Оплата отопления в летний период 2024

6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Рекомендация  Обновление уголка потребителя 2024

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

Другие материалы

  • 06.12.2020. Мужчина отсудил у автосалона более 1 млн. рублей за возгорание автомобиля
  • 03.11.2020. Потребители из Канады отсудили более 200 тысяч долларов за недостоверную рекламу безалкогольного напитка
  • 16.10.2020. Верховный суд РФ опубликовал новый обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей
  • 15.01.2020. В США компания ИКЕА выплатит 46 млн. долларов за гибель ребенка, придавленного комодом
  • 19.12.2019. Житель Пензы отсудил у управдома более 70 тыс. рублей после залива его квартиры из-за дырявой крыши

Россиян освободят от летних платежей за тепло

В России уже с 2024 года жителей регионов (пока исключение сделано только для москвичей) переведут на оплату за тепло в течение отопительного сезона – на основании показаний приборов учета в соответствующий расчетный период. А целых пять месяцев жильцы будут свободны от платежей. С такой инициативой выступил Минстрой России.

Но у нововведения есть свои «подводные камни», предупреждают эксперты.

Оплата коммунальных услуг – один из самых скандальных вопросов в жизни россиян. Редко кто из наших сограждан соглашается с суммами, прописанными в квитках за «коммуналку» и многие сразу бросаются звонить на «горячую линию». Подозрительными кажутся суммы и за вывоз мусора, и отчисления на капремонт, и само собой, за отопление.

Рекомендация  Можно ли приватизировать квартиру с долгами по квартплате по жкх 2024

Чтобы раз и навсегда прекратить эти бесконечные споры, Минстрой РФ решил в частности, изменить систему оплаты за тепло. А именно: перевести все российские регионы (пока — кроме Москвы) на оплату за потребляемую энергию по факту, то есть в течение отопительного сезона. Отмечается, что она начнет действовать уже с начала 2024 года.

И, по мнению чиновников, окажет положительный эффект, поскольку является более прозрачной и понятной для плательщика.

Сегодня, как известно, жильцы многих многоквартирных домов (МКД) оплачивают тепло равными долями в течении года. А в первом квартале следующего года коммунальщики им проводят перерасчет. Если на практике тепла подавалось больше, жильцы доплачивают за дополнительные гигакалории.

А если меньше, то им, наоборот, возвращают деньги.

Но последние две зимы были на редкость холодными и суммы перерасчета вызвали у граждан шквал возмущения. В некоторых регионах в середине февраля квитки с перерасчетом буквально ошеломили жильцов, тарифы выросли сразу на 15-20 тысяч рублей. Это вызвало новый шквал звонков на горячую линию.

Люди хотят знать не только порядок расчета платы за отопление, но и ее корректировки после окончания холодного сезона.

Чтобы не возникало таких ситуаций, решено одним махом перевести Россию-матушку на оплату за тепло по факту за потребленный объем в расчетный период – в течении семи месяцев, с октября по май.

В пояснительной записке Минстроя отмечается, что решение о переходе регионы должны принять не менее, чем за три месяца до начала нового порядка расчета, то есть, до 1 октября 2024 года. Скорректированная плата за отопление может быть предъявлена гражданам до 1 июня следующего отопительного сезона. Также граждане могут подавать заявления на 3-месячную беспроцентную рассрочку, чтобы оплатить счет с учетом корректировки.

— В принципе, я поддерживаю инициативу строительного ведомства,- говорит Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. – Хотя на самом деле такое решение, на мой взгляд, должны принимать собственники многоквартирных домов.

Примерно половина жильцов за тепло и так платит сегодня по факту. А вторая половина – по равным долям в течении года. И в той, и в другой схеме имеются свои плюсы и минусы. Лучше бы, наверное, узнать мнение жильцов на общем собрании.

Но есть у нас тенденция, когда органы власти принимают решение за всех. И торг здесь уже не уместен.

— Но собрать людей, чтобы проголосовать, так тяжело…

— Если жильцы не собрались, тогда принимать решение по умолчанию – то, которое спущено сверху: платить в течении отопительного сезона. Но своим правом жильцы МКД должны воспользоваться.

