Обязательное применение контрольно кассовой техники 2024

Статья 4.3. Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

1. Контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети «Интернет», а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, применяется только при указанных расчетах.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети «Интернет», а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

Автоматизированные системы для бланков строгой отчетности применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг.

2. Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируются отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.

3. Фискальный документ (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) сразу после его формирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, направляется контрольно-кассовой техникой в технические средства оператора фискальных данных, и при положительных результатах проверки ими достоверности фискального признака сообщения, которым был защищен этот фискальный документ, проведенной сразу после его получения, технические средства оператора фискальных данных формируют подтверждение оператора фискальных данных, защищают его фискальным признаком подтверждения и немедленно направляют его в контрольно-кассовую технику. При неполучении подтверждения оператора фискальных данных контрольно-кассовая техника повторно направляет в технические средства оператора фискальных данных фискальный документ, для которого не было получено подтверждение оператора фискальных данных.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 6.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара сразу после их формирования направляются контрольно-кассовой техникой оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных.

После получения техническими средствами оператора информационных систем маркировки запроса о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара указанные технические средства формируют ответ на запрос и квитанцию на уведомление, защищают их фискальным признаком квитанции и направляют оператору фискальных данных для передачи в контрольно-кассовую технику.

При неполучении от оператора информационных систем маркировки через оператора фискальных данных квитанции на уведомление для уведомления о реализации маркированного товара контрольно-кассовая техника повторно направляет оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных указанное уведомление, для которого не была получена квитанция на уведомление.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

3.2. Пользователь, осуществляющий расчет за маркированный товар, который в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, должен направлять (вносить) информацию о таком товаре в информационные системы маркировки, в момент расчета вправе не формировать запрос о коде маркировки и вместо кода маркировки такого товара включать в уведомление о реализации маркированного товара код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов, в случае, если передача (выдача) такого товара покупателю (клиенту) осуществляется:

1) в момент расчета за маркированный товар с использованием автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи товара покупателю в момент расчета за такой товар;

2) при оказании покупателю (клиенту) услуг общественного питания, предусматривающих передачу (выдачу) ему маркированного товара в потребительской упаковке, на которую нанесено средство идентификации, либо части маркированного товара без такой потребительской упаковки, до или после момента осуществления расчета за указанные услуги, включающего в себя расчет за такой товар или его часть;

3) в отношении маркированных товаров, которые имеют один код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов, и при этом покупатель (клиент) является организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют расчет за такой товар наличными деньгами или с предъявлением электронного средства платежа в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 597-ФЗ)

4. При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

5. При замене оператора фискальных данных и внесении изменений в иные сведения, введенные в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователем с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об изменении параметров регистрации, и все сформированные фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных, а уведомления о реализации маркированного товара, по которым не были получены квитанции на уведомление, передаются оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи контрольно-кассовой техникой в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, а также получения контрольно-кассовой техникой подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) и квитанций на уведомление в отношении всех уведомлений о реализации маркированного товара.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Протоколы информационного обмена между фискальным накопителем и контрольно-кассовой техникой, контрольно-кассовой техникой и техническими средствами оператора фискальных данных, техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов, техническими средствами контроля налоговых органов и фискальным накопителем, техническими средствами контроля налоговых органов и контрольно-кассовой техникой, а также между техническими средствами оператора фискальных данных и техническими средствами оператора информационных систем маркировки размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет». Указанные протоколы, размещенные уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», обязательны для исполнения в фискальном накопителе, контрольно-кассовой технике и технических средствах оператора фискальных данных.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения протоколов информационного обмена, указанных в абзаце первом настоящего пункта, связанные с передачей информации из контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, обязательны для исполнения техническими средствами оператора информационных систем маркировки, а также контрольно-кассовой техникой в случаях, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, и техническими средствами оператора фискальных данных в случаях, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 4.5 настоящего Федерального закона.

