Семьям с детьми-инвалидами будет несколько проще купить жилье, а ассортимент квартир, доступных по льготной ипотеке, расширится. Правительство смягчило условия ипотечных программ с господдержкой.
Теперь участники «Льготной ипотеки», «Семейной ипотеки», «Дальневосточной ипотеки» и «IT-ипотеки» могут оформить кредиты на жилье, которое входит в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ). Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками этих помещений.
ЗПИФ привлекает средства пайщиков, чтобы построить недвижимость, поясняла ранее президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. По завершении строительства квартиры продаются, и пайщикам возвращаются только деньги, нельзя отдать им недвижимость. На эту схему не распространяется закон о долевом строительстве, поскольку ЗПИФ продает уже готовые квартиры, отмечает Косарева.
Покупка жилья у ЗПИФа — вполне безопасная схема, считает она, поскольку квартиры продаются, когда дом уже построен.
Сейчас такая схема покупки жилья используется не более чем в 1% случаев, отмечает эксперт Народного фронта Павел Склянчук. После распространения на ЗПИФы программ льготной ипотеки интерес к такой схеме может вырасти в несколько раз — до 5-10%.
Изменения в программе «Семейная ипотека» касаются семей с детьми-инвалидами. В регионах, где невозможно приобрести жилье в новостройках, этим семьям будет предоставлена возможность покупки жилья на вторичном рынке.
«Семьи с детьми-инвалидами выбирают квартиры недалеко от учреждений для реабилитации или по наличию в подъезде пандуса, большого лифта и т.д., — говорит Склянчук. — Программа «семейной ипотеки» поможет оказать им адресную поддержку». При этом условие о том, чтобы в регионе не было новостроек, может сыграть негативно, отмечает эксперт: начало любого девелоперского проекта может лишить права на льготную ипотеку на подходящую для семьи с ребенком-инвалидом квартиру на вторичном рынке, что нелогично.
Впрочем, пока это коснется очень небольшого числа семей. По данным системы наш.дом.рф, сейчас долевого строительства нет только в Ненецком АО и на Чукотке. А, к примеру, в январе новые многоквартирные дома, по данным Росстата, не вводились лишь на Чукотке, в Еврейской АО, Магаданской и Сахалинской областях (впрочем, за 2022 год в последних двух регионах было сдано довольно много многоквартирных новостроек).
Вместе с тем во многих регионах строительство идет лишь в крупных городах. Так, по данным ДОМ.РФ, в 17 регионах не ведется строительство многоэтажек в населенных пунктах с численностью населения до 50 тысяч человек, в 24 регионах — в городах с населением в 50-250 тысяч. Однако в постановлении правительства речь идет именно о регионах без новостроек, а не о городах.
Тем не менее, это первый случай, когда льготную ипотеку разрешили тратить на покупку жилья на вторичном рынке для определенной категории граждан, отмечает Склянчук. До этого аналогичные решение принимались в отношении отдельных дальневосточных территорий.
Кроме того, некоторые условия программ льготной ипотеки на новостройки и «Дальневосточной ипотеки» меняются для тех, кто был призван в Вооруженные Силы в ходе частичной мобилизации, и тех, кто непосредственно участвует в специальной военной операции. Для них в рамках «Льготной ипотеки» приостанавливается действие нормы о предельном сроке государственной регистрации прав на индивидуальные дома, а в рамках «Дальневосточной ипотеки» — о предельном сроке регистрации по адресам построенных или приобретённых жилых помещений.
Нормы жилья на ребенка при достижении им 18 лет 2024
Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6) признания их безвестно отсутствующими в соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим такое лицо подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 461-ФЗ)
7) приобретения ими благоустроенных жилых помещений в собственность либо при полном погашении предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии со статьей 8.1 настоящего Федерального закона.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 461-ФЗ)
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 6.1 — 6.3 ст. 8 распространяются на договоры найма специализированных жилых помещений, заключенные до 04.08.2023 (ФЗ от 04.08.2023 N 461-ФЗ).