— Согласитесь: платить только за отопительный сезон – это удобнее для самих жильцов. Явно лучше, чем когда им приходит непонятный перерасчет за прошедший отопительный период.

— Согласен. Система корректировки не всегда для людей понятна. Объемы потребления тепловой энергии за прошедший период автоматически переносятся на будущий сезон — который может быть как теплее, так и холоднее.

Соответственно, корректировка идет как в одну, так и в другую сторону.

При оплате по факту такого не бывает. Сама зима является аудитором сумм оплаты. Одно дело, когда за окном минус 3, а другое дело, когда минус 23.

Это уже сам по себе общественный контроль за коммунальными службами. Люди понимают, что гигакалории распределяются по площадям, которые постоянны. И у них к коммунальшикам возникает меньше претензий.

Однако пиковые значения в отопительный период могут быть критичны для определенных категорий населения. Пенсии выплачиваются равномерно и одинаковые в течении года, жилищные субсидии у нас тоже не привязаны к сезону. То же самое можно сказать и про зарплаты. Люди привыкли к равным долям в течении года и может статься, что не все наскребут из пенсий на оплату исключительно в холодное время года.

Ведь суммы могут быть практически в два раза больше, чем при равномерной средней оплате.

Да, адресные субсидии – по российским регионам установлены стандарты – можно уменьшать летом и увеличивать зимой. Но, как мне кажется, это не тот случай, когда нужно людей «ломать через колено», гораздо демократичнее оставить право выбора жильцам.

Апрельские платежки за ЖКХ сулят россиянам неприятные сюрпризы

Очередное повышение платы за «коммуналку» связано с пересчетом расходов на общедомовые нужды (ОДН). Как именно будет происходить этот пересчет, вероятно, понятно чиновникам и некоторым специалистам, но абсолютно не понятно жильцам. Министерство строительства РФ попыталось внести в этот вопрос некоторую ясность.

По крайней мере, было обещано, что начисления проведут не одномоментно за весь год, а разобьют равномерно по месяцам.

Постоянно растущие в последние месяцы коммунальные платежи в городах и весях сегодня тема № 1, даже сезонное подорожание овощей отодвинулось на задний план. Буквально со дня на день собственники жилья в многоквартирных домах получат апрельские платежки, в которых, по идее, снова должны измениться цифры. Собственники квартир станут полностью оплачивать содержание общедомового пространства: воды, света и тепла.

Раньше эту миссию за нас «любезно» выполняли управляющие компании, многие из которых в результате погрязли в долгах и больше, как считают власти, эту лямку тянуть не в состоянии.

Минстрой указывает, что при наличии в доме общедомовых приборов учета жители могут сами выбирать – оплачивать ОДН по показаниям счетчиков (то есть, по фактическому потреблению ресурсов) или на основе среднемесячного их потребления.

Рекомендация  Можно ли оспорить неисполнение долгосрочного договора дарения денежных средств 2024

Здесь возникает вопрос: зачем второй вариант, если многоквартирный дом оснащен всеми необходимыми приборами учета? Ведь это оборудование специально устанавливали для того, чтобы определять фактические расходы? Между тем, именно этот второй вариант автоматически начинает действовать, если собственники на общем собрании сами не решили, как им оплачивать ОДН.

За разъяснениями, как именно изменится методика расчетов ОДН и какие изменениями сумм в платежках это грозит жильцам, «МК» обратился к Константину Крохину – председателю Жилищного союза, члену комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ.

— Вокруг ОДН много противоречивой информации. Некоторые управляющие компании сообщают, что перерасчеты начнутся с июня. Есть какая-нибудь ясность?

— Пускай управляющие компании отсебятину не гонят. По постановлению федерального правительства № 354 перерасчеты по ОДН должны быть сделаны до 31 марта нынешнего года. Это касается отопления и воды. Между тем, во многих российских регионах по отоплению такие перерасчеты до сих пор не проведены.

Хотя в центральных регионах России была достаточно теплая зима и с жильцов, по нашей информации, брали лишнее.

— Как именно меняются правила расчету общедомовых нужд?

— В сентябре прошлого года был отменен максимальный лимит по отнесению расходов по воде на общедомовые нужды. Он был установлен в размере 5% и означал, что с жильцов взимать плату выше этого показателя нельзя. Понимая, что управляющие компании теперь начнут вешать все свои потери на собственников, правительство буквально накануне утвердило изменения в порядок начисления дополнительных платежей на граждан, разбив их на 12 месяцев.

Если начисления идут не в пользу граждан, то есть, они остаются должниками перед монополистами и управляющими компаниями, собственники погашают этот долг равномерно в течении календарного года. Что, естественно, смягчает финансовое бремя: расходы не очень сильно отразятся на семейном бюджете граждан. А если собственники платили за ресурсы, которых на самом деле не получили, то порядок остается прежним: перерасчет им необходимо провести в течение первого квартала года.

— Перерасчет будет сделан задним числом за весь 2022 год?

— Да. Перерасчет в пользу поставщиков услуг и коммунальщиков будет проведен за минувший 2022 год, но выплачиваться будет по месяцам в 2024 году. А если людям должны вернуть переплату, это обязаны сделать в течение первого квартала.

— В квитанциях, которые нам придут в апреле, мы увидим разницу между «до» и «после»?

— По нашим подсчетам, из-за теплой зимы, жители центральных регионов России за теплоснабжение переплатили примерно 10 %. Только в некоторых районах коммунальщики зафиксировали это превышение – но лишь пределах 0,5-2 %. То есть, на 8-10% многих собственников квартир «кинули».

— А какова ситуация в целом по водоснабжению?

— Есть случаи, где расход воды на общедомовые нужды увеличился на… 4000 %! Если раньше большой дом на 600-700 квартир за помывку подъездов, лифтов и прочего общественного пространства платил суммарно 10 тысяч рублей, то сейчас жильцы должны платить 450 тысяч в месяц, 5 миллионов рублей в год — только по воде. По электроэнергии 3 миллиона рублей лишнего и еще за вывоз мусора в 2,5 раза больше….

— То есть, очередное повышение коммунальных платежей в России неизбежно и оно вряд ли обрадует наших сограждан?

— во всяком случае, к этому нужно быть готовым на сто процентов. Я уверен, что нынешний и будущий 2024 год будут изобиловать коммунальными скандалами. Все дырявые трубы, потери и воровство коммунальщики постараются т скинуть на граждан.

— И что делать гражданам, которые не согласятся с новыми коммунальными ценниками – идти в суд?

— Какие суды? Все по закону. Теперь официально разрешено перекладывать издержки на собственников жилья. Между тем, есть Федеральный закон по энергосбережению.

По нему с 2012 года Минстрой РФ был обязан все дома, кроме ветхих и аварийных, оснастить общедомовыми приборами по учету тепла и воды. Такие счетчики сегодня должны стоять во всех домах. Как известно, Минстрой этот закон не выполнил.

Второй момент: расход ресурсов домов со счетчиками считают по их показаниям. А там, где нет таких приборов – по нормативам.

— А как высчитываются нормативы?

— По проектной документации дома. Есть соотношение площади (объема) квартир и общего пространства, наличие или отсутствие лифтов, прочие нюансы. Ранее существовавший усредненный норматив, точнее лимит в 5% по воде, осенью прошлого года отменен. С нынешнего года все, что протекает через трубу можно «вешать» на собственников жилья. Бывают случаи, когда воду разливают по бутылкам и продают в нежилые помещения, парикмахерские и разные забегаловки.

А расходы «размазывают» по квартиросъемщикам. Раньше это считалось воровством. Теперь это законно.

Скажем, апрельский платеж по этому нормативу может превысить на 100, 200 и более процентов мартовский показатель.

— Почему же ведомства принимают такие решения, явно направленные не в пользу граждан?

— Зато она на пользу лоббистам: монополистам-ресурсникам и управляющим компаниям. Потому, нельзя исключать, что в свете открываюшихся новых возможностей по фактической оплате общедомовых нужд, они не упустят шанса «пощипать» собственников жилья.