Во исполнение пункта 56 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 № 3994-р, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения вносятся в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия для последующего внесения в Государственную Думу Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что действующее законодательство требует совершенствования по ряду вопросов. В частности, речь идет о наличии препятствий при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон, подготовке документов, содержащих сведениях о местоположении таких границ, и внесении соответствующих сведений о них в ЕГРН. Основным препятствием для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон являются выявляемые пересечения их границ с границами земельных участков, что не допускается земельным законодательством, за исключением определенных случаев. Указанные препятствия в комплексе приводят к тому, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон.
Это в свою очередь негативно сказывается на градостроительном потенциале территорий муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, создает правовую неопределенность для правообладателей земельных участков относительно их правового режима, способствует возникновению земельных споров.
Принятие законопроекта позволит устранить препятствия при подготовке, согласовании и принятии документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также обеспечить наполнение ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений.
В частности, законопроектом закреплены правила установления границ населенных пунктов и территориальных зон по границам земельных участков, имеющих пересечения между собой, с последующим устранением этих пересечений органом регистрации прав. Орган регистрации прав уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Законопроектом предлагается установить, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом) или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления границ населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН. Закрепляется механизм установления границ населенных пунктов, пересекающих земельные участки линейных объектов с одновременным внесением сведений о них в ЕГРН и разделом таких земельных участков. При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета.
Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Также предлагается уполномочить Росреестр вносить изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если более 50 процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Ранее такие сведения вносились при условии 75 и более процентов.
Данные изменения позволят усовершенствовать порядок исправления реестровых ошибок, повысить полноту и качество сведений ЕГРН, а также обеспечить реализацию показателей государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148.
Федеральный закон вступит в силу 01.01.2024 за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.
Пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Кадастровый учет и регистрация прав:
- Административная ответственность кадастрового инженера
- Аренда обременение
- Виды кадастровых карт
- Внесение изменений в ЕГРН
- Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке
- Показать все
- Кадастровый учет и регистрация прав:
- Административная ответственность кадастрового инженера
- Аренда обременение
- Виды кадастровых карт
- Внесение изменений в ЕГРН
- Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке
- Показать все
- Земля:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 22 «Требования к межевому плану» Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» «При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2024) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов. Кроме того, запрещено образование земельного участка, если его границы будут пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением ряда случаев (ч. 3, 7 ст.
11.9 ЗК РФ). Отметим, что, по мнению Росреестра, пересечение границы земельного участка и границы муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если оно не превышает пределы диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ указанных объектов, не является основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка (Письмо Росреестра от 22.09.2021 N 14-13645/21@);
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2024) Отметим, что по мнению Росреестра, пересечение границы земельного участка и границы муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если оно не превышает пределы диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ указанных объектов, не является основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка (Письмо Росреестра от 22.09.2021 N 14-13645/21@).
Нормативные акты
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 03.04.2023) 3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Как согласовать границы земельных участков?
Отсутствие установленных границ чаще всего становится причиной конфликтов и споров между правообладателями смежных земельных участков. Уточнение границ защитит права собственников, а также минимизирует возникновение дополнительных рисков. Эксперты Росреестра разъяснили, как согласовать местоположение границ земельных участков, чтобы избежать разногласий с владельцами соседних территорий.
Обязательно ли устанавливать границы земельного участка?
Согласно действующему законодательству, установление границ земельного участка не является обязательной процедурой. Но в то же время межевание позволяет избежать многих юридических проблем, в том числе земельных споров между владельцами смежных участков.
Кто проводит процедуру установления границ земельного участка?
Процедуру межевания проводит кадастровый инженер. Он производит замеры, определяет координаты границ земельного участка, а затем проводит согласование местоположения уточняемых границ земельного участка и смежных с ним земельных участков с собственниками и пользователями указанных объектов недвижимости.
Важно! Перед заключением договора на проведение кадастровых работ рекомендуем проверить сведения об их исполнителе в государственном реестре кадастровых инженеров на официальном сайте Росреестра.
Как проходит согласование границ земельного участка?
Порядок согласования границ земельных участков установлен ст. 39 Закона № 221-ФЗ . Кадастровый инженер направляет собственникам либо их представителям (при наличии нотариальной доверенности) извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ на почтовый или электронный адрес. Также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Обращаем внимание! Согласование местоположения границ земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке может быть произведено в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц.
- если в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ невозможно вручить заинтересованному лицу;
- смежный земельный участок расположен в границах территории ведения садоводства или огородничества и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
Важно! Оповещение владельцев смежных участков должно производиться не ранее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания.
- сведения о заказчике кадастровых работ, включая почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
- собственности;
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в бессрочное пользование);
- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Кроме того, в случае наличия аренды на земельном участке более чем 5 лет, согласование границ производится как с собственником земельного участка, так и с указанным арендатором.
- при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
- если извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Как оформляется несогласие c определением границ земельного участка?
При несогласии правообладателей с результатами уточнения границ, возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану. Наличие обоснованных возражений, оформленных в письменной форме, является основанием для принятия государственным регистратором прав решения о приостановлении государственного кадастрового учета.
Согласно ч. 5 ст.40 Закона №221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.
