Налоговая прислала требование о задолженности за 2009 год 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Налоговая инспекция прислала сведения об отрицательном сальдо по налогу на имущество физическому лицу и выставила требование об уплате. Налогоплательщик со сведениями не согласен, о чем написал в налоговую инспекцию в течение месяца после получения сведений, попросил провести уточнение расчетов. Налоговая инспекция отказала в предоставлении расшифровки задолженности и требует уплатить сумму по требованию.

Каковы порядок, форма и сроки оспаривания сведений о сальдо ЕСН? Насколько правомерно налоговая инспекция отказывает налогоплательщику в расшифровке налогов и пени, указанных в сведениях об отрицательном сальдо?

Налоговая инспекция прислала сведения об отрицательном сальдо по налогу на имущество физическому лицу и выставила требование об уплате. Налогоплательщик со сведениями не согласен, о чем написал в налоговую инспекцию в течение месяца после получения сведений, попросил провести уточнение расчетов. Налоговая инспекция отказала в предоставлении расшифровки задолженности и требует уплатить сумму по требованию.
Каковы порядок, форма и сроки оспаривания сведений о сальдо ЕСН? Насколько правомерно налоговая инспекция отказывает налогоплательщику в расшифровке налогов и пени, указанных в сведениях об отрицательном сальдо?

2 августа 2024

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и его детализации.

Также целесообразно запросить акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.

Отказ в предоставлении таких документов может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (далее — ЕНП), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате задолженности (п. 1 ст.

69 НК РФ).

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета (далее — ЕНС) и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (абзац 2 п. 1 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате задолженности также должно содержать информацию, перечисленную в п. 2 ст. 69 НК РФ. При этом срок возникновения задолженности в требовании не указывается.

В соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП, а также на получение акта такой сверки, форма которого рекомендована в письме ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.

В письме ФНС России от 29.09.2022 N АБ-4-19/12938@ «О проведении сверки расчетов» указывается, что основания для отказа в проведении сверки расчетов НК РФ не предусмотрены.

Акт сверки возможно запросить за определенный период и по определенному коду бюджетной классификации (далее — КБК) или по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении (смотрите материал: — Вопрос: Каким образом налогоплательщик может получить Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.)).

Срок формирования акта сверки не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления на бумажном носителе и не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в электронном виде. При этом срок регистрации заявления составляет не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления этого заявления в налоговый орган (письмо ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@).

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать форма акта сверки расчетов, утвержденная приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

Как указывают некоторые специалисты, новые правила будут касаться правовых отношений, возникших с 01.01.2023, и иметь отношение именно к ЕНП (смотрите материал: — ФНС не может ограничивать период сверки по налогам тремя годами (Е.С. Казаков, журнал «Бухгалтер Крыма», N 1, январь 2024 г.)).

Иными словами, представляется, что сверку расчетов с налоговым органом за период до 31.12.2022 возможно оформить актом, форма которого утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ (смотрите также материал: — Вопрос: Особенности проведения сверки расчетов с налоговым органом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.)).

В свою очередь, в силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ (корреспондирующая норма) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе:

  • справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента,
  • справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа,
  • и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Справка о наличии отрицательного сальдо должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения об обязанности лица, указанного в п. 4 ст. 11.3 НК РФ, по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) (абзац 3 подп. 10 п. 1 ст.

32 НК РФ).

Учитывая изложенное, мы полагаем, что в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо ЕНС и его детализации.

На возможность проведения сверки расчетов с налоговым органом обращают внимание и в ФНС России.

Чиновники отмечают, что в приложениях к справке будут указаны подробные сведения о задолженности в разрезе каждой обязанности по уплате налогов, в том числе по срокам ее возникновения, и карта расчета пеней (с информацией о периодах наличия недоимки, на которую начислена пеня, и о ключевой ставке рефинансирования Банка России) (смотрите материал: — Вопрос: Как поступить налогоплательщику в случае получения им требования об уплате налога (при условии своевременной уплаты налогов) для урегулирования спора? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», май 2024 г.)).

Рекомендация  Можно ли не оплачивать КАСКО при получении автокредита 2024

В п. 25 брошюры «ЕНС 36.6 — Здоровый расчет по налогам» (36 вопросов + 6 плюсов и преимуществ) (письмо Федеральной налоговой службы от 29.04.2022 N КЧ-4-8/5395@) говорится, что в случае несогласия с долгом нужно провести сверку с налоговой для устранения причин (при их наличии), повлиявших на наличие задолженности. Все способы разрешения спорных начислений, имеющиеся сейчас, остаются доступны налогоплательщику (смотрите также материал: — Вопрос: Как провести сверку с налоговой? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.)).

Документом, подтверждающим наличие и размер задолженности, в этом случае выступает акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП. Форма акта направлена письмом ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.

Отметим, что ранее в письмах ФНС России от 28.02.2023 N ЕД-26-8/4@, от 26.01.2023 N ЕД-26-8/2@ говорилось о том, что взыскание сумм задолженности должно проводиться исключительно в отношении верифицированных (то есть подтвержденных) сумм отрицательного сальдо ЕНС.

Отказ в проведении сверки, на наш взгляд, может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС России от 14.02.2023 N БВ-4-9/1702@ «О рассмотрении жалоб по вопросам, связанным с ЕНС», а также материал: — Вопрос: Организация не может сверить сальдо по ЕНС с налоговым органом, т.к. инспекция не предоставляет результаты сверки (не отвечает на запросы).

Как следует поступить в такой ситуации? (ответ эксперта АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит», март 2024 г.)).

Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (смотрите также материал: — Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц).

Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган всегда подается через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (пп. 1, 2 ст. 139 НК РФ, смотрите также материал: — Энциклопедия решений.

Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц).

О порядке обжалования смотрите дополнительно материалы:

  • Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
  • Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
  • Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
  • Примеры документов, которые могут потребоваться при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов. 4.1. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган;
  • Вопрос: Жалоба на неисполнение налоговым органом обязанностей, связанных с возвратом НДС в отведённые НК РФ сроки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате задолженности;
  • Как свериться с налоговой в 2024 году (журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2024);
  • Вопрос: У меня некорректное сальдо по ЕНС. Что делать? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.);
  • Вопрос: Не считаю верными начисления, что делать? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.);
  • Информация ФНС от 30 марта 2024 г. «Продлены сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания»;
  • Вопрос: Из налогового органа поступило информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом со сведениями о наличии отрицательного сальдо (при том, что налогоплательщиком задолженность была погашена своевременно). Каковы в данном случае должны быть действия налогоплательщика? Будет ли налоговая инспекция выставлять требование об уплате в его адрес? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, апрель 2024 г.);
  • Введены меры по урегулированию налоговых задолженностей в рамках ЕНП/ЕНС (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2024 г.);
  • Как получить акт сверки расчетов по налогам в инспекции? (Д.Ю. Гусаров, журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Пришло налоговое уведомление за прошлые годы: что делать

Часть налогов физическое лицо обязуется уплачивать самостоятельно. Плата земельного, транспортного и налога на имущество производится на основе уведомления, которое присылает налоговый орган. При этом у налогоплательщиков часто возникают вопросы.

Наиболее частый из них касается случаев, когда приходит уведомление по уплате налога за несколько прошлых лет. Что делать при таких обстоятельствах — разъясняем на Brobank.ru.

31.10.22 8503 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Ирина Русанова
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся).

Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected] Открыть профиль

Правила направления налоговых уведомлений

Главное назначение уведомления заключается в том, что в нем указывается сумма налога к уплате, сроки внесения платежа, данные плательщика, платежные реквизиты. При этом сумма указывается по каждому налогу отдельно, и как итог к уплате. В соответствии со ст. 52 НК РФ, уведомление направляется не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления документа.

Все остальные периоды не рассчитываются, независимо от причин, по которым они не были учтены ранее.

