При направлении сотрудников в командировку покупкой билетов, бронированием гостиницы может заниматься как администрация компании, так и сами сотрудники. Возникает много вопросов: каких лимитов придерживаться, чтобы расходы сотруднику были полностью возмещены и признаны для целей налогообложения, какими внутренними локальными актами можно воспользоваться.
Согласно ст. 168 ТК в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы на проезд;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Исходя из формулировки статьи, есть соблазн купить билет бизнес-класса, заказать номер в гостинице с пятью звездами и не экономить на каршеринге. Но, не всё так просто.
Командировочные расходы — это расходы с высоким налоговым риском. Почти каждый налоговый аудит начинается с изучения этой статьи расходов.
Важно знать, что в командировку нельзя направлять физических лиц, оформленных по договору гражданско-правового характера ( ст. 166 ТК, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу № А12-17921/2021 ), только сотрудников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.
Первичные документы
Налоговый кодекс не приводит конкретный перечень документов, которые подтверждают затраты на командировку. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты, т. е. направленные на нужды компании, ее производственную, коммерческую деятельность.
При этом буквальное толкование положений пункта 1 статьи 252 НК позволяет сделать вывод, что доказывать обоснованность расходов должен налогоплательщик .
Для того чтобы согласовать рабочую поездку и сопутствующие траты, стоит составить служебную записку . В ней обосновывают необходимость поездки, указывают сумму наличных для выдачи работнику и т. д. На основании служебной записки оформляется приказ .
В нем фиксируют:
- кого отправляют в командировку (ФИО сотрудника, должность, подразделение);
- куда;
- в какие даты и на сколько календарных дней;
- зачем (цель поездки);
- кто финансирует поездку (работодатель).
Автоматизировать бизнес-процессы помогают специальные учетные системы. Сотрудник создает заявку в корпоративной системе, после чего задача на оформление документов переходит на ответственных лиц: в секретариат, отдел кадров, бухгалтерию.
Далее сотрудник должен написать заявление на перечисление авансовых средств, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу, если он это делает сам.
Размер суточных
Суточные нужно выплатить сотруднику до начала командировки. За несвоевременную выдачу суточных работодателя могут оштрафовать. Поэтому в «Положении о командировках» рекомендовано прописать порядок выдачи и размер суточных, а также условия проживания и проезда.
Для расчета налога на прибыль размер суточных не лимитирован.
Но есть лимит для расчета НДФЛ. Налог не удерживается, если размер суточных не больше 700 руб. при поездках внутри России и 2 500 руб. – за рубежом. С сумм превышения придется исчислить налог, удержать и перевести в бюджет.
Суточные — это исключительные расходы, по ним нет подтверждающих документов. Но локальный акт, определяющий порядок и размер таких выплат, должен быть.
Расходы по проживанию
Расходы по проживанию , подтверждают: чеками из гостиницы, договорами аренды помещения, актами оказанных услуг.
Подтвержденные расходы на проживание уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и освобождаются от обложения страховыми взносами ( письмо Минфина от 18.11.2021 № 03-01-10/93335 ).
Часто перед работниками компании возникает вопрос, есть ли ограничения по выбору уровня бюджета отеля или гостиницы?
Законодательством не определен лимит по проживанию в командировке. Порядок определения лимита компания может разработать самостоятельно и закрепить в Положении о командировках.
Например, использование сервисов в интернете для определения средней стоимости номера в регионе, куда командируется сотрудник.
Для этих целей подойдет платформа Smartway , на которой легко и просто подобрать места для проживания по заданным параметрам.
Для бухгалтера работа со Smartway имеет ряд преимуществ :
- Автоматическая загрузка билетов и авансовых отчетов в 1С;
- Справка о совершенном перелете в 1 клик – если сотрудник потерял посадочный;
- Поддержка электронного документооборота;
- Автоматическое формирование закрывающих документов.
Ни законодательство, ни судебная практика не содержат требования, чтобы расходы по проезду и проживанию были минимальными. Согласно постановлению Правительства от 13.10.2008 № 749 определение размера расходов, связанных с командировкой, отнесено к компетенции и ответственности организации.
При проверке компании придется обосновать расходы на дорогой номер, например, он потребовался для проведения деловой встречи, переговоров.