Рекомендация  Необходима ли регистрация дома построенного на земельном участке в снт 2024

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

7. Формирование фискального признака и проверка его достоверности, а также зашифровывание фискального документа и его расшифровывание должны осуществляться с применением идентичного (симметричного) ключа фискального признака и алгоритма криптографического преобразования с использованием такого ключа фискального признака (симметричного криптографического алгоритма).

Ключ документов, ключ сообщений и ключ уведомления, применяемые в фискальном накопителе, должны быть уникальными для каждого фискального накопителя.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Проверка достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком документа, должна осуществляться с использованием средства проверки фискального признака документа, содержащего копию мастер-ключа, который применялся при изготовлении ключа документа, содержащегося в фискальном накопителе (далее — мастер-ключ документа).

Средство проверки фискального признака документа должно позволять с использованием мастер-ключа документа сформировать ключ документа, идентичный (симметричный) ключу документа, содержащемуся в фискальном накопителе, с использованием которого был сформирован фискальный признак документа, проверяемый этим средством проверки фискального признака документа.

9. Проверка достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком сообщения, сформированным фискальным накопителем, должна осуществляться с использованием средства проверки фискальных признаков сообщения, содержащих копию мастер-ключа, который применялся при изготовлении ключа сообщения, содержащегося в фискальном накопителе (далее — мастер-ключ сообщения).

Средство проверки фискального признака сообщения должно позволять с использованием мастер-ключа сообщения сформировать ключ сообщения, идентичный (симметричный) ключу сообщения, содержащемуся в фискальном накопителе, с использованием которого был сформирован фискальный признак сообщения, проверяемый этим средством проверки фискального признака сообщения.

9.1. Проверка достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком уведомления, должна осуществляться с использованием средства проверки фискальных признаков уведомления, содержащих копию мастер-ключа, который применялся при изготовлении ключа уведомления, используемого для формирования фискального признака уведомления (далее — мастер-ключ уведомления).

Средство проверки фискального признака уведомления должно позволять с использованием мастер-ключа уведомления сформировать ключ уведомления, идентичный (симметричный) ключу уведомления, с использованием которого был сформирован фискальный признак уведомления, проверяемый этим средством.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

10. Формирование фискального признака оператора средством формирования фискального признака оператора должно осуществляться с использованием ключа фискального признака оператора (далее — ключ оператора), который должен формироваться этим средством формирования фискального признака с использованием копии мастер-ключа фискального признака оператора (далее — мастер-ключ оператора), содержащегося в этом средстве формирования фискального признака.

11. Проверка достоверности фискальных данных в подтверждении оператора фискальных данных, защищенных фискальным признаком оператора, должна осуществляться с использованием средства проверки фискального признака оператора, содержащего мастер-ключ оператора, позволяющий сформировать ключ оператора, с использованием которого был сформирован этот фискальный признак оператора.

Формирование фискального признака подтверждения средством формирования фискального признака подтверждения должно осуществляться с использованием ключа сообщения, который в свою очередь должен формироваться этим средством формирования фискального признака с использованием копии мастер-ключа сообщения, содержащегося в этом средстве формирования фискального признака.

11.1. Формирование фискального признака квитанции средством формирования фискального признака квитанции должно осуществляться с использованием ключа уведомления, который в свою очередь должен формироваться этим средством формирования фискального признака с использованием мастер-ключа уведомления, содержащегося в этом средстве формирования фискального признака.

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

12. Проверка достоверности фискальных данных в подтверждении оператора, защищенных фискальным признаком подтверждения, осуществляется с использованием фискального накопителя и ключа сообщения.

12.1. Проверка достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком квитанции, осуществляется с использованием ключа уведомления.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

13. Уполномоченный орган по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе устанавливать дополнительные правила формирования фискальных признаков, а также проверки достоверности фискальных документов.

14. Формирование фискальных документов в электронной форме, их печать на бумажном носителе и передача в налоговые органы без фискальных признаков не допускаются.

15. Порядок применения контрольно-кассовой техники устанавливается также иными статьями настоящего Федерального закона.

