Общество защиты прав потребителей цели и задачи полномочия 2024

Тезисы доклада председателя Союза потребителей Российской Федерации П.Б.Шелища на заседании Консультативного совета по защите прав потребителей Роспотребнадзора 23 декабря 2020 г., приуроченном к 30-летию СПРФ

22 декабря Союзу потребителей Российской Федерации исполнилось 30 лет. СПРФ — старейшая общероссийская общественная организация. Из 48 региональных обществ — учредителей Союза до сего дня сохранились только 16, тем не менее сейчас в составе СПРФ более 80 организаций, что, на наш взгляд, свидетельствует о востребованности Союза.

Первые общества потребителей возникли по инициативе граждан в то время, когда не было ни законодательства о защите прав потребителей, ни органов власти, уполномоченных обеспечивать соблюдение этих прав и помогать потребителям восстанавливать нарушенные права. И закон, и эти органы создавались на наших глазах и с нашим активным участием.

Но главное – на протяжении двух десятилетий наши местные организации удовлетворяли очень большую часть потребности граждан в правовой, а в ряде регионов и в экспертной поддержке. За три десятилетия организации — члены СПРФ по обращениям потребителей провели свыше 5 млн консультаций и 250 тыс. экспертиз, составили 600 тысяч претензий и исковых заявлений, выиграли для потребителей около 70 тысяч исков на сумму свыше 2 млрд руб. И оппонировали региональным и местным властям, когда их решения явно противоречили интересам потребителей.

А на федеральном уровне СПРФ не только стоял у истоков российского потребительского законодательства, но все 30 лет активно участвовал и продолжает участвовать в его совершенствовании и в развитии национальной системы защиты прав потребителей.

Однако сейчас не лучший период нашей истории. За последние 8 лет состав СПРФ сократился в полтора раза, многие организации делают намного меньше, чем в былые годы, а некоторые и вовсе прекращают работу вследствие неуклонного сокращения числа обращений к ним потребителей. отчасти освоивших самостоятельную защиту своих нарушенных прав, отчасти перехватываемых коммерческими юристами, значительная часть которых вводят потребителей в заблуждение, усугубляя их проблемы. Условия пандемии коронавируса ускорили сокращение спроса, доведя его до уровня в 10 раз ниже, чем в начале нынешнего десятилетия.

Между тем, масштабы нарушений прав потребителей, хоть они и сократились за 30 лет, остаются весьма значительными и не позволяют ослаблять национальную систему защиты прав потребителей, в том числе и ее общественную ветвь, роль которой нам предстоит обсудить на этом заседании. В чем же мы видим эту роль?

На региональном и местном уровне это прежде всего оказание правовой и экспертной помощи потребителям, общественный контроль соблюдения прав потребителей, их просвещение и распространение важной для них информации, представление их интересов перед соответствующими органами власти. Однако общественный контроль подавляющим большинством организаций уже давно прекращен или сведен к минимуму, а серьезная просветительская работа требует ресурсов, которыми они не располагают. Представительские же возможности наших коллег в регионах зависят от того, насколько серьезно относятся к этому первые лица.

На федеральном уровне это прежде всего представление и продвижение интересов потребителей перед органами власти и предпринимательскими объединениями, что и рассматривается как главная задача председателя и совета СПРФ, наряду с поддержкой членов Союза и развитием общественного потребительского движения. Образцом осуществления представительской роли подобной организации является для нас системное взаимодействие союзов потребителей стран ЕС с органами власти своих государств, Европарламентом, Еврокомиссией и ведущими международными организациями. К сожалению, от такого образца мы еще очень далеки. Два заседания президиума Госсовета по нашей тематике имели важное значение, но порожденные ими волны затухали в течение года, максимум двух, и это не вина людей, а свойство системы управления.

Считаем необходимым создать постоянно действующий консультативный орган по обеспечению и защите прав потребителей при Президенте Российской Федерации.

