«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 18 > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.
- Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
- Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом (дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, МИД России, а также МВД России) разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ (ст. 20 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако регистрации не подлежат: главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более трех дней; иностранные граждане — моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств (ст.
25 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Обыкновенные визы подразделяются на:
1) частные, выдаваемые на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица;
2) деловые, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок;
3) туристические, выдаваемые на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность;
4) учебные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении;
5) рабочие, выдаваемые иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год;
6) гуманитарные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи;
7) визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, выдаваемые иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны проведения контртеррористических операций, зоны экологического бедствия, пограничная зона, объекты и организации Вооруженных Сил РФ, объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Транзитная виза выдается на срок до 10 дней.
Однако она не требуется в случае транзитного проезда иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей.
Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляется МИД России, а в случае въезда в Россию по приглашению гражданина Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми приглашение оформляется ОВД на основании его письменного заявления.
Существует исчерпывающий перечень оснований для отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень оснований, по которым выезд из Российской Федерации может быть ограничен (ст. 27, 28 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, влекущих административное выдворение за пределы РФ, рассматриваются судьями районных судов, а в остальных случаях — должностными лицами ОВД.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Алиева В.Г. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 18 января 2014 г., решение судьи Владимирского областного суда от 24 января 2014 г. и постановление заместителя председателя Владимирского областного суда от 27 июня 2016 г., вынесенные в отношении Алиева В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Кузьминых Н.Р., действующей на основании ордера в интересах Китаза М., на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 июня 2016 г., решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 августа 2016 г., вынесенные в отношении Китаза М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Хаитова А.Х., действующего на основании доверенности в интересах Иброхимова М.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016 г., решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2016 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 16 сентября 2016 г., вынесенные в отношении Иброхимова М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ),
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Фатаева Т.Ю., на вступившие в законную силу постановление судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2015 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2016 года, вынесенные в отношении Фатаева Т.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Кажгеновой Р.Е., действующей в интересах Махмудова Ф.М., на вступившие в законную силу постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 мая 2014 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 01 июня 2015 года, вынесенные в отношении Махмудова Ф.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Седо К.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 января 2016 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 08 июня 2016 года, вынесенные в отношении Седо К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Минушкиной А.И., действующей на основании ордера в интересах Исмаилова К.Т.о., на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 20 января 2016 года, решение судьи Московского городского суда от 2 февраля 2016 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 1 августа 2016 года, вынесенные в отношении Исмаилова К.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Фроловой Е.И., действующей в интересах Акбашева Н.В., на вступившие в законную силу постановление судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 3 июля 2015 года и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 26 августа 2016 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Украина Акбашева Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Харфоуш З.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда города Краснодара от 12 февраля 2016 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 18 августа 2016 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Палестина Харфоуш З.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Кирьяновой С.Е., действующей на основании ордера в интересах Гулямовой Ч. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 марта 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 марта 2016 г. и постановление и.о. заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 6 июля 2016 г., вынесенные в отношении Гулямовой Ч. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдукаримова А. на постановление судьи Московского районного суда г. Рязани от 2 августа 2016 г. и определение судьи Рязанского областного суда от 25 августа 2016 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования названного постановления, вынесенные в отношении Абдукаримова А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Что делать, если иностранный гражданин не выехал за пределы РФ после окончания срока действия визы?
Виза – разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение границы и пребывание в течение ее срока действия в стране, выдавшей визу. К сожалению, бывают случаи, когда иностранный гражданин по каким-либо причинам нарушает разрешенный им срок пребывания и не выезжает из РФ по истечении срока действия визы
Данная ситуация является серьезным нарушением, влечет за собой административную ответственность по ст. 18.8 КоАП РФ, а также достаточно большие временные и материальные затраты, необходимые для того, чтобы покинуть РФ.
Если виза иностранного гражданина просрочена не более чем на 3 дня или 72 часа (в соответствии с абз. 3 ст. 67 Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»), то в данном случае иностранный гражданин сможет купить билет для поездки за пределы РФ, более того, авиакомпания даже может без проблем его зарегистрировать на рейс.
Однако в момент прохождения паспортного контроля иностранному гражданину будет отказано в прохождении в транзитную зону для последующего вылета из РФ в связи с просроченным разрешительным документом.
Решить данный вопрос необходимо в Консульском Департаменте МИД/МВД. Госорган представлен в каждом крупном международном аэропорте на территории РФ. Для начала необходимо обратиться к сотруднику миграционного подразделения МВД с объяснением ситуации и просьбой оказать помощь в выезде за пределы РФ.
Сотрудник миграционного подразделения МВД составит протокол об административном правонарушении и выпишет соответствующий штраф, который необходимо незамедлительно оплатить.
Параллельно с этим действием необходимо найти дежурного Консула РФ в аэропорту, обратиться к нему с объяснением ситуации и просьбой оказать помощь в выезде за пределы РФ.
В обязательном порядке нужно связаться с приглашающей стороной (человеком), которая оказывала помощь в оформлении приглашения для иностранного гражданина.
Приглашающей стороне (в случае, если это организация) необходимо написать письмо по электронной почте на фирменном бланке на имя Директора Консульского Департамента МИД РФ в свободной форме с просьбой продлить срок действия истекшей визы на срок, достаточный для выезда за пределы РФ, с объяснением причин несвоевременного выезда, приложением авиабилетов, копий документов иностранного гражданина и любых других документов, являющихся доказательством того, что иностранный гражданин не имел возможности своевременно выехать за пределы РФ.
При получении положительной резолюции необходимо оплатить госпошлину за продление визы и обратиться к дежурному Консулу за продлением визы.
Однако стоит обратить внимание на то, что каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и в продлении визы может быть отказано сотрудником Консульского Департамента МИД/МВД (на практике визы продлевают в том случае, если виза истекла не более чем на 1 день).
В случае получения отрицательной резолюции со стороны Консульского Департамента МИД выезд из страны возможно осуществить только по решению суда.
Теперь опишем порядок действия в случае, если иностранный гражданин просрочил визу на срок более чем 72 часа.
Для начала необходимо обратиться в Посольство своей страны в РФ для того, чтобы получить справку о том, что иностранный гражданин не находится в розыске и не имеет никаких претензий со стороны государства его гражданской принадлежности к нему лично. Помимо этого, необходимо попросить сотрудников Посольства оформить ходатайство в адрес МВД об оформлении так называемой «транзитной» визы (далее транзитная виза) для иностранного гражданина. Как правило, Посольства неохотно оформляют данное ходатайство, исключением являются такие страны, как Израиль и США, которые редко отказывают своим гражданам в подобной просьбе.
После получения данных документов из Посольства необходимо обратиться в территориальное подразделение МВД, ведающее вопросами оформления виз и приглашений в субъекте РФ, за оформлением транзитной визы для выезда за пределы РФ.
В случае отказа Посольства страны гражданской принадлежности поддержать своего подданного путем выдачи описанных выше документов иностранному гражданину ничего более не остается, кроме как обратиться в подразделение МВД по месту постановки иностранного гражданина на миграционный учет (или по месту своего фактического пребывания) с объяснением ситуации, предоставлением документов (в том числе обосновывающих несвоевременный выезд) и просьбой оказать помощь в выезде за пределы РФ.
Причем ключевым словом является «просьба», так как сотрудники МВД весьма не любят связываться с иностранными гражданами, нарушившими разрешенный им период пребывания в РФ, так как это сопряжено с большими затратами времени на подготовку документов.
Сотрудник МВД составляет протокол об административном правонарушении, а также готовит документы для направления в суд, который и будет принимать решение о порядке выезда иностранного гражданина за пределы РФ, а также о мере административной ответственности за допущенное нарушение.
После подготовки документов иностранный гражданин направляется в суд, где ему придется объяснить причину его задержки на территории РФ после окончания срока действия визы. На данном этапе иностранный гражданин может предоставить любые документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств задержки в РФ, такие как необходимость его экстренного лечения, тяжелая болезнь или смерть близкого родственника, проживающего в РФ, или возникновение обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), а также явлений стихийного характера.
Стоит обратить внимание на то, что для иностранного гражданина может потребоваться переводчик если он не владеет русским или английским языком.
В соответствии со ст. 147 Кодекса административного судопроизводства РФ вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и он предупреждается об ответственности, предусмотренной УК РФ, за заведомо неправильный перевод и дает об этом подписку. Сотрудники правоохранительных органов сообщают о необходимости предоставления переводчика со стороны ответчика, что несет дополнительные материальные расходы (почасовая оплата услуг переводчика).
Стоит учесть, что дела рассматриваются в порядке живой очереди и не всегда за один день. В случае назначения судом государственного переводчика процесс может затянуться на срок поиска подходящего специалиста.
Суд может постановить, что данный иностранный гражданин не виновен в том, что вовремя не выехал за территорию РФ, и тогда ему следует обратиться в территориальное подразделение МВД, ведающее вопросами оформления виз и приглашений в субъекте РФ, за оформлением транзитной визы для выезда за пределы РФ.
Возможным решением суда может стать наложение административной ответственности в виде штрафа. Сумма штрафа составляет от 2-х до 5-ти тысяч рублей в регионах РФ. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – до 7-ми тысяч рублей.
Решением суда также может быть постановление о выдворении иностранного гражданина за пределы РФ. Порядок исполнения данного постановления описан в ст. 32.10 КОАП РФ. Выдворение может быть как принудительным, так и контролируемым самостоятельным.
При наличии решения о выдворении за пределы РФ УВМ ГУ МВД России отказывает в оформлении транзитной визы, ссылаясь на возможность выезда из РФ на основании имеющегося решения суда о выдворении иностранного гражданина.
В сложных случаях, когда у иностранного гражданина отсутствуют документы и/или деньги для выезда, его могут поместить в место временного содержания, где он будет находиться до тех пор, пока не появится возможность купить билет и уехать. Важно отметить то, что после вынесения судебного решения о принудительном или контролируемом самостоятельном выдворении, иностранному гражданину будет запрещен въезд на территорию РФ на срок до пяти лет.
Стоит обратить внимание на то, что на решение суда может повлиять наличие у данного гражданина членов семьи на территории РФ. Решение о выдворении иностранного гражданина за пределы РФ с последующим запретом на въезд уже вряд ли будет принято судьей в связи с данными обстоятельствами.
Итак, выезд из РФ после окончания срока действия визы весьма долгий и сложный процесс, требующий немалых финансовых и временных затрат как самого иностранного гражданина, так и приглашающей его стороны. В связи с чем мы настоятельно рекомендуем следить за сроками действия виз, постоянно напоминать иностранному гражданину о его обязанности выезда за пределы РФ до окончания срока действия визы, а также о серьезных последствиях и возможности, как таковой, дальнейшего въезда на территорию РФ. В любом случае при возникновении такой ситуации мы рекомендуем обращаться к профессионалам, которые помогут принять правильное решение и минимизировать риски как для иностранного гражданина, так и для приглашающей стороны.
За дополнительной информацией обращайтесь к консультантам компании Конфиденс Групп.
* Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013).
Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование, каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, не допускается.
Упрощенный порядок получения визы зарубежным туристам
С 5 марта 2024 иностранным туристам стало проще получить туристическую визу для поездки в Россию. В чем заключается новый порядок выдачи виз? И какие иностранцы не смогут им воспользоваться?
Несмотря на то, что количество приезжающих иностранцев в Россию стало значительно меньше, Правительством внесены изменения в порядок получения виз для туризма.
Почему понадобились изменения в части оформления туристической визы
Оформление туристической визы, как и любой другой, на бумаге – сложная история. Для ее получения нужно пройти определенные бюрократические процедуры, собрав немало бумаг. Поэтому в России был запущен эксперимент по цифровизации виз.
Несколько лет назад Правительством был разработан проект единой электронной визы. Итоги эксперимента были положительными – иностранцы охотно приезжали в Россию по электронной визе. Такая виза оформлялась в режиме онлайн, не выходя из дома.
Право на оформление электронной визы имели не все иностранцы, а только граждане «разрешенных» правительством стран: выходцам из 52 стран (распоряжение от 06.10.2020 № 2571-р). Например, гражданам Турции, Китая, Греции, Германии, Швейцарии, Венгрии.
Но политическая ситуация в стране внесла свои коррективы в порядок оформления единых электронных виз. Дело в том, что с марта 2022 в одностороннем порядке европейские страны ужесточили требования к оформлению виз для российских граждан. Так, по данным МИД с января по апрель прошлого годы россияне получили от стран ЕС виз в 20 раз меньше по сравнению с допандемийном аналогичным периодом 2019 года.
И в качестве ответной меры в марте 2022 проект по запуску в России единых электронных виз был заморожен. На сегодняшний день предложений по возобновлению проекта пока нет.
Поэтому на фоне таких событий и было принято решение об упрощении выдачи туристических виз.
Какие новации действуют для иностранцев при посещении России
Для того чтобы иностранец мог посетить Россию, ему нужно оформить туристическую визу. Туристическую визу можно оформить сроком до шести месяцев при соблюдении определенных условий.
Так, в конце уходящего 2022 был принят закон, благодаря которому правительство наделили правом утверждать перечень иностранных государств, гражданам которых может быть оформлена туристическая виза при подтверждении брони гостиницы или другого места пребывания иностранца (закон от 05.12.2022 № 501-ФЗ).
На сегодняшний день правительством утверждено 19 разрешенных стран – 19 (распоряжение Правительства от 16.02.2023 № 372-р). Среди них: Турция, Китай, Таиланд, Мексика, Индия.
То есть список стран почти в три раза меньше, чем утвержденный ранее для оформления единой электронной визы.
Таким образом, нельзя получить туристическую визу на основании подтвержденной брони гостиницы либо другого места пребывания туристам из недружественных стран.
Еще одно ограничение с получением туристической визы по брони является необходимость внесения объекта размещения туриста в специальный реестр.
Дело в том, что объектами туризма являются наряду с гостиницами, горнолыжные трассы и пляжи (ст. 5 закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «О туристической деятельности»). А сведения о таких объектах должны быть занесены в единый реестр квалифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей (приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 439-Пр-20).
Ознакомиться с таким реестром можно на официальном сайте Минэкономразвития.
На этом сайте организована поисковая система по региону нахождения объекта, по типу объекта размещения. Если гостиницы или иного объекта размещения в этом перечне нет, то туристическую визу по брони иностранцу оформить не получится.
Крупные гостиницы и другие объекты размещения и ранее оформляли для своих зарубежных гостей визовые подтверждения.
На практике, недобросовестные гостиницы, которым не присвоен регистрационный номер в федеральном перечне, могут пользоваться чужим реестровым номером. Не секрет, что желающие посетить Россию иностранцы пользовались услугами «фиктивного подтверждения».
Сейчас перечень гостиниц и иных объектов, которые получат «зеленый свет» для подтверждения, увеличивается.
Все ли иностранцы смогут воспользоваться упрощенным порядком получения визы
Но даже если все условия для выдачи туристической визы по брони выполняются, некоторые иностранные гости сделать это не смогут по ряду иных причин.
Например, иностранец хочет посетить несколько городов в России. В этом случае иностранцу потребуется запрашивать подтверждение брони от каждой гостиницы. Сложности возникнут, если турист не определился с датами пребывания в конкретном российском городе, да и следует учитывать расчетный час в гостиницах и переезды иностранца, возможно, в ночное время.
Если же иностранный турист из «разрешенных» стран планирует посетить один город в России, то он может сделать это самостоятельно, без туристической группы. Тем более, что в 2024 году сняты все коронавирусные ограничения для въезда на российскую территорию. По-прежнему иностранцу не стоит забывать про медицинскую страховку.
Страховка должна быть оформлена на срок пребывания туриста в России.
Резюме
Для того чтобы получить туристическую визу по брони, иностранец должен иметь от гостиницы или иного объекта размещения подтверждение о бронировании места. Подтверждение должно быть подписано уполномоченным сотрудником гостиницы или иного места размещения, а также заверено печатью (постановление Правительства от 09.06.2003 № 335).
И на основании предъявленного подтверждения о брони в отеле зарубежному туристу выдается документ о въезде.
В одной из статей, посвященных изменению в миграционном законодательстве, мы подробно описывали обновленный регламент по оформлению, выдачи и продлению срока действия виз иностранцам (приказ МВД от 15.11.2022 № 860).
Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KKkwt