В России введут правила продажи инвестиционных слитков золота и других драгоценных металлов, ответственность за оценку стоимости возложат на покупателей, а слитки до 100 г можно будет продавать в невскрываемой упаковке без экспертизы. Такой законопроект разработал Минфин. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.
Участники рынка считают, что правила нуждаются в доработке, так как на рынке могут появиться подделки.
Илья Наймушин/ РИА Новости
По новым правилам кредитные организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели при выкупе инвестиционных драгоценных металлов у физических лиц будут нести ответственность за правильность оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Гильдии ювелиров отмечают, что этот аспект нужно конкретизировать, так как понятие «правильность» можно трактовать по-разному.
«Между продажей и покупкой будет большой спред. Он обусловлен хотя бы тем, что нужно каким-то образом проводить экспертизу, которая стоит денег, не говоря уже о том, что слитки выше 100 грамм вообще нужно отправлять на аффинаж, который также нужно будет оплачивать. Поэтому совершенно очевидно, что разница в цене будет», — говорит Владимир Збойков, исполняющий обязанности генерального директора ассоциации «Гильдия ювелиров России».
Разница между ценой покупки и продажи золотого слитка может достигать десятков процентов
Цена обратного выкупа будет устанавливаться организацией, осуществляющей выкуп, и будет отличаться в меньшую сторону от официальных цен Банка России, подтверждают в Федеральной пробирной палате и подчеркивают, что это необходимо иметь в виду при инвестировании в драгоценные металлы. «Разница между покупкой и продажей может достигать несколько десятков процентов, особенно в периоды высокой волатильности на рынке», — пояснили «РГ» в ведомстве.
Но для граждан значение правильности будет иметь совсем другой смысл. К примеру, если человек приобрел слиток за 5 тыс. долларов, который к моменту продажи подешевел до 4,5 тыс., то для него это также «неправильно», говорит Збойков. По его словам, критерий правильности может некорректно рассматриваться как контролирующими органами, так и потребителями, которые хотят заработать.
Кроме того, документ предполагает право не проводить экспертизу слитков весом до 100 г в случае использования невскрываемой упаковки. Участники рынка отмечают, что драгметаллы стоят дороже упаковки, поэтому этот пункт влечет за собой риски появления подделок. И в этом случае будет проблематично отследить, на каком из этапов произошла подмена.
Председатель Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев пояснил «РГ», что спреды в том числе отражают и риск покупателя за ошибочную оценку. В случае же непроведения экспертизы во время торговли с невскрываемой упаковкой на продавца как раз и ложится риск ответственности перед покупателем за отсутствие проверки подлинности.
В Федеральной пробирной палате указывают, что ограничений на продажу слитков физическим лицом другому физлицу нет, это вопрос доверия. Покупатель несет на себе риск того, что ему могут продать подделку. Чтобы обезопасить себя от финансовых потерь, «с рук» инвестиционные драгметаллы лучше не покупать.
То есть все покупки на маркетплейсах, у хорошего знакомого — всегда риск.
Специальный учет
Для того, чтобы осуществлять операции по обороту драгоценных металлов и драгоценных камней,участникам рынка необходимо зарегистрироваться в реестре специального учета , который ведется в государственной информационной системе ГИИС ДМДК.
Оборот продукции
Под оборотом продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирных изделий понимается:
- переход права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни;
- прием в залог;
- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов,
- последующая обработка (переработка) и использование драгоценных металлов и драгоценных камней;
- перевозка и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них;
- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
Осуществление деятельности без постановки на спецучет предусматривает ответственность в виде административного штрафа:
- от 80 000 рублей до 100 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
- от 120 000 рублей до 140 000 рублей для юридических лиц.
Как встать на спецучет
Необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК (Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота) с использованием ЭЦП.
Для этого вы можете зарегистрироваться
Срок постановки: 15 календарных дней
Срок постановки: 5 календарных дней
Встать на спецучет в ГИИС ДМДК необходимо в течение 30 дней с момента заявления кодов ОКВЭД, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камни.
Если коды ОКВЭД организации напрямую не связаны с деятельностью в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней, она должна встать на специальный учет до начала осуществления операций с ними.
Исключения. Организации и ИП, которым не нужно становиться на спецучет:
- банки;
- организации, использующие в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов:
- для проведения анализов;
- при осуществлении образовательных процессов;
- организации, осуществляющие куплю-продажу и (или) использование:
- готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции с содержанием химических соединений драгоценных металлов;
- серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;
- лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;
- инструментов и (или) изделий производственно-технического назначения, содержащих природные алмазы;
- медицинские организации, осуществляющие стоматологические манипуляции с использованием материалов, содержащих драгоценные металлы или изготовленных из них;
- организации, использующие машины, оборудование, приборы, инструменты, электронную технику и другие устройства, содержащие драгоценные металлы (кроме организаций, использующих стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов);
- организации, использующие для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники и других устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственной власти;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.
С полным перечнем организаций и ИП, которым не требуется постановка на спецучет, можно ознакомиться в Правилах ведения специального учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1052.
Какие металлы и камни относятся к драгоценным
Драгоценные металлы: золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений и осмий.
Драгоценные металлы могут находиться: в самородном и аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, ломе и отходах производства и потребления.
К драгоценным камням относятся природные, в том числе облагороженные: алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром и обработанном виде, а также уникальные янтарные образования, отнесенные к драгоценным камням (постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. № 8)
К драгоценным камням не относятся:
- ювелирные и поделочные камни, не включенные в перечень, установленный Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (шпинель, опал, топаз, аметист, бирюза, танзанит, горный хрусталь, обычный янтарь и т.д.);
- материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней (фианит, искусственный рубин, муассанит, культивированный жемчуг и т.д.).
При изготовлении или купле-продаже ювелирных изделий из драгоценных металлов с недрагоценными вставками постановка на специальный учет обязательна.
Скачать Оптимизированный стандарт государственной услуги «Постановка на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
Порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установлен соответствующими Правилами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052).
Порядок подключения к ГИИС ДМДК определен Правилами функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270).
Виды экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежащими обязательной постановке на специальный учет, в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
При регистрации в ГИИС ДМДК в поле «Виды экономической деятельности» формы «Общие реквизиты организации» необходимо дать пояснение к кодам ОКВЭД, касающееся операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Государственный контроль за ввозом и вывозом драгоценных металлов
Федеральная пробирная палата (далее — ФПП) осуществляет государственный контроль при ввозе на территорию Российской Федерации (далее — РФ) из третьих стран и вывозе с территории РФ в третьи страны драгоценных металлов и изделий из них, а также сырьевых товаров.
Государственный контроль проводится на специализированных таможенных постах
- Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (г.Москва, ул.Смольная, д.12);
- таможенный пост Малахит (специализированный) Екатеринбургской таможни (г.Екатеринбург, ул.Гоголя, д.27);
- Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (г.Санкт-Петербург, проспект Культуры, д.40А);
- Калининградский акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни (Калининградская область, г.Багратионовск, ул.Дружбы, д.16Б);
- Дальневосточный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (Приморский край, г.Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.41).
Цели проведения государственного контроля
- Установить права право участников внешнеэкономической деятельности на экспорт;
- Установить законность источников происхождения вывозимых драгоценных металлов;
- Установить соответствие вывозимых и ввозимых товаров данным сопроводительной документации;
- Проверить обоснованность определения стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней при вывозе товаров.
Государственный контроль проводится в отношении товаров, содержащих драгоценные металлы (таблицы 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня товаров).
Государственный контроль осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.
Перечень документов, который формируется для осуществления государственного контроля при ввозе
- Подается заявка, в которой указываются данные о заявителе, товаре и перечне прилагаемых документов;
- Представляется копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- Представляется спецификация на товары (ассортимент, количество и масса);
- Представляется документ о содержании драгоценных металлов в товаре;
- Представляются иные документы, предусмотренные законодательством.
Перечень документов, который формируется для осуществления государственного контроля при вывозе
- Подается заявка, в которой указываются данные о заявителе, товаре и перечне прилагаемых документов;
- Представляется лицензия на экспорт товаров, указанных в таблице 1 раздела 2.10 единого перечня;
- Представляется копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- Представляется спецификация на товары (ассортимент, количество и масса);
- Представляется копия счет-фактуры или иного документа;
- Представляется расчет стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней;
- Представляются копии документов, подтверждающих законность владения товарами;
- Представляется документ о содержании драгоценных металлов в товаре;
- Представляется нормативно-техническая документация на вывозимые товары (за исключением ювелирных изделий);
- Представляется копия лицензии или контракта на право пользования недрами, либо акта о регистрации контракта на право пользования недрами (для субъектов добычи);
- Представляется копия лицензии на право совершать операции с драгоценными металлами (для кредитных и иных специализированных организаций);
- Представляется копия лицензии на право совершать операции с драгоценными металлами при экспорте монет из драгоценных металлов, являющихся законным платежным средством;
- Представляется документ, подтверждающий отказ уполномоченных органов приобретать драгоценные металлы, уникальные самородки и (или) сырьевые товары, а также национальных банков от приоритетного права на приобретение драгоценных металлов;
- Представляются иные документы, предусмотренные законодательством.
Дополнительно при ввозе (вывозе) товаров в целях переработки необходимо
- Представить копию документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории;
- Представить копию документа об условиях переработки товаров на таможенной территории;
- Представить копию документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления;
- Представить заключение государственного органа государства-члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирован заявитель, о нецелесообразности или невозможности переработки товаров (таблица 1 раздела 2.10 единого перечня).