6.1. В целях заключения с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора социального найма в отношении занимаемых ими жилых помещений срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 461-ФЗ)
6.2. Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренное пунктом 6.1 настоящей статьи, допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 23 лет;
2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;
3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;
4) надлежащее исполнение заявителем предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором найма специализированного жилого помещения обязанностей нанимателя жилого помещения;
5) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
6) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;
7) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 461-ФЗ)
П. 6.3. ст. 8 в части использования ФГИС «ЕПГУ» применяется с 01.10.2024 (ФЗ от 04.08.2023 N 461-ФЗ).
6.3. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о сокращении срока действия такого договора или об отказе в сокращении срока действия такого договора (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») утверждаются Правительством Российской Федерации.
(п. 6.3 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 461-ФЗ)
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
9.1. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 29.05.2023 N 189-ФЗ)
10. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия до фактического предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений или до исключения их из списка по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящей статьи, а также лица, указанные в пункте 9 настоящей статьи, по их заявлению регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 293-ФЗ)
Жилищные права ребенка
Родителям – о том, как поставить ребенка на регистрационный учет и снять с него; как определить размер долей в праве собственности на квартиру, купленную с привлечением средств маткапитала, и как ее продать; о передаче ребенку недвижимости в счет исполнения алиментных обязательств и привлечении второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка
Постановка ребенка на регистрационный учет в жилом помещении
Местом жительства детей, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). Причем неважно, проживают ли родители вместе и есть ли у ребенка права на помещение, в котором он живет с родителями. Ребенок не может быть зарегистрирован отдельно от них. Жилищное законодательство устанавливает безусловное право на вселение и регистрацию ребенка в квартире, где зарегистрированы его родители или один из них.
Это значит, что на его регистрацию согласие собственников жилого помещения не требуется.
Для регистрации ребенка по месту жительства понадобятся следующие документы 1 :
- заявление о регистрации по месту жительства;
- свидетельство о рождении (для не достигших 14-летнего возраста);
- паспорта законных представителей;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).
Снятие ребенка с регистрационного учета
Снятие с регистрационного учета ребенка возможно как в добровольном порядке – по заявлению родителей (в определенных случаях – одного из них), так и в судебном, например по иску нового собственника квартиры или банка-залогодержателя после обращения взыскания на квартиру как предмет залога.
Согласие органа опеки и попечительства на снятие ребенка с регистрационного учета не требуется. Сделать это можно двумя способами:
1. путем подачи заявления о регистрации по новому месту жительства – в таком случае снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства производится автоматически;
2. путем подачи заявления о снятии с регистрационного учета в свободной форме с указанием адреса выбытия.
Читайте также
Основания для утраты права пользования жильем
Верховный Суд напомнил, что проживание и регистрация в квартире жильцов с согласия бывшего собственника на момент ее дарения не приводят к обременению жилья их правами
11 августа 2017 Новости
Право ребенка на пользование и проживание в жилом помещении, куда он был вселен родителями, не зависит от факта его проживания с ними. Этот довод подтвердил Верховный Суд РФ 2 : прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой утрату им права пользования жилым помещением. Не имеет значения, на каком праве помещение предоставляется ребенку. Главное, чтобы ему было где жить и чтобы помещение соответствовало требованиям, установленным законодательством РФ.
При этом родитель, с которым определено место жительства ребенка, аналогичными с ним правами не обладает, поэтому претендовать на пользование жилым помещением другого родителя не может.
Рассмотрим пример. У супругов родился ребенок, которого зарегистрировали по месту жительства отца. Позже брак был расторгнут, ребенок остался проживать с матерью, которая приобрела другую квартиру и зарегистрировалась в ней.
Несмотря на то что ребенок по адресу регистрации вместе с отцом не проживает, в принудительном порядке снять его с регистрационного учета в данном случае будет нельзя.
