КоАП РФ Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
- Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
- Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
- Статья 8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
- Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
- Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
- Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
- Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
- Статья 8.5.2. Сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
- Статья 8.6. Порча земель
- Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
- Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
- Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
- Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
- Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
- Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
- Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
- Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
- Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
- Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
- Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
- Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
- Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
- Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
- Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
- Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
- Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
- Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
- Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
- Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
- Статья 8.30.1. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
- Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
- Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
- Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
- Статья 8.32.2. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
- Статья 8.32.3. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
- Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
- Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
- Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
- Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
- Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
- Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
- Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
- Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
- Статья 8.41.1. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
- Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
- Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
- Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
- Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
- Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
- Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
- Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
- Статья 8.48. Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
- Статья 8.49. Нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
- Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
- Статья 8.51. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
- Статья 8.52. Несоблюдение требований к содержанию животных
- Статья 8.53. Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию
- Статья 8.54. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев
Условия экологического контроля в 2024 году
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Об особых условиях контроля» (от 10 марта 2022 года), продлевающие мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2024 год. Обсудим предусмотренные постановлением особенности контрольной деятельности в 2024 году, а также новый правовой облик профилактического визита подробнее в колонке.
В силу п. 11(3), на 2024 год были оставлены только плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), регулируемые Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проводятся (и, соответственно, вносятся в планы проведения плановых КНМ и планы проведения плановых проверок) плановые КНМ и плановые проверки в отношении объектов контроля:
1) отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,
2) опасных производственных объектов II класса опасности,
3) гидротехнических сооружений II класса.
Однако для этих ограничений предусмотрели исключения – положения абз. 1 п. 11(3) не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.
К таким видам контроля/надзора относятся, например, лицензионный контроль за деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности, федеральный государственный ветеринарный надзор и пр.
В постановлении предусмотрели не только возможность контролирующего органа провести профилактический визит, но и право контролируемого лица, в отношении которого сохраняются плановые проверки, обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении такого визита (абз. 3 п. 11(3)).
Если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
С учетом установленных сроков проведения визита (не позднее, чем за один месяц до планового мероприятия), фактически введение этих положений дает «второй шанс» субъектам, в отношении которых плановые КНМ проводятся, – достаточный временной промежуток до планового мероприятия позволяет устранить некоторые нарушения.
Профилактический визит отнесен к одному из видов профилактических мероприятий, осуществляемых при проведении государственного экологического контроля (надзора) (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».
Профилактический визит – это профилактическая беседа инспектора очно (по месту осуществления деятельности контролируемого лица) либо с использованием видео-конференц-связи. От проведения профилактического визита контролируемое лицо вправе отказаться (ч. 6 ст.
52 Закона о государственном контроле).
Так как это мера предупреждения рисков, то в рамках такого визита лицо может только быть проинформировано либо проконсультировано по вопросам ведения деятельности.
Это включает в себя информирование:
1) об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля,
2) их соответствии критериям риска,
3) основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска,
4) о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Именно поэтому по итогам такого визита, по общему правилу, предписание выдано быть не может (ч. 8 ст. 52 Закона о государственном контроле). Если инспектор в ходе визита выявил явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении КНМ (ч. 9 ст.
52 Закона о государственном контроле).
Однако для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска обсуждаемым постановлением была предусмотрена возможность выявления нарушений обязательных требований и выдача предписания в процедуре профилактического визита (абз. 5 п. 11(4)). К счастью, для объектов экологического контроля (надзора) такое исключение предусмотрено не было.
Введение такого условия фактически нивелирует «профилактический характер» визита и сближает его с инспекционным визитом или внеплановой проверкой.
Резюмируя, отметим важное: мораторий на плановые проверки в 2024 году действительно дает существенные послабления в части административной нагрузки, однако необходимо помнить, что у контролирующих органов остается возможность провести внеплановые мероприятия и прокурорские проверки. Соответственно, посредством этих форм контролирующие органы могут выявлять нарушения в деятельности природопользователей как и ранее.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Нарушение норм экологической безопасности 2024
Статьей 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Преамбулой к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается аналогичная обязанность каждого человека.
ТОЛЬКО СЕГОДНЯ — Задайте вопрос юристу бесплатно!
