Правительство России утвердило необычный метод борьбы с неплательщиками за ЖКХ-услуги. Со следующего года недополученную плату за содержание общего имущества разделят между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. В случае неоплаты отдельными жильцами их долги по общедомовым нуждам перейдут на соседей.
Юлия Сунцова
Новый порядок погашения задолженностей определен постановлением правительства №92 от 03.02.2022, подписанном Михаилом Мишустиным. Изменения касаются расчетов за коммунальные ресурсы, потребление которых фиксируется при помощи общедомовых приборов учета.
Актом правительства предусмотрена процедура перерасчета платы за общедомовые нужды с первого квартала следующего года, поэтому, несмотря на вступления постановления в силу с 1 сентября 2022 года, его применение по этой части начнется с 1 января 2024 года.
В настоящее время финальным плательщиком за общедомовые нужды выступает управляющая компания. Если кто-то из жильцов подает неверные показания, копит задолженности, ворует через незаконные врезки, возникают сверхнормативные расходы, и с ними пока еще разбираются, справляются и покрывают управляющие компании. С 2024 года эти затраты переносятся на жильцов.
Если из-за кого-то из них возникнет долг по общедомовым нуждам, он будет разделен и начислен всем обитателям дома.
Несмотря на очевидную скандальность нововведения, регионы уже готовятся к предстоящим изменениям в системе оплаты ЖКХ.
В Республике Башкортостан во время пресс-конференции министр ЖКХ Алан Марзаев подтвердил, что с нового года сверхнормативные расходы на общедомовое имущество будет перенесено с управляющих компаний на население.
— Ранее по долгам платили управляющие компании, неся необоснованные убытки. Платили они это из средств, которые должны были пойти на оказание других услуг. Сейчас эта проблема решилась — управляющая компания будет выполнять свою работу и отвечать за нее, а если кто-то ворует, разбираться между собой должны будут жильцы.
Есть совет дома, который может выявить недобросовестного плательщика коммунальных услуг, — сказал министр.
Обязательным становится перерасчет в первом квартале года, но на общедомовой собрании собственники могут принять решение оплачивать возникший долг ежемесячно, чтоб не было пугающих сумм, — добавил заместитель министра ЖКХ Башкортостана Юрий Палтусов.
В республике ресурсоснабжающие организации заключают договоры с подрядными организациями, обязанностью которых станет обеспечение попадания в квартиры собственников с целью проверок показаний приборов учета. Если обход по квартирам будет по каким-либо причинам затруднен, тогда долги этих «несговорчивых» просто лягут на других собственников. «Соседям нужно находить общий язык с неплательщиками, давить им на совесть», — говорят башкирские чиновники.
Таким образом правительство, по-видимому, надеется простимулировать активность собственников МКД и их участие в управлении общим имуществом. Только уже сейчас понятно, что у добропорядочных соседей нет реальных рычагов воздействия на неплательщиков коммунальных услуг, и нововведение приведет, скорее, к межсоседским распрям вплоть до случаев с физическим насилием. Кроме того, за предупреждение и регулирование таких споров по здравому смыслу как раз отвечает управляющая компания – ее представители получают зарплату за разрешение подобного рода ситуаций, это входит в их прямые обязанности.
Ко всему прочему, данные изменения плохо согласуются с духом закона – в 21 веке просто не существует законных оснований, по которым долги одних граждан должны оплачивать другие граждане, причем совершенно посторонние друг другу. В сложившейся практике в России взысканием долгов занимаются через суд. Взыскатель вправе требовать уплаты долга, в том числе с уплатой всех своих издержек, начислением пени, неустоек, процентов за пользование денежными средствами и пр.
А наложение судом обеспечительных мер, арест имущества должника с угрозой последующей реализации с торгов представляется более эффективным методом воздействия на должника, чем причитания соседей.
Вдобавок новелла стимулирует не активность собственников МКД, а иждивенчество. Если за меня по закону всё равно заплатят более состоятельные соседи, зачем вообще заморачиваться с этими платежками по ЖКХ?
Как обязанность платить за долги соседей вяжется со здравыми смыслом и законом, мы спросили у юристов и экспертов в сфере ЖКХ.
Александр Толмачев, общественный деятель, зампредседателя Союза юристов Москвы:
— Всё то, что происходит сегодня, осенью 2022 года – закономерно, основы этих процессов заложены еще двадцатилетие назад. После краха СССР власть на самом деле пыталась ввести самоуправление в жилищном хозяйстве: делался упор на формировании кооперативов, товариществ собственников жилья, государство помогало снижать тарифы и т.д. Однако 20 лет назад концепция поменялась: ресурсоснабжающие организации захотели монополию на управление ЖКХ, и их желание узаконили.
Как только сфера монополизировалась, тарифы выросли в разы. Правительство убеждало, что жильцы таким образом инвестируют – деньги якобы пойдут на починку инфраструктуры, дыр, ржавых труб и всё такое, половина от добавленных сборов будет идти на ремонт. Однако ремонта за 20 лет мало кто увидел.
С тех пор платежи ежегодно беззастенчиво увеличиваются на 20%. На этот раз повышения каждый раз объясняют тем, что необходимо сделать нашу российскую систему ЖКХ привлекательной для иностранных инвесторов. Но никаких инвесторов особенных мы так и не увидели, потому что их никто в огород не запустил.
В Германии доходность от предоставления ЖКХ-услуг в 12% считается роскошной и при этом там всё работает, у нас 50% доходности, и не меняется ничего.
Монополия, конечно же, была организована в пользу олигархических групп.
После того, как эту монополию протащили без особого ропота населения, надо сказать, дело зашло еще дальше. Теперь вместо коммунальных услуг нам подсовывают услуги на предоставление коммунальных услуг. А в чем разница?
Как только в договорах появляется слово «услуги», да еще и предоставляемые от имени коммерческой организации, эти договоры становятся односторонними. «Почему в три раза платежки выросли?» Ответ: «Потому». Всё, ты никак на изменения уже повлиять не можешь.
Случился фактический запрет повлиять на тарифы решениями собраний собственников. Случилась катастрофа. Люди не сопротивлялись, потому что не поняли разницу между продажей ресурсов и продажей услуг.
Самое страшное, что люди платят, как бы одобряют всё происходящее рублем, у нас в стране очень высокая собираемость – 96%, так мы устроены. Нужно ли удивляться, что тарифы будут расти и дальше?
Если раньше плата за общедомовые нужды была в рамках 2-3% от общей платежки, то теперь она порой превышает плату за услуги по самой квартире.
Подобные конфликтные ситуации с соседями по-хитрому создаются намеренно, опять же — для укрепления монополии, чтобы вы никогда в жизни, не дай Бог, даже не задумывались о создании кооператива для управления собственным жильем.
Павел Ткаченко, юрист, эксперт по вопросам ЖКХ:
— На самом деле наш законодатель уже не первый год экспериментирует с распределением общедомовых нужд между всеми собственниками помещений.
В 2016 году вышел закон (Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498) которым ответственность за превышение расходов по общедомовым нуждам возлагается на управляющие организации. Таким образом рассчитывали, что управляющие компании теперь точно будут следить и своевременно отчитываться по показаниям общедомовых и, в рамках своей компетенции, индивидуальных приборов учета. При этом возможность начислять данные платежи сверх норматива было не запрещено, если такое решение было принято на общем собрании собственников помещений.
Поскольку большинство собственников помещений не разбираются в вопросах ЖКХ, то массово отдают свой голос за фактическое распределение СОИ (содержания общедомового имущества) из разницы показаний между общедомовым прибором учёта и индивидуальных приборов учёта, без применений нормативов потребления. Норматив потребления может быть установлен и рассчитан так, что никогда не превысит фактическое потребление по СОИ (ОДН). Вступающие в силу новые правовые нормы обязывают распределять сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам равномерно между всеми собственниками в соответствии занимаемой ими площадью.
На тех собственниках помещений, чьи общие собрания ранее уже утвердили такой порядок распределения общедомовых нужд, это никак не отразится. Также новый закон особо не затронет те многоквартирные дома, в которых приборы учёта установлены на лестничных клетках, поскольку управляющей компании не составляет труда ежемесячно снимать показания всех приборов учёта, что приводит к корректным начислениям по услугам ЖКХ.
Изменения почувствуют дома, в которых приборы учёта находятся внутри жилых помещений и собственники своевременно не передают показания приборов учёта. Законом предусмотрено, что если собственник не передаёт показания приборов учёта, то ему вначале начисляется среднемесячные показания, а потом норматив потребления. А как только собственник передаст показания, будет осуществлён перерасчёт по фактическим показаниям.
Судебная защита остается основным инструментов управляющей компании, но даже если речь идёт о безнадёжном должнике, с которого нечего взыскать, его долги — это убытки управляющей организации, которые никак не могут лечь на плечи соседей должника.
Самая уязвимая категория граждан, на которых существенно отразится данное нововведение законодателя, это жильцы новостроек. Если раньше управляющая компания не могла выйти за установленный норматив потребления, то теперь при фактическом распределении в новых жилых многоквартирных домах может возникнуть следующая ситуация. Половина собственников ещё не заехала или делает ремонт, и не передают показания приборов учёта, а вторая половина дома уже обжилась, передаёт показания приборов учёта. По итогу возникает большая разница между индивидуальными приборами учёта и общедомовым счётчиком.
Начисления по СОИ (ОДН) могут быть колоссальными, но от этого уже некуда не деться, пока дом не будет заселён полностью.
Глеб Гилинский, учредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства»:
— В каких случаях придётся платить за соседа?
1) У соседа есть счётчик, но он передаёт или нулевые показания или занижает показания. У управляющей организации или ресурсоснабжающей компании (смотря кто является поставщиком коммунального ресурса) есть обязанность не реже одного раза в год проводить контрольный съём показаний индивидуальных приборов учёта, и тогда м3 и квт-часы, на которые схитрил сосед, уйдут из ОДН и вернутся в платёжку хитрецу (п. 83 Правил оказания коммунальных услуг Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354),
2) У соседа нет счётчика, ему выставляется норматив по числу зарегистрированных, а фактически в квартире живёт больше людей. В этом случае управляющая организация обязана составить акт о числе фактически проживающих и выставлять счёт на потребление ресурса, исходя из него (п. 56(1) Правил оказания коммунальных услуг Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
В каких случаях ещё ОДН может вырасти для жителей? В случае неэффективной работы по энергосбережению со стороны УК. Текущие трубы в подвале, горящий среди бела дня свет на лестничной клетке, устаревшие лампы накаливания в плафонах вместо светодиодных светильников — всё это теперь в прямом смысле слова за счёт жителей. В этом и заключается логика закона.
Собственники должны следить за тем, как управляется их имущество и выбирать для управления им эффективные компании. Тем более что проведение общего собрания собственников теперь возможно и онлайн. Кроме того, появилось много роскошных домов с многочисленными и сложными инженерными системами (например, с ИТП), с переходными лестницами и т.п., а норматив ОДН остался ещё советским.
Получается, жители пятиэтажек, где всех расходов — одна лампочка на лестнице должны экономить на ОДН, а владельцы квартир в домах бизнес-класса с лифтами на парковку и кондиционером в лобби — платить больше, по фактическому потреблению.
Сергей Сергеев, юрист, руководитель практики «Коммунальное хозяйство, энергетика и управление недвижимостью» Московской коллегии адвокатов «Арбат»:
— Во-первых, речь идёт не о распределении долгов, а об изменении формулы начислений за использованные ресурсы, потраченные на общедомовые нужды (КРнаСОИ). Данное понятие появилось в жилищном законодательстве с 2017 года. Однако тогда же и было установлено ограничение: жителям нельзя предъявить к оплате объем коммунального ресурса на содержание общего имущества, превышающий установленный в регионе норматив.
Для понимания процесса в двух словах опишем порядок расчета. Для примера возьмем горячую воду. В подвале дома стоит прибор учета, который считает всю горячую воду, поставляемую в многоквартирный дом. При этом в квартире у каждого собственника тоже стоит такой прибор, который считает, сколько горячей воды поступило именно в квартиру на индивидуальное потребление. Отнимаем от общего количества сумму показаний всех квартирных приборов и, вуаля, получаем объем ресурса, затраченный на содержание общего имущества.
Вот этот объем теперь будут делить на всех, без ограничений. Поэтому если кто-то не платит, то его долг останется за ним. Другое дело, если кто-то ворует горячую воду. Потребляет тонну, а показания приборов сдает на литр. Или вообще не подает.
Вся украденная таким образом вода, согласно новой формуле, будет учтена в составе воды, потреблённой на содержание общего имущества. И обязанность по оплате этой украденной воды, ляжет на всех собственников пропорционально их доле в праве на общее имущество.
Однако здесь речь не идёт о распределении долгов. Кроме того, соседи совместно с управляющей организацией вправе начать собственное расследование и вывести хитреца на чистую воду. В свою очередь для таких злостных нарушителей уже предусмотрена своя ответственность в виде повышенной платы за украденный ресурс и административные штрафы. То есть теоретически эту ситуацию можно пресечь, и это не тот случай, когда на неё никак нельзя повлиять. Однако сделать это будет непросто.
Нужны инициативные собственники и добросовестная управляющая компания, готовые сообща бороться с нарушителями во благо остальных порядочных собственников.
Суровая плата за ЖКХ: какие риски грозят владельцу доли в квартире
Владение долей в квартире часто оборачивается для собственника головной болью, особенно когда дело доходит до оплаты услуг ЖКХ. Сайт «РИА Недвижимость» узнал у экспертов, почему придется платить, даже если не живешь в квартире, что будет, если накопить большой долг за «коммуналку» и можно ли мирно договориться по этим вопросам с другими владельцами.
За какие услуги ЖКХ должен платить владелец доли?
Каждый собственник жилья должен вносить плату за услуги ЖКХ в соответствии с размером доли в праве собственности (ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Такая обязанность возникает у него непосредственно с момента возникновения этого права, а в отношении квартиры в новостройке – с момента подписания акта приема-передачи от застройщика.
Человек обязан платить:
1) за содержание жилого помещения – работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества;
2) за капитальный ремонт;
3) за коммунальные услуги (вода, электричество, газ).
Счастье и проклятье: семь самых сложных ситуаций с долей в квартире
21 июня 2022, 10:00
А можно не платить, если не живешь в квартире?
Если собственник не проживает в квартире, он в любом случае обязан оплачивать содержание жилого помещения и капитальный ремонт (п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22), а также отопление.
В случае, когда в квартире установлены счетчики, то платить за воду и электричество будет не нужно. Если же таких приборов учета в квартире нет и плата рассчитывается по нормативам потребления, то в этом случае такие ресурсы придется оплачивать в любом случае – расчет идет пропорционально доле владения квартирой. Но можно написать заявление в управляющую компанию о том, что собственник не живет по этому адресу, и приложить к нему документы, подтверждающие его проживание в другом месте.
Также можно не платить за вывоз мусора и газ, так как оплата по этим услугам начисляется по количеству человек, зарегистрированных по адресу. Для этого необходимо предоставить в управляющую компанию справку, что владелец доли зарегистрирован и живет в другом месте и там же платит за аналогичную услугу.
Кроме того, можно не платить за шлагбаум, консьержа и прочие дополнительные услуги, о которых собственники квартир в доме договорились между собой.
Нужно ли платить за ЖКХ в квартире, в которой не живешь, но владеешь ею?
26 мая 2021, 16:53
Что грозит тому собственнику, который не платит за ЖКХ?
Обычно плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа. Таким образом, на 11 число месяца уже будет просроченная задолженность.
Если прошел месяц, а человек так и не заплатил, то начинают начисляться пени. В период с 31 по 90 день просрочки платежа начисляют 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки, далее пени вырастают до 1/130.
Управляющая компания или поставщик услуг могут взыскать задолженность в судебном порядке. В случае удовлетворения такого иска суд обяжет должника погасить долг вместе с пенями. Затем за дело берутся судебные приставы.
Они могут арестовывать счета должника в банках и взыскивать задолженность с доходов, а также обратить взыскание на счета в банках, на имущество, например, автомобиль.
Кроме того, они могут наложить арест на саму долю в квартире – в этом случае человек имеет право жить в ней, но временно не сможет распоряжаться своей собственностью (например, продать ее).
Если долг по ЖКХ так и не будет выплачен, по решению суда доля может быть изъята. Правда делается это только в том случае, если сумма задолженности соразмерна стоимости доли, а квартира не является для этого собственника единственным жильем. Впоследствии долю будут продавать с торгов, для того чтобы на вырученные деньги погасить долг за ЖКХ.
Если доля квартиры выставлена на торги за долги, то сохраняется ли у собственников остальных долей преимущественное право выкупа?
3 августа 2020, 11:10
Рискуют ли чем-то собственники, которые исправно платят за свои доли, если в квартире есть должник?
По общему правилу управляющая компания или ресурсоснабжающая организация имеют право отключить в квартире доступ к коммунальным услугам (электричество, водоснабжение и отопление), если они не оплачиваются в течение 2 месяцев.
Правда сначала они в любом случае несколько раз предупреждают собственника-должника, потом ограничивают оказание услуги на определенное время и только после этого прекращают ее предоставление.
Если лицевые счета разделены, и в квартире есть люди, которые исправно оплачивают коммунальные услуги пропорционально своей доле в праве собственности, управляющая компания имеет право ограничить поставку ресурсов только должнику. Так как сделать это технически невозможно, рисков отключения коммунальных услуг в квартире практически нет.
Если же счета не разделены, то риски выше, но, как правило, управляющая компания все равно предпочтет не прибегать к таким радикальным мерам.
Совместно обреченные: три главные проблемы владельцев долей в квартире
25 января 2021, 14:18
Можно ли сейчас разделить лицевые счета?
Каждый сособственник вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения об оплате за жилое помещение – то есть разделения лицевого счета (ст. 155 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ).
Для этого нужно обратиться в управляющую компанию, предварительно составив с другими сособственниками соглашение о том, как будут делиться расходы. Оно составляется в простой письменной форме и должно быть подписано всеми владельцами долей в квартире. Если заключен договор с каждой ресурсоснабжающей организацией в отдельности, то предъявлять соглашение и писать заявление придется во все.
Управляющая компания или ресурсоснабжающая организация в течение 30 рабочих дней проводит процедуру раздела лицевого счета и далее предоставляет квитанции об оплате каждому сособственнику отдельно, соразмерно его доле в праве собственности на квартиру.
Что делать, если договориться о разделении лицевого счета не получилось?
Если же достичь договоренности со всеми собственниками не удастся, придется обращаться в суд с иском к управляющей компании об определении порядка и размера участия в оплате жилого помещения и коммунальных услуг и выдаче отдельного платежного документа (вопрос № 27 Обзора, утв. постановлением президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007).
Правда тут нужно иметь в виду один важный нюанс. Если сособственники решают этот вопрос в судебном порядке, суды нередко принимают стандартные судебные решения без поправок по коммунальным услугам, предоставляемым ресурсоснабжающими организациями.
Они не принимают во внимание, что такие услуги рассчитываются исходя из показаний приборов учета, которые устанавливаются не на каждого сособственника по отдельности, а на всю квартиру целиком. И здесь впоследствии возникают практические проблемы в выставлении счетов за жилищно-коммунальные услуги. Так что лучше все же договориться.
Блог
Взыскание задолженности за ЖКУ с физических лиц. Часть 1
Источник фото: https://www.pexels.com/ Вопрос взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги является, с одной стороны — самым простым, а с другой — самым распространенным. При кажущейся простоте и правовой определенности, встречаются несколько важных моментов, которые юристы не всегда толкуют однозначно. В данной статье попытаемся напомнить основные правила взыскания задолженности с физических лиц, а также рассмотреть несколько самых распространенных вопросов, возникающие у резидентов форума burmistr.ru.
1. Иск или судебный приказ?
Статьей 122 ГПК РФ установлены основания выдачи судебного приказа. Одним из оснований является требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи. При этом, в порядке приказного производства возможно взыскание задолженности не более 500 тысяч рублей (ст.121ГПК РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности: по месту жительства должника или месту нахождения имущества (если место жительства не известно). Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства ( пункт 1 части 1 статьи 23 , часть 1 статьи 121 , абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).
В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен ( статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного производства. 2. Как подавать заявление о вынесении судебного приказа, если собственник — несовершеннолетний? В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания ( статьи 21 , 26 , 28 ГК РФ и статьи 56 , 60 , 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей ( статья 26 ГК РФ). Таким образом, задолженность за детей-собственников взыскивается с обоих родителей. При этом, оформляется одно заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности с родителей солидарно. Напомним, что солидарная ответственность — это совместная ответственность лиц, возникающая, в частности, при неделимости предмета обязательства.
3. Отличается ли порядок взыскания при долевой и совместной собственности? Достаточно много помещений МКД находятся в совместной или долевой собственности. Статьей 244 ГК РФ установлено, что, имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Если помещение в МКД находится в долевой собственности, на каждого собственника доли помещения необходимо подавать отдельное заявление с указанием суммы задолженности (которую необходимо рассчитать пропорционально доле в праве собственности). В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что мировой судья, арбитражный суд возвращает заявление о выдаче судебного приказа на основании части первой статьи 125 ГПК РФ, части 1 статьи 229.4 АПК РФ в том числе в случае, если в заявлении о выдаче судебного приказа содержатся требования к нескольким должникам, обязательства которых являются долевыми.
Также помещение может находиться в совместной собственности (без указания доли в праве) — часто встречается в квартирах, оформленных в собственность до 1997г. Согласно ч.1 ст.253 ГК РФ, участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. В этом случае, по общему правилу, задолженность с собственников взыскивается солидарно в одном заявлении о выдаче судебного приказа. 4. Можно ли судебным приказом взыскать пени и судебные издержи? Четкий и однозначный ответ на вопрос о взыскании пеней дал Верховный суд РФ.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», Под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ), четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (пункты 1 — 3 статьи 229.2 АПК РФ). Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства. Относительно судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителей все обстоит не так однозначно.
И в разных регионах нашей необъятной родины суды по разному относятся к этому вопросу. Так, согласно инсайдерской информации, в конце 2017 года Белгородский областной суд дал разъяснения судьям в связи с поступающими вопросами, подлежат ли взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя (услуг за составление заявления о выдаче судебного приказа) по делам, рассматриваемым в порядке приказного производства. «Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов, частью которых являются издержки, связанные с рассмотрением дела, при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
В приказном производстве судебный приказ выносится судьей по бесспорным требованиям, подтвержденным письменными доказательствами, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений; возражение должника относительно исполнения судебного приказа влечет его отмену без выяснения вопроса о правомерности заявленного требования с разъяснением взыскателю его права предъявить заявленное требование в порядке искового производства (ч. 1 ст. 121, ч. 2 ст. 126, ст.
129 ГПК). А потому распределение судебных расходов между взыскателем и должником судьей при вынесении судебного приказа не осуществляется – за исключением государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета (п. 8 ч. 1 ст. 127 ГПК».
При этом, существует и прямо противоположная практика (суды в порядке приказного производства взыскивают не большие суммы на оплату услуг представителя), которой делятся юристы на форуме burmistr.ru . Ну и конечно, два без трех не бывает! Существует третья точка зрения, согласно которой представительские расходы необходимо взыскивать после вынесения судебного приказа путем подачи отдельного заявления. Мотивируют данную точку зрения тем, что согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
Судебная практика так же содержит примеры, когда суды удовлетворяли требования сторон о взыскании судебных издержек в виде услуг представителя, по заявлению, поданному после вынесения судебного приказа. Видимо, окончательную точку в данном вопросе может поставить только Верховный суд РФ.