После достижения ребенком возраста 18 лет родитель может обратиться в суд с требованием о снятии его с регистрационного учета. Но то, что ребенок не проживает в жилом помещении, само по себе не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку юридически значимыми обстоятельствами в таких делах являются:
- причина и продолжительность непроживания ребенка в жилом помещении;
- характер его выезда из помещения – вынужденный, например в силу конфликтных отношений в семье, или добровольный; временный, например на период работы, обучения, лечения, или постоянный;
- факт чинения ребенку препятствий в пользовании помещением со стороны лиц, проживающих в нем;
- наличие у него права пользования другим жилым помещением;
- период, который прошел с момента достижения ребенком совершеннолетия до момента обращения родителя с соответствующим исковым заявлением в суд.
Ребенок в силу возраста не может в полной мере реализовать принадлежащие ему жилищные права, в том числе самостоятельно определять, где и с кем ему жить, поэтому непроживание в помещении одного из родителей до совершеннолетия не свидетельствует о том, что после достижения 18 лет он отказался от права пользования им.
Определение доли ребенка-собственника в квартире, приобретенной с использованием средств материнского капитала
Семейным законодательством установлен принцип раздельной собственности родителей и детей, согласно которому ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, и наоборот. Так, например, вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), при разводе разделу между супругами не подлежат и передаются без компенсации тому из них, с кем остаются жить дети. Родители и дети, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Читайте также
Покупка жилья с использованием средств маткапитала
Какую недвижимость смогут приобрести родители и что для этого нужно? Как выделить доли в праве собственности на жилье и что будет, если это не сделать?
11 января 2021 Советы
Одним из оснований признания за ребенком доли в праве собственности на квартиру родителей является ее приобретение с использованием средств материнского капитала. Жилье оформляется в собственность детей и родителей с определением размера долей каждого по соглашению между ними. При заключении такого соглашения необходимо учитывать, что средства маткапитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними. При отсутствии брачного договора доли супругов предполагаются равными в имуществе, приобретенном в период брака. Однако при определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное не только за счет маткапитала, заключаемое соглашение может содержать элементы соглашения о разделе общего имущества супругов.
Такое соглашение должно быть нотариально удостоверено.
Доли детей в таком имуществе не могут быть меньше долей, причитающихся им по закону. Определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского капитала, а не на все средства, за счет которых квартира была куплена, что не запрещает родителям перераспределить свои доли любым образом. По условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение может быть увеличен.
К примеру, у семьи в 2020 г. родился второй ребенок. Супруги решили приобрести квартиру на собственные деньги и средства материнского капитала. Ее стоимость – 2 466 468 руб. Размер маткапитала на второго ребенка в настоящее время равен 616 617 руб.
Значит, добавить супругам пришлось 1 849 851 руб. (предполагается, что с каждого – по 924 925,5 руб., поскольку, по общему правилу, все совместно нажитое имущество супругов в период брака делится пополам). Следовательно:
- доля супруга в денежном выражении составляет 1 079 079,75 руб. (924 925,5 руб. + 154 154,25 руб., где первое число – часть вложенных в покупку личных средств, второе – его доля на средства маткапитала);
- доля супруги – 1 079 079,75 руб. (924 925,5 руб. + 154 154,25 руб.);
- доля первого ребенка – 154 154,25 руб.;
- доля второго ребенка – 154 154,25 руб.
Таким образом, доли супруга и супруги составляют по 44/100 доли в праве собственности, доли первого и второго ребенка – по 6/100. Супруги могут договориться об ином распределении долей при условии выдела детям долей в размере не меньше указанного, т.е. причитающегося им по закону.
Продажа квартиры, собственником которой является ребенок
Для продажи квартиры, в которой зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, согласие органа опеки и попечительства не требуется. Поскольку местом проживания ребенка является место проживания его родителей, они могут снять его с регистрационного учета добровольно до совершения сделки. Либо придется это сделать в судебном порядке по иску покупателя после перевода на него права собственности на квартиру.
