Объезд припаркованной машины через сплошную будет ли штраф 2024

Как у новичков, так и у профессионалов в управлении транспортного средства возникают ситуации, в которых без нарушения правил дорожного движения не обойтись.

На объезд препятствия через сплошную линию разметки может решиться не каждый, потому что есть риск стать пешеходом на 4–6 месяцев.

Некоторые правила имеют исключения, о которых обязан помнить водитель, становясь участником движения на дороге.

Нужно разобраться в терминах

В ПДД существует два понятия, которые часто путают водители, — это «обгон» и «объезд»:

  1. Нарушение в виде обгона другого авто слева с пересечением сплошной линии разметки и выездом на встречку однозначно расценивается как грубое и предусматривает лишение водительских прав. Никаких исключений не существует.
  2. Объездом считается лишь маневр, когда на полосе следования возникает препятствие, не позволяющее совершать движение дальше и требующее определенной реакции от водителя. Но нужно правильно оценить это препятствие.

Некоторым водителям даже автобус, остановившийся возле остановки без специального кармана для посадки/высадки людей, кажется препятствием, которое допустимо объехать.

Согласно ПДД объезд автобуса на остановке через сплошную не считается препятствием и будет расценен как обгон.

Что можно считать препятствием на дороге

В правилах дорожного движения есть четкая формулировка, что такое препятствие на дороге — это «неподвижный объект на полосе»:

  1. Транспортное средство (ТС), которое не может продолжить движение из-за неисправности или механического повреждения. У объекта включена аварийная сигнализация и выставлен соответствующий знак. Водитель, создавший подобную ситуацию, должен позаботиться об устранении препятствия, но на это требуется время.
  2. Посторонний предмет на полосе, который перегораживает движение или создает аварийную ситуацию.
  3. Неисправность автомобильного полотна (ямы, выбоины, открытый колодец), которые нельзя пересечь без риска для жизни или без причинения вреда автомобилю. Такие препятствия возникают часто на российских дорогах и служат поводом для разбирательств между водителями и сотрудниками ГИБДД.
  4. Ремонт дороги или работа специальных служб на участке.

Некоторые водители причисляют к препятствию неправильно припаркованное ТС.

По ПДД остановка на проезжей части может быть совершена, если до разделительной полосы от ТС остается пространство для проезда других участников движения не менее 3 метров.

Это учитывается не всеми автовладельцами. Создается помеха. Правила объезда препятствия на дороге по ПДД указывают на то, что припаркованное на полосе ТС нельзя считать препятствием, которое допустимо объезжать с выездом на встречку и пересечением сплошной линии разметки.

Правильный объезд

Рассчитывать на то, что не возникнут обстоятельства с вынужденным пересечением сплошной линии разметки из-за проблем на дороге не приходится. Аварии, поломки, разбитые дороги или предмет, выпавший из грузовика, — это норма повседневной суеты водителей.

Избежать нервотрепки, потери драгоценного времени, не нарваться на серьезное наказание в виде лишения водительских прав можно, следуя закону:

  1. Оценить ситуацию и убедиться, что на пути следования именно препятствие, а не затор или временная остановка (автобуса, маршрутки).
  2. Объезд препятствия желательно совершать справа, если для этого есть пространство и не будут нарушены другие пункты ПДД (наезд на тротуар).
  3. Сотрудники ГИБДД рекомендуют сообщить о проблеме и дождаться инспектора, чтобы иметь полное право для объезда слева и пересечения сплошной линии без наказания. Но это утопия, потому что на каждый случай просто не хватит сотрудников и на дороге возникнет серьезный затор.
  4. Можно зафиксировать ситуацию на видеорегистратор или камеру телефона, чтобы иметь доказательства невозможности выполнения иного маневра, кроме объезда препятствия с пересечением сплошной линии. Актуально для дорог с двумя полосами, когда для движения ТС выделено по одной полосе в обоих направлениях и отсутствует пространство для объезда справа.
  5. Объезжать автобус на остановке нельзя, если место высадки и посадки людей не выделено в отдельный карман. Маневр будет расценен как обгон с пересечением сплошной, что влечет не штраф в 1000 или 1500 рублей, а лишение водительского удостоверения до полугода.

Если препятствие вынуждает водителя сделать выезд на встречную (при 2 и 4 полосном движении) или выделенную полосу (при 3 полосной дороге) через разделительную сплошную линию, нужно запастись обоснованными доводами для инспектора, чтобы не лишиться прав.

Объезд припаркованной машины через сплошную причисляется к нарушению и предусматривает два вида наказания — лишение ВУ (водительского удостоверения) или штраф.

Если на участке ведется видео фиксация или дежурят сотрудники ДПС, то нарушение обязательно будет зафиксировано. По сути, наказан должен быть водитель, нарушивший правила парковки на участке с двухполосным движением.

Неоднозначно и положение того, кто пытается объехать это препятствие через сплошную. Если ТС не движется, то объезд с пересечением сплошной линии нельзя считать обгоном.

Только при обгоне с выездом на встречку через сплошную водитель будет лишен прав на 4–6 месяцев и другого варианта нет.

При объезде припаркованного у обочины или тротуара авто все зависит от лояльности сотрудников ГИБДД и мирового судьи. Но лучше не рисковать и вызвать блюстителей порядка на дороге.

Видео: Объезд препятствия

Маневрирование по знакам

На дороге встречаются и другие препятствия, которые обозначают знаками сотрудники ГИБДД или дорожные службы. Водителю необходимо уметь различать их и действовать в соответствии с предписанием.

Дорожный знак объезд препятствия устанавливается в следующих случаях:

  1. Ремонтные работы на участке дороги. Полотно может быть полностью разрушено и движение по участку опасно.
  2. Дорожно-транспортное происшествие, которое перекрывает одну из полос движения на длительное время.
  3. Остановка спецтехники коммунальных служб для выполнения определенных работ (осмотр фонарей и замена ламп). Участок с ТС огораживается и выставляется знак объезда.

Направление для водителей указывается исходя из ситуации. Табличка, на которой установлен знак 4.2.1, предписывает объезд справа.

Другой маневр водителя будет расценен как грубое нарушение. Если есть возможность проезда с правой стороны возникшей проблемы, нужно действовать строго по правилам.

В некоторых ситуациях устанавливается знак 4.2.2, который разрешает участникам дорожного движения совершать объезд слева, даже при наличии сплошной разделительной линии на участке.

Во всех перечисленных случаях объезд препятствия с выездом на встречную полосу разрешен только на определенное время. После устранения причины водитель должен полагаться на ПДД.

Наказание за неправильный объезд препятствия

Существует два вида наказания водителей, совершивших неправильный маневр при объезде препятствия:

  1. Штраф в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Наложение штрафа в размере 500 рублей.
  3. Изъятие ВУ на срок от 4 до 6 месяцев или штраф в размере пяти тысяч рублей.

Если на участке четко видна сплошная разделительная разметка, то ее пересечение в любом случае обяжет водителя к ответственности, даже при объезде препятствия.

Более легкое наказание предусмотрено, если доказан факт объезда, а ни обгона и водитель не выехал на встречку, а только проехал по сплошной линии.

Но и в этом случае объезд стоящего транспортного средства через сплошную может привести к двоякой ситуации, если инспектор посчитает что ТС не являлось препятствием или его можно было объехать справа.

Если объезд препятствия все же вынуждает водителя нарушить правила и выехать на встречку через сплошную, то при фиксации маневра камерой или инспектором будет выписан штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей по усмотрению мирового судьи.

В заключение

Подводя итог по ситуации и отвечая на вопрос, можно ли пересекать сплошную линию при объезде препятствия, однозначно лишь то, что ПДД запрещают пересекать сплошную разметку на дороге при любых обстоятельствах, если не установлены специальные информационные знаки.

Нужно быть внимательным на дороге и научиться различать препятствие и временную остановку ТС или человека на пути следования, чтобы не нарваться на лишение прав.

Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2024 году

Рекомендация  Надзорная жалоба по гражданскому делу образец 2024 2024

В этой статье речь пойдет о штрафах, которые могут быть наложены на водителя за пересечение сплошной линии разметки.

Пересечение сплошной разметки в любом случае является нарушением. Однако единого штрафа за это нарушение не существует, т.к. размер наказания зависит от того, куда именно попадет автомобиль после пересечения разметки.

При этом возможны следующие ситуации:

  • Обгон через сплошную.
  • Объезд препятствия.
  • Поворот налево или разворот.
  • Выезд на автобусную полосу.
  • Пересечение сплошной в других случаях.
  • Таблица штрафов за сплошную.

Штраф за обгон через сплошную

За обгон через сплошную разметку предусмотрены самые серьезные наказания (статья 12.15 КоАП, части 4 и 5):

  • 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев за первое нарушение;
  • лишение прав на 1 год при повторном нарушении (или 5 000 рублей, если нарушение зафиксировано камерой).

Примечание. Наказание в том числе может быть наложено и в том случае, когда водитель начал обгон через прерывистую разметку, а закончил его через сплошную.

Штраф при объезде препятствия

Выезд через сплошную на встречную полосу при объезде препятствия наказывается по части 3 статьи 12.15 КоАП.

Размер штрафа — 1 000 — 1 500 рублей.

Штраф при повороте или развороте

При повороте налево или развороте через сплошную разметку накладывается штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей (часть 2 статьи 12.16 КоАП).

Штраф при выезде на выделенную полосу

Если сплошная разметка отделяет попутную полосу для общественного транспорта, то ее пересечение может повлечь следующие наказания (статья 12.17 КоАП):

  • 3 000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге.
  • 1 500 рублей — в остальных регионах.

Пересечение сплошной линии в иных случаях

Во всех остальных случаях за пересечение попутной сплошной разметки водитель может получить штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП — предупреждение или 500 рублей.

Таблица штрафов за пересечение сплошной разметки

Для удобства все рассмотренные выше штрафы представлены в виде таблицы:

Нарушение Наказание
Обгон Первое нарушение: 5 000 рублей или лишение на 4 — 6 месяцев.
Повторное нарушение: лишение на 1 год (или 5 000 рублей при использовании камер).
Объезд препятствия 1 000 — 1 500 рублей
Поворот или разворот 1 000 — 1 500 рублей
Выезд на выделенную 3 000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге.
1 500 рублей — в остальных регионах.
В остальных случаях предупреждение или 500 рублей

Удачи на дорогах!

Обновлено: 3 июля 2019
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Рекомендуем также прочитать: Штраф за выезд на встречную полосу в 2024 году Сколько полос движения на конкретной дороге? Штрафы за движение не по полосам. Разворот через двойную сплошную линию разметки Завершение обгона через сплошную разметку Штраф за пересечение двойной сплошной разметки Особенности национального обгона

6 февраля 2019 21:54

Подскажите пожалуйста. Во втором примере. Как быть, стоять до упора, пока не очистится дорога?

Например если сзади припёрли уже.

То есть нарушать либо ждать?

8 февраля 2019 16:57

Stepik, в данном случае остается либо ждать, пока освободится проезжая часть, либо ждать, пока появится регулировщик (сотрудник ГИБДД), который позволит объехать место ДТП. В иных случаях водитель рискует получить штраф.

Удачи на дорогах!

10 марта 2019 14:02
Владимир-351

При повороте налево или развороте через сплошную разметку накладывается штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей

Как показано на рисунке штраф 5000 рублей или лишение. Если же пересечение было бы под прямым углом штраф 1000 или 1500 рублей.

10 марта 2019 20:55

За объезд препятствия через сплошную, если нет другого пути движения, наказание не предусмотрено, отсутствует состав административного правонарушения.

Во первых — это препятствие

во вторых — согласно п.2.6.1 обязаны освободить проезжую часть

Из материалов дела следует, что ДТП произошло на ул. в районе пересечения с тракт, где, как видно из представленных в деле схемы ДТП (л.д.22), в направлении осуществления движения участников ДТП по ул. , перед трактом имеется две полосы движения, обозначенные линией дорожной разметки 1.1 ПДД. Вместе с тем, предполагаемое место столкновения автомобилей фактически отражено уже на тракт. При этом, в обжалуемых постановлении и решении не отражено то обстоятельство, что на правой полосе движения, по которой двигался автомобиль Рябченко Р.Р. имеется препятствие в виде автомобиля, попавшего в ДТП ранее.

Указанным обстоятельствам, с учетом габаритов транспортных средств, ширины полос на проезжей части, должностным лицом ГИБДД в постановлении, а также в решении судьи оценки не дано. Между тем, данные обстоятельства, наряду с показаниями участников ДТП, указывают о том, что фактически Рябченко Р.Р. осуществляла перестроение с правой полосы на левую, объезжая стоящий автомобиль. Запрета на осуществления такого движения ни п.9.1 ни п.9.7 ПДД не содержит. Более того, пересечение линии дорожной разметки 1.1 ПДД в этой ситуации было вынужденным, поэтому вывод о том, что Рябченко Р.Р. допустила нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части является необоснованным.

По данному делу следовало рассмотреть вопрос соблюдения ПДД при осуществлении Рябченко Р.Р. маневра перестроения, однако, как следует из материалов дела такой вопрос в ходе производства по делу не выяснялся.

Проверяя законность вынесенного в отношении Рябченко А.С. постановления по делу, судья в решении никак не мотивировал в чем именно выразилось инкриминируемое ей нарушение п.9.1 и п.9.7 ПДД и не дана надлежащая оценка доказательствам, имеющимся в деле. Фактически доказательства лишь перечислены в решении судьи без раскрытия их сути.

Вместе с тем, вывод о виновности Рябченко Р.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.15 КоАП РФ за нарушение ею п.9.1, 9.7 ПДД не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и фактически не мотивирован в постановлении должностного лица ГИБДД и решении судьи.

13 марта 2019 17:04

Регулировщика будешь ждать часа 3, не меньше !

13 марта 2019 20:07

Напечатанное решение суда никак не оправдывает пересечение сплошной 1.1.

По данному делу следовало рассмотреть вопрос соблюдения ПДД при осуществлении Рябченко Р.Р. маневра перестроения, однако, как следует из материалов дела такой вопрос в ходе производства по делу не выяснялся.

Судья выяснил — вопрос соблюдения ПДД при перестроении не выяснялся в ходе производства. То есть не выяснялся вопрос пересечения водителем разметки 1.1. А из объяснения водителя — разметку пересёк вынужденно.

Вот и всё — нет административного правонарушения. Но не потому — что его реально не было — а потому что производство по делу вёл такой судья.

17 марта 2019 12:11

Предусмотренное частью 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначается за самостоятельное административное правонарушение — выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения — независимо от того, нанесен ли им реальный ущерб правам участников дорожного движения. Содержащаяся в названной нормеоговорка — «за исключением случаев, предусмотренных частью 3данной статьи», — означает, что такой выезд представляет собой движение по встречной полосе дороги, которое не носит характер кратковременного и (или) вынужденного, т.е. связанного с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. По смыслу данной нормы, такое административное правонарушение является грубым нарушением порядка пользования правом управления транспортными средствами и представляет исключительную опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения.

31 января 2020 13:17

Какое наказание за пересечение 1.1 линии при парковке? В случае когда она разделяет парковки

31 января 2020 13:45

Рекомендация  Надо ли платить налог с продажи зарубежной недвижимости нерезиденту рф 2024

Илья-123, предупреждение или 500 рублей (часть 1 статьи 12.16 КоАП).

Удачи на дорогах!

27 апреля 2020 13:30
александр-960

Линия сплошная давно стерта, камера зафиксировала. На фото нет сплошной линии, тем не менее пришел штраф 5000ру. оба суда проиграл.

29 апреля 2020 16:40

александр-960, возможно, на данном участке есть другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу. Вы ничего об этом не написали.

Удачи на дорогах!

17 апреля 2021 23:45

Добрый день, Максим. А что будет при повторном повороте налево или развороте через сплошную (часть 2 ст12.16 КоАП)? Заранее огромное спасибо.

20 апреля 2021 15:30

Максим-277, здравствуйте.

Наказание при повторном нарушении не изменится, т.к. это не предусмотрено законодательством. Водитель в любом случае получит штраф 1 000 — 1 500 рублей.

Удачи на дорогах!

12 января 2024 20:21

Здравствуйте, ситуация следующая — при движении по двусторонней дороге необходимо сделать поворот налево на проселочную дорогу, ведущую к поселку. По середине дороги в этом месте идет прерывистая линия разметки, но беда в том, что вдоль обочины идет сплошная разметка 1.4. Могу ли я осуществить указанный съезд?

Если нет, то какое нарушение я совершаю? Аналогичная ситуация при движении в обратном направлении при выезде с проселочной дороги на основную с поворотом направо. я также пересеку сплошную разметку 1.4.

17 января 2024 17:14

kir, здравствуйте.

1.4 — это желтая разметка, запрещающая остановку. Пересекать эту разметку правила не запрещают.

Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?

Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи. Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную. А как всё это работает на практике?

В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2024 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.

Самое главное в 2024 году: можно ли закончить обгон через сплошную?

Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно.

В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2024 года есть две важных трактовки относительно этого.

  1. Сплошная линия идёт под номером 1.1 Приложения №2 к Правилам. И в её описании указывается, что она разделяет потоки транспорта встречных направлений. И ни слова про запрет её пересекать при завершении обгона.
  2. Однако, ниже в данном Приложении идёт ещё свод требований к водителям при встрече с разметкой. Так, здесь есть прямой запрет пересечения линии 1.1.

И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то. И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.

Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!

Однако, на практике 2024 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).

Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?

Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения). Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить.

И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.

Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть.

Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.

Пункт 9.1.1 – это новые правила

Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.

А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.

Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.

Вас также заинтересует:

А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку

Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.

И здесь снова начинаются споры, где «лагерь неверующих» пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.

Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!

Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?

Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.

  • Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
  • В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
  • Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?

Тем не менее, в практике 2024 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.

Рекомендация  Оплата зносов в снт 2024

Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края.

Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!

Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную

Сейчас, в 2024 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не «штамповать» бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).

Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали. Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики.

Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя. А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.

Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?

Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.

Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое.

Поэтому читаем ниже.

Если не было запрещающего знака?

Самый «опасный» для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 «Обгон запрещён». Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:

  • вы несвоевременно среагировали и завершили обгон через сплошную, потому что проехали знак, находясь слева от фуры, то есть не по своей вине могли не видеть запрет выезжать на «встречку»,
  • знак был испачкан, залеплен снегом,
  • он повернулся (от ветра или по иным причинам) в другую сторону,
  • вы просто внимательно следили за дорожной обстановкой и потому оказались менее внимательны к дорожным знакам.

Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть.

Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.

Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2024 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы «Обгон запрещён» обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.

А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны. Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.

Если не было разметки 1.6?

А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:

  1. Вы начинаете обгон в зоне, где он не запрещён,
  2. спокойно опережаете по встречной полосе автомобиль (автомобили), внимательно следя за разметкой и знаками впереди и, конечно же, за появлением встречных машин,
  3. как вдруг внезапно для вас начинается сплошная линия разметки, без возможности предпринять меры по завершению обгона до начала запрета.

Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.

Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.

Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?

С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо. Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру. Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.

Однако, и здесь судебная практика в 2024 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: «Вы обязаны были видеть знаки впереди вас«!

Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?

Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по «встречке» всё же была сплошная линия.

Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.