При ввозе в РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров документы государственного контроля формируются и учитываются в ГИИС ДМДК, за исключением случаев, если:
- документы содержат государственную тайну;
- возник технический сбой в работе ГИИС ДМДК и ФПП принято решение о представлении документов на бумажном носителе.
При осуществлении государственного контроля проверке подлежит 100 % товара, т.е. представляется вся партия драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (за исключением руд и концентратов драгоценных металлов).
При осуществлении государственного контроля
- Проводится проверка товара на соответствие данным, указанным в документации;
- Проводится проверка происхождения вывозимых товаров;
- Проводится проверка соблюдения требований при совершении сделок с драгоценными металлами и сырьевыми товарами;
- Проводится оценка стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней в виде вставок, содержащихся в вывозимых товарах.
ФПП вправе проводить отбор проб или образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, испытаний и экспертиз.
Результаты государственного контроля оформляются актом государственного контроля. При отказе в выдаче акта государственного контроля заявителю выдается решение об отказе.
Получить консультацию по вопросам государственного контроля можно по следующим адресам
- Федеральная пробирая палата: Москва, ул. Малая Бронная, д. 18, стр. 1; г. Москва, ул. Смольная, д. 12;
- Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по СЗФО: г. Санкт-Петербург, ул. Яблочкова, д. 7; г. Калининград, Гвардейский проспект, д. 15;
- Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по УФО: г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 75;
- Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ДВФО: г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, д. 159.
Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами
Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года (с изменения от 03.09.2018), статья 5;
- Федеральный Закон РФ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 года, с изменения от 01.06.2018 года;
- Федеральный Закон РФ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.
- Приказ ЦБ РФ № 02-400 от 1 ноября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями – «О введении в действие Положения Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»».
Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:
«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.
Слитки драгоценных металлов – стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.
Банковские операции с драгоценными металлами – операции по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.
Металлические счета – счета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.
Металлические счета ответственного хранения – счета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).
Обезличенные металлические счета – счета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению…».
В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.
Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:
«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
– универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов».
В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).
Приведем также определение слитков: «Слитки драгоценных металлов» – это слитки (мерные и стандартные) драгоценных металлов, аффинированные на заводах до наивысших проб, и соответствующие государственным стандартам.
Рис. 1 Мерные золотые слитки
Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка.
На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.
Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.
Рис. 2. Стандартные золотые слитки
Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.
Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.
Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла
Таблица 1.
Проба не менее, %
В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:
- номер ГОСТа РФ слитка;
- серийный номер (шифр) слитка;
- масса слитка;
- короткая информация о слитке (его обозначение);
- дата выпуска слитка;
- подпись представителя отдела контроля технического качества;
- подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
- уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.
Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.
1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).
В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами.
Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.
2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.
Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом.
Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.
Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра
Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота
Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.
В связи с этим, ЦБ РФ также увеличил объемы эмиссии памятных и инвестиционных монет. Основной объем выпуска инвестиционных монет начался с 1996 года и такие монеты ЦБ РФ выпускает как из драгоценных металлов, так и юбилейные, памятные и из недрагоценных металлов. В основном это монеты спортивных и долгосрочных исторических серий – «Памятники архитектуры России», «Выдающиеся исторические личности», «Олимпиада в Сочи 2014 года» и т.п.
Отметим, что ЦБ РФ не чеканит монет из платины и палладия.
Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.
Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:
- получения дополнительных комиссионных доходов;
- расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
- расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
- привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.
Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях.
При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:
- монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
- монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.
Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.
3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.
Одни из самых распространенных операций банка – операции с драгоценными металлами. Они удобны тем, что при осуществлении этих операций нет привязки к какому-то конкретному драгоценному металлу в физической форме. Клиенту отрывается отдельный лицевой счет на балансовом счете 20309 «Счета клиентов (кроме банков) в драгоценных металлах» (счет пассивный) в каком-то из драгоценных металлов, например в золоте. На этом счете банк учитывает золото в граммах, количество которых покупает клиент за рубли.
При этом в физическом виде клиенту золото не выдается и он приобретает граммы по текущему рыночному курсу. Через определенное время клиент может продать свои граммы золота по текущей учетной стоимости золота в данном банке. По своей сути данную операцию правомерно рассматривать как депозитную, поскольку банк таким способом привлекает денежные средства клиентов для пополнения своей ресурсной базы и обеспечивает сохранность этих средств.
Никаких процентов на остаток по таким счетам банк, конечно же, не начисляет. Доход, по такого рода вкладам клиент получает за счет разницы между ценой фактического приобретения металла и ценой его фактической продажи через определенное время. На обезличенном металлическом счете клиента, граммы драгоценных металлов указываются без указания индивидуальных признаков металла – завод-изготовитель, вес, проба и т.п., то есть счет клиента не привязан к какому-то конкретному слитку металла.
Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.
Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.
25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.
*Курс продажи и покупки был взят с официального сайта ПАО Сбербанк: https://www.sberbank.ru/ru/quotes/metal
Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.
Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.
Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей: