Направление на платные медуслуги при постановке диагноза 2024

Если медорганизация системы ОМС, перед тем как госпитализировать пациента с направлением, оказывает ему платные медуслуги, которые входят в стандарт медпомощи и гарантированы Терпрограммой ОМС, то она нарушает право застрахованного лица на доступность медпомощи и рискует частично остаться без оплаты оказанной пациенту медпомощи из средств ОМС (определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г. № 309-ЭС19-17913).

В такой ситуации оказался частный медцентр, который работал в системе ОМС. Для выполнения Терпрограммы ОМС центру было утверждено госзадание – объемы медпомощи, оплачиваемой за счет ОМС, в том числе стационарная помощь, специализированная помощь, ВМП, амбулаторно-поликлиническая помощь.

«Заполучив» пациентку с направлением на госпитализацию (диагноз – гонартроз), медцентр:

  • провел пациентке ФГДС (платно);
  • сделал рентгеноденситометрию поясничного отдела позвоночника и проксимального отдела бедренной кости (платно);
  • сделал электронейромиографию нижних конечностей, исследование функций внешнего дыхания (платно);
  • определил группу крови и резус-принадлежность (платно);
  • уложил к себе в стационар и оказал медпомощь, с кодом услуги «Артрозы, другие поражения суставов, болезни мягких тканей, диагноз основной М 17.1 «Другой первичный гонартроз » (бесплатно).

Пациентка пожаловалась в страховую, та провела ЭКМП, затем ТФОМС провел реэкспертизу и пришел к выводу, что СМО обоснованно применила код дефекта 1.4 (взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медпомощь, предусмотренную ТП ОМС), обоснованно уменьшила оплату оказанной медпомощи и наложила штраф.

Центр обжаловал решение ТФОМС в суд, и даже выиграл в апелляции.

Апелляционный суд отметил, что спорную ФГДС провели за три дня до госпитализации (в пятницу), а остальные манипуляции – хоть и в день госпитализации (понедельник), но все-таки до ее начала как таковой: в 9 утра и в половине двенадцатого, а время поступления пациентки в стационар, записанное на титульном листе медкарты, – это час пополудни.

Значит, пациентка пришла самотеком, обратилась за помощью по своей инициативе, а согласно п. 5 ст. 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медорганизации системы ОМС вправе оказывать пациентам платные медуслуги при самостоятельном обращении за получением таковых.

Однако суды остальных инстанций сочли иначе:

  • страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медпомощи и включает первичную медико-санитарную помощь и ВМП в случаях болезней костно-мышечной системы. Медцентру были утверждены объемы именно такой медпомощи, оплачиваемой за счет средств ОМС;
  • спорные платные исследования, назначенные пациентке в день госпитализации, входили в стандарт первичной медико-санитарной помощи при гонартрозе;
  • пациентка обратилась за медпомощью на основании уведомления и направления на госпитализацию, выданных самим медцентром;
  • следовательно, в день госпитализации медцентр оказал пациентке платные услуги в виде медпомощи, которая в гарантированном объеме оказывается застрахованным лицам без взимания платы в соответствии с программой ОМС, и входит в Стандарт медпомощи больным с гонартрозом;
  • это квалифицируется как нарушение, ограничивающее доступность медпомощи для застрахованных лиц (код дефекта 1.4);
  • оказание платных медуслуг допустимо в случае, если обследование не входит в Терпрограмму госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
  • фактически застрахованное лицо было вынужденно согласиться на платное обследование, что подтверждается его последующим обращением с жалобой на оказание платных услуг.

Верховный Суд РФ отказал медцентру в пересмотре дела.

Новые правила оказания платных медицинских услуг

С 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г. медорганизации будут оказывать платные медицинские услуги по новым правилам – утверждено Постановление Правительства РФ от 11 мая 2024 г. № 736 (далее – Правила № 736). Документ заменит ныне действующее Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее – Правила № 1006).

Рассмотрим главные изменения, на которые необходимо обратить внимание медицинским организациям.

Особенности оказания платных медуслуг участниками программы госгарантий

Батурина Ирина, адвокат Адвокатской конторы № 10 Нижегородской областной коллегии адвокатов:

Медорганизациям, участвующим в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, стоит обратить внимание на п. 8 Правил № 736. В нем отражен закрытый перечень случаев, когда участники программы госгарантий вправе оказывать услуги на платной основе. Такой же перечень есть в Правилах № 1006.

Из отличий – в Правилах № 736 исключили запрет на взимание платы за оказание медпомощи в неотложной форме. По Правилам № 1006 медорганизации – участники программы госгарантий не могут оказывать платно медпомощь в неотложной форме.

Также появилось уточнение: если установление индивидуального поста медицинского наблюдения в стационаре необходимо по медицинским показаниям, то требовать плату за эту услугу нельзя. По Правилам № 1006 услуга по установлению индивидуального поста может предоставляться платно независимо от показаний.

Габай Полина, адвокат, учредитель ООО «Факультет медицинского права»:

Согласно п. 8 Правил № 736 медорганизации – участники программы госгарантий вправе оказывать платные медуслуги на иных условиях, чем предусмотрено программами, когда назначен и применяется по медицинским показаниям лекарственный препарат не из перечня ЖНВЛП 1 , если его назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости, а также такой препарат не закупается за счет бюджетных ассигнований. Условие о платности по Правилам № 1006 не действует только в отношении лекарственных препаратов, которые находятся вне перечня ЖНВЛП.

Также медорганизации – участники программы госгарантий смогут применять на платной основе медицинские изделия и лечебное питание, если они не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программы госгарантий. По Правилам № 1006 медицинские изделия и лечебное питание могут быть оплачены пациентом, если они не входят в стандарт медпомощи.

Требования к информации, которая доводится до пациента

Адвокат Габай Полина:

Как и прежде, определенную информацию медорганизация обязана разместить на инфостенде и сайте, если он есть. Перечень указан в п. 12–16 Правил № 736:

  • информация о медорганизации и предоставляемых платных медуслугах в соответствии со ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей»;
  • адрес юрлица, ОГРН, ИНН (для ИП – Ф.И.О., адрес, ОГРНИП);
  • адрес сайта (при наличии);
  • информация о методах оказания медпомощи и связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи;
  • выписка из ЕГРЮЛ (для ИП – из ЕГРИП);
  • информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номер и срок действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию;
  • период приостановления деятельности (в случае ремонта или других мероприятий).

Из новшеств – такая информация должна доводиться до пациента не только в доступной, но и наглядной форме (п. 18 Правил № 736). Что подразумевается под наглядностью, регулятор не уточнил.

Рекомендация  Начисление зарплаты и премии 2024

Видимо, придется к тексту добавлять знаки, картинки, логотипы и прочее творчество.

Но самое странное нововведение – это обязанность разместить на инфостенде и сайте информацию о методах оказания медпомощи и рисках, видах медвмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи (подп. «в» п. 13, подп. «д» п. 14 во взаимосвязи с п. 18 Правил № 736). Считаю данное требование лишним, поскольку вопросы информирования пациента о медвмешательстве регулируются ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: пациент подписывает информированное добровольное согласие (ИДС), которое должно содержать вышеуказанную информацию.

Кроме того, медорганизация обязана разместить на инфостенде и сайте ссылки на стандарты медпомощи и клинические рекомендации (подп. «в» п. 17 Правил № 736). Данное правило касается только тех документов, которые медорганизация использует в своей деятельности. Источниками ссылок должны выступать интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru и сайт Минздрава России https://cr.minzdrav.gov.ru/, где размещен Рубрикатор клинических рекомендаций.

Адвокат Батурина Ирина:

Медорганизация как профессиональный исполнитель, обладающий полными сведениями, обязана довести до пациента исчерпывающую информацию об оказываемых медицинских услугах. На это также неоднократно указывали суды 2 Стоит учитывать, что суды напрямую связывают качество оказанной медуслуги с полнотой предоставленной пациенту информации о ней и степенью достижения запланированного результата 3 . Поэтому не стоит пренебрегать требованиями Правил № 736 о доведении до пациентов информации.

Например, согласно подп. «г» п. 17 Правил № 736 медорганизация обязана сообщить пациенту, сколько ему придется ожидать предоставления платных медуслуг. Этот же срок должен быть указан в договоре об оказании платных медуслуг. В Правилах № 1006 такая обязанность медорганизаций не предусмотрена, в то время как срок ожидания медицинской помощи регулировался и продолжает регулироваться территориальными программами госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи 4 .

Медорганизация должна предоставить пациентам образцы договоров об оказании платных медуслуг. Их можно разместить на инфостенде или сайте (подп. «ж» п. 17 Правил № 736). Кроме того, необходимо проинформировать пациентов о лицах, имеющих право на получение льгот как на основании закона, так и согласно локальным актам медорганизации (подп. «з» п. 17 Правил № 736).

В Правилах № 1006 таких требований нет.

Также медорганизациям нужно продумать и внедрить в работу порядок предоставления пациенту сведений, позволяющих идентифицировать имплантированное в организм медицинское изделие (п. 38 Правил № 736). Производители медизделий, например зубных имплантатов, в упаковки вкладывают несколько копий этикетки отслеживаемости, содержащих краткую информацию об изделии.

Часто стоматологические клиники вклеивали такие этикетки только в медицинские карты пациентов и ничего не выдавали им на руки.

Новое оформление договора об оказании платных медуслуг

Адвокат Батурина Ирина:

В п. 23 Правил № 736 установлено, что договор должен содержать паспортные данные пациента и заказчика (если он физлицо). В Правилах № 1006 такого требования нет, что вызывает споры: клиники просят паспортные данные, а пациенты отказываются их предоставлять.

