилой зоне запрещена стоянка «грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 т» вне специально выделенных и обозначенных знаками мест.
Если на придомовой территории оставлен такой грузовик или автобус, то жители вправе вызвать наряд ГИБДД. Её сотрудники должны зафиксировать нарушение.
ПДД также запрещают при парковке создавать помехи движению транспорта и оставлять машины на тротуарах и газонах. Если владелец грузовика или автобуса нарушает эти требования, то УО или собственники могут зафиксировать это и отправить заявление в ГИБДД.
При нарушениях правил парковки, описанных в санитарных нормах, обратитесь в надзорный орган
Также полезными для борьбы с грузовым и легковым транспортом, который заполнил двор МКД, будет СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В таблице 7.1.1 этих правил описаны правила стоянки автомобилей во дворах жилых домов – на определённом расстоянии от окон жилого дома в зависимости от количества машино-мест.
Если двор МКД не позволяет удалить транспорт от окон, и там паркуется коммерческий и грузовой транспорт, то жители могут пожаловаться в УО или напрямую в орган санэпиднадзора.
Не ссылайтесь на отменённые документы о правилах парковки коммерческого транспорта
Отдельно упомянем приказ Минтранса РФ от 17.05.2018 № 199, на который ссылаются некоторые источники при ответе на вопрос, как бороться с грузовиками во дворе МКД. В нём было прописано, что на территории общего пользования МКД не допускается стоянка транспортных средств, принадлежащих юрлицам и ИП, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров по договорам.
Этот запрет касался только Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Но в рамках «регуляторной гильотины» его отменили с 1 января 2021 года, поэтому ссылаться на него в борьбе с грузовиками во дворе не получится.
По решению ОСС установите на въезде шлагбаум
Собственники и УО могут бороться с большегрузами во дворе МКД и своими силами – на общем собрании решить установить на своей придомовой территории шлагбаум. Для этого земельный участок под домом нужно поставить на кадастровый учёт и включить в состав общего имущества МКД (п. 4 ч. 1 ст.
36 ЖК РФ, пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491).
Но одного решения ОСС для монтажа шлагбаума мало: поставить его можно только после согласования с уполномоченными госорганами и муниципалитетом. При этом в разных регионах и даже муниципальных образованиях правила такого согласования различаются. С ними нужно будет ознакомиться до подачи документов.
Для всей России существуют единые требования к установке шлагбаума во дворах домов: они прописаны в правилах противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. С ними тоже стоит ознакомиться до того, как принимать решение об установке шлагбаума и проект монтажа.
При отсутствии во дворе организованной парковки – установите запрещающие дорожные знаки
Если жители дома не согласны платить за установку шлагбаума или установить его в соответствии с НПА невозможно, то управляющие домами, ТСЖ и собственники прибегают к другому способу оградить территорию от стоянки грузовиков и другого коммерческого транспорта – устанавливают дорожные знаки.
Это могут быть знаки «Въезд запрещён» и «Стоянка запрещена» в тех зонах, где обычно паркуются такие машины. Но в данной ситуации жители должны иметь в виду, что и их личный транспорт оставить на этих местах будет нельзя.
При этом нужно учитывать, что собственники помещений в МКД, равно как и управляющие организации, не имеют права самовольно размещать дорожные знаки на придомовой территории. Место установки дорожных знаков могут определить и утвердить только госорганы, региональные власти или муниципалитеты в зависимости от принадлежности дороги.
Они руководствуются требованиями № 196-ФЗ и № 443-ФЗ. Правила применения дорожных знаков прописаны в ГОСТ Р 52290-2004: в них указано, на каком расстоянии и под каким углом к дороге должны быть размещены знаки, их размер и расположение.
Установите на ОСС ограничения в пользовании земельным участком
Как показывает анализ НПА, прямых запретов на парковку во дворах жилых домов коммерческого транспорта, если он меньше 3,5 тонн, сейчас нет даже в столице и других городах федерального значения. Поэтому однозначного решения проблемы грузовиков во дворе сейчас не существует, вопрос не урегулирован в НПА.
Если во дворе МКД стоит грузовой транспорт сторонних лиц, не проживающих в доме, то на общее собрание можно вынести вопрос об установке шлагбаума или ограды с воротами.
Но даже шлагбаум и ворота не всегда могут быть эффективными в борьбе с грузовиками и другими крупными автомобилями, если это собственность кого-то из жителей дома, например, индивидуального предпринимателя или самозанятого. В таком случае он будет пользоваться своим брелоком или ключ-картой и свободно проезжать на придомовую территорию.
Но при этом, если придомовая территория оформлена, собственники помещений МКД на ОСС могут принять правила пользования своим земельным участком, в том числе ввести ограничения на парковку (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Существует ли такая проблема в домах под вашим управлением? Как вы её решаете? Поделитесь в комментариях.