Если же ребенок имеет долю в праве собственности на квартиру, то родители не могут распоряжаться его имуществом по собственному усмотрению без получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В задачи этих органов входит проверка соблюдения имущественных прав несовершеннолетнего, что является ключевым критерием оценки действительности заключаемой родителями сделки по отчуждению его имущества.
Юридически значимыми обстоятельствами в таких делах являются: соблюдение процедуры отчуждения объекта недвижимого имущества и обеспечение прав несовершеннолетнего при приобретении новой квартиры. Под последним обстоятельством обычно подразумевается улучшение его жилищных условий. Например:
1. Увеличение доли в праве собственности ребенка в равнозначных по площадям квартирах. К примеру, взамен 1/3 доли в праве собственности ребенка в двухкомнатной квартире площадью 62 кв. м приобретается 1/3 доли в двухкомнатной квартире площадью 65 кв. м.
2. Увеличение площади, приходящейся на долю в праве собственности ребенка в неравнозначных по площадям квартирах. К примеру, в результате совершаемой сделки каждый из малолетних становится собственником 1/20 доли в трехкомнатной квартире (4,26 кв. м на каждого ребенка) вместо 1/30 доли в двухкомнатной квартире (1,35 кв. м на каждого ребенка). При этом количество комнат необязательно должно увеличиваться: ребенок может стать собственником ½ доли в двухкомнатной квартире (20,2 кв. м) взамен ¼ доли в трехкомнатной квартире (19,5 кв. м).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ 3 , сделки по отчуждению имущества детей не могут запрещаться произвольно, поскольку учитываться должны обстоятельства каждой ситуации. В случае если орган опеки и попечительства отказывается выдавать соответствующее разрешение, родитель может оспорить его действия в суде, обосновав, в чем состоит интерес ребенка.
Передача родителем ребенку недвижимого имущества в счет исполнения алиментных обязательств
Родители могут заключить соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка путем предоставления ему в собственность недвижимого имущества. Стороной алиментного соглашения и получателем алиментов является родитель. Но выгодоприобретателем должен выступать именно ребенок, в интересах и на содержание которого предназначено расходование алиментов.
В ином случае соглашение может быть признано недействительным ввиду нарушения имущественных прав и законных интересов ребенка.
(Как получить алименты, изменить их размер и привлечь второго родителя к несению дополнительных расходов, что делать в случае уклонения его от уплаты, почему его могут освободить от этой обязанности и погашения задолженности – ответы на популярные вопросы получателей алиментов и их плательщиков вы найдете в статье «Об алиментах на ребенка – в подробностях»).
Участие родителя в дополнительных расходах на ребенка путем обеспечения его жилищных прав
6 февраля 2020 г. были внесены изменения в ст. 86 Семейного кодекса РФ 4 . После этого отсутствие пригодного для постоянного проживания помещения стало новым обстоятельством для взыскания дополнительных расходов на содержание ребенка. Вопрос об участии в них может быть поставлен заинтересованным родителем в любой момент вне зависимости от факта и даты расторжения брака, раздела имущества, исполнения алиментных обязательств в отношении как уже понесенных расходов, так и предполагаемых в будущем. В таком споре родителю-истцу необходимо обосновать наличие исключительных обстоятельств, позволяющих привлечь второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка.
При этом привлечь к участию в таких расходах могут только родителя, у которого есть материальные возможности, например, оплачивать аренду квартиры, где живет или будет жить несовершеннолетний, при условии отсутствия у него иного пригодного жилья.
Но надо учитывать, что закон не определяет размер такого участия. Скажем, должна ли компенсироваться плата по договору найма жилого помещения полностью, наполовину или в ином размере? Открытым остается вопрос о том, можно ли привлечь второго родителя к участию в расходах по ипотечным платежам за квартиру, в которой живет ребенок или собственником которой он является.
1 Приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.
2 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2009 г. № 36-В09-8.
3 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. № 13-П.
4 Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 10-ФЗ «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации».