Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ). В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Стать экспертом кадрового учета — легко!
Мы создали курс профессиональной переподготовки «Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП» , в котором научим с нуля всем тонкостям кадрового учета: от приема и увольнения сотрудников по новым правилам 2024 года до ведения воинского учета и работе в 1С: ЗУП.
Посмотреть бесплатный урок и записаться
- в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
- в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
- в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.
Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.
Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.
Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:
- договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
- вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.
Уведомление
Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).
Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:
- фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
- дата и место его рождения;
- наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
В случае заключения трудового договора указываются:
- наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
- дата и номер приказа о приеме на работу;
- дата заключения трудового договора и срок его действия;
- название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
В случае заключения гражданско-правового договора указываются:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
- предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
- размер вознаграждения по договору.
Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.
Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.
Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.
Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:
- дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
- отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.
Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.
Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.
В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник — уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности
Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:
- если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
- обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
- если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
- предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
- не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.
- прием на работу
- трудоустройство госслужащих
- госслужба
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службеСудебная практика высших судов РФ
10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2019 годы (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.
— дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;
— членство в профессиональном союзе;
— рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.
155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» , и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст.
46), Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:
Как бывшему муниципальному служащему оформить самозанятость?
Месяц назад я уволилась с муниципальной службы, где занимала должность ведущего специалиста отдела загса. При увольнении работодатель уведомил меня, что на протяжении двух последующих лет я должна в обязательном порядке оповещать бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Точнее, должна прежде всего уведомить нового работодателя о ранее занимаемой муниципальной должности, а он, в свою очередь, известить бывшего работодателя согласно постановлению правительства от 21.01.2015 № 29.
Сейчас я планирую оформить самозанятость и стать фрилансером. Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о своей деятельности? Как правильно это сделать?
Статус самозанятого не отменяет обязанности муниципального служащего сообщать бывшему работодателю о своей трудовой деятельности. Но делать это должны не вы, а ваш новый работодатель или заказчик услуг.
Расскажу, как и в каких случаях необходимо уведомлять бывшего работодателя государственного служащего о его новой деятельности. В ответе я буду использовать термин «госслужащий», но правила распространяются в том числе на муниципального служащего.
Когда нужно уведомлять бывшего работодателя
Бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения должен сообщать новому работодателю данные о последнем месте службы, даже если новая работа никак не связана со старой. Например, судебный пристав устроился курьером или специалист Ростехнадзора стала продавцом детской одежды — они должны сообщить на новой работе о прошлой службе.
При приеме на работу бывшего госслужащего работодатель извещает орган власти о том, что теперь их бывший сотрудник работает у него. Это правило касается не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с размером вознаграждения более 100 тысяч рублей. К таким договорам относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, хранения, поручения, перевозки и другие.
Они заключаются на разовую или проектную работу или услугу. Например, на ремонт квартиры или юридическую консультацию.
Лимит в 100 тысяч рублей установлен только для гражданско-правовых договоров. Зарплата по трудовому договору, какой бы она ни была, хоть 15 тысяч рублей в месяц, на обязанность извещать госструктуру не влияет.
Уведомлять государственный или муниципальный орган нужно, если должность служащего входит в специальный перечень. Но проблема в том, что единого документа, где четко перечислены такие должности, нет. Кроме базового указа президента № 557, ведомства публикуют собственные расширенные списки.
Например, в загсе Москвы есть внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Если в обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организациями, то перед трудоустройством ему нужно также получить разрешение комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером в частную фирму или сотрудник ГИБДД хочет стать экспедитором.
Как победить выгорание
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами
Начать учиться
Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о работе в статусе самозанятого
Самозанятые — обычные люди, которые работают на себя, как правило, без регистрации в качестве ИП и наемных сотрудников. Статус самозанятого подходит большинству фрилансеров: дизайнерам, строителям, копирайтерам, программистам, репетиторам.
О самом факте регистрации в качестве самозанятого сообщать бывшему работодателю не нужно. Но в дальнейшей работе вам наверняка понадобится заключать договоры с заказчиками: письменный договор дает фрилансеру гарантию, что его работу оплатят. О таких договорах бывший работодатель должен знать, если размер вознаграждения по ним превысит 100 тысяч рублей в месяц.
Уведомить его обязан заказчик работ или услуг.
Иногда фрилансера оформляют в штат компании на удаленную работу и заключают с ним трудовой договор. В этом случае компания также должна сообщить бывшему работодателю госслужащего о новом месте его работы независимо от размера зарплаты.
Кто и как должен направить уведомление
Сообщать о найме бывшего госслужащего должен работодатель или заказчик услуг независимо от организационно-правовой формы и статуса. Это значит, что такая обязанность лежит на организациях, предпринимателях, а также, например, на адвокатах, нотариусах, которые занимаются частной практикой.
- Например, компания заказала разработку приложения человеку, который недавно работал ведущим специалистом в казначействе. Обязанность уведомить его бывшего работодателя лежит на генеральном директоре этой компании.
- Или индивидуальный предприниматель нанял юриста, который оказался бывшим следователем, год назад уволившимся из полиции, и заключил с ним договор с оплатой более 100 тысяч рублей в месяц. Сообщить в госструктуру должен именно предприниматель, как заказчик услуг.
Уведомление составляется письменно, в произвольной форме. Установленного бланка нет. В нем указываются реквизиты сторон, должность, вид услуги, дата и срок действия договора.
В случае с гражданско-правовым договором — еще и стоимость работ или услуг.
Уведомление направляют в учреждение, где раньше работал госслужащий. На это дается 10 календарных дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Отправить можно почтой ценным письмом с описью вложения.
Что будет, если не уведомить бывшего работодателя
Госслужащего, который не известит нового работодателя или заказчика услуг о последнем месте службы, ждет увольнение или расторжение гражданско-правового договора. Других санкций законом не предусмотрено.
А вот работодателя или заказчика услуг, который возьмет на работу бывшего госслужащего и не сообщит об этом, оштрафуют. Причем штрафы немаленькие: для организаций — до 500 тысяч рублей.
Что и как нужно отправлять работодателю при приеме бывшего госслужащего, чтобы не получить штрафа и избежать лишних вопросов из прокуратуры, мы уже писали.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают
Задать свой вопрос
Вопрос был задан 14.12.2020 и дополнен ответом эксперта 03.02.2021
Здравствуйте, Юлия. На сегодняшний день не предусмотренному никаких ограничений для регистрации бывших государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых, оформляйтесь в обычном порядке, без всяких уведомлений. Кроме того, в 2017 году Постановлением Пленума Верховного Суда было дано разъяснение, согласно которому регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности. Напомню, что на тот момент статуса самозанятого не существовало.
Значит по логике регистрация бывшего госслужащего в качестве самозанятого также снимает с нового работодателя обязанность уведомления прошлого работодателя о заключении договора.
Mihail, Спасибо за дополнение!