Налоговым периодом признается один календарный год. Следовательно, одно уведомление может содержать сумму налога к уплате одновременно за три года. Направляется оно не позднее 30 рабочих дней до наступления даты внесения платежа.

Это важное правило, которое ФНС обязана соблюдать в каждом случае.

Если сумма налога к уплате не превышает 100 рублей, ФНС не направляет налогоплательщику уведомление. Исключение составляют случаи, когда текущий календарный год — последний, в котором налоговый орган вправе выставить требование плательщику.

По каким причинам уведомление приходит “с опозданием”

Подобные случаи встречаются достаточно часто, и для налогоплательщика, который исправно платил налоги все предыдущие годы, подобное становится неприятным сюрпризом. Причины направления уведомления за прошлые годы заключаются в следующем:

  • Налоговый орган неправильно исчислил платеж за предыдущие годы, в результате чего произвел перерасчет суммы.
  • Уведомления не были направлены налогоплательщику в установленные сроки.
  • Плательщик не получил уведомление — оно было утеряно или отправлено по ошибочному адресу, либо на имя другого человека.
  • Общая сумма к уплате ранее составляла менее 100 рублей, и это последний налоговый период, в котором ФНС имеет право требовать уплату налога.
  • ФНС не получила данные по имуществу из ГИБДД и Росреестра, поэтому не рассчитала налог и не направила плательщику уведомление.

Если налогоплательщик не получает уведомление по какому-либо из объектов имущества, он обязуется сообщить об этом в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. Данная обязанность не распространяется на случаи действия налоговой льготы.

Рекомендация  Можно ли опровергнуть завещание на наследство 2024

С 2017 года действуют новые правила, согласно которым налоговая инспекция, получив сообщение от плательщика о наличии у него объекта имущества, вправе высылать уведомление с требованием об уплате налога за три предшествующих календарных года (ст. 52 НК РФ). Данная норма не распространяется на случаи, когда имущество находится в собственности менее трех лет: тогда ФНС направит уведомление за все годы нахождения объекта в собственности.

Действия налогоплательщика при получении уведомления за прошлые годы

Налоговое уведомление направляется следующими способами: лично — под расписку плательщика, заказным письмом по почте, в электронном виде — по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС. В соответствии со ст. 52 НК РФ, при отправке уведомления заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней.

Налогоплательщик, в случае несогласия с расчетом в уведомлении, вправе его обжаловать. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел ФНС с заявлением о проведении перерасчета. По возможности, к заявлению прикрепляется собственный расчет, который будет проверен и сверен с данными в уведомлении.

Обратиться в ФНС можно лично, а также через представителя. Помимо этого, заявление направляется почтой — преимущественно заказным письмом, или в электронном виде — через личный кабинет налогоплательщика в разделе «Обратная связь».

Если налог рассчитан правомерно

Случаи, когда ФНС допускает ошибку, нередки, но, как правило, она выявляется достаточно быстро. Если же налог рассчитан правильно, его следует уплатить по указанным в уведомлении реквизитам.

Сроки уплаты — прописаны в документе. Минимальный срок для исполнения обязательства — один месяц со дня получения уведомления.

Следует учитывать то, что пеня и прочие штрафные санкции по уведомлениям за прошлые годы не начисляются. Просрочка исчисляется с момента окончания крайнего срока по уплате налога. Это правило действует независимо от того, по каким причинам налог не был рассчитан своевременно в соответствующий налоговый период.

С начала 2017 года действует норма, согласно которой физические лица обязаны сообщать в ФНС информацию о наличии или приобретении объекта недвижимости или транспортного средства, если этих данных по каким-то причинам нет в налоговом ведомстве. За несоблюдение этого требования на владельца имущества налагается штраф в виде 20% от суммы налога, подлежащего уплате.

Частые вопросы

Что делать, если сумма налога за три года для налогоплательщика слишком высокая?

Если общая сумма к уплате оказалась неподъемной, налогоплательщик может воспользоваться услугами отсрочки и рассрочки платежа. Они доступны на основании и по правилам ст. 64 НК РФ.

