Начислять плату за отопление стали по-новому в домах, которые имеют свой тепловой пункт, общий прибор учета и квартирные счетчики тепла.
В июле 2021 года Правительство Российской Федерации внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее — Правила) в соответствии с требованиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые вступили в силу с 10.08.2021 г. В основном эти изменения коснулись порядка расчета платы за отопление, которое в общей структуре квитанции ЖКХ занимает достаточно весомое место.
Изменения определяют расчет платы за отопление в случае, если:
— многоквартирный дом подключён к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт (ИТП);
— дом оснащён общедомовым прибором учета (ОДПУ);
— хотя бы в некоторых помещениях установлены индивидуальные счётчики тепла (ИПУ).
При таких условиях исполнитель коммунальной услуги отопление должен применять порядок расчета платы потребителям в соответствии с пунктом 42(1) Правил для централизованного отопления, с учетом показаний ОДПУ и ИПУ за предыдущий год с использованием общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с последующей корректировкой размера платы в первом квартале следующего года по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год.
При этом объём тепловой энергии для отопления определяется как разность объёма ресурса по показаниям ОДПУ и произведения объёма тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления ГВС согласно нормативу, и объёма горячей воды, потреблённой в помещениях дома и на общедомовые нужды согласно нормативу, при условии совокупного учета тепловой энергии ОДПУ в целях отопления и горячего водоснабжения.
Также внесенные изменения в Правила устанавливают порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.
При этом в случае отсутствия показаний приборов учета тепловой энергии размер платы за отопление определяется исходя из объема использованного коммунального ресурса, распределенного пропорционально площади жилого или нежилого помещения, согласно формуле 18 Приложения №2 Правил.
При наличии прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании входящего в состав общего имущества, а также при наличии хотя бы одного индивидуального прибора учета размер платы за отопление определяется с учетом показаний указанных приборов учета тепловой энергии за предыдущий год в соответствии с формулой 18.1 Приложения №2 Правил с последующей корректировкой один раз в год по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год при условии начислении платы в течение календарного года.
Ранее порядок расчета платы за отопление в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и помещениями, оснащенными индивидуальными приборами тепла, не был конкретизирован в рамках применимых формул, которые необходимо использовать, с учетом наличия/отсутствия самостоятельного производства коммунальной услуги «отопление» (централизованной/децентрализованной системой теплоснабжения).
Также расчет размера платы за отопление с учетом показаний ИПУ тепловой энергии при самостоятельном производстве услуги отопления был возможен лишь в случае наличия таких приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома.
Внесение данных изменений позволило устранить пробел в правовом регулировании и привести порядок расчета платы в соответствие принципам равенства и справедливости.
IV. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)
20. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 18:
— объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
Si— общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
20(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, определяется по формуле 18(1):
— удельный расход v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного в целях производства коммунальной услуги по отоплению, определяемый по формуле 18(2):
— объем (количество) v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;
Qгв+ Qот— количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема, определенного по показаниям такого прибора за предыдущий год;
Vi— объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определяемый в соответствии с пунктом 3(1) настоящего приложения;
V д — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный прибором учета тепловой энергии, установленным на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;
Si— общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб— общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенный) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 20(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2021 N 1295)
(см. текст в предыдущей редакции)
20(2). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 18(3):
Pкр.i— размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1) за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии в i-м жилом или нежилом помещении и показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
(см. текст в предыдущей редакции)
Pпр.i— размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с формулой 18(1), предусмотренной настоящим приложением, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.
(п. 20(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
21. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 19:
— размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период, определенный в соответствии с пунктом 54, предусмотренным настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
Sj.i— жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;
— общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире.
22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
— объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении — исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении — из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
T хв — тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
V кр — объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв+ Qот— количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
— норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
T кр — тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)
(см. текст в предыдущей редакции)
22(1). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2:
— объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды — по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, — по формуле 11.2, предусмотренной настоящим приложением.
(п. 22(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)
22(2). В случае отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20(3):
Kпов— повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. В г. Москве величина повышающего коэффициента увеличивается на величину, установленную органами государственной власти г. Москвы, не превышающую 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2023 N 1226)
(см. текст в предыдущей редакции)
— объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Т хв — тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20(1).
