Что означает понятие «обоюдная вина»? Хорошо это или плохо для водителей – участников ДТП? Поможет ли в этом случае ОСАГО?
Разберемся подробнее в некоторых нюансах данного вопроса.
Поделиться
Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.
Что такое «обоюдная вина»?
Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:
- ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
- Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
- Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.
С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.
Кому и сколько заплатят при «обоюдке»
Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:
- Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
- Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.
Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто.
Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца.
Особенно из-за небольших сумм.
В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере.
Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.
Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО, если оно, конечно, имеется.
Юридические «подводные камни»
- Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину.Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
- «Обоюдная вина» может быть кажущейся.Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связис произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
- Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.
Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере.
В судебной практике имеются и такие прецеденты.
Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Поделиться
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.
А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.
А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.
Что говорит закон?
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».
Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.
И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО, а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Позиция Верховного Суда
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Как поступать автовладельцам?
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.
Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.
Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
Какие суды рассматривают дела о ДТП? По установлению вины, ОСАГО и при иске к виновнику
Законодательство в России далеко не идеально регулирует правовые отношения в 2024 году. Поэтому нередко автолюбителям приходится обращаться в суд. Но нужно понимать, в какую именно инстанцию и по какому адресу необходимо писать исковое заявление, чтобы не потерять время и деньги.
В данной статье мы рассмотрим, когда нужно подавать в мировой суд, когда в районный или Верховный после ДТП. И в зависимости от конкретных ситуаций: в каких судах рассматриваются дела по ОСАГО, куда подавать на виновника происшествия для возмещения ущерба или где именно можно обжаловать виновность в аварии и установить вину каждого из участников.
В какой суд нужно подавать при ДТП в 2024 году?
Подсудность дел зависит от целого ряда факторов. В данной статье пойдёт речь о 3 их видах:
- административные дела – когда вы обжалуете виновность в ДТП или иные обстоятельства, связанные непосредственно с вынесенным наказанием,
- гражданские – когда вы подаёте в суд на виновника ДТП о возмещении ущерба,
- и ещё один подвид гражданских дел – при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО, здесь отличие в том, что работает закон О защите прав потребителей.
Но и это ещё не всё! В 2024 году то, куда подавать в суд, зависит ещё от целого ряда факторов, которые влияют на то, куда следует обращаться:
- одни дела по ДТП рассматриваются в мировом суде, другие – в районных или городских, а третьи – в Верховном,
- также нужно понимать, по адресу истца или ответчика необходимо подавать в суд,
- иногда различается подсудность административных, гражданских или уголовных дел.
Ну и в любом случае нужно знать адрес конкретного участка, куда необходимо обращаться. Но не беспокойтесь, если уже успели запутаться. Ниже мы приведём всё в доступном, последовательном виде, и вы найдёте свою ситуацию и поймёте подсудность конкретно вашего дела.
Можно ли обращаться сразу в Верховный?
Когда речь идёт о спорах после ДТП, практически никогда нельзя будет сразу подать в Верховный суд. Обратите внимание, что вообще таковыми называют 2 вида инстанций:
- центральные судебные инстанции регионов (например, ВС Республики Татарстан),
- непосредственно Верховный суд Российской федерации – он уже один единственный.
Так вот, в ВС РФ вы не сможете подать исковое заявление, не пройдя сначала нижестоящие инстанции. Всё так, потому что Верховный, согласно Федеральному закону №3-ФКЗ осуществляет надзорную функцию. В качестве исключений по этой же ссылке в пунктах 5-6 статьи 2 указанного закона суд может являться и первой инстанцией, но это практически исключено, если мы говорим о спорах именно по ДТП.
Примерно также обстоит дело даже с вышестоящими судами субъектов России. Вы можете подать иск сразу в них только после решений иностранных судов, он рассматривает дела по государственным тайнам. Как видим, ни одно из таких дел не связано с ДТП.
Что будет, если я ошибусь с выбором суда?
На самом деле, ничего страшного. Но вы потеряете время и, возможно, стоимость госпошлины, так как последняя оплачивается в конкретную инстанцию. Поэтому, если вы заплатите не в тот суд, то придётся ещё раз платить в уже правильный.
Но ошибочно уплаченную можно вернуть. Но это, опять же, время.
Вышеописанное касается гражданских дел: по ОСАГО, при иске к виновнику о возмещении вреда и компенсации морального ущерба. Что касается административных дел, то они могут быть перенаправлены в нужный суд по подведомственности.
Какой суд рассматривает дела о ДТП?
Теперь давайте рассмотрим главный вопрос – определим, куда нужно подавать в суд при тех или иных обстоятельствах аварий.
По общему правилу подсудность гражданских дел – по адресу жительства ответчика, а административных – по месту совершения нарушения. Но есть в этом правиле целый ряд исключений и послаблений.
Если подавать на страховую компанию по ОСАГО
Если речь идёт о спорах по страховому случаю при ДТП, то здесь в полной мере работает закон О защите прав потребителей – пункт 2 статьи 16.1 закона Об ОСАГО. И это накладывает определённые условия на подсудность. Мы говорим о следующих случаях:
- куда подать в суд на страховую ОСАГО, если вы получили по одной из причин отказ в возмещении,
- если вам заплатили недостаточно,
- по другим вопросам, когда ответчиком выступает именно страховая компания.
То, что на споры по ОСАГО распространяется закон о защите прав потребителей, означает в первую очередь то, что вы можете подавать в суд при ДТП на страховую компанию по месту вашего жительства. Это главное отличие общей нормы законодательства 2024 года, когда исковое подаётся по месту жительства ответчика.
А вот в мировой или районный суд необходимо обращаться, зависит от суммы иска. И это регулирует статья 23 ГПК РФ.
- Если оспариваемая сумма иска составляет менее 100 тысяч рублей, то нужно подавать в мировой суд по вашему адресу.
- Если превышает этот лимит, то нужно идти в районный суд – также по вашему жительству.
Но не спешите с поиском адреса нужного суда. Во-первых, ниже мы ещё расскажем, как его правильно найти. Во-вторых, именно в случае со страховщиками необходим целый ряд этапов для попыток досудебного урегулирования спора.
А примут ли мой иск в суде?
Статья 16.1, которую мы уже указывали выше, регулирует порядок досудебного разбирательства по ОСАГО. Именно она устанавливает, что до того, как вы обратитесь с иском, необходимо обязательно пройти 2 шага:
- написать заявление о разногласиях в страховую компанию (это не то заявление, которое вы подавали на возмещение сразу после ДТП),
- если это заявление не будет удовлетворено, то обращаться к финансовому уполномоченному.
Более подробно мы рассказывали об этом в нашей специальной статье про незаконность отказа или недостаточные выплаты по ОСАГО.
Таким образом, без обязательного обращения сначала в страховую, а затем к финупу ваш иск из суда просто вернут без рассмотрения.
Если иск на виновника ДТП о возмещении ущерба
В этом случае обращаться нужно уже по адресу регистрации ответчика. А вот мировой или районный суд будет рассматривать дело, зависит также от запрашиваемой вами в иске суммы. Однако, лимит здесь несколько иной, нежели при спорах по ОСАГО:
- если цена иска менее 50 000 рублей, то подавать на виновника ДТП нужно в мировой суд,
- если вы заявляете более этой суммы, то такое дело должен рассматривать районный суд.
Обратите внимание, что указанный порог в 50 тысяч включает в себя полную сумму иска, включая само возмещение ущерба, а также моральный вред, судебные издержки и другие расходы.
Если иск на вред здоровью и моральный, а также при смертельном ДТП
Здесь всё также, как мы описали выше про виновника аварии, в том числе сумма искового заявления. Вы обращаетесь либо в мировой, либо в районный суд по адресу жительства ответчика.
Единственное отличие в данной ситуации в том, что гражданское производство при тяжком вреде здоровью или гибели потерпевших рассматриваются после уголовного дела. То есть только когда виновность нарушившего ПДД лица будет полностью доказана и установлена, можно подавать в суд на виновника.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Спросить у юриста
Если виновник – юридическое лицо
Сразу исключим возможную ошибку – юридическое лицо виновником ДТП быть не может в принципе. Виновником признают только водителя (в контексте дорожного происшествия, конечно же). И лишь автомобиль может принадлежать юридическому лицу.
В этом случае требования потерпевшего водителя направляются в страховую при наличии действующего полиса ОСАГО. Если страховки у виновника не было, то вот здесь и вырисовываются различия. Дело в том, что в этом случае в суд нужно подавать на организацию (статья 1068 ГК РФ).
На юрлицо также следует подавать иск по адресу его нахождения. Пробить его можно, зная ИНН организации (он определённо должен быть в документах о ДТП), через сайт Налоговой инспекции. Но в случае наличия у организации филиалов вы уже можете выбрать, куда подавать жалобу – на ваш выбор подсудность по основному адресу регистрации юридического лица или любого из её филиалов.
Единственный случай, когда иск нужно будет писать на водителя-виновника ДТП – это если он во время злополучной поездки не выполнял служебные обязанности, а ехал по своим делам. Это также должно быть указано в документах об аварии в ГИБДД (в объяснениях водителя). Если вы их не видели, то можете обратиться в подразделение ГАИ, которое оформляло аварию, и запросить на основании статьи 25.2 (часть 2) КоАП РФ их.
Также в любом случае на водителя подаётся иск, если он является ИП и использовал автомобиль для личных нужд.
Для обжалования виновности в ДТП
Собственно, всё, что мы рассмотрели выше – это гражданские дела. Однако, в начале статьи мы указали, что есть ещё административные. Именно таковые рассматриваются в рамках, соответственно, административного производства – при обжаловании вынесенного в отношении вас постановления.
Оспорить виновность в ДТП можно в районном или городском суде по месту совершения вменяемого вам нарушения. Здесь речь идёт именно о подаче жалобы на вынесенное в отношении вас постановление.
Причём, нужно подавать в суд именно по месту совершения, а не нахождения отделения ГИБДД или мирового суда, которые вынесли постановление. Так указал Верховный суд в своём старом Постановлении Пленума №5 (пункт 30).
Если же речь идёт об обоюдной вине, и вы хотите подать в суд на определение степени виновности каждого из участников, то следует обращаться также в районный суд по месту совершения нарушения. Но это будет уже гражданский иск, не административный.
Куда обращаться при апелляции?
В общих случаях каждое обжалование постановления или решения судьи нужно подавать в последующую вышестоящую судебную инстанцию:
- на постановление мирового суда – в районный,
- районного – в Верховный субъекта,
- Верховного субъекта – в кассационный или Верховный РФ.
Это относится и к административным, и к гражданским судопроизводствам. Выбирать суд нужно по месту совершения нарушения или тот, который подведомственен нижестоящему суду.
Как узнать адрес ответчика?
Все реквизиты ответчика должны содержаться в документах о ДТП. В том числе о его месте жительства. Напомним, что вы имеете право знакомиться со всеми этими документами по запросу в ГИБДД или в суде (статья 25.2 КоАП).
В случае, если адреса там нет, то вы можете подать в суд по месту нахождения имущества ответчика, если оно известно.
Как узнать адрес суда?
Итак, прочитав вышеописанное, вы выяснили, в какой суд нужно подавать после ДТП. Теперь осталось найти нужный участок или инстанцию.
Сделать это можно на официальном портале ГАС Правосудие. Для этого выберите сначала на главной странице, в мировой или районный суд вы будете подавать иск:
И далее уже с помощью выбора региона и введя название вашего населённого пункта, можно найти нужный вам судебный участок или суд общей юрисдикции:
Если суд в другом городе – возместят ли мне расходы на проезд?
Выше мы указали на то, что иск к виновнику ДТП – например, если у того не было страховки ОСАГО – приходится подавать по месту его жительства. Но как быть, если ДТП произошло в другом городе? Увы, но придётся обращаться туда.
А вот что касается издержек из-за этого факта, то здесь ситуация неоднозначная. Да, так как расходы в данном случае напрямую связаны с защитой ваших прав, то они должны быть компенсированы. Другое дело, что не все суды их удовлетворяют.
А ещё далеко не все судьи удовлетворяют расходы именно на топливо для автомобиля, указывая, что вы могли поехать в другой город общественным транспортом, и это стоило бы дешевле.
Для примера, в одном из таких решений истец требовал 1 000 рублей в качестве издержек за поездку. Но суд присудил только 320 рублей.
Но Верховный суд разъяснил, что транспортные расходы в любом случае должны быть возмещены, но в разумных пределах.
Нужно ли подавать досудебную претензию?
В ситуации, когда вы подаёте в суд по ОСАГО на страховщика, мы рассказывали, что нужна не только досудебная претензия, но и обратиться к финансовому уполномоченному, а перед этим – с заявлением о разногласиях в страховую компанию.
В случае же иска к виновнику досудебная претензия не обязательна. Но желательна. Дело в том, что практически любой судья сочтёт за уважение к суду вашу попытку урегулировать спор досудебно.
Когда можно самому выбирать, в какой суд подавать иск?
Как вывод вышеописанного, в также в качестве дополнительной информации приведём список случаев, когда вы можете выбирать сами суд.
- В случае споров по ОСАГО со страховой компанией вы имеете право обратиться в суд как по вашему месту жительства, так и по месту нахождения страховщика (филиала в вашем городе).
- Также, если виновников несколько, и они проживают в разных местах, то вы можете сами выбирать и по подсудности любого из виновников обратиться в наиболее близлежащую инстанцию.
- Если в исковом заявлении речь идёт об увечье или потере кормильца, то подавать в суд напрямую на виновника можно также по месту своего жительства.
Все эти и иные тонкости выбора инстанции устанавливает в 2024 году статья 29 ГПК РФ.
Куда обращаться со встречным иском?
В тот же суд, куда подали на вас. Речь идёт именно о встречном исковом заявлении – то есть таком, которое должно рассматриваться исключительно совместно с основным, а не когда вы просто решили тоже подать в суд в ответ на иск к вам.
Потребуется ли проводить независимую экспертизу?
Это зависит от конкретных обстоятельств дела и наличия калькуляции без такой экспертизы.
Так, в случае с подачей в суд на страховщика по ОСАГО экспертиза вам вряд ли понадобится. Потому что она уже есть в материалах дела. Если страховая компания насчитала мало, то сделала это на основе калькуляции.
Далее вы обращались к финупу, который делал свой расчёт. Если речь идёт об отказе в выплате, то финансовый уполномоченный всё равно делает экспертизу. И в суде рассматривают именно её.
При подаче иска к виновнику независимая оценка чаще всего потребуется. Но если у вас восстановление автомобиля, к примеру, уже сделано, и есть все чеки и документы об этом, то в суде могут подойти и они как обоснование исковых требований. Но и экспертизу в большинстве случаев судья обяжет возместить проигравшую сторону.
Что после суда?
По результату судебного заседания возможны 3 варианта:
- ваш иск удовлетворят полностью,
- его удовлетворят частично,
- либо откажут.
В первых 2 случаях по гражданскому делу будет изготовлен исполнительный лист. Это, соответственно, приведение решения суда по делу в исполнение – выплату вам присужденного с ответчика. Этот лист вы можете передать в 2 инстанции:
- судебным приставам – если вы подавали в суд на физлицо, например, виновника ДТП без ОСАГО,
- в банк, в котором у организации открыт расчётный счёт – если ответчиком выступало юридическое лицо: страховщик или другое.
Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?
Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2024 год, давайте выяснять!
Обоюдная вина с точки зрения закона
Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП.
Действующее на 2024 год законодательство также разделяет их.
То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель.
Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.
И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:
- инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
- виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.
Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.
О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.
Вас также заинтересует:
Выплаты при ДТП
Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:
- выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
- компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.
В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.
Если никто не обращался в суд
В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%.
То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.
То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.
Если участники обжаловали постановление в суде
А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.
В нашем примере, согласно судебной практике 2024 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
В нашем примере вина могла быть установлена в долях:
- 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
- 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.
В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?
Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.
И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.
При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
Было | Стало |
---|---|
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). |
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: . б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним). |
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%).
Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.
Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.