Представители СПРФ работали в общественных и консультативных советах при Роспотребнадзоре, Банке России, Минпромторге, Минздраве и Минтрансе, в советах потребителей при госкорпорациях, комиссии РСПП, совете ТПП РФ по вопросам потребительского рынка, Межотраслевом экспертном совете по развитию потребительского рынка и его Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП).

По инициативе СПРФ в 2016 г. был создан экспертный совет по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей при комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы, Союз представлен в нем координатором и 4 членами. Совет регулярно обсуждал на своих заседаниях проекты законодательных актов, затрагивающих интересы потребителей.

Важнейшим среди них был законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей», подготовленный с участием СПРФ, одобренный Экспертным советом и в декабре 2019 г. внесенный в Государственную Думу группой депутатов. К сожалению, этот законопроект, поддержанный предпринимательскими союзами и правительственной рабочей группой по реализации регуляторной гильотины в торговле и защите прав потребителей, не получил поддержки правительства, что остановило его продвижение. Между тем, этот проект открывал возможности:

формирования ценностей, знаний и навыков рационального выбора, приобретения и использования товаров и услуг в системе школьного образования путем включения соответствующих медико-биологических, физико-химических, товароведческих, финансово-экономических, правовых и обществоведческих знаний в федеральные государственные образовательные стандарты, требования и программы по основным предметам среднего образования;

формирования финансовой базы национальной системы защиты прав потребителей за счет штрафов, налагаемых судами на ответчиков за отказ от добровольного удовлетворения законного требования потребителя и, одновременно, устранения негативной мотивации потребителей по отношению к внесудебному удовлетворению их претензий, обусловленной сложившейся судебной практикой взыскания этого штрафа в их пользу;

защиты потребителей от предложения юридических и экспертных услуг заведомо ненадлежащего качества со стороны недобросовестных и/или недостаточно компетентных лиц путем введения профессионально-общественной аттестации лиц, предлагающих такие услуги;

наделения потребителей, заключивших договор купли-продажи или договор на выполнение работы (оказание услуги) посредством сети Интернет, правом направлять претензии тем же способом, каким был заключен соответствующий договор;

установления обязанности исполнителя работы или услуги при наличии спора о наличии и/или причинах возникновения недостатков выполненной работы или оказанной услуги провести за свой счет соответствующую экспертизу, и др.

В целях массового просвещения потребителей в 2012 – 2019 гг. были подготовлены книги, изданные редакцией «Российской газеты»: «Права потребителя: как их защитить в конкретных жизненных ситуациях» (дважды переиздавалась) и «Права потребителя в мире финансов» в двух частях: «Что нужно знать плательщику, вкладчику, заемщику» и «Что нужно знать страхователю, должнику и каждому, кто рассчитывает на помощь», содержащие разъяснения и советы потребителям финансовых услуг, а также предложения СПРФ по развитию законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Последняя книга недавно рекомендована в качестве учебного пособия.

В 2019 году СПРФ выиграл конкурс Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на выполнение НИР по теме «Исследование международного опыта и практики в сфере защиты прав потребителей, разработка концептуальных и методических основ внедрения и реализации национальной (региональной) программы по защите прав потребителей, создания механизмов внесудебного урегулирования потребительских споров, в том числе трансграничных, правовой поддержки потребителей».

По результатам НИР ЕЭК одобрила разработанные нами проекты нескольких Рекомендаций ЕЭК в адрес государств – членов ЕАЭС, в том числе по разработке и реализации национальных программ по защите прав потребителей и региональной программы защиты прав потребителей на территории ЕАЭС, по внесудебному урегулированию потребительских споров на основе онлайн-платформ, по стандартизации процедур оказания правовой помощи потребителям, а также по созданию кодексов ответственной деловой практики предпринимателей в отношениях с потребителями. В октябре с.г. предложенный нами проект такого кодекса одобрило Бюро президиума РСПП, а в декабре с.г. Консультативный совет по защите прав потребителей государств – участников СНГ рекомендовал его для использования в этих государствах.

За 30 лет СПРФ провел около 20 конференций, последняя, отчетно-выборная, прошла 21 ноября 2019 года. На ней была принята резолюция «О приоритетных задачах обеспечения и защиты прав российских потребителей», выражающая наше понимание приоритетных задач государства и гражданского общества по обеспечению и защите прав потребителей в России. Резолюция включает следующие призывы и предложения:

Обеспечить всем гражданам России, независимо от их экономического положения, доступ к потребительским благам первой жизненной необходимости, как того требуют статья 7 Конституции, определяющая Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Для этого нужно обеспечить полномасштабную реализацию и последующее расширение «замороженного» проекта Минпромторга по субсидированию части расходов самых бедных семей с детьми на отечественные продукты из ассортимента здорового питания. До сих пор эта эффективная форма адресной помощи самым нуждающимся не реализуется в России во-многом из-за трудностей ее администрирования. Мы предлагаем немедленно применить ее к 3 млн российских семей, доходы которых уже позволили признать их получателями жилищных субсидий.

Важным негосударственным механизмом улучшения питания нуждающихся граждан может стать продуктовая благотворительность, масштабы которой в России сейчас крайне незначительны. Мы предлагаем устранить содержащиеся в Налоговом кодексе препятствия для передачи торговыми сетями и производителями продовольствия благотворительным организациям той части продуктов с приближающимся к истечению сроком годности, которая с высокой вероятностью не будет ими продана, но может быть своевременно употреблена в пищу малообеспеченными гражданами.

Потребительскими благами первейшей жизненной необходимости в определенных обстоятельствах становятся лекарства. Но не всегда у потребителя есть средства на их приобретение. Мы предлагаем включить в программы ОМС обязательное лекарственное страхование граждан с низкими доходами.

Рекомендация  Налог с продажи недвижимости в 2016 году 2024

В ситуациях, когда под угрозой оказались жизнь, здоровье или свобода, самым остро и срочно необходимым потребительским благом могут стать деньги. В таких ситуациях их нередко находят в микрофинансовых организациях или у нелегальных ростовщиков, обрекая себя на длительную финансовую кабалу и неподъемные расходы. Мы предлагаем для таких случаев государству создавать механизмы оперативного льготного кредитования граждан в связи с неотложной жизненной необходимостью по представлениям служб социальной защиты

А гражданам мы рекомендуем объединяться по месту жительства или по месту работы в кредитные потребительские кооперативы, способные без внешней помощи удовлетворять срочную потребность в деньгах людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Мы призывали органы власти субъектов федерации включать в региональные программы задачу обеспечения за счет бюджетов доступности защиты своих потребительских прав для тех потребителей, кто не способен ни защитить их самостоятельно. ни оплатить необходимые для этого услуги специалистов.

Не увидев этого в региональных программах, мы теперь призываем правительство России создать в регионах сеть аттестованных Роспотребнадзором исполнителей услуг, безвозмездно предоставляемых социально уязвимым категориям потребителей во исполнение государственного заказа на их консультирование, проведение для них экспертиз, подготовку претензий и исков, при необходимости участие в судебных делах. Наши организации готовы претендовать на выполнение такой работы.

Критическое значение для потребителей и для общественной ветви национальной системы защиты прав потребителей приобрело массовое неисполнение судебных решений в пользу потребителей. Для противодействия этому явлению мы предлагаем создать государственный реестр юридических лиц и ИП, не исполняющих такие судебные решения, расширить практику принятия судами обеспечительных мер по потребительским искам, активно применять к руководителям таких лиц дисквалификацию, разрешить осуществлять такие взыскания по поручениям потребителей общественным объединениям потребителей.

Риски неисполнения судебных решений, длительность и затратность судебного разрешения потребительских споров побуждают нас к поиску механизмов их внесудебного урегулирования. Мы предложили отраслевым союзам продавцов и изготовителей товаров и исполнителей услуг для потребителей создавать совместно с нами онлайн-площадки, на которых такие споры разрешались бы справедливо и эффективно на основе доверия сторон к компетентности и независимости экспертов и арбитров. Сейчас мы завершаем пилотный проект создания такой площадки для направления претензий и разрешения споров с интернет-продавцами совместно с Ассоциацией компаний интернет-торговли.

Об этом подробнее расскажет здесь сопредседатель СПРФ по цифровой сфере А.В.Койтов.

Поскольку справедливое разрешение потребительских споров в определяющей мере зависит от экспертизы, необходимо повышать доступность профессиональных экспертных услуг и качество экспертной деятельности. О роли и проблемах потребительской экспертизы и о том, что мы делаем для ее развития, здесь расскажет сопредседатель СПРФ по экспертной работе Е.Б.Козьякова.

В 2012 году мы впервые предложили на заседании президиума Госсовета разработать и принять Потребительский кодекс (Кодекс о правах потребителей) как акт, не только кодифицирующий действующие нормы законодательства о правах потребителей и вытекающих из них обязанностях их контрагентов, но и восполняющий правовые лакуны законодательства, в том числе в части определения существенных условий договоров на все виды массовых услуг, без чего не остановить массовые злоупотребления принципом свободы договора со стороны их исполнителей. Мы призываем Роспотребнадзор кардинально ускорить работу в этом направлении и готовы всячески этому содействовать.

Мы видим сейчас преимущественно формально-бюрократическую реакцию на поручение Президента о разработке региональных программ защиты прав потребителей и полагаем, что в ближайшие годы эти программы продемонстрирует свою неэффективность, обострив вопрос о создании национальной программы, в том числе и как базы для региональных программ. Поэтому мы призываем Роспотребнадзор приступить к обсуждению методологии такой программы и предлагаем положить в ее основу универсальную риск-ориентированную модель развития национальной системы защиты прав потребителей, охватывающую все ее функции, ветви и уровни.

Мы уверены, что высокая защищенность потребителей – не следствие, а необходимое условие эффективной экономики и справедливого общества. Поэтому в преддверии выборов в Государственную Думу и региональные законодательные органы мы призываем политические партии и активистов, готовящихся к участию в них, в предвыборных программах выражать свое отношение к правам и интересам потребителей и предлагаемым нами приоритетам государственной политики в этой сфере. И мы будем добиваться, чтобы роль потребителей в подготовке и принятии решений органов власти и бизнеса, затрагивающих их права и интересы, неуклонно повышалась.

Документы

  • Протоколы конференций
  • Протоколы советов
  • Устав, положения
  • Соглашения
  • Выступления, доклады
  • Судебные решения
  • Информационные материалы

Петр Шелищ отвечает потребителям

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Последние новости

  • 29.08.2023
    Суд для дела
  • 29.08.2023
    ФАС АНАЛИЗИРУЕТ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ СООБЩЕНИЯ О ПЛАНИРУЕМЫХ ПОВЫШЕНИЯХ ЦЕН
  • 29.08.2023
    Количество предотвращенных мошеннических операций выросло почти в 2,5 раза
  • все новости

Последнее на форуме

17.11.2021, 14:17

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 — это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед.

17.11.2021, 14:11

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 — это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер.

14.11.2021, 13:19

Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к.

04.08.2021, 04:49

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве.

Права потребителей в 2024 году

Потребитель имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность, на информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Потребитель имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность, на информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Рассмотрим основные права потребителя подробнее.

Право на качество товара

Право на качество обеспечивает потребителю извлечение из товара (работы, услуги) заявленных потребительских свойств.

Любой товар или услуга должны соответствовать заявленным характеристикам. Если же приобретенные товар, работа, услуга не имеют четкого описания, то они должны быть пригодны для тех целей, для которых обычно используются (ст. 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы вернуть товар и предъявить в установленные сроки к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) следующие требования: возместить убытки, причиненные вследствие покупки товара ненадлежащего качества, компенсировать моральный вред, а также выплатить неустойку.

Право на качество услуги

Аналогичные права предоставляются потребителю в случае оказания некачественной услуги, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) или в случае выполнения работ с недостатками (ст. 15, п. 1 ст. 18, ст. 19, п. 1 ст.

23, ст. ст. 28, 29 Закона N 2300-1).

Право потребителя на качество товара включает в себя также следующие права (ст. 6, п. 1 ст. 18, ст.

21, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

• на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы;

• замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;

• соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;

• безвозмездное устранение недостатков товара;

• отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя, в частности, следующие права (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

• на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы;

• уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.

Право на безопасность товара

Безопасность товара (работы, услуги) предполагает его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) (преамбула Закона N 2300-1).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при их отсутствии — в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Безопасность обеспечивается системой обязательных требований, закрепленных в НПА (п. п. 1, 2 ст. 7 Закона N 2300-1).

Потребителю гарантируется возмещение в полном объеме вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков или необеспечения безопасности товара (работы, услуги), а также в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Убытки возмещаются сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором. Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. п. 2, 3 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Рекомендация  Налогообложение такси от а до я какую систему налогов выбрать для такси 2024

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), также возмещаются в полном объеме (п. п. 2, 5 ст. 7, п. п. 1, 4 ст. 14 Закона N 2300-1).

Право потребителя на информацию

Потребителю гарантировано право требовать предоставления необходимой и достоверной информации, в частности (п. п. 1, 3 ст. 8, п. п. 1 — 1.2 ст. 9, п. п. 1, 2 ст. 10, п. 3 ст. 11, п. 4 ст.

19, п. п. 2, 3 ст. 26.1 Закона N 2300-1):

• о товаре (работе, услуге), в том числе об основных потребительских свойствах, об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о цене и условиях приобретения;

• о гарантийном сроке (если он установлен), сроке службы или сроке годности товара (работы), о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара (работы, услуги);

• об изготовителе, исполнителе, продавце, включая наименование, адрес, идентификаторы в виде номера ОГРН, ОГРНИП, информацию о лицензии и режиме работы;

• о сроках для предъявления требований в отношении недостатков товара.

При заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) информация об их условиях должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 Закона N 2300-1).

Предоставляемая потребителю информация о товарах (работах, услугах) должна обеспечивать возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1).

Если недостоверная или неполная информация привела к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя или к неправильному выбору, то потребитель вправе требовать расторжения договора и возмещения вреда и понесенных убытков (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 2300-1).

Судебная защита прав потребителей

Если потребителю не удалось добиться соблюдения его прав в добровольном порядке, соответствующее требование подлежит рассмотрению в суде по выбору потребителя (ст. 17 Закона N 2300-1):

• по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя;

• по месту жительства или пребывания потребителя;

• по месту заключения или исполнения договора.

В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

Права потребителя и Роспотребнадзор

Также потребители имеют право обращаться в Роспотребнадзор как специальный уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, который вправе, в частности (ст. 40 Закона N 2300-1; Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 412):

• проводить проверки изготовителей, продавцов, исполнителей и иных организаций.

• принимать меры по предотвращению нарушений;

• привлекать виновных лиц к административной ответственности;

• участвовать в судебной защите прав конкретных потребителей;

• подавать иски о защите неопределенного круга лиц;

• давать разъяснения законодательства в области защиты прав потребителей.

Союз потребителей

Также потребители могут объединяться в ассоциации и союзы, которые наделены, в частности, следующими правами (ст. 45 Закона N 2300-1):

• проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

• осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;

• участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей;

• обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

О национальной системе защиты прав потребителей

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определены органы федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.

Документами, устанавливающими государственную политику Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, и план мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 года № 481-р.

В Российской Федерации сформирована многоуровневая национальная система защиты прав потребителей.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор).

В целях защиты прав потребителей Роспотребнадзором создана сеть консультационных центров и пунктов, которые оказывают бесплатную помощь потребителям.

Важное место в рамках национальной системы защиты прав потребителей занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года предусмотрена разработка региональных программ по защите прав потребителей во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время такие программные документы утверждены и реализуются в 83 субъектах Российской Федерации.

Мероприятия по защите прав потребителей на муниципальном уровне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.

Для решения вопросов защиты прав потребителей на международном уровне по инициативе Роспотребнадзора созданы консультативные органы по защите прав потребителей государств – участников Содружества Независимых Государств, а также государств – членов Евразийского экономического союза. В Договоре о Евразийском экономическом союзе указанные вопросы регулируются разделом XII «Защита прав потребителей» и приложением № 13 к Договору (Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей).

В целом национальная система защиты прав потребителей позволяет гарантировать надлежащий уровень защиты потребительских прав граждан, выполняет цели и задачи государственной политики в указанной области.

Вместе с тем для потребительского рынка остается актуальной задача противодействия недобросовестным практикам, связанным в том числе с реализацией фальсифицированной продукции.

Не решены вопросы защиты прав социально уязвимых категорий потребителей, а также потребителей в сфере электронной торговли, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в частности, отсутствует правовая основа для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

Важную роль играет своевременное проведение актуализации, гармонизации и последующей кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:

№ 456502–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров»;

№ 654742–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ионизирующего излучения при проведении специальной обработки сельскохозяйственной продукции»;

№ 674572–7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

№ 744029–7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О персональных данных“ в части обработки биометрических персональных данных»;

№ 797249–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О качестве и безопасности пищевых продуктов“ и статью 37 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей“ (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей (недопустимых и несправедливых условий), и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках)»;

«О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных»;

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Федеральный закон „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“ в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров»;

Рекомендация  Налог на вознаграждение за осуществление опеки 2024

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;

2) учесть при разработке проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все аспекты защиты прав потребителей, в том числе при проникновении на потребительский рынок фальсифицированной пищевой продукции;

3) рассмотреть вопрос об увеличении числа контрольных закупок в целях повышения собираемости налогов и доли расчетов с использованием электронных средств платежа при приобретении товаров (работ, услуг) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям, а также выявления фактов непринятия электронных средств платежа при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги;

4) рассмотреть возможность:

разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

в части усиления контроля за оборотом фальсифицированной

и контрафактной упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, в торговых сетях;

внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 792-р в части введения группы товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – «Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ» по результатам анализа учтенных объемов производства и потребления минеральной воды, проведенного до 31 декабря 2019 года;

принятия постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод (включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ)»;

введения процедуры государственной регистрации для всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду;

формирования базы данных эталонных образцов и системы идентификации всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, а также обязательной актуализации указанной базы данных;

определения порядка предоставления и хранения эталонных образцов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, для создания банка эталонных образцов продукции, в том числе образцов воды с использованием географического указания в наименовании питьевой воды;

подготовки справочной информации по действующим скважинам для добычи минеральных вод, объему добываемой воды, поступающей на потребительский рынок, а также по объему импорта питьевой воды, включая природную минеральную воду, в Российскую Федерацию в разрезе стран-импортеров;

создания реестра производителей, осуществляющих розлив и бутилирование питьевой воды, включая природную минеральную воду (с указанием в том числе объема и ассортимента выпускаемой продукции), по субъектам Российской Федерации и определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за ведение реестра;

составления балансов производства и потребления питьевой воды, включая природную минеральную воду, в целях определения объемов производства и потребления фальсифицированной и контрафактной продукции;

организации комплексных проверок потребительского рынка упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, на наличие фальсифицированной и контрафактной продукции, проводимых Роспотребнадзором совместно

с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Следственным комитетом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

разработки методических инструкций и рекомендаций по выявлению в сельскохозяйственной и пищевой продукции генно-инженерно-модифицированных организмов, полученных с использованием современных методов редактирования генома;

разработки «дорожной карты» по совершенствованию контроля за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур при их ввозе на территорию Российской Федерации и использовании на посев при проведении агротехнологических работ с учетом взаимодействия Роспотребнадзора и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части применения лабораторной базы;

5) проработать вопрос о целесообразности проведения мониторинга посевов сельскохозяйственных культур на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов;

6) подготовить изменения в соответствующие технические регламенты Таможенного союза в части включения показателя содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол в том числе в растительных маслах, установленного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 132.