В Smartway можно удаленно согласовать командировочные расходы с руководством. В нем можно создать тревел-политику для сотрудников компании, и тем самым сок ратить издержки и грамотно распределить временные и денежные ресурсы.
Расходы на проезд
В командировку сотрудник может отправиться любым удобным видом транспорта: автобусом, поездом, самолетом и др.
В состав расходов на проезд входит:
- проезд до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
- проезд до места отправления в командировку или до места выезда из командировки ( например, из гостиницы до аэропорта, вокзала );
- проезд по городу по служебным делам во время командировки.
Таким образом, у бухгалтера должны быть первичные документы на проезд сотрудника, находящегося в командировке: авиа-, ж/д билеты, чеки об оплате такси, каршеринга, квитанции на поездки общественным транспортом и т. д.
Для сотрудников, которые работают дистанционно , местом отправления является их место жительства ( письмо Минфина от 02.06.2011 № 03-03-06/1/322 ). В расходы на проезд включаются расходы для прибытия в пункт отправления, например проезд на такси, либо на автобусе до вокзала или аэропорта.
Ответы на сложные вопросы
1. Что делать, если невозвратные билеты были оплачены, но командировка, по независящим от компании обстоятельствам не состоялась?
Согласно письму Минфина от 08.09.2020 № 03-03-06/1/78642 компания вправе учесть при расчете налога на прибыль затраты на невозвратные билеты и бронь гостиницы. Важно обосновать, что командировка сорвалась не по вине сотрудника .
НК разрешает отнести невозмещаемые убытки в состав внереализационных расходов ( п. 2 ст. 265 НК ). В них можно включить стоимость невозвратных билетов. Но важно выполнить для этого 2 условия (п.
1 ст. 252 НК ):
- документально подтвердить расходы;
- экономически их обосновать.
Экономическая обоснованность подтверждается самим фактом организации командировки: наличием приказа и служебного задания. Производственный характер командировки предполагает осуществление деятельности в целях извлечения прибыли. Приобретение невозвратных билетов не может отменить этого факта.
В качестве подтверждения расходов актуальны следующие документы:
- приказ об отмене командировки, утвержденный руководителем;
- билет или иной документ с указанием тарифа и стоимости;
- подтверждение приобретения невозвратного билета, например, справка от компании перевозчика или распечатанные тарифы и правила их применения с сайта компании-перевозчика.
В приказе на отмену командировки должна быть указана объективная причина:
- прерывание транспортных сообщений, например, в связи с эпидемиологической обстановкой или последствиями санкций;
- болезнь работника, подтвержденная больничным листом;
- письмо от организации-контрагента, подтверждающее, что в командировке больше нет необходимости.
При отсутствии уважительной причины для отмены командировки, например, в случае отмены служебной поездки по вине работника, стоимость невозвратных билетов принять в расходы нельзя.
2. Можно ли учесть в расходах оплату багажа?
Пропишите в «Положении о командировках», что работодатель берет на себя обязанность по возмещению расходов на оплату багажа. Это важно, в ином случае эти затраты будут покрываться в рамках установленных суточных.
Если организация возмещает затраты на багаж отдельно, то их можно отнести к командировочным расходам, так как перечень открытый ( подп. 12 п. 1 ст. 264 НК ).
Чтобы учесть оплату багажа в налоговых расходах необходимо ( п. 1 ст. 252 НК ):
- подтвердить, что затраты экономически оправданы;
- документально подтвердить — чеки, квитанции.
Начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ не нужно. Для целей страховых взносов и НДФЛ это дополнительные расходы в командировке, которые связаны с трудовыми обязанностями.
3. Как оформить командировку, если сотрудник едет на личном автомобиле?
В данном случае стоит сформировать следующий пакет документов:
- Приказ о направлении сотрудника в командировку. Важно указать способ проезда к месту командировки — на личном авто (марка, гос. номер).
- Путевой лист как подтверждение использования личного автомобиля в служебных целях.
По возвращении из командировки сотрудник предоставит:
- авансовый отчет с документами, подтверждающими расходы — чеки, квитанции;
- служебную записку, в которой подробно будет описан маршрут передвижения, совокупный пробег автомобиля, количество израсходованного бензина.;
- путевой лист;
- копию свидетельства о регистрации ТС.
