С 1 марта 2024 года начали действовать новые поправки в ПДД. Рассказали, что изменилось, чего ожидать и какие перемены пока только обсуждаются.
В этой статье мы рассмотрим изменения, которые уже действуют, и те, что только обсуждают в СМИ. Перед вступлением в силу поправок в ПДД в марте 2024 года в медиа начала появляться информация об увеличении штрафов и о начале проверок ОСАГО по камерам, но в итоге размер штрафов остался прежним, а страховку продолжают проверять сотрудники ГИБДД.
Изменения в ПДД, которые приняли в 2024 году
С 1 марта 2024 года вступил в силу масштабный пакет поправок в ПДД. Изменения касаются водителей и других участников дорожного движения.
Разберем основные поправки, которые важны для автомобилистов.
Уточнили правила проезда для перекрестков, обозначенных знаком «Круговое движение». Раньше, когда водитель въезжал на равнозначный перекресток с круговым движением, он должен был уступать дорогу машинам, которые уже движутся по кругу. Если водитель въезжал с главной дороги, было неясно, должен он уступать дорогу или нет.
Теперь закрепили, что у водителя, который въезжает на равнозначный перекресток с главной дороги, есть приоритет. В остальных случаях приоритет будет у авто, которые уже движутся в круге.
Запретили движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности. Это изменение приняли по двум причинам. Во‑первых, водители не всегда знали, что на островках нельзя останавливаться, а во‑вторых, штрафы за проезд и стоянку по островкам выписывали с ошибками из‑за разночтений в Кодексе об административных правонарушениях.
На электросамокате разрешили ездить по проезжей части. Но есть условие — только по тем дорогам, где можно разгоняться максимум до 60 км/ч и ездить на велосипеде.
Обновили знаки платной парковки и парковки для инвалидов — раньше пиктограммы с изображением инвалидной коляски и монет размещали на отдельных табличках. Теперь их добавили на сам знак к букве «Р» в правом нижнем углу.
Так знаки выглядели раньше Так знаки выглядят теперь
Разграничили цветом зоны платной и бесплатной парковки. Зоны платной парковки будут обозначать синими линиями, а бесплатной — белыми. По задумке кабинета министров, благодаря этому водители смогут быстрее выбирать парковочное место.
Новые правила для размещения знака «Инвалид» на авто — теперь для этого нужна регистрация в федеральном реестре. Зарегистрироваться в нем можно в МФЦ или через Госуслуги. Раньше было достаточно, чтобы у водителя был документ, подтверждающий инвалидность, например справка.
Изменили время действия знаков, запрещающих стоянку по четным или по нечетным числам месяца. Раньше под ними можно было парковаться с 19:00 до 21:00, а теперь — с 21:00 до 24:00.
Добавили новые запрещающие знаки: «Движение автобусов запрещено» и «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Они дополнили уже существующие знаки, которые запрещают движение мотоциклов, грузовиков или велосипедов. Средства индивидуальной мобильности, СИМ, — это, например, электросамокаты и гироскутеры.
Знаки «Движение автобусов запрещено» и «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»
Какие изменения могут принять в будущем
Некоторые изменения, например проверку ОСАГО по камерам или штрафы за среднюю скорость, только обсуждают, но в закон пока не вносили. Разберем подробнее.
Передача информации в МВД о здоровье водителей напрямую от Минздрава. В ноябре 2022 года в Госдуме прошел первое чтение законопроект, по которому Минздрав будет передавать в МВД информацию о здоровье водителей. Если у водителей найдут заболевания, которые мешают управлять машиной, это зафиксируют в единой государственной системе, а водителя направят на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование.
Иногда в последующих чтениях законопроект меняют, поэтому в финальной версии закона процесс может выглядеть по‑другому.
По правилам, которые действуют сейчас, водитель проходит медицинское освидетельствование раз в десять лет, пока не истечет срок действия прав. За это время у него могут появиться заболевания, из‑за которых он может представлять опасность на дороге. С помощью такой меры хотят снизить риски, при этом не придется вводить дополнительные освидетельствования для всех.
Проверка ОСАГО по камерам и увеличение штрафа за его отсутствие. Внести эти изменения предлагают давно — например, проверку ОСАГО по камерам первый раз предложили реализовать в 2015 году. О том, что система заработает в 2024 году, в интервью сообщил глава Российского союза автостраховщиков, но официальных комментариев от законодательных органов не было и изменения в закон не вносили.
Пока проверка ОСАГО по камерам не действует и нет точной информации, когда ее введут.
Штрафы в 2024 году: изменения, нововведения и фейки
В интернете есть информация о том, что с 1 марта 2024 года выросли штрафы за нарушения ПДД. На самом деле это не так: значимых изменений в КоАП РФ не вносили, а размер штрафов остался прежним.
Также СМИ писали, что с 1 января 2024 года отменили скидку на уплату штрафов в течение 20 дней. Это не так: скидка 50% на штрафы сохраняется, а отменили другую скидку — 30% при уплате госпошлин через Госуслуги. Она действовала на загранпаспорта и другие документы.
Кроме того, в СМИ встречаются новости о том, что в 2024 году могут увеличить штраф за отсутствие ОСАГО. Эту информацию не подтверждали официально, соответствующего законопроекта на рассмотрении нет.
Дальше расскажем, какие еще изменения активно обсуждают в СМИ и в каком статусе они находятся сейчас.
Штрафы за нарушение скоростного режима
Для штрафов за превышение скорости обсуждают два изменения. Первое: заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил , что нужно штрафовать водителей, которые превышают скорость на 10 км/ч от допустимой нормы. Сейчас порог превышения скорости от допустимой нормы, за который не штрафуют, — 20 км/ч.
Сторонники инициативы считают, что за счет этого ДТП с пострадавшими станет меньше. Противники говорят, что водители станут постоянно отвлекаться на дорожные знаки либо резко тормозить, чтобы не попасть под камеры.
Второе предложение поступило от региональных властей. Они предлагают вернуть штраф за среднюю скорость, то есть за превышение скорости на длинных участках дорог. С 2013 до 2021 года это нарушение фиксировали камеры, которые стояли в сотнях метров друг от друга. В 2021 году Верховный Суд признал такие штрафы незаконными, потому что в законе нет понятия средней скорости.
Предложения доработать закон и ввести отдельный вид штрафа поступают до сих пор.
Как сейчас. Размер штрафов не меняли и изменения в ПДД или КоАП РФ не вносили. Например, за превышение скорости от 20 до 40 км/ч штраф по‑прежнему составит 500 ₽. Максимальный порог скорости в 20 км/ч остается, а штрафов за среднюю скорость нет.
Законопроекты на рассмотрение также не вносили — подобные инициативы остаются на уровне предложений.
Актуальные штрафы за превышение скорости
Штраф | Статья | |
---|---|---|
Превышение скорости на величину больше 20, но не больше 40 км/ч | 500 ₽ | Ст. 12.9 ч. 2 КоАП РФ |
Превышение скорости на величину больше 40, но не больше 60 км/ч | От 1000 до 1500 ₽ | Ст. 12.9 ч. 3 КоАП РФ |
Превышение скорости на величину больше 60, но не больше 80 км/ч | От 2000 до 2500 ₽ или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев | Ст. 12.9 ч. 4 КоАП РФ |
Превышение скорости на величину больше 80 км/ч | 5000 ₽ или лишение прав на 6 месяцев | Ст. 12.9 ч. 5 КоАП РФ |
Повторное превышение скорости на величину более 40, но не больше 60 км/ч | От 2000 до 2500 ₽ | Ст. 12.9 ч. 6 КоАП РФ |
Повторное превышение скорости на величину более 60, но не больше 80 км/ч, а также больше 80 км/ч | Лишение прав на год, а если нарушение зафиксировали камеры — штраф 5000 ₽ | Ст. 12.9 ч. 7 КоАП РФ |
Штрафы за нарушения на светофоре, правил остановки и стоянки
На фоне мартовских поправок в ПДД появляются новости о том, что водителей начали штрафовать за проезд на желтый сигнал светофора. На самом деле штрафы за проезд на желтый были всегда, так как он считается запрещающим, но их могло стать больше из‑за установки дополнительных камер.
Правила остановки и стоянки с 1 марта 2024 года поменялись: теперь запрещено останавливаться на направляющих островках и островках безопасности. Также изменилось время стоянки для знаков, которые запрещают остановку по четным и нечетным числам, и запретили стоянку автобусов в жилой зоне. Изменения внесли только в ПДД — в КоАП РФ новые штрафы не добавляли и не увеличивали их размер.
Как сейчас. Штрафы за нарушения на светофоре не менялись с 2013 года. Информации о том, что в ближайшее время внесут дополнительные изменения в правила остановки и стоянки, тоже нет.
Актуальные штрафы за нарушения на светофоре
Штраф | Статья | |
---|---|---|
Проезд на запрещающий свет или запрещающий жест регулировщика | 12.12 ч. 2 КоАП РФ | |
Повторный проезд на запрещающий свет или запрещающий жест регулировщика | 5000 ₽ или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев | Ст. 12.12 ч. 3 КоАП РФ |
Актуальные штрафы за нарушение правил остановки или стоянки — например, остановку на пешеходном переходе
Нарушения ПДД, связанные с документами
Из‑за развития системы электронных документов иногда появляются новости о том, что теперь водителям не нужно возить с собой права или СТС. Например, в приложении «Госуслуги Авто» права и СТС доступны онлайн. На самом деле электронные документы кроме e‑ОСАГО — электронного полиса — сейчас действуют как дополнительная опция, поэтому за отсутствие бумажного оригинала можно получить штраф.
Как сейчас. По действующему законодательству водителю по‑прежнему нужно иметь при себе бумажный оригинал прав и СТС — изменения в правила не вносили. Похожая ситуация была с электронными ОСАГО: когда они появились, не все инспекторы ГИБДД принимали полис в электронном виде и просили распечатку.
Позже закон доработали: сейчас водители могут показать e‑ОСАГО с экрана телефона, штрафовать за это нельзя.
Всё равно тебе водить. Что изменится для автомобилистов с этой осени
Этой осенью водителей ждет несколько новых законов и норм: например, впервые появляется реальный штраф за езду на несезонной резине, а за неявку в военкомат по повестке запретят садиться за руль. Революционные изменения ждут таксистов, что, по мнению многих экспертов, повысит стоимость услуг. А еще власти, кажется, согласовали понятие «средней скорости», что позволит контролировать ее не только точечно, но и на многокилометровых участках дороги.
Об основных изменениях осени 2024 года — в нашем обзоре.
Показать предыдущие
Зимняя резина становится обязательной
До сих пор требование оснащать машину зимней резиной существовало лишь в технических регламентах, но в отсутствие штрафа ГИБДД не могла контролировать этот вопрос. С 1 сентября вступил в силу обновленный перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию, и отдельный его пункт посвящен как раз выбору резины.
Теперь в приложении к основным положениям по допуску прописано, что с июня по август на автомобиле запрещено использование шипованных шин, а с декабря по февраль обязательна зимняя резина. Никакой дифференциации регионов по климату нет: правила действуют для всей территории РФ.
Под зимней резиной понимаются как шины с маркировкой в виде горной вершины и снежинки, так популярные у владельцев внедорожников шины M+S (грязь + снег). Летом разрешено «донашивать» любую зимнюю резину, если она не имеет шипов (в том числе за счет их удаления).
Штраф за нарушение небольшой, 500 рублей (статья 12.5 КоАП), но его могут применять многократно. Регламент также запрещает эксплуатацию машин, если неправильная резина стоит хотя бы на одном колесе.
При этом требование ставить резину по сезону относится только к легковой и легкой коммерческой технике, то есть не распространяется на грузовики, автобусы и другой специфический транспорт.
Какие еще неисправности запрещают эксплуатацию
Такой перечень существовал и раньше, просто сейчас его гармонизировали с требованиями технического регламента Таможенного союза, и это привело к расширению списка практически в десять раз. Скажем, множество пунктов касается тормозной системы, и помимо видимых проблем (трещины, коррозия элементов тормозной системы) запрещена езда с неисправной АБС, а в качестве критерия могут использовать включение контрольной лампы системы.
Запрет на езду с неисправным усилителем руля был и раньше, но сейчас список дополнили, например, недопустимо ездить на машине, руль которой самопроизвольно выворачивается (впрочем, такое и представить страшно). Наказать могут и водителя, на машине которого видны следы подтекания жидкости из усилителя. Не допускается декор на фарах, скажем, пленки и реснички, а также «колхозный ксенон».
Есть и незначительные послабления, касающиеся тонировки: если ранее лобовое стекло должно было пропускать 75% света, то в новом перечне — 70%.
Автоэксперт Юрий Панченко отмечает, что попутно из перечня исчезли некоторые запреты, например, на езду с грязными фарами или без аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. При этом в случае ДТП выставление знака является обязательным, и за это положен отдельный штраф, но вот наказывать за его отсутствие инспекторы ГИБДД уже не смогут.
В перечне есть и требование к обзорности, например, запрет на размещение тех или иных предметов в особых зонах стекла. В частности, это касается видеорегистраторов и держателей для сотовых телефонов.
— В основном речь идет о центральной зоне лобового стекла, которая отстоит от его периферии на 14 сантиметров: то есть тот же регистратор можно разместить внизу стекла или, наоборот, вверху, — говорит Юрий Панченко.
Как будут наказывать за езду с неисправностями
Основная форма наказания — это штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП, допускающий быструю оплату со скидкой в 50%. Но есть и альтернативы, например, задержание автомобиля (то есть помещение на штрафстоянку) до устранения неисправности. Однако Юрий Панченко подчеркивает, что эту меру применяют только к очень ограниченному перечню проблем:
— Это касается в основном ситуаций, когда неработоспособны рулевая или тормозная системы. При этом норма не имеет расширительного толкования, которое часто пытаются применить инспекторы, то есть, например, неработающая АБС не является причиной для задержания автомобиля, и езда на такой машине наказывается штрафом.
Также он отмечает, что инспектор может выдать предостережение, и при последующей остановке машины с той же неисправностью в ход пойдет статья 19.3 КоАП. За неподчинение законному требованию сотрудника полиции она предполагает наказание вплоть до административного ареста.
— При этом нужно отделять неисправности, которые могут возникнуть в дороге, скажем, те или иные проблемы с двигателем, — объясняет Юрий Панченко. — Или водитель может сказать, что лампочка ABS загорелась уже в процессе движения и он едет в автосервис для ремонта, и в этом случае штрафа быть не должно. Однако та же тонировка не могла возникнуть на машине в процессе езды, поэтому здесь штраф будет законен.
Эксперт сомневается, будут ли новые нормы применять повсеместно. Юрий Панченко склоняется к мысли, что контроль неисправностей будет носить характер кампанейщины.
— Обычно у ГИБДД есть статистика прошлого года по выявлению тех или иных нарушений, включая и езду с неисправностями, — говорит он. — В ведомстве обычно стремятся, чтобы статистика нового года не слишком выделялась на фоне предыдущего: то есть не была бы слишком низкой, что говорит об отсутствии контроля, но и не слишком высокой, словно ситуация выходит из-под контроля. Думаю, такая же логика будет и в этом случае.
Уклонистам запретят водить
Уже с 1 октября 2024 года вступает в силу обширный список изменений в КоАП, который, в частности, увеличивает до 30 тысяч рублей штраф за неявку в военкомат по требованию. Параллельно запускается инициатива, согласно которой МВД сможет запрещать вождение людям, не явившимся к военкому по повестке, внесенной в единый реестр военнообязанных. Мы уже рассказывали о порядке этой процедуры, но напомним, что она не эквивалентна лишению прав, а значит, не требует решения суда.
Приостанавливать действие водительских прав сможет сам военком, если военнообязанный проигнорировал требование явиться по повестке. Никакого уведомления водителя в этом случае не требуется: о запрете на вождение он должен узнать самостоятельно. Также и повестка считается врученной через семь дней после внесения в реестр или в день ее пересылки в личный кабинет «Госуслуг», то есть без очного вручения.
Затем у гражданина остается 20 дней на явку в военкомат, после чего возможно введение запрета на вождение и применение других мер.
Пока неясно, какое именно наказание грозит тем, кто продолжит ездить за рулем после введения запрета. Вероятнее всего, КоАП еще дополнят специальной нормой, но даже сейчас, по мнению юристов, инспекторы ГИБДД могут использовать статью 19.3 КоАП РФ: то есть во время первой остановки выносить требование не садиться больше за руль, а при последующих нарушениях уже доставлять автомобилиста в суд. Наказание по данной статье предполагает вплоть до административного ареста, но эксперты также не исключают, что уклониста будут доставлять в военкомат.
Таксистов забюрократят, цены взлетят
С 1 сентября начал действовать новый закон о такси, анонсированный в конце прошлого года. Задумка выглядит неплохой: отсечь неблагополучных водителей и сделать систему более контролируемой. Сейчас, напомним, как такового понятия «таксист» нет: им становится любой водитель, подключившийся к электронным системам одного из агрегаторов.
Многие требования к таксистам выглядят разумными, например, их водительский стаж теперь должен превышать три года. Работать запретят водителям, имеющим медицинские противопоказания, лишенным прав, подвергавшимся аресту за нарушение ПДД два и более раза за год, имеющим судимость за тяжкое преступление. Также право таксовать отзовут у водителей, которые имеют более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.
При этом водителям нужно либо заключать договор с юрлицом — организатором перевозок, либо самим оформлять ИП или становиться самозанятыми. Более того, они должны будут сдавать экзамен на знание географии города, где планируют работать, а перед выездом на маршрут оформлять путевой лист и проходить медосмотр: последние требования вызывают большие вопросы у сообщества таксистов.
Участники рынка прогнозируют, что в случае дотошного исполнения закона рынок ждет отток кадров и повышение цен до двух раз.
Среднюю скорость ограничат
Осенью продолжат доработку законопроекта, позволяющего штрафовать водителей за превышение лимита по средней скорости. Такой метод использовали несколько лет назад, но от него отказались после многочисленных жалоб автомобилистов. В ПДД и КоАП не было понятия средней скорости, и одной из проблем была невозможность установить точное место и время правонарушения.
Юридическая практика требует установить конкретную точку и время фиксации (на это указывал Верховный суд).
Сейчас согласовывают определение средней скорости, а пункт 10.1 ПДД планируют дополнить соответствующим запретом. Местом нарушения будут считать дислокацию второй камеры в конце контролируемого участка, аналогичный принцип применят для определения времени нарушения.
Контроль средней скорости удобен — он позволяет с помощью двух комплексов закрыть протяженный участок дороги. Допустим, лимит скорости составляет 90 км/час, а камеры разнесены на 10 км. Наказывать будут автомобилистов, средняя скорость которых превышает 90+20 км/час, то есть тех, кто проехал участок между контрольными точками менее чем за 400 секунд.
При этом способ может быть использован только на участке, не допускающем срезок пути. Скорее всего, его применят на прямых протяженных участках федеральных трасс.
Новые штрафы: что ждет водителей с 1 сентября 2024 г.
С первого дня осени автомобилистам придётся привыкать сразу к нескольким новым штрафам за технические неисправности автомобиля. Кроме того, в силу вступит закон о такси и заработают изменения для водителей, призванных на военную службу. Мы собрали все новые законы и штрафы, которые вступают в силу 1 сентября 2024 года.
Штрафы за шины и неисправности
1 сентября 2024 года вступит в силу обновлённый перечень неисправностей транспортных средств, при которых запрещена их эксплуатация. С осени водителей начнут штрафовать за шины не по сезону, неработающую АБС, а также несколько других технических проблем. Езда с неисправностями обернётся штрафом в 500 рублей, а в некоторых случаях и запретом эксплуатации автомобиля.
Водителям будет запрещено передвигаться на летних шинах в зимний период (декабрь, январь и февраль) и на зимних летом (июнь, июль, август). При этом зимних «липучек» ограничения не коснулись. Также прописан запрет езды на изношенных покрышках.
«Одна норма будет работать по всей стране, но штраф можно будет получить только от инспектора на дороге. А жителям Сочи, Краснодарского края и Крыма придётся покупать «липучки». Южным регионам в этом плане просто не повезло»
Помимо несезонных шин, перечнем запрещена эксплуатация машины с новыми неисправностями тормозной системы: неработающий стояночный тормоз, видимые подтекания тормозной жидкости, трещины и деформация шлангов, неработающая АБС. Инспектору будет достаточно увидеть на панели горящую сигнальную лампу ошибки АБС, чтобы выписать штраф.
Накажут и за проблемы с рулевым управлением и световыми приборами, которые инспектор сможет выявить визуально. А также за помехи обзорности, под которые теоретически попадает любое устройство на ветровом стекле, включая видеорегистратор. Однако штрафовать за гаджеты будут только в том случае, если они находятся в поле зрения водителя.
Отмена штрафа за аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки
Все вышеперечисленные запреты и технические неисправности прописаны в Постановлении Правительства РФ № 837 от 27.05.2023. Но есть в этом документе и послабление для автомобилистов. Оно касается обязательного ранее наличия в машине аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Так как они исключены из перечня неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, штрафовать за отсутствие этих предметов в автомобиле как раньше (по статье 12.5 КоАП) с 1 сентября 2024 года водителей не смогут. Не будут требовать наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки и во время техосмотра. При этом ПДД по-прежнему предписывают возить их с собой, а за не выставленный после ДТП знак аварийной остановки грозит штраф в 1000 рублейза нарушение требований оформления аварии.
Ограничение прав за неявку по повестке
Новый порядок ограничения водительских прав для уклонистов от военной службы в России начал действовать с 11 июля, с момента вступления в силу закона об электронных повестках. Однако на практике норма заработает только осенью, после запуска нового электронного реестра воинского учёта.
Закон позволяет вручать повестку не только лично в руки под роспись, но и с помощью электронного уведомления через Госуслуги. МВД утвердило специальный порядок ограничения права военнообязанных управлять автомобилем в случае неявки по повестке в военкомат. Решение об ограничении права будет внесено в специальный реестр, после чего автоматически появится в базе данных ГИБДД — водительские права уклониста с этого момента будут считаться недействительными.
Ограничение снимут при явке автомобилиста в военкомат или если он докажет, что идти туда не обязан.
Те, кто сядет за руль после получения ограничения, будут наказаны так же, как лишённые прав по ч. 2 ст. 12.7 КоАП, — штрафом в 30 000 рублей, или арестом на срок до 15 суток, или обязательными работами до 200 часов.
Закон о такси
С 1 сентября российским таксистам запретят работать больше 12 часов в сутки. Такие нормы прописаны в новом законе о такси, который был принят специальным правительственным постановлением в июне.
Нормальная продолжительность рабочего времени у таксистов по Трудовому кодексу не должна превышать 40 часов в неделю. Однако водители такси редко соблюдают часовой график по дням и неделям. Но количество часов работы по закону не должно превышать месячную норму.
Отныне суммарное рабочее время для таксиста-физлица составляет не более 10 часов перевозки клиентов в день. Ещё два дополнительных часа даётся на завершение последнего заказа. После превышения нормы физлицам и самозанятым будет запрещено брать новые заказы.
В постановлении правительства прописано, что такие нормы будут действовать до марта 2029 года.