Программу ранней профориентации во всех российских школах начнут внедрять уже с сентября. Как стало известно «МК», во всех регионах, включая Московскую область, стартует проект по введению нового стандарта приобщения детей к будущей профессии в 6-11-м классах – лишь Москва пока остается неохваченной.
Работать такая ранняя профориентация будет на базе федерального проекта по выбору профессии. В учебном плане появится еще один классный час (скорее всего, по четвергам). То есть формат внеурочный, но обязательный для посещения, как и пресловутые «Разговоры о важном».
В школах о нововведении стало известно еще в июне, когда разослали рекомендации Минпросвещения. В письме ведомства указано, что «с целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета страны в школах вводится ранняя профориентация детей». Мол, уже в школе необходим некий профминимум в будущей профессии – трех видов: базовый, основной и продвинутый.
И это только на пилотном этапе.
За два года к федеральному проекту, который был разработан Фондом гуманитарных проектов и Институтом стратегии развития РАО, примкнуло немало школ. Теперь и остальные должны подтянуться. И зарегистрировать на портале не менее 60% учеников из каждого класса в средней и старшей школе. Ответственными за проведение профориентации и классных часов, как и за «Разговоры о важном» (РОВ), будут классные руководители.
В рекомендации их новая функция названа «педагог-навигатор».
Занятия по профориентации будут идти в урочной форме и в практической. На уроках (классных часах) школьникам дадут некий вводный курс. Внеклассная деятельность подразумевает экскурсии, выставки, лекции и, собственно, обучение профессии. «Это комплекс мероприятий из шести форм», – пишут специалисты министерства.
А на закономерный вопрос о том, где же будет проходить производственная или просто практическая часть занятий, дают такое пояснение: для школ предполагается заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями-работодателями). Выбирать их надо с расчетом на то, что в приоритете инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.
Кстати, проф- и предпроф-классы уже есть в Москве, где они были введены с даже опережением. Разделение по направлениям учебы идет уже с 5-го класса.
Некоторый свет на будущий профминимум проливает портал самого федерального проекта. Тут есть разделы и для педагогов, и для школьников, и для родителей, и для партнеров школ. Есть планировщики по выбору личных приоритетов, тестирования, рекомендации по выбору профессии.
Вроде бы все по делу – для родителей, например, составлен опросник: «СПО или вуз?» или «Какие у ребенка сильные стороны?».
И все-таки, судя по «разговорам в учительской», большинство классных руководителей сбиты с толку. Еще один обязательный час в неделю, предполагающий еще какие-то практики и внеклассные выходы, – это новая нагрузка. «Оттарабанить присланную сверху программу», как надеются некоторые, вряд ли удастся. У региональных учителей проскальзывает неоригинальный вопрос: будут ли за это платить?
На оплату за «Разговоры о главном» некоторым педагогам дирекция так и не раскошелилась или перечисляет мизер. Но есть и те, кто не думал не гадал стать «учителем-навигатором». «Я просто тьютор для детей с ОВЗ, какой мне еще профминимум?» – спрашивает, к примеру, педагог из Рязани.
– В нашей школе в прошлом году появилось это все, – рассказывает москвичка Вита, мама 13-летнего Арсения. – Поскольку мы пока не знаем, в какую вообще область ему идти, то решили записаться. И еще несколько детей из класса. Не знаю, как дальше это будет, когда всех обяжут участвовать, но пока даже занимательно. Мотивационный опрос и тестирование показали, что детям больше подойдут творческие профессии: фотограф (их оказалось больше всего, 4 человека в классе), кондитер и дизайнер.
Вот они все вместе с классным руководителем и ходили сначала в студию, где им дизайнеры рассказывали о своей работе. И все попробовали себя в роли фотографов, снимали друг друга. Потом ходили на кулинарный мастер-класс. Было здорово, всем очень понравилось.
Но у нас вообще учитель легкая на подъем – часто то экскурсия, то походы в театр.
Что касается самой профориентации в таком виде – гораздо интереснее, чем было у нас 30 лет назад. Нас просто водили по обувным и бумажным фабрикам.
В школах запланирован еще один обязательный классный час — пока туманного назначения
Весь год молва «перетирала» новые школьные порядки. Введение единой формы, возвращение черчения или выплаты за «пятерки» не прошли Госдуму или забуксовали позже. Зато медсправки на физкультуру, НВП и «трудовое воспитание» были проведены законом. Работают ли эти нововведения, как и «единые программы по единым учебникам»?
Ведь о них говорили столько, что родители ожидали нового уже с сентября.
По отзывам родителей, ни в разных частях страны, ни в Москве и области, справку для допуска к физкультуре не спрашивают. Пионером тут выступила Челябинская область, где, ссылаясь на принятые летом изменения, некоторые школы начали требовать справку.
