Приложение 2. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда
Указание Банка России от 30 декабря 2015 г. N 3927-У
«О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда»
С изменениями и дополнениями от:
2 апреля 2018 г., 23 апреля 2019 г., 13 января, 19 августа 2021 г., 14 июля, 24 октября 2022 г.
Настоящее Указание на основании статьи 2.4 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 3992; N 45, ст. 5426; 2013, N 51, ст. 6683, ст. 6695) и статьи 76.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.
2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст.
2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст.
3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст.
1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст.
4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст.
3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст.
3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст.
6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст.
1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст.
3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст.
6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст.
2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст.
5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст.
37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст.
4348; N 41, ст. 5639) устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда.
1. Отчет о деятельности ломбарда составляется по форме и в порядке, которые установлены в приложении 1 к настоящему Указанию.
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда составляется по форме и в порядке, которые установлены в приложении 2 к настоящему Указанию.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 октября 2022 г. — Указание Банка России от 14 июля 2022 г. N 6200-У
2. Отчет о деятельности ломбарда представляется:
за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года — не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного периода;
за календарный год дважды — не позднее 15 рабочих дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за квартал, полугодие, девять месяцев календарного года подраздел 2 раздела I, разделы VI и VII не заполняются.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 15 рабочих дней по окончании календарного года, заполняются только разделы I и III.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I-II, IV — VI.
Подраздел 2 раздела I составляется и представляется в Банк России не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного периода, в котором изменены сведения, содержащиеся в графах 13-19 подраздела 2 раздела I, вместе с подразделом 1 раздела I.
Раздел VII составляется и представляется в Банк России не позднее 5 рабочих дней после дня заключения или расторжения договора, на основании которого в соответствии с пунктом 1 5-9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2022, N 1, ст. 52) кредитной организации поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах (далее — идентификация или упрощенная идентификация, обновление информации), вместе с подразделом 1 раздела I, представляемым в составе граф 1, 4 и 5.
Абзацы 9 — 12 утратили силу с 1 апреля 2024 г. — Указание Банка России от 24 октября 2022 г. N 6297-У
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 1 октября 2021 г. — Указание Банка России от 13 января 2021 г. N 5711-У
3. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года не позднее 23 рабочих дней после окончания календарного года.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 1 октября 2021 г. — Указание Банка России от 13 января 2021 г. N 5711-У
4. Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (далее при совместном упоминании — отчетность), вместе с сопроводительным письмом представляются в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, определенным на основании частей первой и восьмой статьи 76 9 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2016, N 27, ст. 4225).
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 1 апреля 2024 г. — Указание Банка России от 24 октября 2022 г. N 6297-У
5. В случае выявления ломбардом в представленной в Банк России отчетности неверных и (или) неактуальных значений показателей (текстовых или числовых) за любой отчетный период в течение последних двух календарных лет отчетность должна быть исправлена и представлена в Банк России за каждый отчетный период текущего календарного года и последний отчетный период предыдущего календарного года в течение 10 рабочих дней, следующих за днем выявления неверных и (или) неактуальных значений показателей. При формировании электронного документа с исправленной отчетностью отчетность за другие отчетные периоды в него не включается. В случае необходимости внесения исправлений в отчетность, представленную за несколько отчетных периодов, каждая исправленная отчетность направляется в Банк России за каждый отчетный период отдельным электронным документом, к которому прилагается файл, содержащий перечень неверных и (или) неактуальных значений показателей с описанием причин их отражения.
Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос Банка России, в сопроводительном письме к отчетности помимо исходящей даты указывается информация о дате и номере предписания или запроса Банка России.
6. Электронные документы, содержащие отчетность, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда.
7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
8. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Указание Банка России от 5 августа 2014 года N 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2014 года N 33998 («Вестник Банка России» от 17 сентября 2014 года N 83).
И.о. Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2016 г.
Регистрационный N 41096
Ломбарды должны передавать в Банк России сведения о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов. Обновлен порядок составления и представления соответствующей отчетности.
Так, в отчете о деятельности ломбарда предусмотрен новый раздел, содержащий информацию об операциях с денежными средствами.
Отчеты направляются в ЦБ РФ в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через Интернет. Установлены сроки.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Указание Банка России от 30 декабря 2015 г. N 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2016 г.
Регистрационный N 41096
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 2 марта 2016 г. N 20
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Банка России от 24 октября 2022 г. N 6297-У
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2024 г.
Указание Банка России от 14 июля 2022 г. N 6200-У
Изменения вступают в силу с 1 октября 2022 г. и с 1 апреля 2024 г.