(п. 15 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

Изменения по онлайн-кассам и ОФД в 2024. Ответы на вопросы

Изменения в законах, требования и разъяснения регуляторов держат в актуальности тему онлайн-касс и ОФД для всего розничного бизнеса. Предлагаем обзор самых актуальных вопросов и ответов.

Какие изменения произойдут в правилах пользования ККТ в ближайшее время?

На портале regulation.gov.ru уже опубликованы законопроекты, которые вносят поправки в Налоговый кодекс. В соответствии с ними в НК будут добавлены правила использования и проверок ККТ .

Поправки обусловлены основной целью применения онлайн-касс: обеспечение полноты учета выручки у компаний и предпринимателей для налогообложения. Сейчас в НК нет прямых ссылок на закон 54-ФЗ , после поправок эта неточность будет устранена .

Планируют ввести термин «фиксация расчетов» вместо «применение ККТ». Что изменится для предпринимателей?

В сущности ничего не изменится: Минфин предлагает перейти к новому термину « фиксация расчетов », чтобы не привязывать передачу набора данных в установленном виде к контрольно-кассовой технике – именно это является основным требованием к компаниям и предпринимателям.

Иными словами, они должны записать информацию о расчете в доверенное хранилище – фискальный накопитель и базу фискальных данных ФНС. Фиксация расчетов будет по-прежнему производиться с помощью контрольно-кассовой техники.

В проекте закона фигурирует понятие «мнимые расчеты». Что это такое?

Под мнимыми расчетами подразумеваются действия продавца, когда чек на ККТ формируется, но на самом деле операции не проводятся . Например, пробивают чек возврата.

Таким образом, предприниматели уменьшают выручку, хотя в реальности деньги покупателям не возвращают – с этой практикой столкнулись инспекторы ФНС при проверках. Планируют ввести ответственность за такие действия.

Что означает новый вид проверок – оперативный контроль, который планируют добавить в НК и в закон 54-ФЗ?

Под понятием «оперативный контроль» подразумевают все мероприятия, которые будут проводить инспекторы ФНС для выявления правильности фиксации расчетов: контрольные закупки, наблюдения, проверки, мониторинг.

Чтобы избежать внеплановых проверок ФНС, проверяйте свои чеки в Личном кабинете клиента Платформа ОФД – полная информация о статусах фискальных документов и подсказки как исправить ошибки при их наличии.

Появятся ли новые риски, учитывая, что возможностей для отслеживания бизнеса у налоговиков будет больше?

Возможности у служащих ФНС не меняются, они будут ограничены Налоговым кодексом. Для бизнеса новых рисков не будет.

Будут ли блокироваться информационные ресурсы компании, через которые ведутся продажи?

Проектом поправок в закон № 54-ФЗ внесены такие предложения: планируется, что будут блокировать сайты, страницы в соцсетях и другие интернет-ресурсы, если на них возможно проведение операций без применения ККТ.

Наказание может грозить компаниям, которые ранее привлекались к ответственности и сумма незафиксированных расчетов превышает один миллион рублей . Решение о блокировке будет принимать уполномоченное лицо ФНС по представлению руководителя ИФНС.

Напомним, что пока эти поправки находятся в проекте закона о фиксации расчетов с применением ККТ – они еще не приняты.

Какие реквизиты уберут из кассового чека?

Предлагают убрать реквизит «Подпись лица, совершившего сделку» . В кассовом чеке этот реквизит заменяет фискальный признак – информация, которая защищает подлинность данных и позволяет выявить их корректировку.

Поставить подписи во всех чеках невозможно, удобнее прописать в законе, что в чеках подпись не обязательна.

Какое наказание получит компания, если чек был выбит, но номер фискального накопителя не совпадает с данными карточки регистрации?

По данному вопросу имеется судебная практика. Сначала компания была оштрафована инспекторами за неприменение ККТ. После обжалования решения компанией три инстанции отказали и сочли решение налоговой верным.

Рекомендация  Оплата вывоза мусора 2024

Компания подала жалобу в Верховный Суд и заявила, что при наличии нарушения можно было бы привлечь ее к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП за использование ККТ с нарушениями, но факта нарушения нет, т. к. заявитель своевременно подал в ФНС заявление о перерегистрации онлайн-кассы.

Верховный суд принял доводы компании, отменил предыдущее решение и отправил дело на дополнительное рассмотрение.

Таким образом, каждое дело нужно рассматривать в отдельности и знать все обстоятельства дела, но штрафов можно избежать, если все действия были выполнены в соответствии с законодательством.

Соблюдайте требования ФНС по применению онлайн-касс с сервисом Платформа ОФД : электронный документооборот, фискальные накопители, надежная передача данных в ФНС и удобный интерфейс личного кабинета. Убедитесь сами – начните работу с сервисом.

Может ли ФНС предоставить архивные данные фискальных документов?

Нет, данные предпринимателям не предоставляются, т. к. в соответствии с п. 1 постановления Правительства № 506 от 30.09.2004 передача архивных данных предпринимателям не входит в перечень полномочий ФНС.

Есть ли интеграция между системами ЕГАИС и Честный ЗНАК?

Сейчас как раз запущена такая интеграция в системе Честный ЗНАК, т. е. теперь участникам эксперимента по маркировке не нужно указывать места осуществления деятельности – данные загружаются автоматически из системы ЕГАИС.

При регистрации карточки товара в «Национальном каталоге маркированных товаров» необходимо указывать атрибут «Код ФРАП».

Из ЕГАИС в систему маркировки автоматически будут переданы следующие документы:

  • отчеты о производстве;
  • заявки о фиксации сведений о ввозе или перемещении этилового спирта на территорию РФ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащие коды идентификации;
  • товарно-транспортная накладная.

На время проведения эксперимента данный функционал реализован только в тестовом контуре системы маркировки, т. е. необходимо использовать коды ФРАП, которые были получены в ЕГАИС путем подачи уведомления о начале оборота товаров в тестовом контуре ЕГАИС.

Также обращаем внимание, что ФНС следует трендам государственного контроля по обмену документами в электронном виде: уже сейчас около 80% заявлений о регистрации и перерегистрации касс предприниматели отправляют через личный кабинет налоговой.

Поэтому уже на 2024 год в планах – отказаться от документов на бумаге даже во время проверок, т. е. их нужно будет также предоставлять через электронный документооборот. Сейчас уже можно начать обмениваться электронными документами с контролирующими органами, чтобы потом нововведения не оказались для вас неожиданностью.

«Платформа Госотчет» – это возможность сдавать отчеты в контролирующие органы быстро и без ошибок. А при необходимости задать вопрос в ФНС или ПФР, а также отправить документы, для которых не реализован электронный формат.

Платформа ОФД

Платформа цифровизации бизнеса — ОФД, ФН, ЭДО, Отчетность, Маркировка, Аналитика для бизнеса — все в одном интерфейсе для предпринимателя

  • #ответы на вопросы
  • #изменения в законодательстве
  • #онлайн-касса
  • #Платформа ОФД
  • #2023

Онлайн-кассы в 2024 году — кому нужны, а кому нет

Ещё несколько лет назад кассовая техника использовалась только при приёме наличных денег. Но в 2017-2021 годах прошла глобальная реформа: закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, регулирующий правила в сфере применения ККТ, был кардинально переработан. Появились аппараты нового типа, и стало гораздо больше ситуаций, когда эту технику нужно использовать.

Плюс к этому было введено множество различных исключений, переходных периодов, отсрочек. В этой статье мы подробно расскажем о том, как обстоят дела в 2024 году: в каких случаях ИП нужно применять онлайн-кассы, а кто из предпринимателей от этого освобождён.

Когда нужно применять кассу

Каких-то особых изменений по применению онлайн-касс с 2024 года не введено. Однако реформа тянулась так долго, а условия обновлялись так часто, что разобраться в них до сих пор смогли не все. Поэтому напоминаем.

В первую очередь надо определить, какие операции в принципе подпадают под применение онлайн-кассы. В общем случае это расчёты:

  1. С физическими лицами – вне зависимости от формы оплаты. Касса применяется при расчётах наличными средствами, картой, электронными деньгами и при оплате с банковского счёта.
  2. С юридическими лицами и ИП – при расчётах наличными средствами и картой. Такие расчёты возможны в пределах установленного лимита – 100 000 рублей в рамках одного договора. Если сумма больше, необходимо перечислять деньги по безналу, и при этом применять кассовый аппарат не нужно.

Теперь о том, что считается расчётом в 2024 году. Раньше это был только приём денег за покупку. Но после реформы это понятие стало включать в себя приём или выдачу денежных средств наличными и в безналичном порядке. А именно, расчётом признаётся:

  1. Оплата товаров, работ, услуг. Подразумевается не только получение денег от покупателя, но и их возврат (если покупатель сдал ранее купленный товар, отказался от услуги).
  2. Приём ставок, в том числе интерактивных, выдача обменных знаков игорного заведения, а также выплата выигрыша.
  3. Приём денег за продажу лотерейных билетов и выплата выигрыша по ним.
  4. Предоплата и авансы, их зачёт и возврат.
  5. Предоставление и погашение кредитов / займов на оплату товаров, работы услуг.
  6. Операции ломбардов по кредитованию граждан и хранению их вещей.
  7. Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы и услуги.

Получается, при работе с физическими лицами кассу нужно применять всегда. Но есть исключения, и их немало.

Кто не должен использовать кассы в 2024 году

Случаи, когда не нужно применять ККТ, можно разделить на несколько групп:

  1. Льготы для определённой деятельности, которые предоставляются всем налогоплательщикам.
  2. Освобождение от применения кассы в конкретных местностях из-за их особого географического положения.
  3. Послабления, связанные с некоторыми специальными налоговыми режимами.

Какая деятельность в принципе освобождена от ККТ

Переходим к тому, кто может не применять кассы. Полный список таких направлений бизнеса можно найти в статье 2 закона 54-ФЗ. В частности, в пункте 2.1 перечислена деятельность, которая может вестись без касс предпринимателем на ПСН. Об этом более подробно расскажем чуть дальше.

Пока же об общедоступных льготных направлениях.

Кроме того, в статье 2 есть немало того, что в принципе не применимо к ИП, например, страховая деятельность, расчёты органов власти, домов культуры, ТСЖ и многое другое. Поэтому выделим только направления бизнеса, которые доступны индивидуальным предпринимателям и разрешены без ККТ вне зависимости от налогового режима. Итак, вот они:

  1. Продажа бумажных газет и журналов. Также в газетных киосках разрешено реализовать сопутствующие товары из утверждённого региональным органом власти ассортимента при условии, что минимум половину товарооборота составляет печатная периодика. Необходимо обеспечить раздельный учёт выручки.
  2. Обеспечение питанием учеников и работников общеобразовательных организаций во время занятий.
  3. Торговля на розничных рынках и аналогичных территориях (ярмарках, выставках). Однако освобождение от ККТ в этом случае действует только для тех, кто торгует продовольствием вне установленных в этих местах палаток, киосков, магазинов, павильонов, включая автофургоны и прочие приспособления с использованием транспорта. Также не нужна онлайн-касса тем, кто продаёт с открытых прилавков внутри крытых рынков непродовольственные товары, кроме включённых с специальный перечень (ищите его в распоряжении Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р). Входящие в перечень товары – ковры, одежда, кроме белья, химическая продукция, спорттовары, мебель и многое другое – нельзя продавать без ККТ.
  4. Разносная торговля, кроме технически сложных, а маркируемых, товаров и продовольствия с определёнными условиями хранения. Преференция касается продажи с рук или со специальных приспособлений, в том числе в поезде и на борту самолёта.
  5. Продажа в киосках мороженого, молока, воды и безалкогольных напитков.
  6. Реализация продовольственных товаров из автоцистерн. Таким образом можно продавать квас, молоко, растительное масло, рыбу.
  7. Сезонная продажа вразвал овощей и фруктов, включая арбузы и дыни.
  8. Приём от населения сырья, подлежащего утилизации, включая стеклотару, кроме лома металлов и драгоценных камней.
  9. Ремонт и окраска обуви.
  10. Изготовление и ремонт мелких металлических предметов (ключей и прочего).
  11. Присмотр и уход за престарелыми, детьми и больными.
  12. Продажа изготовленных изделий народных промыслов.
  13. Вспашка огородов и распил дров.
  14. Услуги носильщиков на вокзалах и подобных местах.
  15. Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами.
  16. Реализация бахил в розницу.
  17. Продажа товаров через механические торговые автоматы, работающие без электрического питания и принимающие только монеты.
  18. Продажа индивидуальными предпринимателями с рук входных билетов и абонементов в государственные и муниципальные театры. Если билеты реализуются через интернет, то ККТ применять необходимо.
Рекомендация  Объем прав акционера 2024

При продаже всего того, о чём сказано выше (кроме бахил и питьевой воды), кассу следует применять в случае, если расчёт проводится через автоматы для приёма платежей. Кроме того, она необходима при торговле подакцизными товарами.

Обратите внимание! Что касается торговли на рынках без ККТ, то вскоре её могут запретить. Государство хочет ужесточить контроль и сократить теневой оборот в этой сфере.

Соответствующие поправки в закон прошли в Госдуме первое чтение. Льготы оставят только для некоторых плательщиков ЕСХН. Ранее планировалось, что изменения заработают с 2022 года с переходным периодом с февраля по апрель.

О применении касс в отдельных местностях

Закон позволяет ИП из отдалённых и труднодоступных мест работать без ККТ. Но есть условия:

  1. Местность должна быть признана труднодоступной (отдалённой) и включена в специальный перечень, который на своём сайте публикует орган региональной власти.
  2. Покупателю по его требованию нужно выдать заменяющей чек документ. Он должен содержать ряд реквизитов – каких именно, читайте в конце статьи (в разделе для ИП на ПСН).

Кроме того, есть местности, признанные отдалёнными от сетей связи, – их перечень также утверждается региональной властью. Не стоит путать два этих списка. Во втором случае ИП, ведущие там деятельность, обязаны ставить кассовую технику. Однако применять её они могут в автономном режиме, то есть без подключения к интернету.

После окончания срока действия фискального накопителя (это сменный модуль ККТ) налоговая инспекция может запросить его данные.

О применении ККТ предпринимателями на разных режимах

Теперь рассмотрим, как зависит обязанность предпринимателя применять кассовую технику от налогового режима.

Подберём оптимальную систему налогообложения

Нужна ли касса ИП на ПСН

Наиболее значимые преференции в части применения касс предусмотрены для ИП на патентной системе. Во-первых, они могут работать без кассы при ведении деятельности, список которой выше, ведь он действует для всех. Во-вторых, есть освобождённые от касс виды деятельности именно для ПСН.

Полный их список приведён в пункте 2.1 статьи 2 закона 54-ФЗ. Ниже мы перечислим многие из этих эти направлений, исключая малопопулярные, а также те, которые попали в первый перечень.

Итак, вот список деятельность без ККТ для ИП на ПСН:

  • ремонт, пошив (вязание) одежды, головных уборов, обуви;
  • стирка, химчистка;
  • услуги фотографа;
  • монтажные, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы;
  • остекление балконов и лоджий;
  • услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования;
  • сдача в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков;
  • уборка квартир;
  • проведение экскурсий;
  • звукозапись;
  • организация обрядов – свадеб, юбилеев, похорон;
  • приготовление блюд для торжеств;
  • производство хлеба и кондитерских изделий;
  • услуги в области сбора и переработки вторсырья;
  • обработка камня для памятников;
  • услуги по дизайну, в том числе ландшафтному;
  • разработка компьютерных программ, приложений, вебсайтов;
  • услуги переводчиков;
  • уход за домашними животными;
  • услуги в области сельского хозяйства – изготовление инвентаря, производство муки, животноводство, растениеводство, переработка овощей и фруктов.
  • гравировка;
  • ремонт мебели, спортивного оборудования, очков, ювелирных изделий, игрушек;
  • услуги платных туалетов;
  • детективные услуги (если есть лицензия).

Таким образом, определяясь, кому нужна ККТ на ПСН, нужно свериться с обоими списками. Если деятельность попадает хотя бы в один из них, вопрос по кассам можно закрывать.

В остальных случаях кассовый аппарат необходим. В частности, это касается торговли в магазинах, ветеринарных услуг, парикмахерских и салонов, заведений общепита, автомастерских, моек и прочих популярных направлений патентной деятельности.

При освобождении по кассам есть условие: ИП должен выдавать либо направлять своим покупателям взамен чека документ, который подтвердит факт расчёта. В нём должны быть следующие реквизиты:

  • наименование и номер;
  • дата, время и адрес расчёта;
  • фамилия, имя, отчество ИП, его ИНН;
  • налоговая система – ПСН;
  • признак расчёта (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);
  • название товара (услуги) / платежа / выплаты;
  • количество товара;
  • цена за единицу;
  • общая стоимость;
  • сумма расчёта;
  • форма оплаты (наличными / в безналичном порядке) с указанием суммы;
  • должность и фамилия того, кто провёл расчёт.

Нужна ли онлайн-касса для ИП на УСН и ОСН

Выбравшие упрощённый режим предприниматели подчиняются стандартному правилу – никаких специальных преференций для них в части применения ККТ нет. Чтобы решить для себя вопрос по кассам, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Будет ли осуществляться расчёт только с организациями / другими ИП строго через расчётный счёт? Если да, то кассу можно не применять. Если нет, то необходимо ответить на следующие вопросы.
  2. Находится ли ИП в местности, для которой введены преференции по кассам? Если да, то ККТ не применяется (или применяется в автономном режиме). Иначе следует перейти к вопросу 3.
  3. Осуществляет ли ИП только те виды деятельности, которые освобождены от ККТ? Да – кассовый аппарат не нужен, нет – нужен однозначно.

Чтобы определить, кто может работать без ККТ на основном режиме, нужно ответить на те же вопросы.

ИП на ЕСХН: что с ККТ

Предприниматель-сельхозпроизводитель должен опираться на общие правила применения кассовой техники. То есть предложенные выше вопросы для него также подходят. Но есть пара моментов, на которые нужно обратить внимание.

Во-первых, нередко сельхозпроизводители базируются в отдаленных / труднодоступных местах. Если это так, то ККТ не применяется. Также вполне может быть, что местность, где трудится ИП на ЕСХН, считается отдаленной от сетей связи.

Тогда кассу ставить надо, но применять её можно автономно.

Во-вторых, если ИП на ЕСХН реализует свою продукцию только на рынках, ярмарках и в подобных местах, но при этом вне павильонов, то ККТ он может не применять. Однако, как мы упоминали выше, в эту норму хотят внести изменения. Плательщики ЕСХН смогут торговать в таком формате без кассовых аппаратов при условии, что свою продукцию они продают с торговых мест, общая площадь которых не превышает 15 кв. метров (суммарно по всем местам, с учётом площади для хранения).

Оформление расчётов ИП на НПД

Режим НПД (налог на профессиональный доход) могут применять не только обычные самозанятые, но и ИП. Кассовые аппараты плательщики НПД использовать не обязаны, но должны формировать чеки в приложении «Мой налог» и направлять их клиенту на электронный адрес. Причём эта обязанность не зависит от того, кому реализуют такие предприниматели свои услуги либо товары собственного производства – физическим лицам или организациям / ИП.

Мы рассказали о применении ККТ предпринимателями и о том, что планируется в будущем. Тем, кто всё ещё имеет право работать без касс, нужно следить за изменениями законов, ведь новшества могут вступить в силу в любой момент.