Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля 2024

Жительница Ленинградской области хотела получить в наследство огород, на котором почти два десятка лет трудился ее отец. Землю он получил в самом начале 90-х годов, когда сотки давали гражданам именно под посадки овощей. При этом что-либо строить на этих сотках было запрещено.

Когда отец умер, его дочь стала вступать в наследство, которое ей в завещании перечислил отец. Но нотариус отказался оформлять наследнице огород, заявив, что на него нет положенных документов.

Дочка обратилась в суд с просьбой признать за ней право собственности на шесть соток отцовского огорода. Местные суды отказали. По их мнению, участок был дан ее отцу во временное пользование, следовательно, у дочери не возникло «постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения».

Верховный суд решил иначе.

По мнению Верховного суда, когда мужчине предоставляли землю под огород, действовал Земельный кодекс РСФСР. В нем есть 6 статья, в которой сказано, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам советами народных депутатов в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность. А еще есть закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (№137 от 25 октября 2001 года).

В нем написано следующее: если участок до введения в действие Земельного кодекса был выделен для личного подсобного хозяйства или садоводства с огородничеством, то человек, обладающий таким участком, вправе зарегистрировать право собственности на него.

Если у человека есть документ, которым ему выделяли участок для личного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса, и в нем не указано право, на котором этот участок предоставлен, то он считается предоставленным гражданину на праве собственности.

В ленинградском деле Верховный суд увидел, что сельсовет в 1991 году дал гражданину участок. Но никаких сведений о виде права, на котором дали сотки — нет. В таком случае, заявил Верховный суд, следует считать, что участок предоставлялся гражданину на праве собственности, поэтому спор надо решить по-новому.

Стоит отметить, что участки под огороды в 90-е годы предоставлялись массово именно для решения продовольственной проблемы, и граждане, получившие такие участки в советские времена, возделывали их долгие годы. Однако в новые времена их права на эти участки часто ставят под сомнение.

Как правильно распорядиться участком для огородничества?

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, могут иметь различное целевое назначение, определяющие виды разрешенного использования таких участков. Возможная деятельность на участках для огородничества зависит от категории земли, к которой они относятся, и зонального распределения на местности.

Огородничество и садоводство

Правовое регулирование земель, предназначенных для садоводства и огородничества, осуществляется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Законом № 66 «О садоводческих, огородных… объединениях граждан».

Участки с целевым назначением «садоводство» предназначены для выращивания различных сельскохозяйственных культур и для строительства капитального жилого строения, согласно ст. 1 ФЗ № 66.

Участки для огородничества, в отличие от садовых, предназначены только для выращивания сельскохозяйственных растений. Строительство капитального жилья на огородных участках запрещено, возможна только установка временных бытовок и вспомогательных построек без фундамента.

Участки под огородничество

Огородничество – это один из видов разрешенной деятельности на земельных участках, относящихся к категории:

  • Сельскохозяйственных земель;
  • Земель населенных пунктов.

Участки для огородничества могут как принадлежать гражданам на правах собственности, так и предоставляться им от местных муниципальных властей в долгосрочную аренду.

Многие огородные земли находятся у граждан на правах бессрочного пользования или пожизненного владения.

Согласно всероссийскому классификатору видов разрешенной деятельности, на участках с целевым назначением огородничество можно осуществлять:

  • Выращивание овощей и картофеля;
  • Выращивание бахчевых культур;
  • Выращивание ягод и фруктов;
  • Строительство некапитальных хозяйственных построек;
  • Установка временных бытовок для проживания без фундамента.

Выращивание многолетних плодовых деревьев (яблонь, груш и т. д.) на участке под огородничество не допускается.

Важно учитывать, что возведение временных построек возможно только на участках для огородничества, относящихся к землям городских поселений при наличии соответствующего зонального распределения. На полевых участках, относящихся к сельскохозяйственным землям, возведение временного жилья запрещено.

Как перевести участок для огородничества в ИЖС?

Участок под постройку жилья (ИЖС) предполагает возведение жилого дома до 3-х этажей для проживания и выращивания растительных культур, в том числе многолетних.

Участки для огородничества переводят в ИЖС, чтобы получить возможность строительства капитального жилья и других построек (гаража, сарая и т. д.).

Существует два пути перевода участка под огородничества в ИЖС:

  1. Изменение категории участка на землю населенных пунктов (для сельскохозяйственных участков под огородничество);
  2. Смена вида разрешенного пользования (ВРИ), если участок относится к землям поселений.

На сельскохозяйственных землях можно строить жильё только участникам крестьянско-фермерского хозяйства. Такие участники должны производить сельхозпродукцию и уплачивать налог с её продажи.

Если владелец огородной земли сельскохозяйственной категории не планирует после постройки дома активно заниматься сельским хозяйством, лучше перевести участок в категорию земель поселений и сразу запросить необходимое целевое назначение – постройка жилья. Важно учесть, что изменить категорию участка для сельского хозяйства на землю поселения можно только в том случае, если такой участок граничит с данным поселением.

Документы

Для перевода земель из сельскохозяйственной категории в землю населенных пунктов физическому лицу потребуются следующие документы:

  • Кадастровый паспорт;
  • Выписка из реестра недвижимости о праве собственности на участок;
  • Результаты экологической экспертизы;
  • Копия паспорта.

Экологическая экспертиза заказывается в региональном отделении природопользования и оформляется в течение 2-4 месяцев.

Выписку из ЕГРН и кадастровый паспорт можно заказать в Росреестре или многофункциональном центре, заплатив госпошлину в 300 рублей за выписку и 700 рублей – за кадастровый документ.

Алгоритм процедуры

Смена категории земли осуществляется в следующем порядке:

  1. Владелец участка под огородничество собирает нужные документы и пишет ходатайство в региональный земельный комитет исполнительной власти;
  2. Земельный комитет рассматривает ходатайство (60 дней);
  3. По итогам рассмотрения принимается решение о переводе участка в категорию городских земель или об отказе;
  4. Копия акта о решении властей направляется заявителю и в Росреестр для внесения сведений о новой категории земли участка в ЕГРН.

Заполняя ходатайство, заявитель указывает причины для смены категории земли (необходимость постройки жилья), и обосновывает законность процедуры.

Также следует указать предпочитаемое целевое назначение участка (ИЖС) и вид разрешенного землепользования (малоэтажное строительство жилья).

Положительное решение будет принято при следующих условиях:

  • Кадастровая цена указанного в ходатайстве участка не превышает среднюю по субъекту федерации более, чем на половину;
  • Участок не относится к ценным сельскохозяйственным землям;
  • На смену категории земель данной территории не наложено законодательного запрета;
  • Экологическая комиссия разрешила перевод земли по итогам экспертизы.

При отказе в переводе земли заявителю выдаётся письменный список причин, подписанный уполномоченным лицом. После получения копии акта о смене категории земли заявитель может начинать строительство жилья.

Смена ВРИ городского участка

Если участок под огородничество относится к городским землям, то для смены его разрешенного землепользования на малоэтажное личное строительство, необходимо обратиться в городскую администрацию с заявлением, в тексте которого указать:

  • ФИО, паспортные и контактные данные;
  • Необходимость изменения разрешенного землепользования для строительства;
  • Текущий и желаемый ВРИ;
  • Категорию земли;
  • Адресные ориентиры участка и его кадастровый номер.

После принятия заявления власти назначат публичные слушания, на которые будут приглашены соседние землепользователи. По итогам слушаний решение об изменении ВРИ участка под огородничество будет принимать комиссия на основании плана развития городской территории и высказанных на слушании замечаний.

Все расходы по организации публичных слушаний осуществляются за счет заявителя. Решение о смене ВРИ участка должно приниматься комиссией в течении 30 дней после объявления даты слушаний.

При положительном решении комиссии составляется акт о смене вида землепользования участка и вносятся соответствующие изменения в ЕГРН, при отказе заявитель может оспорить решение комиссии в судебных органах (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Как оформить землю в собственность?

Если земля под огородничество находится в некоммерческом товариществе, то её можно оформить в собственность бесплатно, если городские власти предоставили территорию данному товариществу до октября 2001 года. Для оформления участка в собственность потребуются следующие документы:

  • Справка о праве пользования участком (членство в товариществе);
  • Кадастровый документ;
  • Копия паспорта РФ;
  • Выписку о наличии обременений из правового реестра.

При отсутствии кадастрового паспорта достаточно составить схему границ участка и заверить её у руководства огородным товариществом, к которому относится участок.

