В прокат вышел сиквел российской версии «Идеальных незнакомцев» с участием «Квартета И», Ирины Горбачевой и Марии Мироновой.
Прежде, чем приступить к обсуждению кино, сразу каминг-аут: я поклонница «Квартета И» со стажем, смотрела все их спектакли по несколько раз, фильмы — чуть реже, и у нас с друзьями разработан «специальный язык», состоящий из шуток «Дня радио» и «Дня выборов». Одновременно должна признаться в большой любви к тонкому и остроумному итальянскому фильму «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе. Именно данная картина легла в основу «Громкой связи», являющейся приквелом выходящего сейчас в прокат кино. При этом «Обратная связь» — уже не адаптация, а оригинальный фильм, написанный сценаристами Сергеем Петрейковым, Леонидом Барацем, Ростиславом Хаитом.
А режиссером по-прежнему выступает Алексей Нужный, специалист по «народным комедиям».
НОВОСТЬ
12:21, 07.09.2023
Звезда мистического проекта дал эксклюзивное интервью «Вокруг ТВ».
Действие происходит в канун Нового года. Три семейные пары и одинокий друг собираются в арендованном загороднем доме, чтобы весело и беззаботно отметить праздник. Беззаботно не получится. По очень многим причинам.
Во-первых, у Бориса (Ростислав Хаит) рухнули карьерные планы — в кресло его мечты уселся молодой коллега. И теперь герой мстит всему окружающему миру и прежде всего жене Алине (Ирина Горбачева), вставившей себе модные белые зубы, плохим настроением, угрюмой физиономией и словесными выпадами. Во-вторых, Вадик (Леонид Барац), женившийся на молоденькой девушке (Анастасия Уколова), начал сильно комплексовать по поводу возраста — он красит волосы и задумывается о том, что делать с морщинами, а отсюда тоже повышенная раздражительность. Мария Миронова, Анастасия Уколова и Ирина Горбачева в фильме «Обратная связь» Еву (Мария Миронова) бесит муж Лев (Камиль Ларин) — идеальный и правильный до тошноты. Когда в воздухе так искрит — короткого замыкания не избежать.
Психолог Ева, в лучших традициях представителей своей профессии, предлагает друзьям поиграть в игру, которая еще больше усугубит наметившиеся конфликты. Она считает, что все проблемы надо проговаривать и предлагает написать на бумажках свои претензии друг к другу. И каждый, плюясь и ругаясь, сядет в уголок и что-то черкнет. И, видимо, взбудораженные изложенными на бумаге недовольствами, друзья вдруг начнут выплескивать их устно. Льву прилетит за то, что он слишком старается быть совершенным, Борису достанется за равнодушие и скупость, Вадиму — за тупость, а Дмитрию (Александр Демидов) — за… его одиночество.
Друзья поднимут массу тем, которые, по замыслу создателей, обязаны эхом отозваться в груди зрителя среднего возраста. Обязаны, но увы не отзываются. Почему? Да потому что все ситуации в фильме нарочитые, умозрительные, не жизненные, ты в них не веришь и с собой не ассоциируешь. Ну, например, вы видели таких женщин, которые в канун праздника вместо того, чтобы дорезать салаты и прихорашиваться, будут со звериной серьезностью и агрессивной настойчивостью заставлять друзей играть в игру, которая всем не нравится?
Вы представляете, как сорокалетний человек в полный голос будете обсуждать в компании друзей разного пола собственную сексуальную неудовлетворенность, а именно вопрос женских недооргазмов и мужской толстокожести? А герои это делают на голубом глазу, нисколько не смущаясь. «Как понять, она — да или нет?», — вопрошают мужчины. «Почему, женившись, они в сексе перестают стараться?», — спрашивают женщины. Александр Демидов, Леонид Барац и Камиль Ларин в фильме «Обратная связь» Взрослые люди на протяжении почти всей истории говорят о порнофильмах, порножурналах и сексуальной ориентации друга. И кажется, будто секс стал главным поставщиком юмора для «Кваритета И». Один из героев даже договаривается почти до афоризма: «Не мое это — секс.
Есть люди, у которых способности к языкам, это талант. Сексуальность — тоже талант. У меня его нет. Я не гомосексуалист, я вообще не сексуалист»… Иногда посреди этого физиологического юмора прорываются искорки былого остроумия «Квартета И» — когда герои ностальгируют, вспоминают, например, танцы советской молодости или легендарную композицию Глории Гейнер («А у нее еще песни есть?»). Но этих шуток, увы, слишком мало.
Масла в ностальгический огонь подбрасывает включенный в гостиной телевизор — на экране мелькает привычный новогодний набор советской киноклассики: «Иван Васильевич меняет профессию», «Падал прошлогодний снег» и «Ирония судьбы», которую, «если не успел начать смотреть по Первому каналу, через час можно посмотреть на НТВ, но ни в коем случае нельзя скачивать и искать на ОТР» — это же нарушение традиций! «Обратная связь» словно ищет свое место среди этих традиций — ей так и хочется стать тем, что запрограммировано в наших генах — салатом оливье, постером Пугачевой на стене из «Женщины, которая поет», песней «Завируха, метель, завируха». Но фильму для этого не хватает лирики, нежности и… чудес. Ну разве что лось появляется в кульминационные моменты фильма — как «мысленный волк» у Гай Германики, как полная луна в «Идеальных незнакомцах».
Как символ иррационального, в которое мы не верим, но которое есть. Ирина Горбачева в фильме «Обратная связь» Поймала себя на мысли, что мне еще мешают в фильме два обстоятельства: то, что «Квартет И» не играет под своими реальными именами, как делал это в своих спектаклях и первых фильмах — это придавало интимность, достоверность историям, и то, что у героев есть вполне конкретные жены. Каков бы ни был профессиональный уровень у Марии Мироновой, Анастасии Уколовой и Ирины Горбачевой, они не монтируются с мужчинами, которые давно разговаривают с публикой со сцены и экрана, транслируя как бы личные мысли и судьбы. Для меня «Квартет» И — не актеры, а классные стендаперы, одни из первых в нашей стране.
Ну а главный вывод, который должен сделать зритель, особенно в канун праздника, после просмотра «Обратной связи» — не всегда надо докапываться до сути и искать правды, но уже если вы решили выяснить до конца отношения с человеком, если решились критиковать, не забудьте перед этим сказать, что вы его любите. Я в начале текста сказала. Трейлер фильма «Обратная связь»
Смотрите фильм «Обратная связь» с 17 декабря.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»
«Обратная связь»: Почему мужчинам из «Квартета И» пора перестать говорить только о себе
Вышедший почти два года назад фильм «Громкая связь» зафиксировал необычайную популярность во всем мире итальянского кинохита «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе , рассказывающего о группе друзей, которые однажды за ужином решаются на странную игру – читать сообщения друг друга вслух и отвечать на входящие звонки по громкой связи. Стоит ли говорить, что телефон даже для друзей таит в себе много секретов, которые по ходу фильма и открываются. Итальянская картина стала так популярна, что породила сразу несколько ремейков. В российском на главные роли этого, без сомнения, говорливого фильма выбрали главных «знатоков» мужских разговоров «Квартет И», а на скромные женские роли «спутниц» – Ирину Горбачеву , Марию Миронову и Анастасию Уколову . Российская картина тоже нашла свою успешную зрительскую нишу, и вот под конец тяжелого 2020-го выходит уже отечественный сиквел ремейка, написанный причем собственно россиянами.
Тем самым «Квартетом И», так и застрявшем в мире старой этики и пространных мужских кривотолков.
фото: Кадр из фильма «Обратная связь»
В новогодний вечер та же семерка друзей – стареющий, но так и не научившийся говорить без ошибок Вадик (Леонид Барац ), который, о ужас, начинает красить волосы и ощущать свой возраст рядом с молодой партнершей Катей (Анастасия Уколова), чувствующий себя неудачником и жмотом Борис (Ростислав Хаит ) вместе с все понимающей женой Алей (Ирина Горбачева), слишком умный для этой компании Лева (Камиль Ларин ) с властной супругой Евой (Мария Миронова) и одиночка, в «Громкой связи» признанный гомосексуалистом, Лева (Александр Демидов ) – собираются в подмосковном доме отпраздновать наступление Нового года. На торжественную полночь Ева придумывает для друзей новую игру (хотя, казалось бы, прошлая не пошла компании на пользу): на бумажках про каждого нужно написать «больше никогда не». Например, «Дорогой Боря, больше никогда не ковыряй в носу» (это реальный пример и повод для бесконечных шуток в фильме).
Но до игры дело не доходит – по всем законам жанра отношения, в общем, довольно токсичные, друзья начинают выяснять еще до боя курантов, под многострадальную «Иронию судьбы», которую несколько раз по разным каналам 31 декабря крутят по отечественному ТВ.
Ирония судьбы «Обратной связи» в том, что она устарела. Физически, как герои фильма, начинающие чувствовать свой кризис среднего возраста и рефлексировать по поводу жизненных неудач – от не случившегося повышения на работе до так и не испытанного за 15 лет семейной жизни оргазма. И морально – с бесконечными мужскими разговорами и репликами в духе «Катя, молчи, мужики про деньги говорят», эйджизмом, направленным на все ту же несчастную героиню Уколовой и выражающимся не только в «вечных» и таких популярных в России «шутках» о том, что «если перестаешь любить сладкое шампанское, ты уже повзрослел», но и в не самых удачных примерах про танцы вокруг сумок, которые, как кажется «Квартету И», застало только их поколение, и, конечно, редкими женскими репликами. «Квартет И» честно признается, что про женщин писать они не умеют, поэтому большее количество экранного времени и отдано собственно «Квартету И», уже давно не удивляющему ни литературным слогом, ни актуальным смыслом своих юмористических потуг. Хотя именно героини «Обратной связи» – во главе с Алей в исполнении Ирины Горбачевой – здесь задают драматизм и хоть какую-то характерность. Недаром одна из самых «праздничных» и неожиданных сцен фильма – это женский танец под гимн фем и ЛГБТ-движения I Will Survive Глории Гейнор.
Гей-тема, кстати, в «Обратной связи» тоже получила свое – истинно российское – продолжение.
фото: Кадр из фильма «Обратная связь»
«Квартет И», кажется, как может, пытается перенастроиться на новую повестку и новую этику, поддержать, так сказать, итальянский оригинал. В ход идут даже условно честные, табуированные в российском кино разговоры про секс, где, правда, даже секс-игрушки называют со смехом «побрякушками», и про финансовое положение, о чем у нас тоже, вроде как, не принято говорить. Только вот в «Обратной связи» все те же мужчины, явленные народу аж 10 лет назад после успешных «Дня выборов» и «Дня радио», продолжают говорить обо всем и ни о чем. Так же, как это и было тогда – в том уже без сомнения старом мире, из которого, увы, так и не смог выбраться «Квартет И». Участники сценарно-киношно-театральной группы пытаются идти на компромиссы, словно начитавшись, но так и не поняв Сергея Довлатова.
И, кажется, главная проблема заскорузлого «Квартета И» по-прежнему в том, что они в попытках иронично отрефлексировать окружающую жизнь так и не научились относиться с иронией к самим себе, что важно во все времена.
Новогодние игры: рецензия на фильм «Обратная связь»
Вадим и Катя (Леонид Барац и Анастасия Уколова), Борис и Алина (Ростислав Хаит и Ирина Горбачева), Лев и Ева (Камиль Ларин и Мария Миронова) и Дима (Александр Демидов) снова решают встретиться вместе. Дружная компания собирается встретить Новый год, они снимают домик, покупают еду и всё необходимое на три дня. А Ева, ответственная за культурно-массовые мероприятия, придумывает очередную игру-тимбилдинг «Никогда больше не…».
Правила такие: каждый пишет на листочке, что бы он желал другим участникам игры никогда не делать начиная с 1 января. С самого начала у зрителя возникает подозрение, что это закончится ничуть не лучше, чем прошлогодняя игра, которая называлась «громкая связь».
«Обратная связь» считается сиквелом прошлогоднего хита и, смеем предположить, самой удачной работы «Квартета И» «Громкая связь». Между этими двумя фильмами есть одно отличие, но важное и принципиальное. Лента 2019 года была ремейком известнейшей картины «Идеальные незнакомцы» итальянского режиссёра и сценариста Паоло Дженовезе.
Нынешняя – полностью отечественная разработка, скрипт написали Ростислав Хаит, Леонид Барац и их регулярный компаньон Сергей Петрейков. Сценарий Дженовезе был поставлен на десятках языков и стал основой для постановок не в одной стране, но нигде не предполагался сиквел, так что инициатива «Квартета И» – уникальный случай. И это весьма рискованный шаг.
«Квартет И» на кадре из фильма «Обратная связь»
Напомним, что в «Громкой связи» сюжет строился на том, что несколько дружных семейных пар собираются вместе на праздничный ужин и придумывают игру. Согласно её условиям все телефоны кладутся на стол экранами вверх, и, кто бы ни позвонил, отвечать надо при всех по громкой связи, а приходящие сообщения зачитываются вслух. У Дженовезе игра заканчивалась печально, у «Квартета И» драматические коллизии привели к общему примирению.
Ирина Горбачева в роли Алины на кадре из фильма «Обратная связь»
В «Громкой связи» была тщательно выверенная итальянцем Дженовезе драматургическая структура, в «Обратной связи» сюжет проглядывается очень пунктирно, картина строится исключительно на разговорах с изначально конфликтной составляющей. Все герои напряжены ещё до начала праздника. Каждый парится из-за своих комплексов, знаний, внутрисемейных проблем, личных неприятностей и парит этим остальных. (Чтобы вас не путать, мы будем называть героев именами играющих их актёров, тем более что Ларин, Хаит, Барац и Демидов уже давно стали нарицательными именами и превратились в бренд). Так вот, Барац весь фильм комплексует насчёт старения на фоне своей молодой жены, подкрашивает седину и разглядывает морщины в зеркале. Его супруга Уколова зациклена на психосоматике, а также на каких-то псевдонаучных практиках.
Горбачёва сделала себе новые, блестящие и отлично «звучащие» зубы, и это ужасно раздражает её мужа. Ларин всех раздражает тем, что он самый правильный из всей компании и «самый молодец». Миронова достала всех своими психологическими играми. Демидов продолжает говорить о своем каминг-ауте (но ведь в предыдущей «Громкой связи» уже всё было выяснено, разве нет?).
Однако главной проблемой становится вечно обиженный на всех и на каждого Хаит, у него неприятности на работе и экзистенциальный кризис, хотя Слава давно уже перешёл границу среднего возраста.
Кадр из фильма «Обратная связь»
Мария Миронова буквально насильно заставляет всех сыграть в игру «Никогда больше не…». Забаву с восторгом принимает разве что Уколова, она сразу называет её «обратной связью», которая должна всех скрепить по принципу «ты – мне, я – тебе». Мужчины тут же начинают хохмить друг над другом, желая, допустим, Хаиту «никогда больше не» ковыряться в носу, а Барацу «никогда больше не» опаздывать. Слово за слово, шутка за шуткой, троллинг за троллингом, и вот уже мужчины готовы поубивать друг друга, а девушки впадают в слёзы.
При этом игра даже ещё не началась, до курантов ещё уйма времени, а все уже переругались вдрызг. Непонятно, как все эти постоянно спорящие и предъявляющие всем свои претензии люди могут считать себя друзьями и искренне верить в то, что совместное празднование Нового года – хорошая идея.
Это меньше всего похоже на сиквел «Громкой связи». Это скорее продолжение франшизы «О чём говорят мужчины». Это идеальный новогодний фильм, под который можно спокойно нарезать салаты, не особенно вслушиваясь в реплики героев, и не переживать насчёт их прений. Тем более что у «Квартета И» уже была похожая картина, вторая часть «О чём говорят мужчины», где герои также оказывались в замкнутом пространстве накануне Нового года, там всё строилось по похожей схеме и заканчивалось всё хорошо. В «Обратной связи» споры и разговоры перебиваются телевизором, по которому показывают любимые новогодние фильмы, а праздник всё равно случится.
Будут и I Will Survive, и «Звенит январская вьюга», и мелодии Таривердиева из «Иронии судьбы». Кстати, с классикой Рязанова связана, наверное, лучшая шутка фильма. Ирина Горбачёва спешит добраться до места, чтобы включить «Иронию судьбы», но потом начинает перечислять заученную программу телепередач.
В 19:30 фильм будут показывать по такому-то каналу, через полчаса по другому, ещё через какое-то время можно будет увидеть «Иронию» ещё на одной кнопке, в конце концов ещё можно посмотреть по ОТР. «Не, ну с ОТР это уже слишком, это ты загнула», – в сердцах бросает мужская компания.
С атмосферой в «Обратной связи» всё в порядке. Ёлки наряжаются, оливье готовится, снеговики лепятся, хлопушки взрываются, фейерверки искрят, платья сияют, бенгальские огни горят, снег идёт, девушки исполняют танцы и поют, как в караоке, любимые новогодние песни. Только это как в анекдоте про фальшивые ёлочные игрушки. Игра «Никогда больше не…» так и не состоится, потому что смысла в ней нет никакого, а лучшим тим-билдингом и скрепой для перессорившихся товарищей станет натуральный лось.