(п. 22(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
23. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 21:
— размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетный период, определенный в соответствии с формулой 20, предусмотренной настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;
nj.i— количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
ni— количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире.
23(1). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для j-й комнаты i-го жилого помещения (квартиры) определяется по формуле 21.1:
— размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры), определенный в соответствии с формулой 20.2, предусмотренной настоящим приложением;
Sji— площадь j-й комнаты в i-й коммунальной квартире;
Si— суммарная площадь жилых комнат в i-й коммунальной квартире.
(п. 23(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)
23(2). В случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 21(1):
Кпов— повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. В г. Москве величина повышающего коэффициента увеличивается на величину, установленную органами государственной власти г. Москвы, не превышающую 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2023 N 1226)
(см. текст в предыдущей редакции)
— размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетный период, определенный в соответствии с формулой 20, предусмотренной настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;
nji— количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
ni— количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире.
(п. 23(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Перерасчет за общие ресурсы и проверки счетчиков: Минстрой объяснил изменения в сфере ЖКХ
Ведомство выпустило письмо, где разъяснило последние поправки в законодательстве.
Речь о том, кто и как должен контролировать счетчик на электричество и в каком случае можно получить огромный штраф. А еще — могут ли сантехники с «Авито» поменять счетчик на воду и когда он считается вышедшим из строя.
О чем расскажем подробнее
Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте каждую неделю. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности. Детали — в политике конфиденциальности
Кто и как должен проверять электросчетчики
Люди часто путаются, кто должен приходить и проверять электросчетчики и когда их нужно менять. Этим пользуются мошенники: они навязывают дорогостоящие услуги, меняют исправные счетчики, при этом еще и срывают пломбы энергосбытовой компании.
В итоге на собственника квартиры могут наложить штраф от 10 000 до 15 000 ₽ и доначислить плату в десятикратном размере за весь период безучетного потребления.
Кроме того, придется пломбировать счетчик по новой.
- Житель Московской области попался на такую уловку и заплатил мошенникам за замену рабочего счетчика 3900 ₽. А потом узнал, что через Мосэнергосбыт это стоит вдвое дешевле. В довершение всего жильца обвинили в воровстве электричества, составили акт безучетного потребления, доначислили 6620 ₽ и оштрафовали.
- Из-за сильных переживаний у мужчины случился инфаркт, и он умер. Дочь пошла в суд: потребовала признать акт незаконным и обязать энергосбыт выплатить ей компенсацию морального вреда за смерть отца.
- Суд признал, что замена счетчика, пусть и без согласования с энергосбытом, еще не означает кражи электричества. Акт судья отменил, но в компенсации морального вреда отказал, поскольку дочь не смогла доказать, что инфаркт отца вызван только действиями Мосэнергосбыта.
Решение Талдомского районного суда Московской области № 2-562/19
Счетчики, которые до 1 апреля 2020 года вышли из строя или у них закончился межповерочный интервал, энергетики обязаны поменять бесплатно до конца 2024 года. Также они должны бесплатно поставить счетчики там, где их не было, до 1 апреля 2020 года.
Потом энергетики должны менять счетчики по мере выхода их из строя или истечения межповерочного интервала.
Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счетчики. Вот из чего состоит проверка:
- Визуальный осмотр.
- Проверка схемы соединения прибора, наличия и сохранности пломб.
- Сверка показаний прибора с показаниями в квитанциях.
Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счетчиком что-то случилось. В таком случае энергетики должны прийти в течение десяти дней.
Но если специалистам дважды не удалось попасть в квартиру или дом для проверки прибора учета, будет считаться, что его вовсе нет. Следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом — по нормативу с коэффициентом 1,5.
Что делать, если пропущен срок поверки водосчетчиков
Водосчетчик считается вышедшим из строя, если на нем сломана пломба, видны следы вмешательства в работу или истек межповерочный интервал.
- Жительница Тулы наняла сантехников и заменила счетчик на воду, потому что у старого запотевало стекло. Затем вызвала представителей водоканала для опломбировки прибора.
- Те приехали, но после опломбировки составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. А позже женщине доначислили за водоснабжение и водоотведение по нормативу 45 650 ₽.
- Суд пришел к выводу, что до замены надо было пригласить сотрудника водоканала или УК, чтобы те зафиксировали целостность пломб перед демонтажом счетчика. Акт не отменили, суд только обязал водоканал подкорректировать расчеты исходя из количества проживающих в квартире.
Решение Центрального районного суда Тулы № 2-1718/2022
По правилам предупредить водоканал о неполадке со счетчиком нужно незамедлительно, а исправить ее в течение месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе.
О планируемом демонтаже счетчика предупреждать нужно не менее чем за два дня. Снимать и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала.
В отличие от счетчиков на свет, за покупку и замену водосчетчиков собственник жилья платит сам.
Новый прибор нужно опломбировать в водоканале — это бесплатно. Счетчики на воду нужно периодически поверять, как правило, раз в 4—6 лет.
Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитают по нормативу с применением повышающего коэффициента 10. Но после поверки счетчика потребитель сможет обратиться за перерасчетом и сделать его по разнице показаний.
Правда, нужно доказать исправность прибора учета: пломба на счетчике цела и нет следов постороннего вмешательства. Счетчик должен быть исправен и до, и после поверки.
Что такое ежегодный перерасчет платы за общедомовые ресурсы
В 2024 году жители впервые получили квитанции, где по итогам предыдущего года сделан перерасчет за свет, воду и водоотведение, которые были потрачены в 2022 году на нужды всего дома. Например, это освещение лестниц и вода для уборки подъездов. Перерасчеты получились разными: в некоторых домах пришлось доплатить, в других, наоборот, итоговая сумма уменьшилась.
Такое изменение в платежках стало причиной слухов, что с 1 марта 2024 года увеличились тарифы, или же управляющие организации получили право раскидывать долги соседей на всех собственников. На самом деле это не так.
С 1 сентября 2022 года у УК и ТСЖ появилась возможность не платить ресурсоснабжающим организациям за сверхнормативное потребление ресурсов.
Это работает так. У каждой коммунальной услуги есть норматив — расход ресурса, который определен на уровне региона.
- Например, заранее определено количество воды, которой должно быть достаточно для услуг по содержанию дома: чтобы помыть все подъезды, лифты и технические помещения. Это и есть норматив.
- Так, в Тюменской области в домах с высотой от 10 до 16 этажей норматив на холодную воду — 0,021 м³, горячую — 0,014 м³ за каждый 1 м² общей площади, приходящейся на долю жильца.
Но бывает расход сверх норматива. Например, летом при подготовке системы отопления сантехники потратили много воды для промывки труб — получился перерасход.
Взимать плату сверх норматива с жильцов раньше было нельзя. Исключение было только для случаев, когда собственники проводят общее собрание и принимают решение о распределении платы за сверхнормативное потребление между собой.
Но с сентября 2022 года появился порядок доначислений. Теперь схема выглядит так: весь год сумму за общедомовые ресурсы определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовой счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.
Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, жильцам предъявят дополнительную сумму к уплате. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму.
Если общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу, никаких перерасчетов нет.
Минстрой подчеркнул, что на уровне регионов важно уравнять в правах жильцов домов с общедомовыми счетчиками и без них. Для этого норматив потребления должен быть максимально приближен к реальному.
Что еще почитать по теме:
- Как платить за услуги ЖКХ по счетчикам и без
- Как передавать показания счетчиков, чтобы ничего не перепутать
- Как жильцы заставили коммунальщиков заплатить за ошибки: 5 историй из суда
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.
Обложка — LP7 / iStock
Ирина Половодова
Сталкивались с похожими ситуациями? Расскажите о своем опыте:
Где-то в 2014-15 звонили якобы из МФЦ и с угрозами требовали срочно заменить счётчики за многоденяк, но у нас на руках были все официальные документы о поверке с указанием следующей даты, поэтому звонивший был послан. Учим своих бабушек не говорить с такими персонажами и бросать трубки.
И картинка редактору:
Срок поверки истек еще летом. Было лень и некогда заниматься этими поверками. Когда начисляли по нормативу, решил что уж лучше сделать поверку.
Сделали, все прошло быстро. Но что самое приятное — перерасчет сделали автоматически. Теперь в квитанции переплата потихоньку расходуется.