Справку об обременениях можно заказать в МФЦ, обратившись с паспортом и уплатив пошлину в размере 300 рублей.

С данными документами необходимо обратиться в муниципальный департамент по землеустройству и написать заявление на предоставление участка под огородничество в собственность.

Текст заявления начинается с наименования органа обращения и ФИО должностного лица. Уполномоченного на рассмотрение таких заявлений.

Далее заявитель представляется, указывает свои паспортные и контактные данные, после чего излагает просьбу о предоставлении участка под огородничество в собственность, и указывает сведения об участке:

  • Адресные ориентиры;
  • Кадастровый номер;
  • Категорию земли;
  • Площадь;
  • Вид разрешенного землепользования;
  • Вид права, на основании которого земля эксплуатируется.

Заявление рассматривается в течение месяца, в течение которого сотрудники департамента по землеустройству принимают решение о предоставлении участка под огородничество в собственность или об отказе.

Если участок не размежеван, земельный департамент предварительно согласовывает передачу участка в собственность, после чего инициирует кадастровые работы по установлению границ и оформляет кадастровый паспорт на участок. Все расходы по размежеванию оплачиваются за счет администрации, согласно ст. 12 ФЗ № 93 (закон о «дачной амнистии»).

Рекомендация  Продажа дорогого ювелирного изделия 2024

После решения о предоставлении участка под огородничество в собственность, заявитель обращается с копией данного решения в МФЦ, приложив к нему:

  • Кадастровый паспорт;
  • Копию паспорта РФ;
  • Квитанцию об оплате пошлины (100 рублей).

Через 10 дней после обращения в МФЦ сведения о собственнике участка для огородничества вносятся в единый реестр недвижимости. При необходимости подтвердить право собственности на участок, собственник может заказать выписку из ЕГРН в Росреестре или МФЦ.

ВТБ 24 ипотека — насколько выгодны их предложения?

Как грамотно оформить право собственности, вы можете прочесть в нашей статье.

О всех нюансах выделения доли из общей собственности вы можете узнать из нашей тематической статьи.

Заключение

Земли с целевым назначением «огородничество» не предназначены для строительства капитального жилья. Чтобы получить возможность строительства на таких участках, следует сменить их вид разрешенного землепользования на участок населенного пункта для индивидуального жилищного строительства. Чтобы сменить ВРИ участка, или оформить его в собственность, следует обратиться в муниципальную администрацию с документами на землю.

Участок под посадку картофеля

Имеется документ – Выписка из постановления администрации сельсовета. Выделить земельный участок под посадку картофеля в деревне (Калужская обл.) в количестве 0.15 га.
Вопросы:
1 — Земля предоставлена во временное или постоянное пользование?
2 — Это земля для садоводства и огородничества – где нельзя ничего строить или для личного подсобного хозяйства (строить можно)?

Маковеев Сергей Иванович Админ. ответил 6 лет назад

В вопросе Вы указали: «Имеется документ – Выписка из постановления администрации сельсовета». Поэтому я исхожу из того, что земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ (до 29.10.2001) и, вероятнее всего, в период действия ЗК РСФСР от 25.04.1991.

В соответствии со ст. 68 ЗК РСФСР от 25.04.1991 земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями — во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке.
Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды.
При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

С учетом приведенных норм, скорее всего, указанный Вами земельный участок был предоставлен во временное пользование (или в аренду) для огородничества.

Ответ на вопрос является примерным. К сожалению, ответить более точно и полно на Ваш вопрос НЕВОЗМОЖНО без изучения всех документов и обстоятельств дела.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович, рег. № 50/6025 в реестре адвокатов Московской области, член АПМО, член МКА «Филиппов и партнеры».

Веду дела в судах Москвы, всей Московской области и соседних областей.

Стоимость 1,5 — 2-х часовой консультации с изучением документов, с подготовкой рекомендаций по решению проблемы — 10 тыс. руб.

Стоимость полного ведения дела в суде с подготовкой процессуальных документов, участием в заседаниях, консультированием по делу — от 60 тыс. руб.

Запись на прием по моему тел.: +7 906 074 76 14.

Адрес: МОСКВА, ст. метро Лефортово, ул. Сторожевая, д. 26, стр. 1, оф. 407.

От метро пешком 6 — 8 мин.

Возможно удаленное консультирование.

  • Моя СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Цены
  • Мои СТАТЬИ
  • ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ
  • ЗАДАТЬ ВОПРОС АДВОКАТУ

Земли, выделенные колхозникам в 1990-ые годы отдадут муниципалитетам

В Государственную думу внесен законопроект, которым предлагается передать в муниципальную собственность значительную часть земельных участков, выделенных в 1990-е годы колхозникам при приватизации.

Инициатором поправок в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения стала группа депутатов-единороссов. По словам парламентариев, в 1991 году было утверждено положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий. Земля и все имущество были переданы в частную собственность трудовым коллективам и поделены на доли.

При этом предписывалось в течение трех месяцев ликвидировать колхозы и совхозы и на их базе создать фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы. Колхозы и совхозы лишались права пользоваться ранее закрепленными за ними на вечное пользование сельскохозяйственными землями, а каждый работник получил в собственность земельную долю.

При этом крестьянину выдавалась «Государственная расписка» – свидетельство о том, что он получает от государства бесплатно пай земли. Свидетельство могли получить члены колхозов и рабочие совхозов, включая ранее работавших пенсионеров, а также сельские врачи, учителя, работники торговли и некоторые другие категории граждан. Размер доли определялся простым делением земли на число получателей доли.

Свидетельство на земельную долю получили более 12 миллионов граждан, 82,7% от всей площади обрабатываемой земли перешло в собственность граждан. Однако процесс юридического оформления прав на землю до сих пор не завершен. Оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель, лишь около 4 млн человек юридически оформили свои права на участки.

Все это, по словам парламентариев, является сейчас источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей. «Спекуляция земельными участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам», – указывают депутаты. Более 30 млн га ранее обрабатываемых земель уже заросли лесом.

Решение о формировании земельных угодий и постановке на учет земельных участков, образованных из невостребованных долей, сейчас может быть принято только по решению судебных органов. При этом подготовка документов для этого в законодательстве прописана нечетко и требует больших финансовых ресурсов.

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить порядок подготовки документов о признании земельных долей невостребованными и постановки таких земельных участков на кадастровый учет по решению общего собрания участников долевой собственности. Собрание вправе утвердить список граждан, не востребовавших и не распорядившихся земельной долей, принять решение о межевании и формировании земельного участка из невостребованных долей, постановке его на кадастровый учет и о безвозмездной передаче участка органу местного самоуправления.

Списки граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, предлагается публиковать в средствах массовой информации. Устанавливается, что владелец земельных долей, включенных в перечень невостребованных, в течение 3 лет после вступления закона в силу сможет, подтвердив свои права на землю, получить в собственность участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета.

Предполагается, что принятие законопроекта позволит вернуть в оборот десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель.

Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля 2024

Бюрократия между грядками, или Как оформить дачу родом из СССР — Недвижимость РИА Новости, 10.10.2019

Бюрократия между грядками, или Как оформить дачу родом из СССР

Домик в деревне – райский уголок, который, однако, может стать причиной головной боли, особенно если он родом из прошлого века. Эксперты рассказали сайту «РИА. Недвижимость РИА Новости, 10.10.2019

2019-10-08T14:36
2019-10-08T14:36
2019-10-10T11:30
практические советы – риа недвижимость
загородная недвижимость
земельные участки
законодательство
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

Домик в деревне – райский уголок, который, однако, может стать причиной головной боли, особенно если он родом из прошлого века. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как оформить в собственность милую сердцу дачу, если из доказательств владения ею – разве только многолетний труд на картофельных грядках и «какая-то бумажка».Советские дачи: доказательная базаКлючевое, что надо понимать относительно советских дач – их выдавали в тот период, когда частной собственности не существовало. «Гражданам выделялись участки в товариществах. Но регистрация собственности до 1998 года осуществлялась разрозненно – с применением различных способов и средств измерения при фиксации границ участков. Кроме того, регистрация была в ведении не федеральных и даже не региональных, а муниципальных властей, использовавших также различные подходы к оформлению прав до 1998 года», – объясняет директор по развитию ZS Group Антон Алимов.Владельцам дач важно помнить, что если свидетельство о праве собственности на участок было получено до 1998 года (когда был создан Единый государственный реестр прав), то в Росреестре могут отсутствовать сведения об объекте, продолжает Алимов. Это может привести, например, к повторному представлению земельного участка очередникам.»Законодательство, которое применялось по отношению к участкам в советское время, предполагало, что данные объекты находились у людей на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения.

Подобный режим предусматривал, что объект не был в собственности у владельца», – говорит руководитель офиса «Новогиреево» «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Юлия Антясова.Удивительно, но и сегодня остаются люди, получившие еще в советское время земельные участки для ведения садового или подсобного хозяйства, но до сих пор не оформившие права на них. Хотя в период с 1990-х до середины 2000-х годов подавляющее большинство владельцев все-таки переоформили данные объекты в собственность.Чтобы зарегистрировать свою собственность, придется не только доказывать право, но и, вероятно, решать споры с соседями в связи наложениями и пересечениями границ участков, уже стоящих на учете, предупреждает Алимов. И отсидеться без регистрации вряд ли получится, ведь неоформленную недвижимость невозможно ни продать, ни подарить, ни наследовать.Дачи 90-х: от личного к частномуВ советское время жилые дома и дачи строили с учетом положений статьи Гражданского кодекса от 11.06.1964, предусматривавших, что предельный размер жилого дома или его части (частей), принадлежащего гражданину на праве личной собственности, не должен превышать 60 квадратных метров жилой площади, говорит заведующая кафедрой управления недвижимостью и ЖКХ факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Елена Иванкина."Статьей 53 Земельного кодекса от 1991 года предусматривалось, что собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. В 90-е годы градостроительное регулирование осуществлялось законом РФ от 14.07.1992 № 3295-1 "Об основах градостроительства в РФ".

Рекомендация  Статья 14.61. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению

Градостроительное законодательство утратило централизацию советского периода. Люди получили больше прав и новые возможности на строительство различных видов домов", – говорит Иванкина.Что касается земельных участков, то в 90-е годы многие из них были в бессрочном пользовании и пожизненном наследуемом владении – данная форма перешла из прошлых десятилетий, обращает внимание Антясова.»Законом РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 была закреплена норма о переоформлении ранее полученных прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на праве собственности или в аренду», – добавляет Иванкина.По ее словам, статьей 80-82 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года предусматривалось, что земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов. Права оформлялись исполнительными комитетами (администрациями)."До 1993 года тема оформления земли была на уровне самозахватов и полукриминальных разборок. Никто не заморачивался ни регистрацией права, ни постановкой земельного участка на кадастровый учет. В 1993 году появился указ президента №1767"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", и там было хоть как-то указано, кто и что можно делать с землей и на каких основаниях.

После этого начался активный процесс перехода земли от одного собственника к другому, и в первую очередь интерес представляла колхозная и совхозная земля", – вспоминает исполнительный директор консалтинговой компании "Спецфинконсалтинг" Михаил Ушаков. По его словам, тогда члены колхозов получили возможность выделять свою долю и оформлять документы на него. Это привело к тому, что даже сейчас многие жилые районы или коммерческая застройка находится на колхозных землях, так как сама эта процедура была прописана криво, появилось большое количество людей, которые выкупали доли бывших колхозников, оформляли это с помощью местных администраций. До 1998 года, пока не сформировался Росреестр в качестве игрока-регистратора, практически никто на себя никакой ответственности не брал, продолжает эксперт. Примерно до 1997-1998 годах земля учитывалась по старой памяти в БТИ.

И никого не смущало, что до 90-х годов БТИ, по сути, занималось объектами капитального строительства – зданиями, строениями и всем, что имеет какой-то конструктив. Когда в период с 1991 по 1998 годы этот процесс начал переходить в рыночную плоскость, то под учетом понималось определение границ, добавляет Ушаков. Но все ложилось под ответственность того, кто был заинтересован эти границы выделить. «Например, если свою долю решил выделить член колхоза, то ему предлагалось выделять долю на местности. Тогда не было кадастровых инженеров, так что вызывали геодезистов, кто в состоянии нарисовать условную бумажку произвольной формы.

Именно в тот момент начали появляться первые представления о межевом плане, то есть о документе, который бы описывал обстановку вокруг строения», – поясняет он. В 1997 году появился первый закон о госрегистрации (№122-ФЗ), где было указано, что все формы документов, которые подтверждали хотя бы какое-то право или описывали объект недвижимости, признавались равными, рассказывает Ушаков. То есть старые планы органы учета должны были принимать как достоверные. Из-за этого образовалось большое количество непонятных ситуаций, когда возникал спор, где та или иная граница проходит.

Как правило, этот спор решался способностью одной из заинтересованных сторон «договариваться» с чиновниками, отмечает эксперт. Иногда случалось так, что два корректно составленных документа противоречили друг другу. Отсюда пошло огромное количество юридических споров, и многие из них продолжаются до сих пор.Дачи двухтысячных: дачная амнистия вам в помощьЗаконодательство в сфере получения дачных участков, строительства на них домов и пользования ими менялось неоднократно. «Однако если дача была приобретена в том числе и до 2001 года (когда был принят Земельный кодекс РФ), то есть возможность оформить ее в собственность, благодаря действующей до 1 марта 2021 года дачной амнистии. Причем оформить дом на садовом земельном участке можно даже без наличия разрешения на строительство», – напоминает замгендиректора фи-девелоперской компании «Kaskad Недвижимость» Ольга Магилина.Но нужно понимать, что регистрация права собственности на земельный участок и регистрация права собственности на дом – это все же две разные процедуры, и начинать надо с оформления земли, продолжает эксперт. Сегодня человек может обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности на земельный участок, причем сделать это можно в упрощенном порядке, собирая минимум бумаг.

Основанием для регистрации может послужить почти любой документ, на основании которого земля была в свое время получена. Например, это может быть даже выписка из хозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления. Оформить право собственности на земельный участок можно также в силу приобретательной давности, указывает адвокат Наталья Тарасова. Такое владение должно быть добросовестным, то есть лицо, получая владение, не знало и не могло знать, что владеет участком незаконно. Оформляется право собственности в таком случае в судебном порядке.

Решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения земельным участком как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в Росреестре.Что же касается домов, то процедура их регистрации зависит от того, на каком земельном участке они построены. Например, дома, стоящие на земельных участках, предназначенных для садоводства, вплоть до окончания действия "дачной амнистии" могут быть оформлены в собственность на основании только технического плана и документа, подтверждающего право на земельный участок, объясняет Магилина. С домами, возведенными на землях, имеющих другое назначение, дела будут обстоять несколько сложнее. А, к примеру, на участках, назначение которых – огородничество, и вовсе узаконить можно только сараи или другие хозяйственные постройки.Оформление обязательноЗагородную недвижимость, как и любой вид недвижимости, лучше иметь в собственности, это в интересах самого владельца.

Регистрация дает право распоряжаться данным имуществом – то есть, совершать сделки. Кроме того, владельцу регистрация дает гарантии, что никто не сможет претендовать на его объект, использовать землю и так далее. И, в случае возникновения проблем, он всегда может решить их в судебном порядке, рассуждает Антясова.

Адвокат юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов обращает внимание на то, что объектом купли-продажи могут выступать только участки, поставленные на кадастровый учет. До 2015 года не было критической необходимости в проведении кадастровых работ. Документальным подтверждением границ участков являлись схемы (планы) распределения участков между участниками кооперативов, соответственная судебная практика сложилась, добавляет Иванкина.

В последние годы при проведении кадастровых работ границы «плывут», «пересекаются», «накладываются». Возникает необходимость заново определять границы участков товариществ. Для этого надо обратиться к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ.

Черный передел Земельная реформа в России осталась незавершенной

В 1990 году были приняты законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». В них было впервые в России закреплено право индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной частной собственности на землю.

Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Вот тут и начались злоупотребления.

Основой для махинаций стала неполнота этого права. Оно было ограниченным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить) в течение 10 лет. Парадоксально, но таким образом параллельно с правом на землю был установлен запрет на распоряжение ей, инициатором которого выступила популистская и коммунистическая Дума.

Что лишило закон его либеральной сути.

25 апреля 1991 года был принят новый Земельный кодекс. Но и кодекс не мог выйти за рамки конституции, в которой был установлен этот пресловутый 10-летний мораторий на продажу земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства, что и было на руку чиновникам всех рангов.

Захват земли чиновниками значительно облегчили указы президента, по которым колхозники и совхозники получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. К тому же по постановлению правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года колхозы и совхозы должны были перерегистрироваться в АО, товарищества и кооперативы. Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный суд промолчал.

Рекомендация  Статья 26. Преступление совершенное по неосторожности 2024

В Конституцию РФ (статья 12) также были внесены дополнения, позволяющие свободную куплю-продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства, для дачного строительства и для индивидуального жилищного строительства. Эти дополнения способствовали созданию коррумпированного черного рынка, на котором сотрудники районных администраций распродавали дачные участки. Также процветало оформление значительных земельных угодий на себя, родственников и на подставные ТОО и АО.

12 декабря 1993 года была принята новая конституция, закрепившая право частной собственности на землю и отменившая все ограничения по распоряжению земельными участками. А с появлением указа Бориса Ельцина «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» в сферу коррупционных сделок с землей подключилось Госкомимущество. Ну и наконец, указ президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года снял ограничения по размерам приусадебных участков и предоставил все права местным органам власти по выкупу у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам.

Такова вкратце законодательная предыстория формирования черного рынка земли в России. С 1960 по 1990 год в России выбыло из оборота порядка 11 млн га сельскохозяйственных угодий. А всего за 10 лет — с 1990 по 2000 год — 17 млн га.

Эта последняя цифра и есть размер угодий, перепроданных третьим лицам.

Основные критерии черного рынка — действия в обход закона по неформальным правилам коррупции — были заложены в 1990-х годах. Именно в это десятилетие чиновничество «приватизировало» все общественные блага, включая законные права, социальные статусы и т. д. Причем российский черный рынок не является подпольным. В отличие от западных коррупционных практик он не заполняет теневые ниши экономики, а, наоборот, располагается внутри легальной экономики.

Коррупционная покупка экономического статуса предшествует выходу бизнесмена как на легальный рынок, так и на нелегальный.

Именно официальный статус позволяет чиновнику торговать печатями, подписями, справками, разрешениями, статусами и т. д. По выражению Игоря Клямкина и Льва Тимофеева, в 1990-е годы мы имели дело с «приватизированным государством». Все функции такого государства перестают быть «общественным благом, а становятся предметом купли-продажи» (И.М. Клямкин, Л.М.

Тимофеев. Теневая Россия. М., 2000.

С. 12). Здесь можно купить судебное решение, освобождение от армии, должность, звание, диплом, депутатское кресло, права, свободы, неприкосновенность и т. д.

1990-е годы имеют устойчивую репутацию эпохи либерализма, однако, как это ни парадоксально, все без исключения сделки с землей в это десятилетие осуществлялись в пространстве черного рынка. Даже отдельные элементы либерализма нельзя усмотреть в земельной части социально-экономических практик. Именно в этот период аграрное производство было фактически уничтожено.

Земельная собственность передавалась крестьянам якобы безвозмездно. Формально каждому колхознику полагалось от 2 до 10 га земли. Совхозы и колхозы делились на паи, землю передавали также федеральные и региональные фонды. Значительная часть колхозников получила такие бумажки, но они даже не знали, где эта земля расположена.

Применительно к 1990-м годам вообще нельзя говорить о земельном праве. Эту землю нельзя было ни продать, ни купить, и при этом чаще всего она не приносила никакого дохода. Эта пустая декларация о правах на деле оказалась подменой реальной собственности.

Главная причина — 90% сельскохозяйственных угодий было поделено на условные земельные доли без определения их границ на местности! Земельная доля, не имеющая границ, не может быть ни продана, ни свободно сдана в аренду. К тому же 1991—1996 годы — это период массовой невыплаты колхозникам и совхозникам заработной платы, что дополнительно стимулировало их на любые уступки своих паев всякого рода «начальству».

Либерализм 1990-х дал бывшим колхозникам не права, а практически полный отказ от прав. В период с 1996 по 2002 год «черная» приватизация имущественных паев и земельных долей колхозников закончилась тем, что значительная часть земель за мизерные суммы была скуплена руководителями, которые оформляли ее с множеством нарушений, например как дарение при посредничестве подставных юрлиц. В этот период земли, внесенные собственниками обратно в уставный фонд колхозов с правом пользования, составляли в среднем свыше 50% всех земель сельхозназначения.

Ужасающая реальность была такова, что эти долевые бумажки под различными предлогами у бывших колхозников изымались в пользу созданных самими же председателями колхозов, главами администраций и их партнерами различных ТОО, АО и т.п. Эти «общества» в качестве компенсации за землю давали крестьянам немного продуктов питания, дров, досок, сена, зерна и т.д.

Любая продукция этих ТОО была неучтенной и, естественно, реализовывалась на черном рынке. Фактически собственником земли чаще всего оказывалось местное чиновничество, которое различными способами выводило землю из сельхозназначения и начинало торговать дачными участками, наделами и т.п. Напомним, что первый официальный земельный аукцион в России был проведен лишь 1998 году.

Это означает, что весь земельный передел 1990-х годов прошел в рамках черного рынка с полным попранием прав собственников.

Все эти сделки на черном рынке основывались на личных связях с чиновниками, торговле статусами, правами, должностями. Само решение о выделении земельного участка стало товаром этого черного рынка. Сама должность для подобных коррупционеров становилась источником обильных доходов.

Разумеется, создание столь масштабного черного рынка земли неизбежно повлекло за собой формирование сектора купли-продажи административных решений, без которых подобные нелегальные сделки были бы невозможны. Причем во многих случаях вся эта земельная собственность забиралась бесплатно. Создавались коммерческие фирмы, в которые входил целый ряд чиновников, которые и передавали чуть ли не сами себе эту землю. Людей же обманом убеждали передавать свои паи вновь образованным коммерческим структурам.

Дело доходило до того, что во многих случаях крестьяне еще и должны были платить этим коммерческим структурам арендную плату за использование своих участков земли.

В 1990-е годы был сформирован не только черный рынок земли, но и нелегальный сектор административных решений, и даже более того — особый тип хозяйствования, в котором не остается места для легальных действий. А это уже в свою очередь сформировало неформальное общественное сознание, вновь и вновь воспроизводящее коррупционные практики, победить которые мы не можем до сих пор.

Отсутствие в стране полноценного земельного рынка позволяло скупать плодородные земли по «черной» цене и привело к формированию класса крупных землевладельцев из бывших глав администраций, их партнеров и сельских чиновников всех уровней. Остальные крестьяне превратились в бедных наемных работников и батраков.

Данные свидетельствуют о снижении на протяжении 1990-х годов жизненного уровня сельских жителей. Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве к величине прожиточного минимума в 1994 году составляло 1,47, а в 2000 году — 0,92. Согласно исследованиям Линднера, средний размер зарплаты селян в обследованных им районах составил в 2000 году несколько десятков долларов в месяц. В то время как зарплата руководителей ряда сельскохозяйственных холдингов, где трудились эти «батраки», исчислялась сотнями тысяч долларов в год (Линднер П. Репродукционные круги богатства и бедности в сельских сообществах России // Социологические исследования. № 1. 2002.

С. 58).

И в последние годы в большинстве регионов России мало что изменилось. Так, например, весь Кабанский район Бурятии до сих пор остается без земельных долей, дарованных им в начале 1990-х годов указом президента России. Там по-прежнему не оформлены документы по разделу имущества и сельскохозяйственных угодий. Администрация района попросту не проводила никакой приватизации, земля осталась в государственной собственности.

То есть, по сути, во многих регионах указы президента были полностью саботированы. И сейчас руководство региона предлагает простым людям обращаться в суд, предъявив решения общих собраний о реорганизации и другие документы, которых на деле, как это им прекрасно известно, просто не существует. Цинизм местных властей продолжает крепчать.

Сегодня продолжается правовой беспредел в отношении полученных в 1990-е годы крестьянами земельных долей. Во многих регионах по-прежнему нет ни малейшей возможности реально осуществить свои права на собственность в виде конкретных земельных участков. В одних регионах все земли уже захвачены, в других, особенно в пригородах больших городов, захваты продолжаются. Идут все новые и новые волны грабежа и «черного передела».

В целом же правового урегулирования так и не наступило. Земельная реформа по-прежнему остается незавершенной. А без решения всего этого комплекса накопившихся с начала 1990-х годов социально-экономических проблем модернизация сельского хозяйства России едва ли может быть эффективной.

А между тем в России находится 10% мировой пашни и 55% мирового чернозема. Потенциал развития здесь огроме