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Законодатель не случайно выделил данные нормы в отдельную главу, подчеркивая важность и значимость данных общественных отношений.
Выделяются несколько групп экологических преступлений. Одна из групп объединяет деяния, посягающие на отдельные элементы окружающей среды, ее классификационным признаком выступает предмет преступления – охраняемый природно-ресурсный потенциал: животный мир (ч. 1 ст.
249, ст.
256-258 УК РФ), растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.
260 и 261 УК РФ), воды (ст. 250, 252 УК РФ), атмосфера (ст. 251 УК РФ), особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.
253, 259, 262 УК РФ), земля (ст. 254 УК РФ), недра (ст.
Для объективной стороны экологического преступления характерно наличие трех элементов:
реальная угроза либо причинение вреда экологии, нарушение прав и интересов субъектов экологического права;
причинная связь между общественно опасным противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением прав и интересов субъектов экологического права.
Составы преступлений, названных в главе 26 УК РФ, как правило, являются материальными, то есть ответственность наступает за причинение вреда природной среде, для привлечения виновного к ответственности необходимо наступление преступных последствий.
Уголовно наказуемы только противоправные деяния, повлекшие указанные в законе последствия. Деяние приобретет признак противоправности только в случае, когда вред и негативное воздействие на компонент природной среды причиняется неправомерными действиями. Противоправно то загрязнение природы, которое совершено без получения соответствующего разрешения либо с превышением согласованных уполномоченным органом качественных или количественных величин эмиссии вредных веществ в природную среду.
В таком случае для обоснования противоправности действий лица достаточно доказать отсутствие у него законных оснований для негативного воздействия на природу и наступление перечисленных в законе последствий.
Ответственность за бездействие наступает при условии, если уполномоченное лицо не выполняет тех обязанностей, которые на него возложены законом, иными нормативными актами или должностными инструкциями.
УК РФ предусматривает широкий спектр наказаний за экологические преступления, позволяющие учесть их общественную опасность, обеспечить восстановление социальной справедливости.
Наиболее часто используемым в главе 26 УК РФ видом наказания является штраф. Он присутствует в санкциях практически всех составов экологических преступлений и использован в качестве основного и дополнительного вида наказания. В некоторых составах нижняя граница штрафа отсутствует, за совершение наиболее общественно опасных экологических преступлений штраф может быть назначен в размере до трех миллионов рублей.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение экологических преступлений назначается сроком до трех лет (исключение составляют ст. 250, 251, 252, 253 и 258.1 УК РФ, где максимальный срок данного вида наказания увеличен до пяти лет).
Часто применимым наказанием по делам об экологических преступлениях являются обязательные работы. В большинстве санкций экологических преступлений обязательные работы не имеют нижнего размера границы наказания, а верхний предел установлен в 480 часов (максимально возможный в соответствии со ст. 49 УК РФ срок).
В санкциях составов экологических преступлений присутствует также такой вид наказания, как исправительные работы, которые назначаются сроком до двух лет, и принудительные работы, которые назначаются по разным составам сроком до 5 лет.
В качестве наказания за совершение экологического преступления предусмотрено ограничение свободы, которое применяется как основной вид наказания, так и дополнительный. В качестве основного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет (за исключением ст. 259 УК РФ, где срок наказания составляет 3 года), в качестве дополнительного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет.
Лишение свободы предусмотрено в качестве наказания в санкциях практически всех составов, максимальный срок наказания составляет до десяти лет.
Следует отметить, что на основании п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ к лицу, совершившему преступление, в целях устранения условий, способствующих совершению новых преступлений как данным лицом, так и другими лицами, применяется также такая мера уголовно-правового характера как конфискация – на основании судебного постановления орудия преступления (бензопилы, трелевочные трактора, моторные лодки, оружие, средства лова и т.д.), оборудование или иные средства совершения преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершались экологические преступления (например, незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений и др.), могут быть конфискованы.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области
С 1 февраля 2024 года введена административная ответственность за неисполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля.
Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В случае оснащения стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей таких выбросов и (или) сбросов, либо требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При повторном совершении указанного правонарушения должностные лица будут оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалифицированы на срок от шести месяцев до одного года. Для юридических лиц размер штрафа составит от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, при этом предусматривается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет нести административную ответственность как юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Установление административной ответственности будет стимулировать природопользователей к выполнению в установленные сроки требований природоохранного законодательства, что позволит повысить эффективность государственного экологического надзора и экологической безопасности в нашей стране и оперативно реагировать на нарушения законодательства.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района
Прямая ссылка на материал
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
2 марта 2024, 17:32
Усилена административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности
С 1 февраля 2024 года введена административная ответственность за неисполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля.
Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В случае оснащения стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей таких выбросов и (или) сбросов, либо требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При повторном совершении указанного правонарушения должностные лица будут оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалифицированы на срок от шести месяцев до одного года. Для юридических лиц размер штрафа составит от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, при этом предусматривается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет нести административную ответственность как юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Установление административной ответственности будет стимулировать природопользователей к выполнению в установленные сроки требований природоохранного законодательства, что позволит повысить эффективность государственного экологического надзора и экологической безопасности в нашей стране и оперативно реагировать на нарушения законодательства.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района
Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году
Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
- характером правонарушения;
- формой собственности предприятия;
- правовым статусом виновного лица.
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
- вынесение предупреждения;
- штраф;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискация продукции;
- лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
- ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
- исправительные работы;
- арест.
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
- Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
- Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
- Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
- причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
- смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России.
Услуги
- Замер выбросов в атмосферу
- Анализ воздуха
- Замеры воздуха рабочей зоны
- КХА отходов
- Биотестирование отходов
- Анализ почвы
- Анализ воды
- Радиационный контроль
- Производственный контроль
- Разработка проекта ПДВ
- Разработка проекта СЗЗ
Похожие записи:
- Как усыновить (удочерить) ребенка из детского дома что нужно, правила, как происходит, требования
- Как утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка
- Как учесть счет фактуру в целях возмещения ндс
- Как учитывается стаж муниципальной службы
Ужесточение ответственности за нарушение экологического законодательства
Вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за нарушение правил в сфере охраны окружающей среды. Теперь за неуплату в срок экологического сбора установлены штрафы для организаций, предпринимателей и должностных лиц.
Введены отдельные нормы об ответственности за нарушение порядка представления экологической отчетности, норм обращения с отходами. Комментируют основные изменения эксперты 1С.
Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ внесены поправки в нормы КоАП РФ, которые регулируют ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами производства и потребления.
Помимо этого, введена ответственность за неуплату (неполную уплату) экологического сбора. Изменения в КоАП РФ действуют с 17.06.2019.
За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф
Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст.
24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.
Сумма штрафа составляет в отношении:
- должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
- организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.
Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15.04.2019. По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена. В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.
Напомним, что действующая форма расчета экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, в решениях «1С:Предприятие 8» реализована. Отправить Расчет суммы экологического сборав Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.
Подготовлены изменения в указанную форму Расчета . В частности, предполагается, что Раздел 2 «Расчет суммы экологического сбора» будет состоять из подразделов:
- 2.1 «Расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров)»;
- 2.2 «Расчет суммы экологического сбора упаковки»;
- 2.3 «Итоговая сумма экологического сбора».
Новые штрафы за непредставление экологической отчетности
В новой статье 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.
Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций налагается штраф в отношении:
- должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
- ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
- юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Если отчетность представлена не в неполном объеме или в ней содержатся недостоверные сведения, за это предусмотрен следующий штраф в отношении:
- должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
- ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.;
- юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.
Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий
До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:
- с отходами производства и потребления;
- веществами, разрушающими озоновый слой;
- иными опасными веществами.
Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст.
1 Закона № 141-ФЗ).
Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.
Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:
- при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
- при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
- при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).
Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:
- совершения этого же нарушения в течение года повторно;
- причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).
На наш взгляд, к ответственности по КоАП РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 141-ФЗ, организации и индивидуальных предпринимателей вправе привлекать за правонарушения, совершенные начиная с 17.06.2019.
От редакции.На сайте есть специальный раздел «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор». Материалы раздела помогут разобраться, какие платежи должна рассчитать и перечислить в бюджет именно ваша компания.