Указание Банка России от 19 августа 2021 г. N 5896-У
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Указание Банка России от 13 января 2021 г. N 5711-У
Изменения вступают в силу с 8 марта 2021 г. и с 1 октября 2021 г.
Указание Банка России от 23 апреля 2019 г. N 5132-У
Изменения вступают в силу с 15 июня 2019 г.
Указание Банка России от 2 апреля 2018 г. N 4764-У
Изменения вступают в силу с 21 мая 2018 г.
Новые правила отправки ФЭС в ломбардах и ювелирных компаниях
Росфинмониторинг разработал новые форматы формализованных электронных сообщений (ФЭС). Изменения уже вступили в силу. Разбираемся, как теперь отправлять сообщения регулятору и в каких еще случаях нужно отчитываться.
Елена Кадырова Светлана Кирланова
В ноябре 2021 года вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 22.07.2021 № 219, в котором прописаны новые форматы ФЭС. Однако регулятор еще не закончил процесс по внедрению обновленных форм отчетности. Поэтому направлять их нужно как прежде. Когда переход на новый формат завершится, появится уведомление на сайте Росфинмониторинга.
Точная дата еще неизвестна. Пока есть время разобраться в изменениях. Главные описали в статье.
Новые форматы ФЭС по приказу № 219
Сведения о месте приема или выдачи наличных
По приказу № 261 регулятор рекомендовал направлять такие сведения, но в поле дополнительной информации. В новом приказе Росфинмониторинг выделил эту информацию в отдельные показатели, которые нужно обязательно предоставить при операциях с наличными. Это номер кассы и адрес ее местонахождения.
Допустим, в вашем ювелирном магазине продали кольцо на 700 000 руб., клиент расплатился наличными. В этом случае при отправке ФЭС по обязательному контролю укажите регистрационный номер онлайн-кассы и адрес магазина, по которому она зарегистрирована.
Другие изменения
- Если в паспорте клиента или другом документе, удостоверяющем личность, не указано место рождения, нужно будет прописать это в поле ФЭС.
- Адрес регистрации юрлица необходимо будет заполнять только по юрлицам-нерезидентам. Такое же правило действует и у ломбардов.
- В блоке идентификационных данных по сторонам сделки больше не нужно будет указывать IP-адрес.
- Добавили номер реестровой записи ФИАС. Если заполните его, другие показатели адреса не вписывайте. Чем меньше информации вносится вручную, тем меньше вероятность ошибок.
Нововведения из Письма Росфинмониторинга № 63
В сентябре 2021 года вступило в силу Письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63. Это не фундаментально новый документ, а обновленное письмо от 10.02.2016 № 50 для специалистов ювелирной отрасли. Регулятор дополнил его ответами на вопросы о требованиях законодательства и снял некоторые обязанности ювелирного сектора.
Рассмотрим их по пунктам.
Появилась возможность отправлять ФЭС только по денежным средствам
У ювелирного сектора появилось право не предоставлять в Росфинмониторинг ФЭС об операциях с имуществом. Для этого организациям нужно выполнить два условия:
- зарегистрироваться в ГИИС ДМДК;
- вовремя вносить в систему информацию о реализации и поступлении драгоценных металлов.
Об этом говорится в п. 5 письма. То есть регулятор почти в два раза снизил нагрузку на ювелиров. Однако мы не советуем сразу же отказываться от отправки ФЭС по операциям с имуществом. ГИИС — довольно новая система, при работе с которой могут появиться проблемы.
А если допустить ошибку в ГИИС, то регулятор зафиксирует сразу два нарушения: и по учету драгметаллов, и по направлению информации в Росфинмониторинг.
Закрепили существующие понятия и объяснили новые
Росфинмониторинг зафиксировал понятия «клиент», «обслуживание», «скупщик» и «сдатчик».
Скупщик — организация (ИП), осуществляющая скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Сдатчик — клиент скупщика.
Информацию по обязательному контролю направляет тот, кто оказывает услугу клиенту. Значит, ФЭС отправляет скупщик. В письме регулятор прописал, как корректно указывать роли в сообщении (п.
12 письма).
Код роли участника операции (сделки) | 99-иное |
Текстовое поле | Скупщик/Сдатчик |
Отправка ФЭС по операциям, которые подлежат обязательному контролю и относятся к подозрительным
Вы уже выявили этого человека, проанализировали операции, поняли, что они подозрительные. В этом случае Росфинмониторинг предлагает формировать ФЭС по подозрительной операции, а код обязательного контроля указать в поле «Дополнительный код вида операции этого сообщения» (п. 13 письма).
ФЭС о подозрительной операции
Код вида операции (сделки) | 6001 |
Дополнительный код вида операции (сделки) | Код обязательного контроля (например, 5005) |
Код признака необычной операции (сделки) | Код подозрительной операции (например, 3801 — систематическая покупка физлицом однотипных ювелирных изделий) |
Если операция подозрительная, но кода для нее нет, регулятор рекомендует указывать код признака «иной» — XX99. А в дополнительных сведениях уточнить, по каким критериям вы признали ее подозрительной. Это важно, чтобы Росфинмониторинг мог квалифицировать операции.
Отказ в обслуживании
Регулятор еще раз обратил внимание, что если клиент не готов предоставить вам необходимые документы для идентификации, придется отказать ему в обслуживании (п. 18 письма).
Напомним, 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в 115-ФЗ. По новым требованиям, клиенту необходимо отказать в обслуживании, если вы не можете провести его идентификацию (п. 2.2 ст.
7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Продажа через интернет-магазин
Если вы продаете изделия через интернет-магазин, все равно придется проводить идентификацию каждого клиента. И делать это важно до момента покупки. Например, через интернет-магазин человек покупает цепь за 300 000 руб. В этом случае нужно провести идентификацию клиента, пока он не оплатил товар (п.
19 письма).
Если владелец агрегатора информации о ювелирных изделиях только предоставляет площадку и не участвует в сделках, он не должен исполнять 115-ФЗ. При этом если владелец агрегатора участвует в сделке, то он обязан исполнять 115-ФЗ в полном объеме (п. 27 письма).
Другие изменения
- Пропишите механизм, который позволит вам установить принадлежность персонифицированного электронного средства платежа клиенту. Другими словами, чтобы вы могли проверить, что карта действительно принадлежит этому покупателю (п. 17 письма).
- Представьте, что в 1 день с 1 банковского счета по 1 договору клиент сделал несколько покупок, каждая меньше 600 000 руб. При этом общая сумма всех покупок достигла порогового значения. В этом случае необходимо проанализировать эти операции на уклонение от обязательного контроля (код подозрительной операции 1103) (п. 16 письма).
- Получение займа от учредителя и его возврат не подлежат обязательному контролю, так как займодавец — не клиент организации. Регулятор закрепил это в п. 8. письма.
Елена Кадырова, заместитель директора по вопросам ПОД/ФТ в крупной сети ломбардов и ювелирных магазинов
Светлана Кирланова, эксперт по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам
Всё необходимое для управления рисками: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков
Ломбард: сдача отчётности
Ломбардам необходимо предоставлять отчётность в Центральный банк, Росфинмониторинг и ФНС. Если документы не предоставить вовремя, организацию оштрафуют.
В статье расскажем, какую отчётность, в какие государственные органы и в какой срок необходимо сдавать организациям, осуществляющим свою деятельность как ломбард.
Какие отчёты сдают ломбарды в Центральный банк России
Деятельность ломбардов контролирует Центральный банк (ЦБ) России. Он принимает нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции, отправляет обязательные к исполнению предписания или проводит проверки на соответствие требованиям. Ведомство вправе запрашивать документацию относительно какой-либо фирмы или заявлять в суд с просьбой о её ликвидации. Функции, регулирование и надзор ЦБ в отношении ломбардов устанавливает ст.
2.3 196-ФЗ.
Для получения данных о хозяйственных операциях ломбарда, ЦБ использует ЕГРЮЛ, Росстат и иные контролирующие органы. Полученная информация вносится в государственный реестр ломбардов.
Также, организации, осуществляющие свою деятельность как ломбард, самостоятельно передают сведения о своей деятельности в ЦБ. Сдача отчётности и срок её представления осуществляется в соответствии со ст. 2.4 196-ФЗ и Указанием Банка России №3927-У. Отправке подлежат следующие документы:
Отчётность о деятельности ломбарда для ЦБ
В ней указывают общие сведения, основные и балансовые показатели, средневзвешенные значения стоимости потребительских займов и информацию о денежных операциях. Сдача осуществляется по форме 0420890. Отчётность отправляют в центральный банк:
- за первый квартал, полугодие, 9 месяцев — не позднее 23 рабочих дней по окончании отчётного периода;
- два раза по итогам года — не позднее 23 рабочих и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
Помимо общих сведений о ломбарде, в документе указывают информацию о составе руководящих органов и данные об ответственных лицах. Бланк заполняют по форме 0420891 и сдают в центральный банк в конце календарного года или при смене состава в руководстве ломбарда. В обоих случаях отчёт необходимо сдать в течение 23 рабочих дней.
Вышеуказанную отчётность предоставляют через личный кабинет ЦБ. Если нарушить срок сдачи, то в соответствии со ст. 19.7.3 КоАП организация заплатит штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей.
Какие отчёты сдают ломбарды в Росфинмониторинг
Так как ломбарды осуществляют операции с денежными средствами, они попадают под действие 115-ФЗ. Данный закон описывает механизм пресечения финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путём.
Ст. 7 115-ФЗ обязывает каждый ломбард идентифицировать своих клиентов и информировать о них уполномоченный орган.
Ломбарды проверяют клиентов и партнёров на наличие нарушений и сдают в Росфинмониторинг следующую отчётность:
- о денежных или имущественных операциях, подлежащих контролю;
- о подозрительных операциях. В случае если у работника ломбарда есть основания предполагать, что данные действия выполняются для финансирования терроризма или легализации незаконных доходов;
- о принятых мерах по замораживанию денежных средств;
- о результатах проверки наличия нарушений среди клиентов с информацией о заморозке денежных операций;
- о приостановленных операциях;
- об отказе в проведении операции;
- об отмене ранее принятого решения об отказе в проведении операции.
Сдача сведений происходит в течение трёх рабочих дней, после совершения денежной операции и раз в три месяца после проверки клиентов. Данные о приостановленных или подозрительных процедурах передаются в Росфинмониторинг незамедлительно.
Штрафы за нарушения сдачи отчётности в Росфинмониторинг устанавливает ст. 15.27 КоАП РФ.
Сдача отчётности о проверках или подозрительных операциях в неустановленный срок грозит ломбарду предупреждением или наложением административного штрафа в размере:
- от 10 тысяч до 30 тысяч рублей — для должностных лиц;
- от 50 тысяч до 100 тысяч рублей — для юрлиц.
Подача ложной информации или непредставление сведений об операциях в уполномоченный орган влечёт наложение административного штрафа в размере:
- от 30 тысяч до 50 тысяч рублей — для должностных лиц;
- от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 60 суток — для юрлиц.
Непредставление в Росфинмониторинг сведений об отказах по проведению операций является административным правонарушением и грозит штрафом:
- от 30 тысяч до 40 тысяч рублей — с должностных лиц;
- от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток — для юрлиц.
За непредставление в Росфинмониторинг данных о движении средств по счетам клиентов по запросу ведомства, влечёт наложение административного штрафа в размере:
- от 30 тысяч до 50 тысяч рублей — на должностных лиц;
- от 300 тысяч до 500 тысяч рублей — на юридических лиц.
За административные правонарушения ИП несут ответственность как юрлица.
Сдача отчётности осуществляется через личный кабинет Службы финансового мониторинга: portal.fedsfm.ru.
Отчёты в налоговую инспекцию
Ломбард предоставляет в налоговый орган различные сведения лично или через операторов ЭДО. Рассмотрим каждый вид отчётности отдельно.
Бухгалтерская отчётность
С 2019 года ломбарды освобождены от представления годовой бухгалтерской отчётности в ФНС и органы государственной статистики. Изменения регулирует письмо Минфина России № ИС-учёт-12 от 13.12.2018 года. Сведения отправляют в электронном виде за каждый календарный год в ЦБ, не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода.
Сведения о среднесписочной численности работников
Данный отчёт представляют ежегодно. Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год отправляют до 20 января текущего года. Вновь созданный ломбард отправляет данные в срок до 20 числа месяца, после образования компании.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за каждый несданный документ организация заплатит штраф в размере 200 рублей.
НДС
Налог на добавленную стоимость предоставляют в электронном виде каждый квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом. За непредставление отчётности в установленный срок с компании взыщут 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей. Взыскание штрафа регулирует п. 1 ст.
119 НК РФ.
Налог на прибыль для организаций, исчисляющих авансовые платежи
Налоговая декларация предоставляется:
- ежеквартально — до 28 числа месяца, следующего за отчётным;
- ежегодно — до 28 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Налог на имущество
Расчёты налога на имущество предоставляются ежеквартально и по окончании года. Квартальную декларацию подают в течение 30 календарных дней после окончания отчётного периода. Итоговую декларацию сдают до 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
6-НДФЛ
Форму 6-НДФЛ сдают ежеквартально и по итогам года. Квартальный отчёт предоставляют до последнего числа месяца, следующего за отчётным. Годовой — до 1 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Расчёт по страховым взносам
Ломбарды сдают расчёт по страховым взносам ежеквартально и по окончании налогового периода. Отчётность представляют до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление отчётов за налоговый период с компании взыщут 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений за отчётный период с компании взыщут 200 рублей за каждый несданный документ.
Выводы
Чтобы избежать штрафов, необходимо передавать сведения в ЦБ и другие контролирующие органы в установленный срок.
Для отправки отчетности в государственные органы можно использовать 1С-Отчетность. Если вы работаете в программах «1С», то сервис не станет для вас сложным. Составляйте отчеты в привычном «1С:Предприятии»