«Основная масса ребят получает допуск на физкультуру во время диспансеризации, когда им определяют группу здоровья», — поясняет и.о. министра образования области Елена Коузова. И такая необходимость касается только «детей, которые требуют специальных условий обучения». И. о. главы местного образовательного ведомства сравнивает получение этого документа с прохождением ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Но ведь и ПМПК сейчас дело добровольное, отсюда столько проблем с гиперактивными, девиантными учениками в обычных классах.
Как учитель физкультуры должен определять «специальных» детей? Ведь ребенок с эпилепсией или с пороком сердца на глаз ничем от других не отличается.
Интересно, что кое-где под Челябинском решили перебдеть и спрашивают еще и «справку о неконтактности» (3 месяца не было контактов с инфекционными больными). Что, как минимум, говорит — единого образца справки у школ нет. Но вообще, совершенно напрасно весной, когда стало известно о допусках, и в конце августа родители осаждали педиатров — пока в школы «приходить со справкой» не требуют.
Точно так же, не слышно ничего про «трудовое воспитание». Где раньше дежурили, украшали классы, сажали цветы, клеили декорации — так и продолжают. Где ничего такого не было, это не изменилось.
С НВП тоже «непонятки». Не считая скандала с директором нижегородской школы № 172, нарядившей первоклассников в камуфляж на 1 сентября, ничего не слышно. Форму в стиле «милитари» не выдают, за исключением кадетских классов и корпусов, военных училищ — но там всегда так было.
Покупать форму или амуницию родителей тоже не заставляют. В расписаниях изменений не наблюдается. Хотя еще в феврале Минпросвещения разослал по регионам «инструктивное письмо» по части «организации НВП» в школах.
— Считается, что новое ОБЖ с элементами НВП, «Основы безопасности и защита Родины» называется, появится в школах через год, — рассказывает педагог ДПО, методист Анастасия Гордеева. — Ну может, кто-то и успеет, у кого есть база для этого, те же самые кадеты или казаки. Но более реальный срок — 2026-2027 годы. «Мельницы богов мелют медленно», знаете такое выражение? И в образовании так, система очень инерционна. Школам надо выделить кабинеты, закупить оборудование, пособия, средства на это все, главное, найти или получить. На тендеры выйти.
А где строевой подготовкой заниматься, если двора нет? Такие школы есть в центре Москвы. Методистам надо разработать программы, пособия, ПО, сейчас все в конструкторах и на порталах. С кадрами никакой ясности нет — кто станет преподавать? Раньше НВП вели бывшие военные.
Но сейчас ОБЖ это мультидисциплинарный предмет, который содержит элементы обществоведения и экономики, навыки оказания первой помощи. А если будет новая учительская единица, для позиции «учитель ОБЖ-НВП» надо сделать тарификацию, систему сертификатов, квалификационную модель ввести. Преподавать такую специальность в педуниверситетах.
Кроме того, ОБЖ есть далеко не в каждой школе. «Этот момент вообще выпал из дискурса вокруг возвращения НВП», — напоминает Гордеева. В 2014 году ОБЖ наряду с другими не основными предметами убрали из обязательных учебных программ. Лицейские и гимназические школы, интеграционные и прочие тогда сократили ОБЖ до минимума, оставив только в 10-11-х классах.
И то номинально — на пропуск ОБЖ ради консультаций для подготовки к ЕГЭ смотрели сквозь пальцы. И сейчас тоже так: где ОБЖ проводят, начиная с 5-го класса, а где-то с 10-го.
«Какие ж тогда существуют единые программы?», — недоумевают родители. Им сложно разобраться в том, что такое образовательные стандарты, проще понять одинаковые программы и учебники, как «было раньше». Но и профессионалам не до конца ясно, как уравнивать «зеленое» с «холодным». Даже в Москве «труды», например, это и информатика-практикум, и кулинария, к примеру. И токарная практика встречается, гончарная, портновская.
И как это все стандартизировать?
Не основные предметы «трудами» с ОБЖ не ограничены. Встречается в расписании «финансовая грамотность» с 5-7-го классов, или с 10-го. «Проектная деятельность» тоже бывает с 5-го, 7-го,10-го, или ее вообще нет в расписании. Вышло так потому, что с 2014 года стремились к унификации в школах, а в последние годы, наоборот, курс на предпрофподготовку.
В Москве, эксперимент стартовал 3 года назад, разделение классов по направлениям идет с 5-го класса (и его хотят распространить на всю страну). В математическом классе больше часов математики (основная программа), у гуманитариев, лингвистов и естественников тоже свои «лишние часы». Невзирая на «единые программы».
