Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 69
1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости.
В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
5.1. После 1 марта 2026 года внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется.
В указанном случае с учетом положений части 11 статьи 22, пунктов 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
5.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уточнения границ земельного участка.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
5.3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи, и межевого плана, в котором указывается в том числе номер учетной записи о лесном участке в государственном лесном реестре.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе в случае, если ранее по такому запросу было направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или по такому заявлению отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости;
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
7) для внесения сведений о ранее учтенном лесном участке не представлен межевой план, либо форма и (или) содержание представленного межевого плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо границы ранее учтенного лесного участка пересекают границы земельного участка или другого лесного участка (за исключением случаев пересечения границ лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), лесничества, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
(п. 7 введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных округов, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная регистрация прав возникших до 1998 года
Для чего необходимо регистрировать право собственности на недвижимость? Можно ли обойтись без этого? Эти вопросы нередко задают граждане в ходе консультаций, проводимых Управлением Росреестра.
Порядок оформления недвижимости в собственность за последние тридцать лет менялся несколько раз, поэтому законное Право собственности на объект недвижимости может подтверждаться несколькими различными документами. Закон признает, что все они действительны, т.е. нельзя аннулировать право собственности из-за устаревшего бланка свидетельства. Поэтому, граждане не беспокоились по поводу обновления своих документов. Обеспокоилась этим налоговая служба.
По многим объектам, оформленным в собственность до 1998 года — до введения Единого Государственного Реестра прав на недвижимость сейчас нет полной информации об их точной площади и правообладателях. Например, указана только фамилия владельца и инициалы, без имени и отчества, паспортных данных. К тому же, Наследники, которые получили недвижимость после этих собственников, не спешат переоформить право собственности в Росреестре на свое имя.
Легко догадаться, что ФНС лишается возможности получить с таких недобросовестных хозяев Налог на имущество.
Поэтому, был принят Федеральный закон №518-ФЗ от 30 декабря 2020, который предусматривает, проведение массовых проверок объектов недвижимости, впервые оформленных в собственность до 1998 года. Цель налоговой службы выявить, кто на данный момент является их правообладателем.
После этого ФНС сможет начислить налог на имущество за последние три года, если они его не платили, а так же наложить штраф за не уведомление об объектах недвижимости.
Местные органы власти должны выявить на своей территории объекты недвижимости, которые впервые были оформлены в собственность до 1998 года и проанализировать, что известно об их правообладателях. Для этого они могут направлять запросы в полицию, для выяснения паспортных данных и адреса регистрации собственника, нотариусу, по поводу получения наследства, в органы ЗАГСа, для проверки факта смены фамилии и жив ли собственник, в Пенсионный Фонд, для выяснения СНИЛСа собственника, а так же в Росреестр и местные отделения Налоговой службы, для уточнения характеристик объекта недвижимости.
На своем сайте местный орган власти должен опубликовать объявление о том, что правообладателям таких -то объектов недвижимости предлагается сообщить администрации свои контактные данные для связи, почтовый адрес или адрес электронной почты.
Предоставить указанные сведения могут так же любые заинтересованные лица. Если правообладатель не выходит на связь, готовится проект решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течении пяти рабочих дней он публикуется на официальном сайте местного органа власти, а так же направляется непосредственно собственнику, заказным письмом с уведомлением.
Получив проект решения, Гражданин может направить свои возражения, с подтверждающими документами в течении 30 дней. Например, если он уже не является собственником приписываемого ему объекта.
При наличии возражений, вопрос о внесении записи в Росреестр решается только через суд. Местный орган власти вправе обратиться туда в течении одного года со дня получения возражений. Если после направления проекта решения правообладателю пройдет 45 дней, а возражения от него не поступят, то решение утверждается.
Местный орган власти направляет решение в Росреестр, для внесения сведений о правообладателе недвижимости. Госпошлина за такую регистрацию с граждан не взимается.
Если объектом недвижимости является земельный участок, то органы власти вправе организовать проведение комплексных кадастровых работ, чтобы уточнить его границы. Полученные сведения направляются в Росреестр, для включения в публичную кадастровую карту.
Какие же права на объекты недвижимости являются ранее возникшими? «Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости». Такие права признаются ранее возникшими при условии, что документы, свидетельствующие о них, оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Когда необходима регистрация ранее возникшего права?
Всегда, когда необходим переход таких прав, их ограничений и обременений при отчуждении (продаже, дарении, наследовании) объекта недвижимости, то без учета объекта и регистрации ранее возникшего права не обойтись. При продаже имущества сведения о правообладателе (продавце), не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, будут внесены перед регистрацией сделки. То есть, если в документах не выявится никаких противоречий, будет зарегистрировано сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.
