КоАП РФ Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств
(введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.4.1 КоАП РФ
1. Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
2. Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4 введена Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
5. Осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
6. Осуществление деятельности по проведению технического осмотра лицом, не аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра, лицом, действие аттестата аккредитации которого на дату проведения технического осмотра было приостановлено, либо лицом, которое в соответствии с установленной для данного пункта технического осмотра областью аккредитации не вправе проводить технический осмотр данной категории транспортных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
7. Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 — 6 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 7 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Технические эксперты в области технического осмотра транспортных средств, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
(примечания в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Техосмотр отменили. Но кому все-таки нужно проходить ТО в 2024 году?
В конце декабря 2021 года Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект об отмене техосмотра. Техосмотр остался обязательным только для автомобилей, которые используются в такси, для машин, которые перевозят пассажиров и для служебных транспортных средств. Рассказываем подробнее, кто и как должен проходить ТО, а кого освободили от этой обязанности.
С чего все началось
В сообществе автомобилистов давно говорили о нецелесообразности прохождения технического осмотра. По мнению многих, процедура являлась больше формальной и только обременяла автовладельцев лишними тратами. Результатом таких разговоров стали сразу два законопроекта, которые подготовили «Справедливая Россия» и «Единая Россия».
Первые предлагали отмену техосмотра для всех категорий автомобилистов, проект вторых подразумевал ряд исключений. В итоге доводы «Единой России» оказались популярнее, и в конце октября 2021 года законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму. 22 декабря 2021 года Госдума приняла закон в третьем чтении.
Суть закона об отмене техосмотра
Раньше регулярный техосмотр должен был проходить транспорт старше четырех лет. Такие автомобили должны были приезжать в сервисы ТО раз в два года, а когда возраст автомобиля достигал 10 лет, техосмотр становился ежегодным.
По новому законопроекту, если транспорт старше четырех лет, то техосмотр ему потребуется только при постановке на учет. Автобусы, прицепы, грузовики, служебный транспорт и машины, выполняющие перевозки, по-прежнему подлежат обязательному техосмотру.
Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
Технический осмотр автомобилей перестал быть обязательным для легковых машин и мотоциклов, которые используются в личных целях физлицами. Водителей не будут штрафовать за отсутствие диагностической карты.
ТО нужно будет проходить только тем, кто перепродает автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Кроме того процедуру нужно будет проходить при смене собственника, при изменениях в конструкции, а также при замене основных агрегатов.
Аналитики утверждают, что новые правила коснутся примерно 50 миллионов автомобилистов.
А что с диагностической картой
22 августа 2021 года в силу вступили новые правила, согласно которым, при покупке полиса ОСАГО водители могут не предъявлять диагностическую карту — документ, который выдается после техосмотра. Это сделали, чтобы повысить доступность обязательной страховки.
Почему все-таки важно проходить техосмотр
На это есть несколько причин:
- Если автомобилист попадает в аварию на машине, которая должна была пройти плановый техосмотр, но не прошла, есть риск попасть под санкции страховой компании. Например, если станет известно, что причиной ДТП стала техническая неисправность, входящая в перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена.
- По сути, это ошибка автовладельца, что он не прошел плановый техосмотр и не устранил неисправность. В таком случае можно попасть под регрессные требования, при которых страховая выплатит ущерб пострадавшей стороне, но будет требовать возмещение с виновника аварии.
- Безопасность. При техосмотре можно найти неисправность на этапе, когда она еще не привела к последствиям. Особенно это актуально для автомобилистов, у которых нет знаний, как правильно обслуживать машину.
А как в других странах
Новость разделила автомобилистов на два лагеря. Одни всячески поддерживают инициативу и согласны, что техосмотр отменили. Другие относятся к ней настороженно и переживают, что отмена техосмотра 2021 для легковых автомобилей может плохо сказаться на безопасности на дорогах.
Что касается мировой тенденции, то в большинстве стран так или иначе есть процедура техосмотра. В Америке она, правда, есть только в 37 штатах из 50. В Европе большинство категорий автовладельцев обязаны проходить техосмотр, иначе их ждет штраф.
Самая дорогая процедура техосмотра в Японии. Чем старше автомобиль, тем дороже заключение инспектора, поэтому японские автомобилисты стараются избавляться от машин до того, как те достигнут десятилетнего возраста.
Автор: Диана Казакова
Техосмотр в 2024 году: нужно ли проходить и кому
Все статьи Новости Автокода Лайфхаки покупателям Тест-драйвы Автоновости Видео Авторынки Разное Купить за xxx рублей Обзоры б/у авто Лайфхаки продавцам Пресс-релизы Рейтинги Отзывы владельцев Противостояние моделей
24 мая 2024, 10:44 0 107639
Правила проведения технического осмотра авто меняются в России с завидным постоянством. В связи с этим у водителей возникает вопрос, нужен ли техосмотр для страховки .
В этой статье расскажем, отменен техосмотр или нет в 2024 году и, если нет, то кому, как часто и где нужно его проходить и сколько он стоит .
Для чего нужен техосмотр автомобиля
Техосмотр нужен для того, чтобы понять, насколько безопасна машина. На осмотре специалисты выявляют неисправности автомобиля, которые водитель сможет вовремя устранить. Это, в свою очередь, поможет избежать более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
Во-вторых, пройденный техосмотр убережет отштрафаза отсутствие диагностической карты. Наказание для водителей ввели 1 марта 2022 года . Размер штрафа за отсутствие техосмотра составляет 2 000 рублей.
Что смотрят на ТО автомобиля
Что проверяют операторы на пунктах ТО , указано в Постановлении Правительства №306 от 9 марта 2022 года .
Если ранее авто проверялось по 82 показателям, то сейчас в чек-листе осталось 55 пунктовпроверок. Из списка исключили проверку коррозии тормозных трубок, проверку работы дворников, огнетушителя, содержимое аптечки и наличие знака аварийной остановки.
Проверяют на ТО:
- внешние повреждения авто;
- работу осветительных приборов, тормозов, двигателя, подвески;
- давление в шинах;
- уровень технических жидкостей;
- работу дверных замков, ручек, зеркал, ремней безопасности.
Сначала оператор сверяет вин-номера на агрегатах и кузове автомобиляс теми, что указаны в документах. Если обнаружится расхождение, оператор откажет в техосмотре и отправит информацию об отказе и его причинах в базу техосмотра. ГИБДД имеет доступ к базе ТО и может снять машину с регистрации или завести на владельца уголовное дело, если окажется, что один из агрегатов авто – краденый.
Если все в порядке, водитель оплачивает стоимость техосмотра, и оператор приступает к проверке технического состояния автомобиля.
Если будут обнаружены поломки, оператор сделает отметки в диагностической карте, и водитель нужно будет устранить их. Оплата за ТО при этом не возвращается. После устранения недостатков водитель должен пройти повторное ТО, вновь оплатив его.
Если с автомобилем все будет в порядке, водителю выдадут диагностическую карту, которая в 2024 году имеет электронный формат. То есть данные о пройденном осмотре внесут в базу ЕАИСТО, но по просьбе владельца выдадут бумажный вариант диагностической карты.
Обычно вся процедура техосмотра авто категории «В» занимает не более получаса. На осмотр автобусов уходит 1,5-2 часа.
Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
Нужно, но не всем. С 30 декабря 2021 года обязательный техосмотр перевели на добровольную основу . Проходить технический осмотр в 2024 году необязательно легковым авто и мотоциклам, принадлежащим физическим лицам и используемым только в личных целях.
Однако действующая диагностическая карта личному транспорту понадобится для совершения регистрационных действий в ГИБДД. Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» №283-ФЗ , документ потребуют:
- при постановке машины на учет, с момента изготовления которой прошло больше четырех лет;
- при регистрации авто в возрасте от четырех лет в связи со сменой собственника при покупке, дарении, получении в наследство;
- при регистрации изменений конструкции автомобиля или замены его основных компонентов – кузова или двигателя.
Проходить техосмотр нужно автомобилям, принадлежащим юридическим лицам и ИП, а также машинам, используемым для коммерческих целей:
- для перевозок пассажиров в службах такси;
- для перевозок пассажиров по заказу: трансферы, экскурсии и проч.;
- для выполнения служебных задач: доставка грузов / товара, транспортировка инструментов и проч.
Прохождение техосмотра обязательнотакже для грузовых авто, автобусов, прицепов и автомобилей категории «В» старше четырех лет.
Как часто нужно проходить техосмотр
Технический осмотр автомобиля категории «В»должен проводиться через 4, 6, 8, 10 лет с года выпуска, а далее – ежегодно. Но это правило больше не касается личных легковых авто.
Для машин категории «С», такси, автобусов, перевозящих людей, грузовиков и машин со спецсигналами, срок действия техосмотра составляет 1 год.
Машины, перевозящие опасные грузы, проходят проверку технического состояния каждые полгода.
Сколько действует техосмотр на машину , оговорено в статье 15 ФЗ-170 «О техосмотре» . Ниже приведена таблица, в которой указан вид транспорта, подлежащего обязательному техосмотру. Легковые авто и мотоциклы физических лиц, в отношении которых технический осмотр отменен, таблица не учитывает.
Год выпуска машины указан в ПТС. Например, если машина используется для коммерческих целей и год выпуска по ПТС – 2021, то первый осмотр технического состояния нужно пройти в 2024 году.
Сколько стоит техосмотр в 2024 году
С 1 января 2024 года цена за техосмотр поднялась во всех российских регионах. В приказе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) говорится, что власти регионов вправе пересмотреть цены на услугу ТО, подсчитав справедливый тариф. То есть власти регионов должны были собрать данные с операторов ТО (не менее 50% участников рынка в каждом регионе) и определить тариф.
Однако многие организации данных не предоставили, и ФАС проиндексировала цены с учетом инфляции. Минимальная ценатехосмотра должна быть не ниже 913 рублейдля легковых машин.
Стоимость техосмотра увеличилась в следующих субъектах страны:
- Санкт-Петербург – с 881 рубля до 1 543 рублей;
- Ленинградская область – с 990 рублей до 1 073 рублей;
- Амурская область – с 1 300 рублей до 1 401 рубля;
- Московская область – с 710 рублей до 940 рублей.
Остальные регионы утвердили цену техосмотра на минимальной отметке, утвержденной ФАС – 913 рублей.
Пункты технического осмотра
Сейчас аккредитованные пункты технического осмотра есть во всех российских регионах. Чтобы выбрать ближайший пункт ТО, нужно зайти на сайт РСА и выбрать его из реестра.
Если пункт проживания находится на границе двух областей, можно пройти ТО там, где ниже цена.
Что нужно для прохождения техосмотра
Что нужно, чтобы пройти техосмотр в 2024 году?
- паспорта водителя;
- свидетельства о регистрации (СТС) или паспорта авто (ПТС);
- доверенности, если к техосмотру машину предоставляет не хозяин, а его представитель.
Оператор не вправе требовать от водителя другие документы.
Штраф за отсутствие техосмотра
За езду без техосмотра будет назначено взыскание в 2 000 рублей, что предписано пунктом 11 статьи 12.5 КоАП . Следует отметить, что наказание будет назначено водителям, автомобили которых подлежат обязательному техосмотру.
Также в марте 2022 года взыскания за отсутствующий техосмотр должны были начать выписывать по данным дорожных камер. В настоящий момент камеры не распознают наличие диагностических карт у водителей, и маловероятно, что начнут это делать в 2024 году.
Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
Купить диагностическую карту без прохождения проверки технического состояния авто можно, однако это грозит серьезными неприятностями и водителю, и пункту ТО.
С 1 марта 2022 года статья 14.4.1 КоАП предусматривает наказание для операторов ТО, которые выдали карту диагностики без фактической проверки машины:
- работник ТО получит 5000-10000 рублей штрафа;
- должностным лицам будет назначено 30-50 тыс. рублей взыскания;
- юридическое лицо заплатит 200-300 тыс. рублей штрафа.
Нарушение, зафиксированное повторно, повлечет для оператора ТО потерю аккредитации и взыскание в 500 тыс. рублей.
Если будет установлено, что водитель получил карту техосмотра незаконно, ее аннулируют в течение трех дней. Об этом ГИБДД уведомит водителя и его страховщика, у которого появится право на предъявление регрессных требований в случае ДТП.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2024 году
Техосмотр – это проверка автомобиля на техническую исправность и безопасность. До конца 2021 года он являлся обязательным. Раньше без предоставления карты диагностики о пройденном ТО невозможно было купить ОСАГО . С конца 2021 года техосмотр для ОСАГО стал необязательным.
То есть на вопрос, нужен ли сейчас техосмотр автомобиля для покупки ОСАГО, отвечаем: «Нет, не нужен». Пункт «е» статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» утратил силу, но это не значит, что следить за исправностью своего автомобиля не нужно.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Смогут. В статье 14 ФЗ «Об ОСАГО» оговорены основания, дающие страховщику право предъявлять регрессные требования к водителям. В пункте «и» упоминается истекшая диагностическая карта.
Однако для легковых авто и мотоциклов граждан, используемых в личных целях, обязанность проходить ТО в 2024 году не предусмотрена. Следовательно, это правило касается лишь автомобилей, используемых юридическими лицами и в коммерческих целях.
Но регрессное требование могут предъявить водителю, ставшему виновником ДТП из-за технической неисправности машины. Этот факт страховая компания должна будет доказать.
Отказать в выплате по причине отсутствия техосмотра водителю страховщики не могут.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
Если водителю неважно, отменен ли техосмотр в России , и он заботится о безопасности и технической исправности своей машины, закон не запрещает проходить техосмотр на добровольной основе.
Дело в том, что инспектор ГИБДД может остановить неисправное авто и проверить его на месте либо в стационарном пункте. Если проверка подтвердит неисправность машины, автоинспекция может вынести запрет на дальнейшую эксплуатацию.
Водителю придется оплатить:
- эвакуатор;
- штраф за эксплуатацию неисправного авто в размере 500 рублей ( часть 1 статьи 12.5 КоАП);
- потратиться на ремонт.
Водители, регулярно проходящие техосмотр, защищены от такой перспективы.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
В ГИБДД предложили страховым компаниям поощрять водителей, которые проходят техосмотр добровольно, несмотря на то, что он отменен. Например, давать скидку на приобретение полиса ОСАГО.
Налоговой службе было предложено поощрять водителей скидкой на оплату транспортного налога. Но налоговики оставили это предложение без ответа, а страховщики отказались давать скидки на страховку, заявив, что наличие действующей карты техосмотра у водителей на показатели аварийности не влияет.
То есть скидок на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотрнет.
Итак, кратко
- Техосмотр не нужен для приобретения ОСАГО.
- Легковым авто и мотоциклам, используемым гражданами в личных целях, техосмотр не требуется.
- Закон не запрещает физлицам обращаться за проведением техосмотра ТС по собственному желанию. Это предупредит крупные поломки и избавить от регресса от страховщиков в случае ДТП.
- Действующая карта диагностики нужна для регистрации машины в ГИБДД.
- Грузовики и транспорт, используемый в коммерческих целях, обязаны проходить технический осмотр в соответствии с частотой, установленной законом.
Можно ли ездить без техосмотра в 2024 году?
Техосмотр для владельцев личного транспорта не нужен. Есть только три ситуации, когда автомобилисту нужно будет съездить на пункт техосмотра и получить диагностическую карту. О них ниже.
А еще расскажем, грозит ли регресс владельцам машин, если ДТП случилось из-за технической неисправности.
В конце 2021 года правила техосмотра в России сильно изменились. Если раньше проходить техосмотр нужно было каждые два года, то с 2022 года обязательный техосмотр для владельцев автомобилей отменили.
Проходить техосмотр и получать диагностическую карту обычным гражданам, которые используют машину в личных целях, нужно только в двух случаях:
- Если требуется поставить авто на учет или сменить владельца. Но машина должна быть старше четырех лет. Если машине нет четырех лет — диагностическая карта не нужна.
- Если нужно зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля. В этом случае возраст транспортного средства значения не имеет.
Обязательным техосмотр остался для тех транспортных средств, с помощью которых перевозят пассажиров или грузы. То есть владельцы служебных машин, автомобилей для такси, автобусов и грузовиков должны проходить техосмотр и получать диагностическую карту.
Если вы по вечерам таксуете, то получать свежую диагностическую карту нужно каждый год. А если машине больше пяти лет — то раз в полгода. Если актуального техосмотра не будет, сотрудник ГИБДД вправе оштрафовать нарушителя на 2 000 рублей.
Такой штраф можно выписывать раз в сутки.
Но если вы используете машину только в личных целях — диагностическая карта вам не нужна. И оштрафовать вас за езду без техосмотра в 2024 году не могут.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО
Нет, не нужен.Диагностическая карта для ОСАГО не требуется с августа 2021 года.
Это правило касается вообще любого транспорта, а не только авто и мотоциклов, которые были освобождены от техосмотра в 2022 году. Если вы водите такси, для покупки ОСАГО техосмотр тоже не нужен.
Не стоит бояться и регресса— когда страховая компания после возмещения ущерба пострадавшей стороне взыскивает эти деньги с виновника аварии.
Если раньше регресс из-за технической неисправности был возможен, то сейчас уже нет. Если машина освобождена от обязанности проходить техосмотр, а причиной ДТП стала техническая неисправность, то страховщики не смогут взыскать средства с виновника аварии. Об этом отдельно писал Центробанк РФ.
Но если такси попадает в аварию из-за технической неисправности, а действующей диагностической карты у владельца не будет, то тут страховая уже может предъявить регресс.
То есть правило простое. Если техосмотр вас не касается, то и регресса по причине технической неисправности не будет. А если вы должны проходить ТО, то риск есть.
Напомним, что у каждой машины должен быть действующий полис ОСАГО.
ОСАГО нужно обновлять ежегодно. Чтобы сразу сравнить все предложения по ОСАГО для конкретного водителя и автомобиля, можно воспользоваться сервисом «Автокод ОСАГО». Вы один раз вводите данные и получаете сразу все предложения от страховщиков.
Так можно сэкономить до 3 500 рублей в год.
А как тогда следить за техническим состоянием
Техническое состояние автомобиля — ответственность владельца машины. Проходить техосмотр можно в добровольном порядке, если вам важно убедиться, что авто безопасно.
Но так было и раньше. По правилам дорожного движения владелец транспортного средства может выезжать на дорогу, только если машина исправна и безопасна. А если не работают тормоза, не светят фары или неисправны габариты — двигаться нельзя.
Сначала машину нужно починить.
Автор: Елена Старцева