А вот что из заявленного в школах все же будет — обязательные классные часы, скорее всего. Тоже начиная с 5-го класса. «Часы» во многих расписаниях уже стоят — первым или последним уроком в пятницу. Классным руководителям рассказывают, что «это обязательное, как РОВ». Правда, по сообщению от учителей, речь идет пока что о «простых классных часах». Но, судя по системным планам, о которых уже писал «МК», в школах начинается всеобщая профориентация на базе сайта специального национального проекта.
В пожарном порядке к сайту велено подключиться всем школам в стране.
Вопросы про «Разговоры о важном»: выбор темы, обсуждение СВО, посещение и оплата
«Мел» уже рассказывал, как устроены «Разговоры о важном», которые с этого года ввели во всех школах страны. Но у родителей и учителей осталось много вопросов — например, какую строчку в расписании должны занимать эти занятия и будет ли учитель получать за их проведение дополнительную плату. Отвечаем вместе с экспертами Департамента образования и науки Москвы и юристами.
Как проходят «Разговоры о важном»
Вопрос. Обязательно ли проводить «Разговоры о важном» именно первым уроком? Нельзя ли проводить их в понедельник, но после 4-го урока?
Ответ: Минпросвещения России рекомендует проводить занятия «Разговоры о важном» первым уроком по понедельникам для всех учеников 1–11-х классов и студентов колледжей. Продолжительность занятий — один академический час (45 минут).
Однако доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Оксана Васильева подчеркивает: законодательно время проведения этих занятий не урегулировано. По мнению Васильевой, администрация школ планирует их в соответствии с расписанием основных уроков. Получается, что теоретически «Разговоры о важном» можно проводить и после уроков — но эксперт напоминает: в зависимости от возраста учеников для них установлен минимум академических часов в день.
Вопрос: Можно ли проводить внеурочные, внеклассные мероприятия (в частности, «Разговоры о важном») на перемене?
Ответ. Нет, нельзя, — отвечает Оксана Васильева. — Перемена — это время отдыха школьника. Педагог не может нарушить право на отдых, которое регламентируется образовательным законодательством и в том числе вытекает из прав гражданина, закрепленных Конституцией».
Эксперт добавляет, что «Разговоры о важном» должны длиться 1 академический час раз в неделю, а перемена гораздо короче по времени.
Вопрос. Разговоры о важном» — это внеурочная деятельность. Между урочной и внеурочной деятельностью должен быть перерыв 30 минут.
У нас в школе поставили «Разговоры» первым уроком в понедельник. Перерыв между «Разговорами» и уроками — 5 минут. Так можно?
Ответ. Разговоры о важном» действительно относятся к внеурочной деятельности, отмечает доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина. Но, по ее словам, если эти занятия стоят первыми по расписанию, минимальные перерывы между уроками должны регламентироваться как обычные перемены.
По СанПиН, перемены должны быть не менее 10 минут, а одна большая перемена (после 2-го или 3-го урока) — 30 минут (либо могут быть 2 перемены по 20 минут).
Поэтому перерыв в 5 минут между «Разговорами» и уроками не соответствует нормам, он должен быть увеличен хотя бы до 10 минут
Перерыв же между последним уроком и началом внеурочных занятий должен быть не менее 20 минут. А перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут — для влажной уборки кабинетов и проветривания.
При этом занятия в школах должны начинаться не ранее 08:00, проведение «нулевых уроков» СанПиН запрещено. Заканчиваться уроки должны не позднее 19:00. Если «Разговоры о важном» не вписываются в этот промежуток, это нарушение.
«Разговоры о важном» и деньги
Вопрос. У меня двое детей. Один ходит в 3-й класс, другой — в 4-й. У младшего «Разговоры о важном» бесплатные, а у старшего стоят 500 рублей в месяц. Сказали, оплата будет по квитанциям.
Просто не платить и написать жалобу?
Ответ. «Мел» уже писал о том, что за проведение «Разговоров о важном» не имеют права собирать деньги с родителей. Это подчеркивает Департамент образования Москвы: «Для учеников занятия абсолютно бесплатные.
Просьба от школы оплатить урок недопустима». Если кому-то известно о подобных случаях, ведомство призывает сообщать об этом в региональный орган, контролирующий сферу образования, для проверки.
Вопрос. Как должен оплачиваться урок «Разговоры о важном»? Нам сказали, что это обязанность классного руководителя и оплачивать его не будут.
Ответ. В Департаменте образования Москвы отвечают, что, поскольку «Разговоры о важном» — часть внеурочной деятельности школы, педагоги получают дополнительную плату за ведение часов внеурочной деятельности. «Дополнительной отчетности по проведению занятий для учителей не предусмотрено», — отметили в ведомстве.
Темы «Разговоров о важном»
Вопрос. Может ли учитель вести «Разговоры о важном» на тему, которую выбрал сам?
Ответ. Минпросвещения разработало и выложило методические материалы для педагогов, которые ведут «Разговоры о важном». Они включают сценарии занятий для детей разных возрастов, рекомендации по их проведению (ученикам предлагают в том числе свободно высказывать свое мнение), видео-, фото- и аудиоматериалы.
Занятия распланировали на год. Среди тем: кибербезопасность, экология, спорт, традиции и культура, жизнь в большом городе, профориентация, волонтерство. Осенью должны пройти занятия, посвященные патриотизму и традиционным семейным ценностям.
Кроме того, Минпросвещения опубликовало «Дневник классного руководителя», в котором определен круг тем для «Разговоров о важном» на весь 2022/2023 учебный год. Среди них: «День воссоединения Крыма с Россией», «Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками», «Россия и мир».
При этом, как сообщает пресс-службы Департамента образования Москвы, каждый педагог может адаптировать комплект материалов с учетом своего опыта, особенностей и технических возможностей кабинета, варьировать составные части сценарного плана. «Главное — придерживаться той тематической линии, которая заявлена в плане „Разговоров о важном“», — говорится в ответе. Другими словами, основные темы закреплены для всех. «Но занятия не могут быть распланированы от слова до слова, — говорит Оксана Васильева, — это нереально сделать. Да, наверное, и не нужно».
По словам юриста Анастасии Бураковой, практики дисциплинарных взысканий в отношении учителей, вольно интерпретирующих содержание методичек, пока не было, но эксперт допускает это в будущем.
Вопрос. Будут ли на «Разговорах о важном» обсуждать с детьми СВО?
Ответ. В материалах, которые были опубликованы на официальном сайте «Разговоров о важном» до 5 сентября, на втором занятии ученикам предлагали рассуждать о специальной военной операции как о «проявлении подлинного патриотизма» — «Мел» уже писал об этом.
Однако вечером 5 сентября сценарии пропали с сайта. 7 сентября методички для второго занятия вернулись, но из сценария исчезла тема спецоперации. Позже министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что говорить на тему специальной военной операции во время «Разговоров о важном» будут в течение всего учебного года: «Ничего не исключили, это просто мы все, что касается содержания специальной военной операции, решили не в один урок делать, а по урокам распределить в течение всего учебного года».
Посещение «Разговоров о важном»
Вопрос. У меня в классе один папа категорически против посещения «Разговоров», не отпускает своего ребенка. Как быть?
Ответ. Согласно пункту 4 статьи 34 закона «Об образовании», школьники имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом, отмечает Анастасия Буракова. Однако Минпросвещения давало разъяснения насчет обязательности посещения внеурочных мероприятий — об этом «Мел» уже писал.
Как отметили в пресс-службе Департамента образования Москвы, «Разговоры о важном» относятся к внеурочной деятельности и являются неотъемлемой частью основной образовательной программы, освоение которой в полном объеме для обучающихся обязательно. Цикл занятий включен в план внеурочной деятельности каждой школы, а также закреплен отдельным модулем в программе воспитания, которая входит в основную образовательную программу.
Мы уже публиковали ответ юристов на вопрос, можно ли отказаться от посещения «Разговоров о важном». По словам экспертов, посещение таких занятий обязательно, а родители несут ответственность за освоение детьми образовательной программы. Юрист Наталья Хаматова отмечает, что, если школьник пропускает занятия в школе без уважительной причины, ученика и родителей могут вызвать в школу на беседу, а если это не повлияет на ситуацию, школа имеет право привлечь комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки.
В Департаменте образования Москвы сообщили, что беспричинный пропуск «Разговоров о важном» «приравнивается к прогулу обычного урока». Однако по мнению юриста Анастасии Бураковой, говорить о проблемах с аттестацией учеников из-за пропуска «Разговоров о важном» преждевременно.
Оксана Васильева в свою очередь отмечает, что, хотя внеурочная деятельность — неотъемлемая часть основной образовательной программы, она не учтена в аттестации. Действующее образовательное законодательство не содержит ответственности за пропуск этих занятий, говорит эксперт.
В СМИ уже появились истории о родителях, которым удалось убедить администрацию школы в том, что их дети имеют право не посещать «Разговоры о важном». Также, по рассказам читателей «Мела», некоторые пишут заявление на имя директора школы и не приводят ребенка на внеурочное занятие. Будет ли возможна такая практика в большинстве школ, на данный момент сказать сложно.
Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock / Fotodom