В договоре необходимо прописать порядок и условия выдачи пациенту медицинских документов после его исполнения (п. 38 Правил № 736). Придумывать особый порядок не имеет смысла – есть приказы Минздрава России, которые данные вопросы регулируют 5 .

Также в договор необходимо включить пункт, уведомляющий пациента об обязанности соблюдать правила поведения и режим лечения (п. 20 Правил № 736). Правила поведения в медицинской организации рекомендую разместить на инфостенде и сайте, чтобы пациенты имели к ним свободный доступ.

Адвокат Габай Полина:

Согласно подп. «д» п. 23 Правил № 736 в договоре должен быть дан перечень оказываемых пациенту медуслуг. При этом с учетом п. 11 Правил № 736, если услуги превышают объем стандарта медпомощи, в договоре это надо отразить и указать, что пациент согласен.

Если возникла необходимость оказать услуги, не предусмотренные договором, медорганизация должна оформить с пациентом дополнительное соглашение к договору или заключить новый договор с перечислением этих услуг и их стоимости (п. 27 Правил № 736). Иначе предоставлять допуслуги клиника не вправе.

Данное требование действует, если иное не прописано в договоре. То есть медорганизация вправе указать в договоре, как она будет согласовывать с пациентом оказание допуслуг. Например, туда можно включить такое положение: «Пациент уведомлен о том, что может потребоваться дополнительное медицинское вмешательство для обеспечения безопасности и надлежащего качества намеченных медицинских услуг.

Перечень дополнительных услуг согласовывается с пациентом и указывается в дополнительном плане лечения».

Договор, все приложения и соглашения к нему придется хранить пять лет с учетом Приказа Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 (п. 25 Правил № 736).

Заключение дистанционного договора

Адвокат Габай Полина:

Главное нововведение – заключение договора об оказании медуслуг дистанционным способом, т.е. через интернет.

Идентификация пациента для заключения дистанционного договора может проходить с помощью ЕСИА. Вместо привычной подписи-закорючки пациент должен использовать свою электронную подпись (простую, усиленную квалифицированную или усиленной неквалифицированную), а медицинская организация – усиленную квалифицированную электронную подпись директора или иного уполномоченного лица.

Перед заключением дистанционного договора пациент должен иметь возможность ознакомиться с описанием медуслуг и информацией, которая размещается на главной странице сайта медорганизации согласно п. 43 Правил № 736.

Адвокат Батурина Ирина:

Дистанционный договор считается заключенным со дня оформления пациентом согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, например внесения платы (п. 45 Правил № 736). Менять условия договора после акцепта без согласия пациента запрещено.

Медорганизация обязана предоставить пациенту подтверждение заключения дистанционно го договора, которое должно содержать номер договора или иной идентификатор (п. 46 Правил № 736). Также по требованию пациента ему должны передать экземпляр договора или выписку из него.

1 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.

2 Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2022 г. по делу № 18-КГПР22-28-К4.

3 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. № 88-13971/2022.

4 Раздел VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497.

5 Приказ Минздрава России от 14 сентября 2020 г. № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них».

Рекомендация  Нотариальное согласие на выезд ребенка за границу 2024

Фото: фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Минздрав России подготовил Памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

Материал опубликован 14 декабря 2018 в 13:00.
Обновлён 28 декабря 2018 в 18:05.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

П А М Я Т К А

для граждан

о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – территориальные программы).

  1. Какие виды медицинской помощи Вам оказываются бесплатно

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:

– первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;

– первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

– первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами специалистами.

2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.

С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, Вы можете ознакомиться в приложении к Программе.

4. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

— экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);

— различных видов диализа;

— химиотерапии при злокачественных заболеваниях;

— профилактических мероприятий, включая:

— профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;

— диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

— диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Кроме того Программой гарантируется проведение:

— пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;

— неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;

— аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.

Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Программой.

  1. Каковы предельные сроки ожидания Вами медицинской помощи

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – плановая, неотложная и экстренная.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:

— приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

— проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

— проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

— проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней со дня назначения;

— специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках Программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

Рекомендация  Оплата дополнительного профессионального образования медицинских работников минобороны 2024

— оказание медицинских услуг;

— назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям:

а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

— назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;

— размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

— для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

— транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:

— на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

— при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках Программы и территориальных программ.

  1. Куда обращаться по возникающим вопросам и при нарушении Ваших прав на бесплатную медицинскую помощь

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за её оказание, следует обращаться в:

— администрацию медицинской организации — к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;

— в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, — очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;

— территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

— общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;

— профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

— федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

  1. Что Вам следует знать о страховых представителях страховых медицинских организаций

Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

— предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;

— информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;

— консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;

— сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;

— помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;

— контролирует прохождение Вами диспансеризации;

— организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.

Кроме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

— отказе в записи на приём к врачу специалисту при наличии направления лечащего врача;

— нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;

— отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено Программой;

— ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;

— иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.

Будьте здоровы!