Как избежать нарушений земельного законодательства?
Государственный земельный надзор Росреестра направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры, которые касаются без исключения всех собственников и пользователей участков. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники, и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
В этом материале подробно расскажем, какие нарушения земельного законодательства являются самыми распространенными, и что нужно знать, чтобы их избежать.
Каким образом проводятся проверки?
Инспекторы Росреестра по использованию и охране земель могут самостоятельно выезжать на местность для проведения проверок или осуществлять мероприятия удаленно с помощью средств дистанционного зондирования Земли – беспилотных летательных аппаратов. Благодаря этому специалисты обследуют выбранную территорию комплексно для определения: используются ли земли в соответствии с требованиями закона, есть ли нарушения, а если да, то что является их причиной.
В частности, причинами нарушений могут являться не умышленные действия правообладателей, а ошибки кадастровых инженеров, которые требуют устранения.
Соблюдать законодательство обязаны все, поэтому инспекторы проверяют физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Контрольные мероприятия бывают плановые и внеплановые. Плановые – проводятся в соответствии с ежегодными планами, утвержденными территориальными органами Росреестра после согласования с органами прокуратуры. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий определяется категорией риска, к которой отнесен земельный участок. Для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем 1 раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
Для земельных участков, отнесенных к категории низкого риска и для земельных участков не вошедших в перечень земельных участков, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Внеплановые проверки проводятся в случаях:
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
- наступления срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства.
Росреестр в числе первых федеральных органов исполнительной власти внедрил риск-ориентированный подход как при планировании проверок, так и при принятии решений о проведении внеплановых проверок. То есть для проверок выбираются только те территории, где высок риск возникновения нарушений. При этом проверки участков, на которых нет нарушений, максимально сокращаются.
Какие бывают виды нарушений и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков?
К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:
—самовольное занятие земельного участка (так называемые, самозахваты, или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований)
— нецелевое использование земель, то есть использование участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Например, земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.
— неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, то есть если такие земельные участки не используется в течение установленного законодательством срока. Заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы составляют акты. В случае выявления нарушений после проведения проверки нарушителю выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Инспектором после проведения контрольного (надзорного) мероприятия
и в случае выявления нарушения может быть составлен протокол
об административном правонарушении.
Размер штрафа зависит от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка, на котором оно допущено, а также от того, кто его допустил: юридическое лицо, физическое лицо или должностное. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не определена, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает минимальную и максимальную сумму штрафа.
В предписании об устранении нарушения указывается срок, в течение которого необходимо устранить выявленное нарушение, а также способы его устранения.
Правонарушитель имеет право до истечения срока устранения нарушения направить в территориальный орган Росреестра, который проводил проверку, информацию об устранении нарушения. Поступившая информация об устранении нарушения должна быть рассмотрена должностным лицом Росреестра, а также должен быть сделан вывод об устранении или неустранении нарушения.
После истечения указанного в предписании срока, если от лица, которому выдано предписание, не поступила информация об устранении нарушения, или если поступившей информации недостаточно для установления факта устранения нарушения, проводится повторная проверка. Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то уполномоченное должностное лицо Росреестра выдает нарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства. При этом возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 или частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, территориальный орган Росреестра в течение 30 дней с момента выявления факта неустранения нарушения уведомляет об этом орган государственной власти или орган местного самоуправления. По законодательству они могут обратиться в суд с требованием о понуждении правонарушителя устранить нарушение требований законодательства, если оно допущено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Также за правонарушения, связанные с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использовании земельного участка не в соответствии с установленным для него целевым назначением или видом разрешенного использования, земельный участок может быть изъят у правообладателя.
В каком случае земельный участок может быть изъят?
Нужно понимать, что главная цель земельного надзора – профилактика и устранение нарушений требований законодательства. Изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь по решению суда в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения.
ВАЖНО! Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и после привлечения
к административной ответственности лица, не выполнившего предписание,
к административной ответственности.
Основания инициирования Росреестром процедуры изъятия земельного участка у собственника или расторжения договора аренды указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации и Земельном кодексе Российской Федерации. Среди них:
— неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение 3 лет;
— использование земельного участка не в соответствии с установленных для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Как избежать нарушения земельного законодательства и защитить свои права на пользование и владение земельным участком?
Для того, чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательства, всем землепользователям рекомендуется:
- Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Такими документами являются договоры купли-продажи, дарения, мены и иные случаи, предусмотренные законодательством.
Если документов на участок нет или утеряны, нужно восстановить их, оформить право на участок, зарегистрировав его в Росреестре.
- Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
- Использовать земельный участок в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Уточнить информацию о регистрации права и наличии сведений о местоположении границ земельного участка в ЕГРН можно в выписке из ЕГРН, заказать и получить которую можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг , на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», а также в МФЦ.
Если границы не установлены, можно пригласить кадастрового инженера для проведения межевания земельного участка и внесения точных границ в ЕГРН. Это защитит владельцев от возможных споров с соседями или публичными собственниками.
- Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе.
- Осуществлять на участке деятельность в соответствии с установленным для земельного участка целевым назначением и видом разрешенного использования. Вид разрешенного использования земельного участка. Информация о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка указана в выписке из ЕГРН.