Если в населенном пункте нет отделений банка и почтовой связи, оплату можно производить через местную администрацию.

Как и где исправляется ошибка, касающаяся имущества, обнаруженная в налоговом уведомлении?

ФНС использует данные, полученные от ГИБДД и Росреестра. Если обнаружена ошибка, к примеру, с площадью жилого помещения, то она исправляется по линии Росреестра, так как налоговый орган к этому не имеет никакого отношения. То же самое касается и транспортного налога.

Какими способами можно оплачивать налоги?

Оплата доступна следующими способами: интернет-банк, платежный терминал, через личный кабинет налогоплательщика, а также через организацию федеральной почтовой связи.

Можно ли оплатить налога за другого человека?

Если обязательство исполняет третье лицо, то платеж необходимо выполнят со счета, принадлежащего налогоплательщику, либо с указанием его реквизитов — ФИО и ИНН. Это необходимо для того, чтобы ФНС смогла идентифицировать адресата уведомления.

Какая комиссия при оплате налога через банк или по почте?

Банки и отделения Почты России не взимают комиссию при перечислении налоговых платежей в бюджет. Это касается и платежных терминалов, принадлежащих кредитным организациям.

Источники:

  • Статья 52 НК РФ.
  • Статья 64 НК РФ.
  • Статья 397 НК РФ.
  • Статья 405 НК РФ.
  • Статья 409 НК РФ.

Срок давности по взысканию налоговой задолженности

Автор: Сенин Н. К., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Как исчисляется срок давности, в течение которого с налогоплательщика могут взыскать задолженность по уплате налога и привлечь к ответственности за неуплату этой задолженности?

Ответственность за задолженность ограничена сроком

В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога.

Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Пример. Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст.

285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019. Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018. В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

Рекомендация  Общая система налогообложения для ип отчетность на осно 2024

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Недоимка навсегда или до уплаты

В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017). Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014).

Иное противоречило бы, например, абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно (п. 3 ст.

2 ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).

Срок для претензий налоговиков может истечь

Несмотря на то, что в НК РФ прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается налоговая задолженность, все-таки этот срок не бесконечен и может быть определен косвенно, поскольку правила ее взыскания ограничивают действия налогового органа определенными временными рамками. Так, чтобы взыскать недоимку, в первую очередь налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Согласно п. 1 ст.

70 НК РФ в общем случае на это отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения этого требования, если в нем не указан более продолжительный период для уплаты налога (п. 4 ст.

69 НК РФ). Если в этот срок налогоплательщик добровольно не исполнил требование, то налоговый орган на основании п. 3 ст. 46 НК РФ принимает решение о взыскании соответствующей суммы. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании отводится, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб. Если не превышает, то указанное решение может быть принято намного позже, когда эту сумму превысит общая сумма по нескольким требованиям или пройдет три года. С того и другого моментов тоже должно пройти не более двух месяцев. Если задолженность не удается взыскать в виде денежных средств, то налоговому органу дается еще год, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст.

47 НК РФ). Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Заявление можно подать в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Таким образом, срок для взыскания налога в зависимости от обстоятельств бывает разным, обычно он достаточно долгий, но все же не бесконечный. Он обусловлен активными и последовательными действиями налогового органа, с одной стороны, и затруднениями для взыскания недоимки, с другой стороны.

Тогда окончательное решение принимает суд. Отметим: только если налоговый орган нарушит какой-либо из перечисленных сроков и суд откажет в его восстановлении, то недоимка будет признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст.

59 НК РФ.

Обратите внимание: до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационных ресурсов ФНС (см. Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386). Однако этот порядок касается только внутреннего учета на лицевых счетах налогоплательщиков в ИФНС и не влияет на истечение срока давности.

В пункте 1 ст. 59 НК РФ названы случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признаются безнадежными к взысканию. Подчеркивается, что это такие недоимки и задолженности, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.

Среди указанных случаев отсутствует такой, как истечение срока давности. Но присутствует такая причина, как принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.