(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Какие штрафы за нарушение трудового законодательства: справочник
За выявленные в результате проверок нарушения ГИТ привлекает виновных должностных и юрлиц, а также ИП к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
от 110000 до 130000 | от 15000 до 25000 | от 15000 до 25000 | ||
ч.4 ст.5.27.1 | Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты | от 130000 до 150000 | от 20000 до 30000 | от 20000 до 30000 |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение | от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет | от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
ч.1 ст.14.54 | Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда | от 70000 до 100000 | от 20000 до 30000 | — |
ч.2 ст.14.54 | Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.14.54, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение | от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | от 40000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет | — |
ч.23ст.19.5 | Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа, осуществляющего госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА | от 100000 до 200000 | от 30000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет | от 30000 до 50000 |
- нарушение трудового законодательства
- справочник бухгалтера
- инструкции для бухгалтера
Автор: Инна Коснова, обозреватель «Клерка»
✍🏻 Новые правила по воинскому учету вступили в силу
Президент РФ подписал закон, которым вносятся соответствующие поправки в КоАП РФ (Федеральный закон от 31 июля 2024 г. № 404-ФЗ).
✓ Нормативное регулирование воинского учета.
✓ Как зарегистрироваться в военкомате.
✓ Кто может не регистрироваться в военкомате.
✓ А если сотрудники только женщины?
✓ Как вести воинский учет.
Проверка трудовой инспекции: кого будут проверять в 2024 году
Государственная инспекция труда проводит проверки, чтобы контролировать, соблюдает ли организация трудовое законодательство, и пресекать нарушения трудовых прав работников. Проверки бывают 2 видов: плановые и внеплановые.
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки чаще всего проводят по жалобам работников и иногда по требованиям прокуратуры, поручениям правительства. Избежать проверок и уменьшить число жалоб работников некоторым работодателям помогает мотивация и геймификация. Смотрите в нашем видео оригинальный способ повысить лояльность сотрудников без увеличения зарплат.
В 2022 году внеплановые проверки проводят только в исключительных случаях:
- при угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе обороне страны и безопасности государства;
- иных случаях, установленных п. 3 Постановления Правительства 336 от 10.03.2022.
До 19.11.22 некоторые работники жаловались на невыплату заработной платы со ссылкой на угрозу причинения вреда их здоровью. Такие жалобы становилось поводом для внеплановой проверки ГИТ. Теперь инспекция труда сможет провести внеплановую проверку только если жалоба поступила от 10 человек или 10% от среднесписочной численности работников.
Изменения внесены Постановлением Правительства 2036 от 10.11.22.
Есть 4 вида контрольных мероприятий, которые применяют при внеплановых проверках:
- инспекционный визит,
- рейдовый осмотр,
- документарная проверка,
- выездная проверка.
Работник жалуется на незаконное увольнение, будет ли ГИТ проводить внеплановую проверку?
Могут отказать в проведении выездной проверки, если отсутствует явная угроза жизни работника. Но инспектор по согласованию с прокуратурой сможет применить другие мероприятия контроля, например запросить документы и провести документарную проверку. Данный вывод следует из письма Роструда ПГ/08023-6-1 от 08.04.2022.
Плановые проверки
Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, которую инспекция труда присвоила организации. Таких категорий 5, их присваивают по правилам, утвержденным Постановлением Правительства.
Категория риска | Как часто проверяют планово |
---|---|
Низкая | Не проверяют |
Умеренный риск | Раз в 6 лет |
Средний риск | Раз в 5 лет |
Значительный риск | Раз в 3 года |
Высокий риск | Раз в 2 года |
На категорию риска существенно влияют: число работников, ОКВЭД работодателя, задолженность по оплате труда, привлечение к административной ответственности за последние 3 года. Самостоятельно проверить категорию риска вашей организации можно на сайте Роструда в онлайн-калькуляторе.
Как работодателю уменьшить категорию риска, рассказали в статье
Информацию о предстоящей плановой проверке любой организации удобнее всего получать в СБИС. Программа заранее покажет все плановые проверки работодателя. Еще проверки можно отслеживать на сайте Роструда, там в срок до 10 ноября выкладывают списки работодателей по регионам в Excel-файлах.
Хочу знать о проверках компании заранее
Как проходит проверка
Как подготовиться к проверке
Перед плановой проверкой инспектор направляет в организацию почтой или по факсу запрос, в котором указывает дату и место проведения проверки. Также он предоставляет чек-лист — перечень документов для подготовки, содержащий контрольные вопросы. По ним инспектор оценивает соблюдение трудового законодательства в организации.
Что делать во время проверки
В течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспектора нужно предоставить запрошенную информацию и документы. Копии предоставляемых документов работодатель заверяет печатью организации, подписью уполномоченного представителя и передает их инспектору ГИТ. Требовать оригиналы инспектор не вправе.
По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором отражает выявленные нарушения и виновных в нарушении лиц. С этим актом работодателя обязаны ознакомить.
Что делать, если нашли нарушения
При обнаружении нарушений инспектор составляет протокол. Он вправе запросить объяснения от работодателя, бухгалтера, сотрудника отдела кадров. Уполномоченный представитель организации имеет право не свидетельствовать против себя и отказаться от дачи объяснений.
«Уверена, работодателю выгоднее уже на стадии начала проверки привлечь юриста, выработать линию защиты и предоставить проверяющим нужные объяснения.
Если компания применяет кадровый электронный документооборот, собирать доказательства еще проще. Например, работодатели, которые ведут кадровый ЭДО в СБИС, собирают нужный пакет кадровых документов за 5–10 минут», — делится юрист по КЭДО Ксения Корчагина.
Штрафы трудовой инспекции
За нарушение трудовых прав работников установлено несколько видов ответственности для работодателя:
- Административная ответственность.
Размер административного штрафа зависит от нарушения работодателя. Штраф 50–100 тысяч рублей по ч. 4,5 ст. 5.27 КоАП РФ возможен за незаключение трудового договора или заключение договора на оказание услуг вместо трудового. Штраф 30–50 тысяч рублей по ч. 1,2 ст. 5.27 КоАП РФ возможен за невыдачу расчетных листков, отсутствие графика отпусков или неоформление согласия на привлечение работника в выходные. Штраф 110–130 тысяч рублей по ч. 3,5 ст. 5.27.1 КоАП РФ возможен за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра, непроведение обучения по охране труда. - Уголовная ответственность.
Штраф до 200 тысяч рублей по ст. 144.1 УК РФ возможен для работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионера.
Как оштрафуют работодателя за несвоевременное предоставление документов по требованию ГИТ
Штраф от 2 до 4 тысяч рублей для руководителя организации по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ установлен за отказ или несвоевременное представление документов по требованию инспектора труда при проведении проверки.
Каких работодателей ГИТ будет проверять в 2024
В 2024 году мораторий на проверки бизнеса продлен Постановлением Правительства 1743 от 01.10.2022. Это значит, что в 2024 году будут проводить:
- Плановые проверки только у компаний и ИП, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 2 класса. Остальные плановые проверки инспекции труда приостановлены
- Профилактические мероприятия разрешены, и их количество может увеличиться. ГИТ может информировать о нарушениях, объявлять предостережения, приходить с профилактическими визитами или давать консультации.
Быстро собрать информацию и кадровые документы для профилактического визита ГИТ или внеплановой проверки поможет СБИС. В СБИС все нужные для проверок документы под рукой: графики отпусков, табели, штатное расписание.
Кадровый и воинский учет электронно
Энциклопедия решений. Распространенные нарушения, за которые штрафует трудовая инспекция (август 2024)
Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за любые выявленные при проведении проверки нарушения законодательства о труде и об охране труда, если срок давности по ним не истек. Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ч.
1 ст. 4.5 КоАП РФ). Наиболее распространенным нарушением является невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы и других выплат (ч.
6 ст. 5.27 КоАП РФ)*(1).
Также существует категория нарушений (длящиеся правонарушения), срок давности по которым исчисляется не со дня совершения, а со дня их обнаружения . Выявление инспектором труда при проведении проверки таких нарушений практически всегда влечет административную ответственность работодателя. Приведем наиболее распространенные длящиеся нарушения трудового законодательства, за которые штрафуют трудовые инспекторы.
Работодателем не ведется учет времени, фактически отработанного каждым работником. О нарушении данного требования свидетельствует как отсутствие табелей учета рабочего времени, так и неуказание в них отработанных работниками часов
В правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовых договорах не установлены конкретные даты выплаты заработной платы, либо даты выплаты заработной платы установлены позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена
В правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует хотя бы одно из обязательных положений:
— порядок приема и увольнения работников;
— основные права и обязанности сторон трудового договора;
— ответственность сторон трудового договора;
— меры поощрения и взыскания, применяемые к работникам.
Работодателем не разработаны и не утверждены правила внутреннего трудового распорядка
Работникам не выплачивается денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, если сумма самой задолженности не погашена
п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них не скреплена сургучной печатью или не опломбирована
Работодателем не проведена специальная оценка условий труда
п. 2.1.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.03 N1/29 (далее — Порядок)
Работодателем приказом не назначено лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принятыми работниками
Работодателем не разработана и не утверждена в установленном порядке программа проведения вводного инструктажа по охране труда
У работодателя отсутствуют журналы регистрации инструктажей по охране труда
Работодателем не утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте
Работодателем не разработана и не утверждена в установленном порядке программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий или видов работ
*(1) Данное нарушение выделено в самостоятельный состав с 3 октября 2016 года (см. федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ), а до этой даты оно охватывалось ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок » Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.