4. Обратиться к Евразийской экономической комиссии с предложением рассмотреть возможность внесения изменений:

1) в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части включения определения ионизирующего излучения как инновационной технологии обработки пищевой и сельскохозяйственной продукции;

2) в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части введения обязательной оценки соответствия в форме государственной регистрации всех видов упакованной питьевой воды;

3) в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части допустимых норм и уровней содержания:

марганца в составе лечебно-столовых и лечебных природных минеральных вод;

природных радионуклидов в составе столовых, лечебно-столовых, лечебных природных минеральных вод;

фторидов в составе столовых природных минеральных вод;

4) в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части установления требований к маркировке пищевой продукции, в том числе питьевой воды (включая природную минеральную воду), касающихся размера шрифта, который наносится на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рассмотреть возможность:

1) разработки национальных стандартов природной минеральной воды, используемой в целях обеспечения деятельности санаторно-курортных организаций;

2) актуализации национальных стандартов, характеризующих основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные приемлемые критерии идентификации для питьевой воды, включая природную минеральную воду, и приведение их в соответствие с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

6. Рекомендовать Роспотребнадзору:

1) организовать мониторинг эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей в целях выявления и распространения лучших практик;

2) продолжить работу:

по совершенствованию практики организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, консультирования и информирования потребителей, а также по обобщению практики участия в судебной защите прав потребителей;

по развитию государственной информационной системы в сфере защиты прав потребителей, включая создание мобильного приложения указанной системы, в целях предоставления потребителям новых информационных сервисов;

3) проработать дополнительно меры по противодействию распространению фальсифицированной продукции, прежде всего используя систему маркировки товаров средствами идентификации, в том числе электронными;

4) разработать предложения по маркировке средствами идентификации детской игровой продукции в целях обеспечения ее безопасности;

5) увеличить в два раза к 1 января 2021 года количество лабораторий, оснащенных современным оборудованием, в целях увеличения объемов и скорости проводимых лабораторных исследований пищевой продукции, в том числе по определению наличия токсичных веществ и их элементного состава (включая незаявленные вещества), а также расширить возможности лабораторной базы по проведению многоэлементного анализа различных видов пищевой продукции и проб объектов внешней среды;

6) подготовить предложения, направленные на:

повышение контроля за организацией питания обучающихся в образовательных организациях;

совершенствование нормативно-правового регулирования порядка государственной регистрации предприятий, производящих пищевую продукцию;

7) проработать вопрос о возможности обеспечения прослеживаемости пальмового масла при производстве, обороте и перемещении молочной продукции по территории Российской Федерации в рамках действия автоматизированной информационной системы «Меркурий».

7. Рекомендовать Роспотребнадзору совместно с Евразийской экономической комиссией продолжить проработку общих подходов к обеспечению защиты прав и интересов потребителей государств – членов Евразийского экономического союза.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить комплексную реализацию региональных программ по защите прав потребителей;

2) провести анализ и оценку эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей;

3) оказывать содействие органам местного самоуправления в принятии и реализации муниципальных программ по защите прав потребителей;

4) внедрять лучшие практики регионального государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей;

5) внедрять дополнительные профессиональные программы для подготовки специалистов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам защиты прав потребителей;

6) повысить эффективность работы соответствующих комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения защиты потребителей от проникновения на потребительский рынок фальсифицированной продукции.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проинформировать палату в период осенней сессии 2020 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
23 октября 2019 года
№ 468-СФ