Необходимо будет выплатить компенсацию за использование личного ТС на основании представленных документов.
4. Сотрудник предоставит чеки на бензин, можно ли принять к вычету НДС при отсутствии счет-фактуры, только по чеку с заправочной станции?
Вопрос до сих пор остается спорным, но появляется всё больше судебной практики в пользу налогоплательщиков.
Так Постановлением АС Поволжского округа от 19.07.2022 по делу № А12-25769/2021 налог на добавленную стоимость был принят к вычету без наличия счет-фактуры. Аргументы кассации: покупателю выдан кассовый чек, НДС в чеке выделен отдельной строкой, организация использовала топливо в предпринимательской деятельности, счет-фактура — это не единственный документ, по которому можно учесть “входящий” НДС.
5. В какой момент нужно признавать командировочные расходы?
Расходы на проживание и проезд при возвращении из командировки списываются после утверждения руководителем авансового отчета работника.В соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 272 НК датой осуществления расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета.
Такой порядок признания расходов на командировки гл. 25 НК установлен вне зависимости от того, оплатил ли эти расходы сам работник, или оплату расходов на командировку осуществил работодатель.
Попробуйте Smartway бесплатно
Демо-версия сервиса с экскурсией по нему от нашего специалиста.
Оставьте заявку и получите доступ!
Укажите ваши контакты, наш специалист свяжется с вами и покажет, как работает Smartway.
- #билет
- #налоговый учет
- #командировочные расходы
- #расходы на проживание
- #smartway
Командировка не состоялась. Как учесть расходы?
Невозможно все просчитать и предугадать со стопроцентной уверенностью. Запланированная служебная поездка может отмениться по разным причинам. Были куплены билеты, оплачена гостиница, получены визы и так далее. Но если командировка не состоялась, значит все перечисленные расходы уже не являются командировочными.
Как их учесть?
В бухгалтерском учете затраты по несостоявшейся командировке можно отразить в составе расходов по обычным видам деятельности или включить в состав прочих расходов в зависимости от того, какой вариант утвержден в учетной политике (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99).
Для учета в налоговом учете любые расходы должны быть экономически обоснованными и направленными на получение дохода с учетом содержания предпринимательских целей и задач организации. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Это означает, что так как служебная поездка была запланирована в интересах компании и ее производственной деятельности, но по каким-то причинам организация отказалась от этой поездки , то понесенные расходы могут быть учтены для целей налогообложения. Но при этом важно запастись документами, подтверждающими производственную цели, задачи командировки и причины ее отмены ( ст. 252 НК ).
Таким документами могут быть:
- письмо от организации, куда планировали направить сотрудника, о том, что в поездке нет необходимости;
- больничный лист, в случае болезни сотрудника;
- необходимость устранить последствия аварии или иного ЧП на месте основной работы сотрудника;
- прекращение транспортного сообщения (к примеру, отмена рейсов из-за санкций или иных обстоятельств ) и т. д.
Если же командировка не состоялась по причинам, которые необъективны и которые сложно признать обоснованными, например, сотрудник отказался ехать в командировку без объяснения причины, то принять такие расходы нельзя .
Хранение кадровых документов безопасно и по законодательству РФ. Подготовка к архивному хранению, выдача сотрудникам справок и выписок. Своевременное уничтожение документов.
Все это умеют специалисты компании Делис Архив , которая имеет аккредитацию оператора персональных данных.
Оставьте заявку на консультацию и узнайте, какие услуги мы бесплатно можем предложить нашим новым клиентам.
Оставить заявку
Расходы на приобретение билетов
Если проездные билеты были приобретены организацией с расчетного счета, то в случае отмены командировки можно вернуть потраченные денежные средства. Здесь все просто: оплата билетов по возвратным тарифам рассматривается как аванс (п. 3,16 ПБУ 10/99). А при возврате аванса никаких дополнительных налоговых обязательств не возникает ( п. 1 ст.
41, п. 1 ч. 2 ст. 247 НК ).
А что делать, если приобретен невозвратный билет ? Можно ли эти расходы учесть в налоговом учете? Можно.
Дело в том, что сам факт приобретения невозвратных билетов не отменяет производственный характер запланированной командировки и намерение ее совершить. А «налоговыми» расходами признаются расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. И к таким расходам относятся, в том числе и полученные налогоплательщиком убытки ( п.
2 ст. 265 НК ).
И, так как расходы на приобретение невозвратных билетов прямо не поименованы в ст. 270 НК , то при документальном подтверждении данные затраты можно учесть в составе внереализационных расходов на основании п. п. 13 п. 1 ст. 265 НК.
Это следует из разъяснений Минфина в письмах от 18.05.2018 № 03-03-07/33766, от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890. Документальным подтверждением будет являться билет с указанием тарифа, а также приказ о командировке и документы, в которых будет изложена причина ее отмены.
Если же отмену командировки нечем подтвердить, то, соответственно, расходы на невозвратный билет для целей налогообложения не получится.
С суммой НДС по невозвратному билету не все так однозначно, так как одним из условий для применения налогового вычета по НДС является использование приобретенных услуг в облагаемых НДС операциях. То есть, несмотря на то, что покупка невозвратного билета имеет производственную направленность, но, поскольку самой услугой сотрудник не воспользовался, то сумму «входного» НДС по нему принять к вычету нельзя (абз. 2 п. 1 ст.
172 НК, письмо ФНС от 25.04.2014 № ГД-4-3/8194, письмо Минфина от 03.12.2013 № 03-07-11/52565).
В бухгалтерском учете это следует отразить так:
- Дебет 76 (60) — Кредит 51 — оплачены билеты перевозчику;
- Дебет 50-3 — Кредит 76 (60) — отражена стоимость приобретенного билета с учетом НДС;
- Дебет 91.2 — Кредит 50-3 — стоимость невозвратного билета учтена в составе прочих расходов, учитываемых при налогообложении (если причины отмены командировки объективны и документально подтверждены);
- Дебет 91.2 — Кредит 50-3 — сумма «входного» НДС по невозвратному билету отражена в составе прочих расходов, не учитываемых при налогообложении.
Следует отметить, что если невозвратный билет был приобретен сотрудником самостоятельно, то организация обязана возместить ему стоимость билета, так как данные расходы сотрудник осуществил с ведома и в интересах работодателя, издавшего приказ о направлении его в командировку ( ст. 168 ТК ).
Работодатель может подстраховать себя от таких расходов, если в положении о командировках укажет, что при приобретении билетов сотрудник должен отдавать предпочтение возвратным билетам. Если уже таких билетов нет, то тогда можно покупать невозвратные.
В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки:
- Дебет 71 — Кредит 50 (51) — работнику выдан аванс на приобретение билетов в командировку;
- Дебет 91.2 — Кредит 71 — стоимость невозвратного билета без НДС учтена в составе прочих расходов, учитываемых при налогообложении (если причины отмены командировки объективны и документально подтверждены);
- Дебет 91.2 — Кредит 71 — сумма «входного» НДС по невозвратному билету отражена в составе прочих расходов, не учитываемых при налогообложении.
Расходы на оплату гостиницы
Поскольку услуги не будут оказаны, гостиница вернет сумму предоплаты, но за минусом своих комиссий в виде платы за отмену брони . Также отель может предъявить штраф за позднюю отмену брони, даже если аванс не вносился.
Сервисные сборы и штрафы за отмену брони учитываются в расходах на основании документа о подтверждении брони отеля и платежного документа об удержании суммы штрафа. Можно также подстраховаться, распечатав условия бронирования ( сделав скрин экрана ) с сайта гостиницы, как дополнительное доказательство. Если компания заключала договор, то условия отмены бронирования, выплаты неустойки, штрафа, комиссии за бронирование должны быть указаны в нем.
Если сотрудник самостоятельно бронировал отель и затем отменил бронь, то сумма компенсации платы за отмену брони, а также иные штрафные санкции, не являются его доходом и, соответветственно, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами (п. 1 ст. 217 НК, ст. 422 НК ).
Электронный архив для бухгалтерии. Массовая обработка документов, распознавание, быстрый доступ, удаленная работа, поиск документов по различным параметрам. Разработка прототипа система — в подарок.
Оставьте заявку, чтобы узнать больше.
Оставить заявку
Расходы на оформление виз
Как и по другим расходам здесь также нужно ориентироваться на причины отмены служебной поездки. Если такие причины не объективны, то затраты на оформление виз учитываются в расходах, которые не уменьшают налоговую базу.
При возмещении работнику стоимости визы начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ не нужно все по той же причине: данные расходы сотрудник понес не в своих личных интересах, а в интересах организации ( письмо Минфина от 06.05.2006 № 03-03-04/2/134 ).
Если сотрудник отказался ехать в командировку без объяснения причины, то работодатель вправе не возмещать ему расходы на оформление визы.
Расходы по заграничной командировке
Как правило, при направлении сотрудника в заграничную командировку, аванс ему выдается в рублях, которые сотрудник обменивает на иностранную валюту. И если поездка отменилась, то вернуть аванс работник должен в рублях . В таком случае у организации отсутствуют операции в иностранной валюте и, соответственно, не возникают курсовые разницы по причине колебания курса валюты ( ПБУ 3/2006 ).
Расходы, связанные с обменом валюты , учитываются в размере потраченных рублей на основании документов обменного пункта банка ( п. 5, 6 ПБУ 3/2006 ). Если же работник не предоставит такие документы, то данные расходы нельзя учесть для целей налогообложения, так как они не отвечают критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК .
Оформление расходов на несостоявшуюся командировку
Если сотруднику был выдан аванс на командировочные расходы, то в случае отмены поездки сотрудник должен отчитаться о произведенных расходах и вернуть часть аванса, если была израсходована не вся сумма.
Для этого составляется авансовый отчет, к которому прикладываются подтверждающие расходы документы. Такой авансовый отчет утверждается руководителем на основании приказа об отмене командировки.
В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки:
- Дебет 71 — Кредит 50 (51) — сотруднику выдан аванс на командировочные расходы;
- Дебет 50 (51) — Кредит 71 — работник вернул часть выданных ему денег за минусом платы за бронь, иных штрафных санкций, расходов на оформление визы;
- Дебет 91.2 — Кредит 71 — штрафы, неустойки и расходы на оформление визы учтены в составе прочих расходов.
Современный архив бухгалтерии
Безопасный документооборот, хранение, архивная обработка, уничтожение документов
Оставьте заявку, чтобы получить консультацию
Впишите свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:
- #НК РФ
- #налоговый учет
- #внереализационные расходы
- #командировочные расходы
- #служебная командировка
- #проводки в бухгалтерском учете
- #Делис Архив
«Излишний комфорт» в командировке оказался оправданным – ВС РФ
11.02.2021 распечатать Командированному отказались возмещать расходы на перелет, потому что он выбрал не самый дешевый тариф из… трех вариаций эконом-класса. Три инстанции сочли отказ правомерным, но Верховный суд с ними не согласился.
Обстоятельства спора
В конце января 2019 года подполковника, который служил во Владивостоке, отправили в трехмесячную командировку в Москву. Чтобы добраться до столицы, он купил себе билет на рейс «Аэрофлота» по тарифу «Комфорт оптимум» за 33 600 руб.
О нюансах «аэропортных» расходов командированного Читать далее…
По возвращении домой честь по чести составил авансовый отчет, попросив возместить расходы на командировку, в том числе расходы на билет до Москвы. Но управление финансового обеспечения Минобороны по Приморскому краю отказалось согласовывать компенсацию, поскольку подполковник купил билет не экономкласса, как должен был, а по более высокому тарифу обслуживания. Управление одобрило возмещение цены базового билета экономического класса – 15 000 руб.
Обратите внимание Подобных споров на практике немного, но большинство из них разрешается не в пользу военнослужащих. Например, три инстанции отказали военнослужащему, который просил обязать управление финансового обеспечения Минобороны по Приморскому краю возместить ему почти 87 000 руб. расходов на проезд к месту лечения и обратно (№ 8а-525/2020). Класс «Комфорт», который выбрал административный истец, является не тарифом, установленным внутри экономического класса, а самостоятельным классом между классами обслуживания «Бизнес» и «Эконом», отметила тогда апелляция.
Подполковник с таким выводом не согласился и в сентябре 2019-го обратился с административным иском. Он попросил суд признать действия начальника управления незаконными и взыскать полную сумму за билет.
Отказные решения нижестоящих судов: неэкономный «эконом»
Владивостокский гарнизонный военный суд оставил иск подполковника без удовлетворения. Суд подтвердил, что, согласно действующему законодательству, у полковника есть право на возмещение стоимости проезда к месту командировки (пп. 1 и 9 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Но поскольку по своему званию заявитель относится к категории старших офицеров, он имеет право на компенсацию стоимости билета только экономического класса (п. 2 Приложения № 2 к приказу Министра обороны от 27.12. 2017 № 815).
«Взлетно-посадочные» расходы при командировках Читать далее…
На рейсе, которым летел командированный, есть три отдельных класса обслуживания: «Эконом», «Комфорт» и «Бизнес», установила первая инстанция. Пассажиры разных классов размещаются в разных салонах, и им доступны разные наборы услуг. Таким образом, подполковник летел в классе «Комфорт», хотя должен был выбрать «Эконом».
И расходы на перелет ему нужно возместить только в размере стоимости билета экономкласса, подтвердил суд позицию управления (№ 2а-343/2019).
Обратите внимание Апелляция согласилась с конечным выводом первой инстанции, но представила немного иную аргументацию. Тихоокеанский флотский военный суд со ссылкой на письмо «Аэрофлота» указал, что на рейсе Москва–Владивосток в экономклассе есть три вида тарифов: «Эконом (плоский)», «Эконом (комфорт оптимум)» и «Эконом (комфорт максимум)». Все они отличаются по цене и набору услуг. То есть суд признал, что подполковник летел в экономклассе, но счел, что выбор повышенного тарифа – «Эконом (комфорт максимум)» – был необоснован. Подполковник не объяснил, почему он не мог купить билет по тарифу «Эконом (плоский)», а также не согласовал повышенные траты с командованием, подчеркнула апелляция.
Все это, по ее мнению, привело к неоправданным расходам в большем размере, чем это предусмотрено законом, говорится в определении Тихоокеанского флотского военного суда (№ 33а-550/2019).
Кассационный военный суд оставил в силе акты нижестоящих инстанций. Он отметил, что управление отказалось согласовывать компенсацию, исполняя тем самым указания руководства. Согласно письму начальника управления финансового обеспечения Минобороны по Восточному военному округу, тарифные группы класса «Комфорт» на рейсах «Аэрофлота» не относятся к тарифам экономкласса. Следовательно, подведомственным управлениям нельзя возмещать военнослужащим стоимость таких билетов, говорится в документе.
Это указание обязательно для исполнения, поэтому ответчик обоснованно отказал подполковнику в компенсации, решил Кассационный военный суд (№ 8а-684/2020). Подполковника такой исход не устроил, и он обжаловал акты трех инстанций в Верховном суде.
Позиция ВС РФ: тарифов много, класс — один
Рассматривая это дело, тройка судей ВС РФ обратилась к правилам, утвержденным приказом Минтранса от 25.09. 2008 № 155. В п. 17 этих правил говорится, что по классам обслуживания тарифы подразделяются на тарифы экономкласса, бизнес-класса и первого класса.
При этом в каждом из них может быть установлено несколько тарифов, которые отличаются по условиям.
Как подтвердить расходы на перелет, если в посадочном талоне нет штампа Читать далее…
Законодательство, как подчеркнул ВС, не обязывает военнослужащего выбрать какой-то определенный тариф внутри положенного ему класса, чтобы получить компенсацию за билет. Тариф «Эконом (комфорт оптимум)», который выбрал подполконвик, относится к тарифам экономического класса, следовательно, у управления не было оснований отказать в возмещении стоимости билета, решили судьи.
Обратите внимание Суть кассационного определения ВС вполне ясна: если акт работодателя предусматривает обязанность компенсации расходов на командировку по определенному классу, то выбор конкретного тарифа внутри класса – право работника при самостоятельной покупке билета. И это никак не влияет на обязанность работодателя возместить командировочные расходы.
При этом судьи ВС опровергли вывод апелляции о том, что подполковник должен был согласовывать размер расходов на оплату проезда к месту командировки. Постановление Правительства от 02.10.2002 № 729, которое устанавливает, что в определенных случаях работники госорганов обязаны согласовывать с работодателями траты на билеты, не распространяется на военнослужащих, отметил Верховный суд.
Как учесть штраф за возврат авиабилета при отмене командировки? Читать далее…
Он отменил акты нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в первую инстанцию, указав, что для разрешения спора нужно правильно оценить объем заявленных требований.