Я очень дико удивлен что не пришлось никуда ходить писать тупые заявления с просьбой о перерасчете.
Всегда бы так!
Не, добрый день! Могу я поинтересоваться, где Вы живете: в каком регионе ЖКХ все делает по закону? Я проживаю в Свердловской области — в перерачете отказали.
user2504487, , Башкортостан .
Но не все и не всё делают как надо. Много бюрократии, но вот конкретно в этой ситуации внезапно очень повезло.
Отредактировано
была ситуация когда во время капремонта в исправный счётчик которому пара лет прилетел кусок ржавчины пробил фильтр ГО и заблокировал крыльчатку при этом сам счётчик крутился как бешеный.
УК пошла навстречу и проблему признала, счётчик был заменён по старым показаниям.
Alexander, нет, у нас счётчик бешено накрутил на 999999 — ну на максимум короче. Составили акт о поломке, с момента последней передачи до починки-оплатили по средним показаниям, которые передавали ранее (не норматив, а наши средние). Передавайте показания вовремя.
в каждом городе свои порядки с ЖКХ. В Сочи, например, можно самостоятельно менять счетчик, с водоканала рекомендуют так делать, потому что их мастера долго не приезжают на замену, не хватает специалистов. А потом в течение месяца приезжают пломбировать и все ок
Отредактировано
Тоже расскажу историю о ЖКХ.
Получилось так, что у нас поменялась форма управления домом, а мы не сориентировались и не подавали показания счетчиков воды.
Потому что никто ж не проживает, потребление нулевое и раньше показания снимала УК (счетчики в общем холле, доступ свободный).
В общем, начали нам начислять «по нормативам» и присылать квитанции по 700 р в месяц. В FAQ на сайте: «идите акт составляйте, может, УК сделает». УК мой запрос вежливо проигнорировала.
Я написала простое письмо в Мосводоканал и объяснила ситуацию человеческими словами. Два месяца была тишина. И — о чудо! — вчера пришел ответ, что долг снят.
ЖКХ с человеческим лицом, это потрясающе.
Это просто катастрофа.
Примерно в начале августа 2022 года, пока я была на работе, дома что-то случилось. То ли выбило пробки, то ли отключали свет — не знаю, но время на духовке и будильнике было сброшено, как после выключения и включения в розетку.
Через пару дней я заметила, что на счётчике не отображаются показания. Сам он работает, диод горит, но вот на экране — ничего.
Послушав приятеля и поверив, что дело серьёзное, я стала звонить в Мосэнергосбыт. Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, оператор ответил, зарегистрировал мою заявку и сообщил, что счётчик заменят в течение полугода.
Я опешила, но решила, что это может произойти и быстрее. наивная.
Спустя несколько месяцев, счётчик заработал сам. Уж не знаю, что где у него переклинио, но он снова стал исправно отображать показания, с учётом пропущенных месяцев; то есть, всё это время он нормально работал, считал киловатты, просто секретничал.
Естественно, я кинулась писать в поддержку Мосэнергосбыта. Естественно, это было бесполезно.
Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, милая девушка ответила, что мне надо «вызвать какого-нибудь электрика за свой счёт, чтоб он посмотрел на счётчик и выдал (!) какую-нибудь бумажку», которую потом я смогу приложить к заявлению на закрытие заявки и отвезти в какой-то специальный отдел по нашему району. Альтернативный вариант был следующим: дождаться, пока товарищ из Мосэнергосбыта придёт менять счётчик, и увидит, что он рабочий — в таком случае, заявку можно будет закрыть.
Прошло уже больше полугода, я всё так же не могу передавать показания. Всё так же не могу дозвониться до сотрудников Того Самого отделения по району, чтобы уточнить: какую именно «бумажку» они у меня примут, и в какое время мне её привезти? График работы там не один, и расписан по отделам.
Куда надо мне? Я не знаю. Как быть уверенной, что моё заявление и «бумажка» будут достаточными основаниями — неясно.
Будет ли перерасчёт начислений за всё это время — загадка.
Я очень устала, и не понимаю, как же мне уже просто достучаться до этого Мосэнергосбыта, если обращения в службу поддержки игнорируются, а дозвониться туда можно только чудом