Если правоустанавливающий документ на земельный участок, дом, квартиру (Договор купли-продажи, наследства, дарения или приватизации) появился ранее 31 января 1998 года (дата вступления в действие Закона о регистрации), то ваших прав в Реестре недвижимости может и не быть. Орган регистрации прав включает ранее учтенный объект в Единый государственный реестр в случае его отсутствия. Данные будут учтены в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления и в соответствии с документом (или заверенной копией), подтверждающим право на такой объект, которые предоставит заинтересованное лицо. Чтобы избежать трудностей, настоятельно рекомендуем всем правообладателям недвижимости проверить документы на своё имущество до того, как возникнет вопрос о проведении какой-либо сделки.
Кроме того, сведения, содержащиеся в Едином реестре недвижимости, исключают проведение незаконных действий с объектами, а также обеспечивают информационное взаимодействие между всеми органами власти и организациями, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги. Для заявителя это очень удобно, так как информация о правах на объекты в различные службы, будет предоставлена без его участия.
- Для жителей
- О муниципальном образовании
- Деятельность
- Официально
- Общественный контроль
- Персоны
Нужно ли переоформлять документы на недвижимость, выданные до 1998 года?
Документы на недвижимость за последние 30 лет неоднократно менялись. Многих граждан волнует вопрос, нужно ли переоформлять старые документы, выданные до 1998 года, и что будет, если этого не сделать.
Напомним, с началом программы приватизации в 1990-е годы недвижимость стала в массовом порядке оформляться в частную собственность, но единой системы регистрации прав на тот момент еще не было. Собственность оформляли как комитеты муниципального жилья, так и районные и городские администрации, соответственно, документы собственникам выдавались самые разные.
Только 31 января 1998 года вступил в силу Закон о государственной регистрации прав на недвижимость и в регионах начали открываться органы регистрации прав на недвижимость, где стали выдавать свидетельство о государственной регистрации собственности по единой форме.
С 15 июля 2016 года свидетельство о государственной регистрации собственности отменили и с тех пор собственникам выдают только выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости.
Следует учитывать, что закон признает действительными все документы о собственности, которые выдавались до введения нового порядка регистрации прав на недвижимость, поэтому никто не может лишить человека собственности только из-за того, что у него документ устаревшего образца. Однако, это не означает, что такой документ не доставит проблем его обладателю.
Во-первых, собственник, имеющий документ устаревшего образца, не сможет в полной мере реализовать свое право на недвижимость: продать ее, подарить кому-то. Его родственники столкнутся со сложностями при оформлении наследства, если собственность подтверждается старым документом, а запись в ЕГРН отсутствует. Так, недавно гражданину отказали в выдаче свидетельства о праве на наследство на дом бабушки, который та ему завещала.
Нотариус не признал дом собственностью бабушки, поскольку единственным документом, который это подтверждал, была выписка из похозяйственной книги, выданная сельской администрацией. Ни старого свидетельства о собственности, ни тем более записи о регистрации в ЕГРН прав о собственности наследодателя на дом с участком не было. В итоге внуку помог только Верховный суд.
Все предыдущие инстанции ему отказали, и только там ему удалось подтвердить, что дом действительно принадлежал его бабушке.
По новому закону 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 29 июня 2021 года, Администрация города Кургана ведет активный поиск объектов недвижимости, которые числятся на кадастровом учете, но при этом в едином государственном реестре недвижимости нет сведений об их собственниках.
Выявленному правообладателю направляют уведомление, и, если с его стороны не поступит возражений, передают данные о нем в Росреестр для включения в ЕГРН. Учитывая, что розыск людей, которые стали собственниками недвижимости еще в 90-е годы, – дело весьма непростое, нельзя исключать вероятность ошибки. Поэтому рекомендуется проверять по выписке из ЕГРН, не появился ли у вашей недвижимости новый собственник.
Так как же избежать проблем, связанных со старыми документами о собственности? Росреестр рекомендует собственникам обратиться в МФЦ с имеющимися у них правоподтверждающими документами и подать заявление о регистрации ранее возникшего права на недвижимость в ЕГРН. После того как в реестр будет внесена запись о том, что вы собственник, уже никто не сможет поставить ваше право под сомнение.
Если уже запланирована сделка с объектом недвижимости, а на руках у собственника старые документы, он может подать сразу два заявления – о регистрации ранее возникшего права собственности и о переходе права собственности по сделке. Это позволит существенно сэкономить время и избежать приостановления регистрации сделки.
Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость
Источник: Unsplash
Росреестр продолжает устранять пробелы в сведениях о ранее учтенных объектах недвижимости. В сборе данных ведомству помогают местные администрации, однако окончательно узаконить земельный участок или дом может только владелец недвижимости. Эксперты спроси.дом.рф разъясняют, как хозяевам ранее учтенной недвижимости зарегистрировать свое право собственности на объект и кто может бесплатно воспользоваться данной услугой. Необходимость ведения учета недвижимости и прав на нее появилась с приходом в страну частной собственности, а следом — приватизации земель и объектов, ранее принадлежащих государству, колхозам и кооперативам.
Для этого в России в 1998 году было принято решение о создании Единого государственного реестра прав ? Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на имущество и сделок с ним.
Проблема ранее учтенных объектов
Принятый закон предписывал осуществлять сбор и учет сведений о недвижимости двум ведомствам — Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако, когда граждане пытались зарегистрировать право собственности на свои объекты, могла возникнуть ситуация с несовпадением данных этих двух ведомств, а идентификация и привязка недвижимости к местности не соответствовали друг другу. Тогда в 2008 году начался процесс объединения сведений из двух учетных систем в один общий кадастр, что привело к созданию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ? Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» . С того времени все сделки с недвижимостью, а также любые действия, которые приводят к изменениям ее основных характеристик, регистрируются Росреестром и вносятся в единую базу данных. Так появилось понятие ранее учтенной недвижимости.
К ней относятся объекты, поставленные на государственный кадастровый или технический учет до 1 марта 2008 года, но в дальнейшем не зарегистрированные в Росреестре по новому регламенту. Также объекты получали статус ранее учтенных, если они не были поставлены на учет, но при этом в реестре имелись сведения о зарегистрированном праве с условным номером ? ч.4, ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .
Сегодня наличие ранее учтенных объектов в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) приводит к тому, что с такой недвижимостью нельзя производить никаких действий. В подобной ситуации Росреестре не знают, кому принадлежит право собственности на тот или иной дом либо земельный участок, а их фактические владельцы не могут полноправно распоряжаться своим имуществом, например, продать или подарить другим людям.
Выявление ранее учтенных объектов недвижимости
С целью решения проблемы ранее учтенных объектов в 2021 году был принят закон ? Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ , который расширил полномочия органов местного самоуправления и теперь муниципалитеты могут выявлять владельцев такой недвижимости. Для этого муниципалитеты регулярно публикуют списки ранее учтенных объектов на своих сайтах. Как правило, в таких списках указываются кадастровый номер недвижимости и ее адрес, чтобы владелец мог распознать свое имущество и начать процедуру регистрации права собственности. Также поиск информации о собственниках ранее учтенных объектов ведется сотрудниками администраций в архивных документах. Имеющиеся данные муниципалитеты направляют в Росреестр, который в свою очередь вносит сведения о выявленном правообладателе в ЕГРН.
Важно понимать, что внесение таких сведений не означает регистрацию права собственности на объект. Росреестр всего лишь будет иметь сведения о том, кому принадлежит недвижимость. Зарегистрировать право собственности на имущество может только сам владелец участка или дома.
Как зарегистрировать ранее учтенный объект
- В бумажном виде при личном визите в один из офисов Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ);
- В электронном виде на портале «Госуслуги» или через сайт Росреестра (при наличии электронной подписи).
Если в выписке из ЕГРН есть сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, например, они были предоставлены в Росреестр местной администрацией, но нет сведений о зарегистрированном праве собственности — владельцу недвижимости нужно только зарегистрировать объект. Для этого через МФЦ необходимо подать заявление о государственной регистрации прав на недвижимость. При подаче заявления регистратору нужно будет предъявить паспорт и документ, подтверждающий право собственности на недвижимость (например, старое свидетельство о праве собственности).
В случае же, если в выписке из ЕГРН нет ни данных о праве собственности, ни сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, то в МФЦ нужно подать два заявления ? ч.3, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» . Первое заявление — о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, и второе — о государственной регистрации прав на недвижимость.
При этом за регистрацию объектов, право собственности на которые возникло до 31 января 1998 года, не взимается госпошлина., и внесение данных в ЕГРН для владельца дома или участка происходит бесплатно.
По завершению всех процедур регистрации Росреестр направит собственнику новую выписку из ЕГРН, в которой будут отражены обновленные данные. Так владелец недвижимости становится ее полноправным собственником и может распоряжаться по своему усмотрению: продавать, дарить, передавать по наследству и совершать другие сделки со своим имуществом.
Ранее руководство Росреестра сообщало, что до конца 2022 года у россиян появится возможность зарегистрировать право собственности на недвижимость дистанционно, через портал «Госуслуги».