ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Урегулированы вопросы ликвидации накопленного вреда окружающей среде на отдельных производственных объектах, которые выводятся из эксплуатации
Определены особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (опасных производственных объектов I и II классов опасности, объектов размещения отходов I и II классов опасности).
Предусматривается, что в целях обеспечения исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации таких объектов за 5 лет до конца срока их эксплуатации владельцы этих объектов должны разработать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственного объекта. Указанный план должен включать в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Одновременно с указанным планом мероприятий в Росприроднадзор должны быть представлены сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий, о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации соответствующих мероприятий, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации предусмотренных планом мероприятий.
Денежные средства резервного фонда в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, размещаются на счетах эскроу. Правила размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2023 N 642.
В случае неисполнения юридическим лицом или ИП установленных обязанностей ими уплачивается компенсационный платеж, средства от которого, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
Нормы о ликвидации накопленного вреда окружающей среде распространены на угольные шахты.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты. Принят ряд подзаконных актов.
Предусматривается ряд переходных положений.
(Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 22.04.2023 N 642, от 11.05.2023 N 737, от 27.05.2023 N 828 и от 31.05.2023 N 880; Приказ Минэкономразвития России от 18.07.2023 N 507, Приказ Минприроды России от 23.03.2023 N 142)
Внесены изменения в Закон об экологической экспертизе
Установлено, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7, 7.1 — 7.3, 7.5, 7.7 — 7.10 статьи 11 Закона об экологической экспертизе, в том числе повторная, может проводиться по принципу «одного окна».
В этом случае материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, представляются в электронной форме (кроме случаев, если документы и материалы содержат государственную тайну или относятся к служебной информации ограниченного распространения) одновременно с документами и материалами, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации, при условии соответствия формы и содержания направляемых на государственную экологическую экспертизу материалов установленным требованиям и при наличии их в необходимом составе.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы (кроме экспертизы, проводимой по принципу «одного окна») устанавливается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу «одного окна», в том числе повторной, устанавливается в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком.
Срок проведения государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 42 рабочих дня. При этом срок может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика.
Сведения о заключении государственной экологической экспертизы размещаются на официальном сайте Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Сроки размещения сведений о заключении государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу «одного окна», на сайте Росприроднадзора (его территориального органа) не должны превышать сроки включения сведений о заключении экспертизы проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства.
(Федеральный закон от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
Изменяются требования к содержанию программы производственного экологического контроля
Программа должна содержать раздел «Сведения о побочных продуктах производства».
Приводится перечень информации, которую должен содержать указанный раздел.
(Приказ Минприроды России от 24.03.2023 N 150)
Расширяется территория эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
К территориям эксперимента будут отнесены городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. Методика определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха утверждена Приказом Минприроды России от 17.02.2022 N 106.
Правительством РФ установлены перечень городских поселений и городских округов, сроки и этапы проведения эксперимента в таких городских поселениях и городских округах, а также целевые показатели снижения в них выбросов. На указанные городские поселения и городские округа не распространяются требования Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, касающиеся сроков и этапов проведения эксперимента, а также применения целевых показателей снижения выбросов.
Одновременно внесены изменения в Правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, в том числе в части права юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, обратиться в Росприроднадзор с заявлением о переоформлении установленных квот выбросов. Установлены основания для обращения с таким заявлением, порядок переоформления установленных квот выбросов и основания для отказа в переоформлении.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 342-ФЗ; Приказ Минприроды России от 28.04.2023 N 265)
Внесены изменения в Закон об органической продукции
Производителями органической продукции могут быть иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.
Установлены дополнительные сведения об указанных производителях органической продукции, которые подлежат обязательному внесению в единый государственный реестр производителей органической продукции.
(Федеральный закон от 29.12.2022 N 630-ФЗ)
Изменяется правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях
Предусматривается, что рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях представляет собой деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
Устанавливаются особенности осуществления рекреационной деятельности на указанных территориях, в том числе вводится понятие туризма на особо охраняемых природных территориях и определяются требования к организации и осуществлению названного вида туризма.
Урегулированы отношения, связанные с осуществлением рекреационной деятельности в национальных парках. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.
Определены особенности предоставления земельных участков в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке.
Установлены ограничения экономической и иной деятельности, которая допускается на особо охраняемых природных территориях.
Действие указанных положений не распространяется на осуществление рекреационной деятельности в национальных парках, находящихся в ведении ФСО России.
Перечень объектов капстроительства, строительство, реконструкция, капремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос которых допускаются при рекреационной деятельности в национальных парках, а также некапитальных строений, сооружений, элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, возведение, эксплуатация и демонтаж которых допускаются при рекреационной деятельности в национальных парках, установлен Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2023 N 2294-р.
(Федеральный закон от 18.03.2023 N 77-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 01.08.2023 N 1250 и от 30.08.2023 N 1407; Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2023 N 2294-р)
Обновлены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
В частности, сформирован механизм исчисления платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов (в том числе побочных продуктов производства, признанных отходами, вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами, побочных продуктов животноводства).
(Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881; Письмо Минприроды России от 25.07.2023 N 19-47/27008, Письмо Росприроднадзора от 26.07.2023 N РН-03-01-34/27030)
Актуализированы Правила разработки программы повышения экологической эффективности
Уточняется и дополняется информация, содержащаяся в проекте программы и обосновывающих материалах к ней.
(Приказ Минприроды России от 23.12.2022 N 907)
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)
Например, в перечень включены следующие индикаторы:
— представление в Росприроднадзор юридическим лицом, ИП, которым принадлежат отдельные производственные объекты, акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
— ненаправление организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, в территориальный орган Росприроднадзора, на территории деятельности которого расположен объект, уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ;
— непоступление от застройщика или технического заказчика в Росприроднадзор извещения о начале работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства.
(Приказ Минприроды России от 10.01.2023 N 5)
Изменено Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Сокращаются сроки принятия решений о выдаче разрешений на выбросы (с 75 до 45 рабочих дней), а также срок процедуры продления разрешений на выбросы (с 15 до 3 рабочих дней).
Также предусмотрена возможность реализации реестровой модели при оформлении разрешений на выбросы, их продлении и переоформлении.
Результаты предоставления государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, а также по выдаче разрешения на выбросы, продлению разрешения на выбросы и переоформлению разрешения на выбросы подтверждаются путем внесения территориальным органом Росприроднадзора сведений в реестр выданных разрешений на выбросы.
Сведения о разрешении на выбросы предоставляются в форме выписки из реестра с нанесенным на нее QR-кодом.
(Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 N 174)
Федеральный закон от 4 августа 2024 года № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2011, № 30, ст.
4590, 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4059; № 52, ст.
6971; 2014, № 11, ст. 1092; № 30, ст. 4220; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст.
3994; 2018, № 31, ст. 4841; 2019, № 52, ст. 7771; 2021, № 11, ст. 1704; № 24, ст.
4188; 2022, № 1, ст. 15; № 29, ст. 5235; Российская газета, 2024, 12 июля) следующие изменения:
в абзаце первом слова «или с помощью государственных и муниципальных информационных систем» заменить словами «и с использованием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды»;
дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
«7) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.»;
б) в пункте 4 слова «или с помощью государственных и муниципальных информационных систем» исключить;
2) главу I дополнить статьей 4 4 следующего содержания:
«Статья 4 4 . Федеральная государственная информационная система состояния окружающей среды
1. В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), сбора, обработки и анализа такой информации, а также оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов создается федеральная государственная информационная система состояния окружающей среды (далее в настоящей статье — информационная система).
2. Информационная система содержит следующую информацию:
1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и иных компонентов природной среды;
2) о радиационной обстановке;
3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
4) об обращении с отходами производства и потребления;
5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
6) о состоянии экологической системы озера Байкал;
7) о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов;
8) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
3. Порядок создания, эксплуатации и развития информационной системы, перечень видов размещаемой в ней информации и ее состав, требования к форме и формату размещения такой информации, в том числе к виду электронной подписи, порядок и условия размещения такой информации в информационной системе, в том числе сроки и периодичность ее размещения, перечень поставщиков такой информации, порядок доступа к информации, содержащейся в данной информационной системе, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Обладателем информации, содержащейся в информационной системе, является Российская Федерация. Правомочия обладателя указанной информации от имени Российской Федерации, а также функции заказчика информационной системы осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Оператором информационной системы является публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».
5. Субъектами, обязанными размещать в информационной системе на безвозмездной основе информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (далее — поставщики информации), являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Информация о результатах государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), о результатах осуществления государственного экологического контроля (надзора), информация, содержащаяся в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, размещаются в информационной системе.
7. Доступ поставщиков информации к информационной системе для размещения в ней информации осуществляется посредством единой системы идентификации и аутентификации.
8. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в информационной системе.
9. Оператор информационной системы обеспечивает сохранность и неизменность принимаемой и передаваемой с использованием информационной системы информации.
10. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Порядок доступа к указанной информации устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Информация, содержащаяся в информационной системе, используется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
12. В случае, если информация, которая должна размещаться в информационной системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах, государственных реестрах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы, государственные реестры в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в информационной системе из указанных иных государственных или муниципальных информационных систем, государственных реестров в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Операторы указанных иных государственных или муниципальных информационных систем, а также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие ведение указанных иных государственных реестров, обязаны разместить соответствующие сведения в информационной системе или обеспечить оператору информационной системы доступ к информации, содержащейся в указанных иных государственных или муниципальных информационных системах, государственных реестрах, с соблюдением порядка межведомственного информационного взаимодействия.
13. Информация, размещенная в информационной системе и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
14. Информация, размещенная в информационной системе и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека, подлежит незамедлительному представлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно¬эпидемиологический контроль (надзор) в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
15. Порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении информационной системы, в том числе состав и объем информации, подлежащей размещению в информационной системе в порядке данного взаимодействия, порядок и сроки размещения такой информации в информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
16. На основе информации, размещенной в информационной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
а) абзацы девятый и десятый изложить в следующей редакции:
«установление порядка создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, перечня видов размещаемой в ней информации и ее состава, требований к форме и формату размещения такой информации, в том числе к виду электронной подписи, порядка и условий размещения такой информации в данной информационной системе, в том числе сроков и периодичности ее размещения, перечня поставщиков информации, порядка доступа к информации, содержащейся в данной информационной системе;
установление порядка межведомственного информационного взаимодействия при ведении федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, в том числе состава и объема информации, подлежащей размещению в данной информационной системе в порядке указанного взаимодействия, порядка и сроков размещения такой информации в данной информационной системе;»;
б) в абзаце сорок третьем слова «или с помощью государственных и муниципальных информационных систем» исключить;
4) в статье 63 слова «создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных» заменить словами «создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды»;
5) статью 63 1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Информация о результатах государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) размещается в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.»;
6) статью 63 2 признать утратившей силу.
Статья 2
Статью 15 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 6, ст.
638; 2008, № 30, ст. 3616) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Информация, включенная в состав единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, подлежит размещению в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.».
Статья 3
В пункте 4 статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 30, ст. 4235; 2021, № 24, ст.
4188; 2022, № 1, ст. 44) первое предложение исключить.
Статья 4
В пункте 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; 2013, № 43, ст. 5452; 2021, № 24, ст.
4211) слова «уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти» заменить словами «федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды».
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 30, ст. 4097; 2021, № 24, ст. 4188; № 27, ст.
5170; 2024, № 18, ст. 3254) следующие изменения:
а) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Обеспечение органов, входящих в единую систему публичной власти, организаций и граждан информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексная оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха осуществляются с помощью федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.»;
б) части 6 и 7 признать утратившими силу;
а) пункт 2 части 1 признать утратившим силу;
б) пункт 5 части 3 признать утратившим силу;
в) пункт 1 части 4 дополнить словами «, в том числе с использованием информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды»;
3) в части 2 статьи 5 слова «федеральной государственной информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента» заменить словами «федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды».
Статья 6
Подпункт «г» пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6732) признать утратившим силу.
Статья 7
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Абзацы пятнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать второй — двадцать четвертый пункта 2 статьи 1, статьи 2-4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2025 года.
3. Абзац двадцать шестой пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года.
Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
Внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст.
17,21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст.
4059; 2014, N 30, ст. 4220; 2015, N 1, ст. 11; 2019, N 30, ст.
4097; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
а) абзац третий после слов «негативное воздействие на окружающую среду,» дополнить словами «а также вредное воздействие на»;
б) в абзаце четвертом слова «установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества» заменить словами «установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для»;
в) в абзаце пятом слова «вредное физическое воздействие» заменить словами «физическое воздействие», слова «вредное воздействие» заменить словом «воздействие»;
г) в абзаце восьмом слова «отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и» заменить словами «отсутствуют вредное воздействие на здоровье человека и негативное воздействие на»;
д) в абзаце девятом слово «вредного» и слово «вредное» исключить;
е) в абзаце одиннадцатом слово «вредному» заменить словом «негативному»;
ж) абзац пятнадцатый после слов «человека и» дополнить словами «негативного воздействия на»;
з) в абзаце семнадцатом слова «экологический норматив качества» заменить словами «норматив качества окружающей среды для», слово «вредное» заменить словом «негативное»;
и) в абзаце восемнадцатом слова «экологическим нормативам качества» заменить словами «нормативам качества окружающей среды для»;
2) в абзаце пятом статьи 3 слово «вредных» исключить;
а) в абзаце третьем слова «и экологических нормативов качества атмосферного воздуха» заменить словами «нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха», слова «на экологические системы» исключить, слова «других экологических нормативов» заменить словами «других нормативов в области охраны окружающей среды для атмосферного воздуха»;
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов для стационарных источников, предельно допустимых нормативов физических воздействий на атмосферный воздух;»;
в) в абзаце десятом слово «вредные» исключить;
г) в абзаце семнадцатом слова «уменьшения выбросов» заменить словами «снижения выбросов», слово «уменьшение» заменить словом «снижение»;
4) в пункте 1 статьи 6:
а) в абзаце четырнадцатом слова «уменьшения выбросов» заменить словами «снижения выбросов»;
б) в абзаце шестнадцатом слова «уменьшения выбросов» заменить словами «снижения выбросов»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 11. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух»;
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. В целях определения безопасности и (или) безвредности воздействия загрязняющих веществ и физических факторов на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух.»;
в) в пункте 2 слова «Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха,» заменить словами «Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 12. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха:»;
в абзаце третьем слово «вредных» исключить;
в) в пункте 5 слово «вредных» исключить, после слова «разрабатываются» дополнить словами «и утверждаются»;
7) статью 13 после слов «человека и» дополнить словами «негативное воздействие на»;
8) дополнить статьей 13 1 следующего содержания:
«Статья 13 1 . Разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение и декларация о воздействии на окружающую среду в области охраны атмосферного воздуха
1. Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, устанавливается разрешением на временные выбросы, комплексным экологическим разрешением или указывается в декларации о воздействии на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории осуществляются на основании комплексного экологического разрешения.
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, а также могут осуществляться на основании комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
4. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III и IV категорий получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.
5. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий требуется получение разрешений на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.»;
а) в наименовании слово «вредное» исключить;
б) в пункте 2 слова «Вредное физическое воздействие» заменить словами «Физическое воздействие»;
в) в пункте 3 слово «вредное» исключить;
а) в наименовании слово «вредное» заменить словом «негативное»;
б) в пункте 1 слово «вредного» заменить словом «негативного», слово «вредное» заменить словом «негативное»;
в) пункты 9 — 11 признать утратившими силу;
г) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемом в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.»;
11) статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при осуществлении градостроительной деятельности
1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
2. При проектировании, строительстве объектов капитального строительства в границах поселений, городских округов должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
3. В проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.
4. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов капитального строительства, на которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не допускается превышение технологических нормативов выбросов, предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов физических воздействий на атмосферный воздух.
5. Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
6. Запрещаются проектирование, строительство объектов капитального строительства, деятельность которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для окружающей среды.»;
а) в пункте 2 слова «по уменьшению выбросов» заменить словами «по снижению выбросов»;
б) в пункте 4 слово «вредное» заменить словом «негативное»;
13) статью 18 изложить в следующей редакции:
«Статья 18. Регулирование выбросов загрязняющих веществ при обращении с отходами производства и потребления
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, физические лица, в процессе потребления которыми образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать обращение с такими отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».»;
14) в статье 20 слова «по уменьшению выбросов» заменить словами «по снижению выбросов»;
а) в наименовании слово «вредных» заменить словом «негативных»;
в наименовании слово «вредных» заменить словом «негативных»;
в пункте 1 слово «вредных» исключить;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«ГЛАВА V. МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»;
б) статью 25 изложить в следующей редакции:
«Статья 25. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха
1. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов.
2. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля.
3. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные при проведении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.»;
наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 26. Общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха«;
слова «контроль за охраной» заменить словами «экологический контроль в области охраны»;
в абзаце втором слово «вредного» исключить;
в абзаце четвертом слово «вредное» заменить словом «негативное»;
б) в пункте 3 слово «вредного» исключить;
18) в пункте 1 статьи 30:
а) в абзаце втором слово «вредного» исключить;
б) абзац третий признать утратившим силу;
в) в абзаце седьмом слова «производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» заменить словами «производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха»;
г) в абзаце восьмом слова «предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования» заменить словами «средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
д) в абзаце девятом слово «вредное» заменить словом «негативное»;
е) абзац десятый признать утратившим силу;
ж) в абзаце пятнадцатом слова «органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации» заменить словами «уполномоченным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)».
Президент Российской Федерации В. Путин
Федеральный закон от 28 апреля 2024 г. N 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст.
10; 2011, N 30, ст. 4590; 2014, N 30, с т. 4220; 2018, N 31, ст. 4841; 2019, N 30, ст.
4097; N 52, ст. 7771; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст.
5170; 2022, N 13, ст. 1960; N 29, ст. 5235) следующие изменения:
1) в подпункте 3 пункта 4 статьи 17:
а) в абзаце четвертом слова «автоматизированных систем» заменить словами «систем автоматического контроля»;
б) в абзаце пятом слова «автоматизированных систем» заменить словами «систем автоматического контроля»;
2) в пункте 2 статьи 38 слова «автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ» заменить словами «системами автоматического контроля»;
3) в пункте 9 статьи 67:
а) в абзаце первом слова «автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,» заменить словами «системами автоматического контроля»;
б) в абзаце четвертом слова «автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» заменить словами «системами автоматического контроля»;
4) статью 85 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Особенности регулирования отношений в области охраны окружающей среды, в том числе осуществления государственного экологического контроля (надзора), в городских поселениях и городских округах, на территориях которых проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4097; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5170) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить частью 10 следующего содержания:
«10. Для оценки достижения целевых показателей снижения выбросов, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации для территорий эксперимента, используются показатели снижения выбросов приоритетных загрязняющих веществ на территориях эксперимента.»;
пункт 3 признать утратившим силу;
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) определяет особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах (далее — системы автоматического контроля на квотируемых объектах) в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, в том числе:
а) критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ. Данные критерии устанавливаются с учетом содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведений об утвержденных типах средств измерений концентрации загрязняющих веществ, выбросы которых контролируются с помощью систем автоматического контроля на квотируемых объектах, а также с учетом соблюдения принципа исполнимости обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
б) требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов приоритетных загрязняющих веществ и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.»;
б) часть 2 дополнить пунктами 2 1 и 2 2 следующего содержания:
«2 1 ) организует проведение сводных расчетов на территориях эксперимента, утверждает заключения о проведении сводных расчетов на территориях эксперимента;
2 2 ) осуществляет мониторинг проведения эксперимента и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в комплексные планы;»;
в) пункты 1 и 6 части 3 признать утратившими силу;
г) пункт 3 части 5 признать утратившим силу;
а) в части 8 слова «федеральный государственный экологический контроль (надзор)» заменить словами «функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды»;
б) дополнить частями 9 1 — 9 3 следующего содержания:
«9 1 . Обеспечение непревышения допустимого вклада в концентрацию, установленного для совместно влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в контрольной точке квотируемых объектов, может частично или полностью осуществляться за счет достижения квот выбросов на квотируемых объектах посредством реализации на одном из них мероприятий по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества.
9 2 . Для приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в контрольных точках, достижение квот выбросов на одном квотируемом объекте может частично или полностью осуществляться за счет реализуемых на другом квотируемом объекте, расположенном на той же территории эксперимента, мероприятий по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества.
9 3 . Сведения о мероприятиях по достижению квот выбросов в случаях, указанных в частях 9 1 и 9 2 настоящей статьи, включаются в планы мероприятий по достижению квот выбросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, между которыми имеются обязательства по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества.»;
в) часть 10 признать утратившей силу;
г) в части 14 слова «а также» исключить, дополнить словами «, а также информация о создании и эксплуатации указанных в частях 18 и 19 настоящей статьи систем автоматического контроля на квотируемых объектах»;
д) дополнить частями 18 и 19 следующего содержания:
«18. Стационарные источники выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, отнесенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий, оснащаются системами автоматического контроля в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством Российской Федерации.
19. В случае, если на квотируемом объекте создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с положениями пунктов 9 и 10 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такая система дополняется автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ согласно особенностям, указанным в части 18 настоящей статьи.»;
4) дополнить статьей 5 1 следующего содержания:
«Статья 5 1 . Особенности осуществления государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов
1. В отношении квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор) в течение срока проведения эксперимента.
2. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий, проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части, не касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов;
2) контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе на основании программы проверок в части, касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов (далее — программа проверок).
3. Программа проверок формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступления извещения об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов, которое направляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I или II категорий, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее семи рабочих дней со дня утверждения плана мероприятий по достижению квот выбросов.»;
5) часть 2 статьи 6 дополнить пунктами 3-5 следующего содержания:
«3) достигать квот выбросов в сроки, установленные статьей 1 настоящего Федерального закона;
4) обеспечивать оснащение стационарных источников выбросов на квотируемых объектах, указанных в частях 18 и 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, системами автоматического контроля;
5) направлять извещение об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее семи рабочих дней со дня утверждения плана мероприятий по достижению квот выбросов.»;
6) статью 11 дополнить частями 5 1 — 5 3 следующего содержания:
«5 1 . Оснащение системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ осуществляется:
1) на квотируемых объектах, расположенных в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, до 31 декабря 2025 года;
2) на квотируемых объектах, расположенных в городских поселениях и городских округах, отнесенных к территориям эксперимента в соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
5 2 . В случае, если планом мероприятий по достижению квот выбросов предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, сроки оснащения таких стационарных источников выбросов определяются с учетом сроков реализации мероприятий в соответствии с планом мероприятий по достижению квот выбросов.
5 3 . Создание на квотируемом объекте системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, не относящихся к приоритетным, осуществляется в соответствии со сроками и требованиями, определенными пунктами 9 и 10 статьи 67 и пунктом 3 статьи 85 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».».
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункты 1, 2 и подпункты «а» — «в» пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, утвердившие планы мероприятий по достижению квот выбросов до 1 января 2024 года, направляют извещения об утверждении планов мероприятий по достижению квот выбросов в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее 1 февраля 2024 года.
Президент Российской Федерации В. Путин