Ограничения после освобождения из тюрьмы 2024

Один из адвокатов отметил, что в постановлении вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации. Другой посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент.

22 декабря Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. № 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”».

Постановление для прояснения

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский посчитал, что каких-то судьбоносных изменений не внесено. «Нельзя даже сказать, что изменения ужесточают порядок установления административного надзора. Пожалуй, это действительно тот случай, когда просто устраняются отдельные неясности», – указал он. Так, внесенными изменениями допускается возможность рассмотрения дела об установлении или прекращении административного надзора не только по месту жительства или пребывания, но и по месту фактического нахождения лица, отметил адвокат.

Читайте также
Пояснения к надзорной практике

Верховный Суд разъяснил судам, как применять законодательство в сфере надзора за освобожденными из мест заключения лицами

16 мая 2017 Новости

Если ранее дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматривались судом по месту жительства или пребывания таких лиц, то теперь и по месту фактического нахождения. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Постановлением устанавливается, что в принятии административного иска об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, на надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС, если в суд обращается исправительное учреждение, в котором указанное лицо отбывает наказание.

Положение, ранее являвшееся п. 3 Постановления № 15, теперь разделено на несколько пунктов. Так, согласно новому п. 3 административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст.

3 Закона.

Согласно новому п. 4 освобождаемым из мест лишения свободы лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В соответствии с новым п. 5 за освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона.

Исходя из п. 6, независимо от оснований, предусмотренных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, указанного в ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона. Согласно п. 7 лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, подлежат административному надзору при достижении ими 18 лет к моменту обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

Пункт 8 устанавливает, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории России на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Разъяснение, которое ранее было пронумеровано как четвертое, стало девятым. Также документ был дополнен п. 10, согласно которому административный надзор может быть установлен с учетом требований ст. 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы.

Ранее абз. 1 п. 5 (ныне п. 11) устанавливал, что в отношении совершеннолетнего лица, имеющего на день вступления в силу Закона об административном надзоре непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего и освободившегося из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор может быть установлен по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может.

Согласно предыдущей редакции абз. 2 этого же пункта постановления за совершеннолетним лицом, имеющим на день вступления в силу Закона непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор устанавливается по заявлению органа внутренних дел независимо от оснований, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре. Теперь же административный надзор может устанавливаться в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 и 3 ст. 3, ч. 2 ст.

13 Закона.

Также указано, что за освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, такой надзор применяется по заявлению органа внутренних дел.

Ранее абз. 2 п. 6 (п. 12 в новой редакции) устанавливал, что прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Теперь же следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным иском об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения.

При этом постановление дополняется п. 13, который повторяет абз. 2 п. 6 предыдущей редакции этого документа.

Уточнение предыдущих положений

Кроме того, ВС конкретизировал разъяснения из п. 8 (теперь п. 15) Постановления № 15. Ранее он указывал, что с учетом того, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое административное исковое заявление не может быть оставлено без движения. Недостатки административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.

Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано.

В новой редакции вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. Требование об устранении недостатков административного искового заявления об административном надзоре может быть изложено в определении о принятии его к производству суда. В случае неустранения недостатков, препятствующих рассмотрению административного дела, административный иск может быть оставлен без рассмотрения.

Изменение предыдущих разъяснений

ВС уточнил, что административное дело об административном надзоре может рассматриваться в течение двадцати дней со дня поступления в суд административного иска, а не десяти, как было установлено ранее. «Вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации», – указал Сергей Колосовский.

При этом, заметил адвокат, подход к установлению надзора при отсутствии в приговоре указания на вид рецидива полностью изменен: если раньше Верховный Суд считал, что в таких случаях суд не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства, то сейчас он занял противоположную позицию – вид рецидива суд вправе установить самостоятельно, исходя из содержания приговора.

Рекомендация  Оплата ндфл при выкупе собственных акций акционерным обществом 2024

Так, ранее указывалось, что при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона. Теперь же, согласно п. 2 ч. 2 ст.

3 Закона, установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.

Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).

Согласно утвержденному п. 28, если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 3 Закона, – ранее на исключение не указывалось.

«Новая редакция разъяснений в п. 29 устанавливает необходимость соразмерности устанавливаемых поднадзорному ограничений с его правом на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. Строго говоря, и до этой редакции по смыслу закона было возможно обжалование чрезмерных ограничений, однако данная редакция постановления Пленума ВС, прямо указывающая на необходимость соразмерности, такое обжалование упрощает», – посчитал Сергей Колосовский.

Адвокат заметил, что вводимые п. 30 и 31 обязывают суд учитывать жизненные обстоятельства поднадзорного, его характеристики, условия проживания, график учебы или работы и т.п.

Разделение на пункты

Ранее п. 22 содержал 11 абзацев. В принятом постановлении это пункты 29–33. При этом в п. 33 дополнительно устанавливается, что при установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (п.

2 и 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).

Пленум ВС дополнил постановление новым положением, согласно которому Закон содержит исчерпывающий перечень исключительных личных обстоятельств, при которых орган внутренних дел дает разрешение на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) краткосрочный выезд этого лица за установленные судом пределы территории. При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.

Ранее при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчислялся со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Теперь срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания и в виде принудительных работ.

В п. 36 ВС отметил, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст.

234.1 УК, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.

В нынешний п. 39 (ранее п. 27) добавляется положение, согласно которому, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.

Согласно абз. 3 п. 42 истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений.

Новые разъяснения

В заключение Пленум ВС дополнил постановление пятью новыми разъяснениями. В соответствии с п. 45 осуждение поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Закона, к лишению свободы за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и направление его к месту отбывания наказания приостанавливают течение срока административного надзора. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Вместе с тем, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица было прекращено и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора, административный надзор прекращается.

«Совершенно логичное дополнение про право потерпевшего обжаловать решение о прекращении административного надзора, которое вроде бы и так вытекает из смысла закона, но, вероятно, требовало отдельных разъяснений», – указал Сергей Колосовский.

Согласно п. 46 постановления осуждение лица за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и освобождение его от наказания в виде лишения свободы не влекут прекращения административного надзора.

Исходя из п. 47, если на момент рассмотрения апелляционных жалобы, представления лицо, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания, ранее заявляло ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции с его участием, освободилось из мест лишения свободы и не сообщило суду о месте своего нахождения, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 101 КАС направляет судебное извещение по последнему известному суду месту жительства или пребывания этого лица. Такое извещение считается доставленным несмотря на то, что адресат по этому адресу более не находится.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В п. 48 ВС отметил, что неуведомление потерпевшего о подаче административного иска о досрочном прекращении административного надзора либо его непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица при наличии соответствующего заявления является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке по апелляционной жалобе потерпевшего.

В соответствии с п. 49 если при рассмотрении апелляционных жалобы (в том числе лица, которому назначается административный надзор), представления установлено, что судом первой инстанции неправильно определены основания, срок административного надзора, не назначены обязательные административные ограничения, суд апелляционной инстанции отменяет решение первой инстанции и принимает новое решение в соответствии с требованиями Закона.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Чангли посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент. «На мой взгляд, необходима реформа системы ФСИН, и только тогда, когда в принципе станут невозможны те нарушения прав заключенных, о которых мы знаем, можно принимать подобные правила. Тем более что, с одной стороны, эффективность административного надзора весьма сомнительна, но с другой, подобные меры можно использовать для перманентного давления на неудобных власти лиц», – указал он.

Имеющих неснятую и непогашенную судимость лиц смогут призывать на военную службу по мобилизации

Адвокаты неоднозначно оценили изменения. Многие отметили, что логика законодателя понятна, так как к тяжким преступлениям относятся и ненасильственные деяния, характер и степень общественной опасности которых могут быть завышенными, при этом речь не идет о призыве заключенных. Однако один из экспертов обратил внимание на то, что тяжкие насильственные преступления могли быть совершены и лицами, имеющими проблему с психикой, которые в силу объективных причин не были признаны невменяемыми.

Касательно поправок об альтернативной службе они заметили, что они не в полной мере проясняют этот вопрос.

27 октября в третьем чтении Госдумой были приняты поправки (законопроект № 546749-7) в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, которые скорректировали запрет на призыв по мобилизации лиц, имеющих непогашенную судимость за тяжкие преступления, а также урегулировали прохождение альтернативной службы в период мобилизации.

Рекомендация  Нужна ли лицензия для осуществления микрофинансовой деятельности 2024

Мобилизация с неснятой судимостью за тяжкие преступления

Согласно п. 4 ст. 17 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ в настоящее время запрещен призыв на военную службу по мобилизации граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Поправками такой запрет сохраняется лишь для граждан, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК РФ.

Так, к ним относятся преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Также нельзя будет призывать граждан с неснятой судимостью за незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, госизмену, шпионаж, посягательство на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж. Ограничения сохраняются и для судимых за преступления, предусмотренные ст.

280, 282.1–282.3, 360, 361 УК РФ.

Читайте также
Адвокаты проанализировали закон об ужесточении ответственности за преступления против военной службы

Согласно поправкам устанавливается уголовная ответственность за мародерство и добровольную сдачу в плен, а также ужесточается ответственность за ряд воинских преступлений в период военного положения или мобилизации

21 сентября 2022 Новости

Председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин считает вполне логичным, что недопустимо мобилизовать граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение террористического акта и иную подобную деятельность, за шпионаж и иные тяжкие и особо тяжкие преступления против государственной власти. Он разъяснил, что принятые поправки вовсе не означают, что теперь разрешена мобилизация заключенных, отбывающих наказание в том числе за тяжкие преступления: отбывающие наказание граждане продолжат отбывать наказание, а приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы продолжает являться основанием для увольнения мобилизованного со службы.

Почетный адвокат России, медиатор, партнер INTELLECT Дмитрий Загайнов считает, что принятый закон не содержит принципиальных изменений Закона о мобилизации. «Понятно, что характер общественной опасности уголовно наказуемых деяний разный среди тяжких преступлений. Логику законодателя в этой части можно понять, так как тяжким, например, является деяние по ч. 3 ст. 146 УК РФ за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, совершенное в особо крупном размере или с использованием служебного положения.

Законодатель предложил призывать на военную службу граждан с судимостью за деяния, характер и степень общественной опасности которых, по сути, являются завышенными или переоцененными», – считает адвокат.

Адвокат АБ «Рыженко, Мамров и партнеры» Феликс Мамров оценил изменения в целом позитивно, отметив, что есть большое количество лиц с неснятой судимостью за совершение тяжких, но при этом ненасильственных преступлений. «Многие из этих лиц ранее служили в армии, кто-то имеет реальный боевой опыт, а кто-то и вообще является кадровым военным. При этом они получили наказание в виде штрафа или лишения свободы условно, и они сами хотят быть мобилизованными. Но нынешняя редакция закона им это сделать не позволяет.

Теперь же, с принятием этих изменений, такие нелепые препятствия будут устранены», – отметил Феликс Мамров.

Читайте также
Частичная мобилизация в России: законодательные аспекты
Ряд важных вопросов остаются открытыми и требуют урегулирования

27 сентября 2022 Мнения

Старший партнер АБ «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин считает, что внесенные поправки существенным образом изменяют отношение государства и общества к мобилизации лиц, имеющих непогашенную судимость. «Не секрет, что еще до начала мобилизации в период СВО получила распространение практика привлечения осужденных к деятельности частных военных компаний. Однако действующая норма ст. 17 Закона о мобилизации не позволяет мобилизовать ранее судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления», – пояснил адвокат.

По мнению Алексея Нянькина, эта норма в новой редакции позволит в будущем мобилизовывать любых осужденных лиц, в том числе и к наказанию в виде лишения свободы, если преступление, за которое они осуждены, не входит в закрепленный законом перечень. Тем самым мобилизованные после освобождения из мест отбывания наказания лица могут быть направлены в регулярные подразделения.

В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко считает, что новая редакция ст. 17 Закона о мобилизации вызывает нарекания из-за отсутствия простейшего прогнозирования ее действия, так как позволит призвать в ряды вооруженных сил лиц, имеющих судимость за совершение тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против личности, которые в ряде случаев имеют проблемы с психикой, но в силу объективных причин не были признаны невменяемыми.

«Привлечение подобного контингента к выполнению боевых задач с использованием оружия представляется непредсказуемым как в отношениях с сослуживцами, так и в отношениях с гражданским населением и представителями противника – с точки зрения психического здоровья мобилизованного в условиях боевого стресса, что может повлечь гибель или ранение сослуживцев, гражданских лиц от действий таких мобилизованных. В целом отрицательно отношусь к такому нововведению, полагал бы целесообразным включить в закон указание на невозможность призыва по мобилизации лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против личности», – разъяснил Александр Польченко.

Прохождение альтернативной службы во время мобилизации

Поправками также дополняют Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ ст. 17.1 о прохождении альтернативной гражданской службы в период мобилизации. Предусмотрено, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала, при объявлении мобилизации продолжают проходить альтернативную гражданскую службу в указанных организациях.

Уточняется, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, могут направляться для прохождения альтернативной гражданской службы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Комментируя принятый закон в этой части, Владимир Тригнин заметил, что, хотя поправками определен статус лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, по-прежнему непонятно, как гражданам, желающим воспользоваться своим правом, гарантированным ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, реализовать такое право в период мобилизации.

Дмитрий Загайнов также указал, что в настоящее время до сих пор нет законодательного урегулирования именно прохождения альтернативной гражданской службы мобилизованными. Ожидалось, что законопроект как-то внесет ясность в этот вопрос, но этого не произошло, считает он, так как поправками лишь уточняется положение лиц, которые на момент начала мобилизации уже проходят альтернативную гражданскую службу, то есть речь идет о «срочниках».

Как пояснил адвокат, альтернативная гражданская служба проходит взамен военной службы по призыву, что следует из п. 1 ст. 1 Закона об альтернативной гражданской службе. Однако о прохождении альтернативной службы взамен военной службы по мобилизации ни в одном нормативном акте не упоминается. «»Замалчивание» этого вопроса для себя пока объясняю так. Поскольку призыв на военную службу по мобилизации приравнивается к контрактной службе, то с каждым мобилизованным должен быть заключен контракт.

Подписанный контракт предполагает добровольность со стороны мобилизованного. В таком случае никаких изменений по альтернативной гражданской службе в этой части не требуется. Если это не так, то для граждан, призываемых на военную службу по мобилизации, взамен прохождения военной службы должна быть предоставлена альтернативная гражданская служба», – разъяснил Дмитрий Загайнов.

Он обратил внимание, что в настоящее время есть запрос на внесение изменений в Закон о воинской обязанности и военной службе и Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» – в положения, связанные с определением начала и окончания военной службы для мобилизованных. Ясности в этом вопросе до сих пор нет, что дает повод для злоупотреблений, полагает адвокат.

Федеральный закон от 24 июня 2024 г. N 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Статья 2. Применение настоящего Федерального закона

Рекомендация  Нужно ли платить налог с денежной компенсации 2024

Настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц:

1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205 2 , частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование;

2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование;

3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом «а» части третьей, пунктом «б» части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом «а» части третьей, пунктом «б» части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей — шестой статьи 134, частями третьей — пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 — 205 5 , 206, 208, 211, 220, 221, 275 , 275 1 , 276 — 280, 281 — 281 3 , 282 1 — 282 3 , 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Статья 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы

1. Лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, уголовное дело (уголовное преследование) в отношении которого приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения), призванное на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившее в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Контроль за поведением лиц, предварительное следствие в отношении которых приостановлено в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется командованием воинских частей (учреждений).

Статья 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время

1. Лицо, проходящее военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, уголовное дело (уголовное преследование) в отношении которого приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения) в период прохождения военной службы, освобождается от уголовной ответственности:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Контроль за поведением лиц, предварительное следствие в отношении которых приостановлено в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется командованием воинских частей (учреждений).

Статья 5. Освобождение от наказания лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы

1. Осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от наказания условно.

2. Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, если оно не отбыло наказание или не было освобождено от наказания ранее, освобождается от наказания:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

3. Если в период прохождения военной службы лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, не отбывшее наказание и не освобожденное от наказания, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Контроль за поведением лица, освобожденного от наказания условно, осуществляется командованием воинской части (учреждения).

Статья 6. Условия погашения судимости

В отношении лиц, отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, имеющих судимость, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, судимость погашается со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы либо со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статья 7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов по вопросам, связанным с призывом (поступлением) на военную службу и ее прохождением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время граждан, имеющих судимость, а также граждан, в отношении которых осуществляется предварительное расследование

1. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время с такими гражданами контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. Порядок взаимодействия командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (учреждений) и следственных органов по вопросам приостановления предварительного расследования в связи с призывом подозреваемого или обвиняемого на военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по мобилизации или в военное время либо заключения ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также по вопросам прекращения уголовного преследования в связи с прохождением обвиняемым или подозреваемым военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит осуществление предварительного расследования.

Статья 8. Особенности применения настоящего Федерального закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

Действие настоящего Федерального закона также распространяется на правоотношения, связанные с прохождением военной службы лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 года.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин