Налоговая изменила назначение дома правомерно ли это 2024

В июле этого года я совместно с Правовым центром «Два М» разместила в блоге материал, который был посвящен анализу судебной практики судов Москвы по рассмотрению споров об исключении здания из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость[1] (Перечень 700-ПП).

И если тогда лейтмотив статьи был позитивный, то сегодня мы вынуждены констатировать, что судебная практика круто повернулась, и изменения эти далеко не в пользу бизнеса.

Сразу к выводам

1. Отныне акт Госинспекции о фактическом использовании объекта недвижимости для целей налогообложения не является единственным доказательством по делу. Даже если акт составлен городом некорректно и признан в связи с этим недопустимым доказательством по делу, суд вправе устанавливать фактическое использование объекта на основании иных доказательств, в том числе по данным сети «Интернет».

2. Теперь суд обязан запрашивать, а налогоплательщик вправе (добровольно-принудительно) представить суду сведения об арендаторах, техническую документацию на объект, штатное расписание и другие документы фактического использования объекта.

3. Исключение объекта из Перечня 700-ПП за предыдущие периоды становится затруднительным. Молчание собственника суд квалифицирует как согласие с обоснованностью включения объекта в Перечень, а обжалование спустя годы — как недобросовестное поведение.

Какие объекты попадают в Перечень 700-ПП?

Здание (помещение) подлежит включению в Перечень 700-ПП, если:

  • вид разрешенного использования земельного участка под зданием предусматривает размещением на нем офисов, административных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания (данный критерий применяется к объектам, расположенным на частных участках); или
  • не только ВРИ участка предусматривает, но и фактически объект используется под соответствующие виды деятельности (применяется к объектам, расположенным на арендованных публичных землях, а также объектам площадью до 1 000 кв м); или
  • объект по техническим документам предназначен и фактически используется для реализации вышеуказанных видов деятельности (применяется безотносительно к виду права на участок).

Фактическое использование объекта устанавливается Госинспекцией по недвижимости по результатам рейда, которые оформляются актом.

Что было ДО изменений?

Суды при разрешении таких дел исходили из того, что, если объект включен в Перечень по основанию его фактического использования, акт Госинспекции является единственным и исключительным доказательством, которое может подтверждать обоснованность включения объекта в Перечень 700-ПП. «Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости, – писал ВС РФ[2] в одном из дел, — нормами федерального законодательства не предусмотрены».

При проверке Акта суд устанавливал, соответствует ли он предъявляемым к нему требованиям[3]. При этом бремя доказывания соответствия Акта возлагалось на город.

  • отсутствовали фотографии, на которых были бы зафиксированы признаки, указывающие на использование объекта для размещения офисов, торговли и т.п. (например, большая часть фотографий в акте представляет собой фасад здания, пустые помещения, коридоры и туалеты), либо
  • зафиксированные на фотографиях помещения не имели привязки с данными об их площади и месте их расположения (то есть невозможно установить, собственник выходит за пределы разрешенных 20 % или нет), либо
  • отсутствовали пояснения сотрудников Госинспекции, почему акт составлен без доступа в здание (помещение), либо
  • содержались противоречивые сведения в расчетах площади объекта, используемой в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ,

такой акт без каких-либо затруднений признавался судом ненадлежащим доказательством по делу, и объект исключался из Перечня 700-ПП.

При этом ссылки города на новые акты Госинспекции и другие сведения (в т.ч. данные из интернета, договоры аренды и т.д.) судами отклонялись, поскольку такие материалы «в отсутствие определенного в установленном порядке вида фактического использования и составленного в установленном порядке акта обследования не могут выступать в качестве самостоятельных сведений об обстоятельствах, на основании которых суд может установить фактическое использование зданий»[4].

Если же объект был включен в Перечень 700-ПП на основании вида разрешённого использования земельного участка (а таких объектов большинство), то суды проверяли соответствие ВРИ критериям, указанным в ст. 378.2 НК РФ и Законе г. Москвы «О налоге на имущество организаций», а в случае если здание находится на публичном участке или имеет площадь менее 1 000 кв. м – еще и фактическое использование.

В случае удовлетворения административного иска и исключения объекта из Перечня 700-ПП за предыдущие периоды собственник был вправе просить налоговую службу зачесть или возвратить излишне уплаченный налог за 3 предшествующих года (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Однако теперь все не так.

Что стало теперь?

Началу коренных изменений положило определение ВС РФ от 06.07.2022 г.[5], в котором высшая судебная инстанция указала два ключевых вывода:

  • акт в силу положений главы 6 КАС РФ не может являться единственно возможными доказательствами по делу;
  • при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ (определение КС РФ от 31.05.2022 N 1176-О). В последующих определениях такое право приобрело оттенки обязанности[6].

Вслед за высшей инстанцией активно отменять судебные решения начал Второй кассационный суд общей юрисдикции, который только за сентябрь 2022 г. отменил и направил на новое рассмотрение более 60% судебных дел[7].

Не были отменены, пожалуй, только те судебные акты, где объект был включен в Перечень 700-ПП на основании ВРИ участка, который является смешанным, при этом:

  • в деле имеются акты Госинспекции, в которых сделан вывод об отсутствии у объекта вышеперечисленных признаков[8], либо
  • таких актов нет, но есть объективные доказательства иного использования объекта (данные ЕГРН, БТИ, разрешительная документация).[9]

По делам же, направленным на новое рассмотрение, кассационная инстанция обязала суды исследовать (а при необходимости истребовать) следующие доказательства[10]:

  • сведения из системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), содержащей информацию по всем юридическим лицам, зарегистрированным по адресу спорного объекта;
  • данные интернет-сервиса «Яндекс.Карты»;
  • данные официальных сайтов ряда организаций и агентств недвижимости, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • предназначение здания, исходя из назначения, разрешенного использования или наименования расположенных в нем нежилых помещений (т. е. техническая документация БТИ, а также документы, связанные со строительством / реконструкцией, если они имели место быть в спорный период);
  • договоры аренды помещений в спорном здании, заключавшиеся в течение указанных налоговых периодов;
  • выписки из ЕГРЮЛ на арендаторов;
  • штатное расписание и локальные нормативные акты налогоплательщика;
  • проверять, выбран ли ВРИ участка самостоятельно из предусмотренных зонированием территории, либо он был установлен уполномоченным органом, либо установлен в договоре аренды.

Вместе с тем, вышеперечисленное кажется еще не таким удручающим.

Помимо всего, суд кассационной инстанции призвал[11] нижестоящие суды выяснять обстоятельства, по которым налогоплательщик, не согласный с включением объекта в Перечень, состоявшимся несколько лет назад, прибегнул к оспариванию Перечня спустя время, а не воспользовался своевременно правом на проведение первичной[12] либо повторной проверки[13].

И нижестоящие суды стали выяснять почему. Например, судья Мосгорсуда М.Ю. Казаков в делах N 3а-4402/2022 и N 3а-3150/2022, видимо, не найдя уважительного обоснования отказа в иске, указал следующее: «суд учитывает, что административными истцами, начиная с 2015 года, уплачивался налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости. Тем самым, заявители фактически согласились с включением здания в Перечень.

Только в 2021 году они обратились в суд с иском, указывая на иной вид фактического использования здания. Такое поведение суд считает недобросовестным, что в соответствии с п. 2 ст.10 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске».

Таким образом, несмотря на то, что НК РФ не устанавливает срок, в течение которого лицо обязано заявить о своем несогласии с включением объекта в Перечень, ограничивая его лишь 3-годичным сроком, за который лицо вправе потребовать от налоговой службы зачесть или возвратить излишне уплаченный налог, теперь такое лицо рискует утратить право не только на исключение объекта из Перечня 700-ПП за предыдущие периоды, но и, как следствие, вернуть /зачесть излишне уплаченный налог.

Подведем итоги

Отныне акт Госинспекции больше не является единственным допустимым доказательством, налогоплательщику придется раскрывать сведения о том, как используется объект (представлять договоры аренды, техническую документацию, опровергать сведения «Интернет» и т.д.).

Все это, безусловно, возлагает на налогоплательщика дополнительную процессуальную нагрузку по представлению доказательств, формированию обоснованной позиции по делу и мотивированному опровержению доказательств, представленных городом. Отказ от активной позиции по делу становится опасным. Потому налогоплательщику важно методично подойти к делу и к собираемым доказательствам, а юристам – еще с большим упорством преодолевать небесспорные судебные позиции.

[1] Перечень утвержден постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.

[2] Апелляционные определения СКАД ВС РФ от 02.10.2019 N 92-АПА19-2; от 13.09.2019 N 44-АПА19-24; от 17.07.2019 N 44-АПА19-18 и др.

[3] Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.

[4] Апелляционное определение СКАД ВС РФ от 05.06.2019 N 5-АПА19-32.

[5] Кассационное определение СКАД ВС РФ от 06.07.2022 N 5-КАД22-3-К2.

[6] Кассационные определения СКАД ВС РФ от 06.07.2022 N 5-КАД22-18-К2, от 14.09.2022 N 5-КАД22-37-К2.

[7] Данные за сентябрь 2022 г. (на основе анализа судебных решений кассационной инстанции, размещенных в системе «Консультант.Плюс»).

[8] Кассационные определения 2КСОЮ от 12.10.2022 N 88а-23608/2022, от 07.09.2022 по делу N 88а-18364/2022, от 07.09.2022 N 88А-19770/2022.

[9] Кассационные определения 2КСОЮ от 31.08.2022 N 88а-17936/2022, 07.09.2022 по делу N 88а-19294/2022, от 28.09.2022 N 88А-22200/2022, от 31.08.2022 N 88а-17940/2022.

[10] Кассационные определения 2КСОЮ от 28.09.2022 N 88А-22277/2022, от 28.09.2022 N 88А-22213/2022, от 28.09.2022 по делу N 88а-19330/2022, от 21.09.2022 N 88а-20131/2022, от 21.09.2022 N 88а-21793/2022, от 14.09.2022 N 88А-20512/2022, от 31.08.2022 N 88А-18588/2022, от 31.08.2022 N 88А-18595/2022, от 31.08.2022 N 88А-18628/2022, от 14.09.2022 по делу N 88а-19300/2022, от 31.08.2022 N 88а-17942/2022, от 31.08.2022 по делу N 88а-19286/2022, от 31.08.2022 N 88а-17693/2022 по делу N 3а-2617/2021; Кассационное определение СКАД ВС от 07.09.2022 N 5-КАД22-40-К2, от 06.07.2022 N 5-КАД22-3-К2, от 06.07.2022 N 5-КАД22-18-К2.

[11] Кассационные определения 2КСОЮ от 28.09.2022 N 88А-22213/2022, от 28.09.2022 N 88А-22212/2022, от 21.09.2022 N 88а-21793/2022.

[12] Применим для тех случаев, когда Госинспекция в течение календарного года не проводила мероприятия по определению вида использования объекта (п. 3.9(1) Порядка).

[13] Применяется в случае, если собственник не согласен с выводами акта Госинспекции, срок реализации права — не позднее первых 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором была проведена проверка (п. 3.9 Порядка).

Как получить налоговый вычет при строительстве дома?

Вы рассказывали про вычет при покупке квартиры, но нет статьи про строительство дома. Мы с женой продали квартиру, купили участок и строим дом. Что-то делаем сами или нанимаем рабочих. Оба официально работаем.

На стройку вместе с участком потратили уже почти 4 млн рублей и потратим еще миллион. Все чеки сохраняем, что-то делаем сами или помогают друзья.

Мы можем получить вычет, если раньше никогда им не пользовались? Когда и как это можно сделать? Брак официальный, по документам дом пока как незавершенное строение, но скоро переоформим.

Дмитрий Николаевич, у вас тоже есть право на вычет, но заявлять его пока рано. Вы сможете вернуть налог, только когда дом станет жилым строением. Есть и другие нюансы, но если в них разобраться, вы заберете из бюджета сотни тысяч рублей.

Условия для вычета при строительстве дома

Имущественный вычет дают не только при покупке квартиры, но и когда строят дом. Причем строить можно как с помощью наемных рабочих и подрядчиков, так и своими силами.

Чтобы получить право на вычет за дом, должны совпасть такие же условия, как при покупке квартиры:

  1. Вы резиденты РФ.
  2. Платите налог на доходы по ставке 13%.
  3. Построили дом в России.
  4. Купили участок не у близкого родственника.
  5. У вас есть документы, которые подтверждают расходы на строительство.
  6. Раньше вы не использовали право на вычет или есть остаток.

Еще одно важное условие: дом должен быть жилым. Бывает так, что дом построили, но пока в документах он указан как объект незавершенного строительства, а его назначение — нежилое.

Если сотрудник из БТИ проводил обследование и замеры, когда в доме не было отопления, то жилым дом не признают. Право собственности на участок будет, на дом тоже будет, но для вычета это не подойдет. В таком доме можно жить годами, а вот вернуть налог не получится.

Вычет при оплате земельного участка

Пока у дома нет жилого назначения и он официально не зарегистрирован в Росреестре, вычет при покупке земельного участка получить нельзя. Даже если с назначением земли и оформлением документов на нее все в порядке, налог все равно не вернут.

Если семья купила участок под строительство, но пока не построила или не оформила дом, то налог вернуть невозможно. Участок может стоить несколько миллионов, его назначение — строительство жилого дома, но права на вычет нет.

Даже если стройка уже идет или семья заселилась, все равно нужны документы на дом. Это обязательное условие для вычета именно при оплате участка. Отдельно налог за него не вернут.

Если в документах написано «жилое строение»

Вычет получить нельзя. Такая позиция у Минфина. В документах должно быть написано «жилой дом» , это важно.

Логически это, может, и неоправданно, но это официальное разъяснение, и спорить с отказом налоговой будет сложно.

Интересно, что для начисления налога на имущество жилое строение признают жилым домом, а для вычета — нет.

Также не удастся получить вычет, если вы купите или построите нежилое здание, а потом переведете его в жилой дом. Для вычета важно, чтобы вы изначально построили или приобрели именно жилой дом.

Сколько денег можно вернуть из бюджета

Сумма вычета за дом такая же, как при покупке квартиры.

Вид расхода Максимальный вычет Налог к возврату
Расходы на покупку участка и строительство дома 2 000 000 ₽ 260 000 ₽
Проценты по кредиту 3 000 000 ₽ 390 000 ₽
Расходы на покупку участка и строительство дома
Максимальный вычет 2 000 000 ₽
Налог к возврату 260 000 ₽
Проценты по кредиту
Максимальный вычет 3 000 000 ₽
Налог к возврату 390 000 ₽

Это максимальные суммы вычета. Но фактически вернут 13% от суммы подтвержденных расходов. Например, если участок купили за 500 тысяч и есть чеки на материалы еще на 500 тысяч, то можно вернуть только 130 тысяч рублей НДФЛ.

Как и с квартирой, если дом строят в браке, то вычет могут заявить оба супруга. Но это увеличит сумму налога к возврату, только если расходы превышают 2 млн рублей.

Например, на дом и участок семья потратила 4 млн рублей. Максимальная сумма вычета на одного человека — 2 млн. Но у каждого из супругов есть право на свой вычет: дом считается общим.

Поэтому муж получит вычет в сумме 2 млн и жена столько же. Вместе они вернут из бюджета 520 тысяч.

Это правило работает только при официальном браке, независимо от того, кто из супругов реально платил за участок и материалы и на кого оформлена недвижимость. Даже если все платежки, чеки и право собственности оформлены только на одного супруга, все равно вычет получат оба супруга — каждый по 2 млн рублей.

Господдержку, субсидии и маткапитал из состава расходов нужно исключить. С этой суммы налог не вернут — только с той, которую вы оплатили своими деньгами.

Какие расходы можно включить в состав вычета?

К вычету принимают не все расходы, а только те, что упоминаются в налоговом кодексе:

  1. Разработка проектной и сметной документации.
  2. Покупка строительных и отделочных материалов.
  3. Строительные и отделочные работы.
  4. Подключение к электросетям, водоснабжению, газопроводу и канализации. Автономный септик тоже.

Все. Другие расходы не подходят. Нельзя включить в сумму вычета стоимость бетономешалки, аренды техники и комиссию риелтора. При строительстве дома десятки и даже сотни тысяч рублей уходят на инструменты и благоустройство, но с этих расходов налог не вернут.

Лучше сразу не включать их в сумму вычета, чтобы не тратить время на споры с налоговым инспектором.

Какие документы нужны для вычета за дом?

Вот что нужно собрать для вычета:

  1. Договор купли-продажи на земельный участок. Этот документ нужен, только если заявляете вычет по расходам на землю.
  2. Договор о строительстве жилого дома с подрядчиками: компанией, ИП, самозанятым. Если разные подрядчики делали для вас отдельные виды работ, тогда подавайте несколько договоров на каждый вид работ с каждым подрядчиком.
  3. Подтверждение расходов: выписки со счета в банке, расписки, квитанции, чеки или акты.
  4. Кредитный договор и подтверждение уплаченных процентов, если был кредит.

С 1 января 2022 года не нужно приносить в налоговую документы о праве собственности на дом и землю. Их убрали из списка представляемых для вычета документов, потому что данные о недвижимости и ее владельцах хранятся в ЕГРН. Информацию оттуда налоговикам передает Росреестр.

Раз информация о собственниках и так есть у налоговой, граждан избавили от необходимости подавать свидетельства о праве собственности или выписки из ЕГРН.

Что нужно делать сейчас?

Пока вам нужно просто собирать документы. Как только дом можно будет признать жилым, сразу вызывайте техника, делайте замеры и обследования и регистрируйте право собственности. Это не такая быстрая процедура, как с квартирой, поэтому лучше не затягивать.

Пока ваш дом числится как нежилой, права на вычет еще нет. Подавать сейчас декларацию бесполезно. Как только зарегистрируете его как жилое строение, у вас появятся такие варианты на выбор.

Подать декларацию. Первую декларацию можно подать только за тот год, когда дом стал жилым. При этом чеки могут быть датированы и предыдущими годами, это неважно.

Вы собираете все расходные документы: выписки, чеки, расписки по оплате участка. Затем заполняете декларацию 3-НДФЛ. Это нужно сделать обоим супругам.

Расходы для подтверждения вычета распределите между собой по заявлению, как захотите.

Остаток вычета можно переносить на следующие годы, пока не вернете по 260 тысяч рублей. Судя по вашим расходам, вам достаточно уже сейчас оформить дом, чтобы забрать максимум. Другие чеки уже не повысят сумму налога к возврату.

Но если у вас подтверждены не все 4 млн, тогда собирайте максимум. Потом можно увеличивать сумму, если будут появляться еще расходы. То, что вы платили родственникам, без документов, делали своими руками, в вычет не войдет.

Только чеки, банковские выписки, квитанции и расписки.

Получить уведомление о праве на вычет. Налог при покупке дома можно возвращать через работодателя. Тогда не нужна декларация, нет долгой камеральной проверки и можно сразу не платить налог.

Мы рассказывали об этой процедуре в статье о вычетах за квартиру. С домом все так же.

Если сделать расписки с друзьями, как будто они получили деньги

В налоговом кодексе нет такого требования, чтобы при строительстве дома покупать работы и материалы только у фирм или ИП. Можно платить кому угодно и потом предъявить такие расходы к вычету. Например, можно нанять соседа-электрика или обратиться к другу за помощью в заливке фундамента за деньги.

Это не значит, что можно как угодно фиктивно увеличивать сумму расходов, чтобы забрать НДФЛ по максимуму.

Кажется, что можно построить дом за 500 тысяч рублей, а потом написать расписку, как будто кому-то заплатили за материалы или работу еще на 500 тысяч, и вернуть больше налога.

Но в такой схеме есть две проблемы.

Автор расписки должен заплатить налог. При покупке у физлица нужно составлять акт, и там должны быть его паспортные данные. То есть налоговая должна видеть, что это не какой-то мифический человек, а реальный и вот он у них в базе.

Для вас это расход, а для него — доход. Вы хотите вернуть налог, а он должен его заплатить. Налоговая может спросить у этого человека, где же его декларация.

Вы должны заплатить взносы. Если вы платите физлицу за товар, то он должен сам отчитаться о доходах и заплатить 13%. Но если вы платите ему за работу, то у вас появляется обязанность: платить за этого человека страховые взносы. По закону вы должны пойти в пенсионный фонд, зарегистрироваться там и перечислять в бюджет 27,1% от той суммы, которую заплатили за работу физлицу при строительстве дома.

Так почти никто не делает, но лишние вопросы вам ведь ни к чему.

Чтобы не доставить проблем родственникам и себе, лучше покупать все для стройки в магазинах, а за работы платить фирмам, ИП или самозанятым. Там с налогами нет таких проблем: они сами их платят, а фирмы ИП сдают отчеты. Да и у налоговой будет меньше вопросов к достоверности таких расходов, и вам быстрее вернут НДФЛ.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Задать вопрос

Здравствуй такая история я построил новый дом в 2014 году в нем и живу.но чеки что строил дом не сохранялись в связи стем что чеки згорели в том доме где жил.а пожар произошел из за чп в войскавой части.залетел сноряд.я могу поручить какие то налоговые выплоты и как кругом отфутболивают просят только чеки.

Т.е. нет такого понятия как срок давности чеков? Например, строительство дома затянулось на 5 лет, а к вычету примут только затраты за последние 3 года, такого нет? И у чеков с кассовых аппаратов есть такое свойство выгорать за пару месяцев, но я так понимаю это решается просто тем, что сразу делать их ксерокопии на более долгострочных носителях, оригиналы предъявлять необязательно, я прав?

Добрый день могу ли я получить компенсацию за оплаченное благоустройство преддомовой территории и какие документы нужно собрать и в какие органы подавать?

Евгений, нет, не сможете. Вычет только с НДФЛ.

Саша, нет, т.к. нет уплаченного налога

Добрый день! Вопрос по налоговому вычету, дом построен в браке с мужем, оформлен на него. Но муж уже ранее получал налоговый вычет.

Могу ли я как его жена оформить налоговый вычет на строительство дома.?

а можно ли заявить вычет на землю, если прошло больше трех лет с момента покупки?

Евгений, можете. Срок заявления на вычет не ограничен. Ограничения касаются только доходов, с которых вы платили 13%.

Это 3 года.

здравствуйте! скажите пожалуйста, при строительстве дома в ипотеку, имущественный вычет от недвижимости можно будет вернуть только тогда, когда будет погашена ипотека?

Дарья, нет. С момента оформления дома как жилого.

Можно ли получить возврат налога по строительству от кадастровой стоимости дома?

Дом построен в сентябре 2021г.(без отделки), можно ли подавать на налоговый вычет сейчас?спасибо

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, оформляем налоговый вычет на строительство дома. Строительство дома велось с 2017 года. Дом оформлен в 2019 году.

Декларацию подаём за 2019 год, но НДФЛ меньше заявленной суммы вычета. Что можно сделать? заранее спасибо

Наталья, остаток вычета переносится на будущие налоговые периоды. Т.е. вы можете подать ещё одну декларацию в 2020, 2021 и т.д., пока не используете всю сумму полностью.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, история такая построили дом за 3 млн. ввели в эксплуатацию, получили все надлежащие документы на жилой дом. В 2019г. подали декларацию и все необходимые документы включая скан копии чеков на строительные материалы в УФНС на получение имущественного вычета.
Так как уплаченный налог за 3 предшествующих года не дотягивал до 260т.р. получили только 125 т.р. Сейчас хотим подать на вычет еще раз, чтобы получить оставшуюся сумму от 260.

Вопрос 1 — Имею ли я право подать на вычет на получение оставшейся суммы?
Вопрос 2 — Какие документы необходимо предоставить в налоговую, нужно ли предоставлять скан копии чеков еще раз? (их уже нет)
Вопрос 3 — Как долго будет идти камеральная проверка, слышал что что-то изменилось?

Спасибо за ответ.

Здравствуйте! Жилой дом был продан родителям по договору ипотечного кредитования. Мать по договору как покупатель, отец как созаемщик.
Вопрос — Имеют ли они право на получение налогового вычета, отец 10 лет назад уже получал имущественный вычет, мать неработающий пенсионер с 2017 г.

Герой реалити

«Вот что нужно собрать для вычета:

1. Договор купли-продажи на земельный участок. Этот документ нужен, только если заявляете вычет по расходам на землю.
2. Договор о строительстве жилого дома с подрядчиками: компанией, ИП, самозанятым. Если разные подрядчики делали для вас отдельные виды работ, тогда подавайте несколько договоров на каждый вид работ с каждым подрядчиком.
3. Подтверждение расходов: выписки со счета в банке, расписки, квитанции, чеки или акты.
4. Кредитный договор и подтверждение уплаченных процентов, если был кредит.»

Подскажите, пожалуйста, если была целевая сельская ипотека с подрядчиком, нужны ли подтверждения расходов в виде выписок и чеков? Сомневаюсь, что застройщик это все хранит.. Если не будет чеков, вычет никак не получить?

Здравствуйте! Могу ли я сдать чеки , которое купила материалы строительные на налоговый чтоб вернуть вычет, но требуют от меня документ «разрешение на строительство», это обязательно? говорят этот документ требуется только когда надо купить дом с мат.кап

А с стоимости бурения скважины для воды получится вычет сделать?

Добрый день, подскажите, построили дом, зарегистрировали в 2019 году и достраиваем, получила вычет супруга, чеки до регистрации и после, далее супруг подал документы, чеки 2021 года, завернули, отказали, и требуют, чтобы были чеки до момента регистрации, либо в техпаспорте было написано недострой, . В письме Минфина от 2018 г. Написано, что можно возвращать и после регистрации за строительство. Правомерно ли нам отказали?

А если нет подтверждения расходов на строительство, но рыночная стоимость высокая, можно ли в этом случае получить компенсацию?
Дата постановки на учет 2014 г. Кадастровая стоимость больше 2 000 000

Здравствуйте. Не работающий пенсионер может получить какой то возврат по чекам ?

Подскажите, договор долевого участия строительства оформлен в 2020 году через ипотеку, акт приема передачи подписан в апреле 2022 году. Могу ли я вернуть НДФЛ за проценты по ипотеке, которые платил в 2020 и 2021 году из зарплаты полученной в 2020 году и 2021 году? Или только возврат НДФЛ делается в год подписания акта приема передачи?

Нигде не могу найти данный ответ.

Добрый день! Если у меня договор с ИП, а они в подтверждение оплаты наличными дают не кассовый чек , а квитанцию к приходному ордеру. Эо будет считаться обоснованием расходов для вычета?

Добрый день. Можно ли получить налоговый вычет за покупку квартиры в рассрочку . Как многодетная семья , оплачивали 10 лет с 2011 года

Добрый день!Подскажите,пожалуйста!Мы взяли потребительский кредит ,купили земельный участок (назначение участка ИЖС. Уведомление о начале строительства не подавали,построили на нем дом,а потом оформили право на жилой дом в упрощенном порядке,через дачную амнистию.Имеем ли мы с мужем право на имущественный вычет и возврат 13% уплаты процентов по кредиту?

Я построил дом йесть пригады который делают кладку с нашего села и какие они могут дать чеки они простыйе люди и че мне делать йесли дом строил частныйе люди

Неужели нельзя проста отправить своего оценителя дома или сотрудника и поставить оценку строительства многие люди строят дома своими силами гадами не нанимая подрядчиков и че делать этим людям все законы против людей я строил дом также штота делал сам мотерял покупал частника 10 лет строил и че мне делать работал всю жизнь

Добрый день, дом ввели в эксплуатацию в 2021 году, но продолжаем отделочные работы, можно применить затраты на строительство для получения вычета, которые образовались после регистрации жилого дома?

Дом оформлен на мужа, хотим сдавать в эксплуатацию, а потом оформлять налоговый вычет, но муж ИП, ему вообще положен налоговый вычет? Или я как его жена могу оформить на себя?

Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ

Ст. 93.1 НК РФ посвящена одной из форм налогового контроля — запрашиванию контролерами документов или сведений о налогоплательщике или определенных сделках у его контрагентов и иных лиц. Рассмотрим порядок этой процедуры, получившей у бухгалтеров название «встречка».

Вам помогут документы и бланки:

  • Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст
  • В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?
  • Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?
  • Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?
  • Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?
  • Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?
  • Итоги

Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

До 01.04.2020 рассматриваемая статья позволяла налоговикам истребовать документы у компании или ИП в двух случаях:

  • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
  • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могли при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе были истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

С 01.04.2020 полномочия контролеров по ст. 93.1 НК РФ расширены: они получили право на истребование документов и информации в рамках процедуры взыскания крупных налоговых недоимок.

Примечательно, что изначально истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст.

129.1 НК РФ.

Могут ли налоговики истребовать документы вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Нередкий случай: проверяют вашего покупателя, а требованием о предоставлении документов запрашиваются данные, казалось бы, к нему не относящиеся, — ваше штатное расписание, сведения об основных средствах и др. Можно ли их не давать налоговикам?

К сожалению, ни в одном из пунктов ст. 93.1 НК РФ не указан четкий перечень документации, которую вправе истребовать контролеры. Непонятно также, кого следует понимать под «иными лицами», упомянутыми в п. 2 ст.

93.1 НК РФ: в кодексе их перечень также не определен.

Несмотря на это, с точки зрения налогового и финансового ведомств (письма Минфина РФ от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, ФНС РФ от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869), проверяющие в рамках встречек вправе истребовать абсолютно любую документацию по своему усмотрению. Этой же позиции чиновники придерживались и ранее (письма Минфина РФ от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС РФ от 25.07.2007 № 06-1-04/496@).

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, постановлением 5-го арбитражного апелляционного суда Дальневосточного округа от 05.10.2011 № А51-7061/2011 мнение налогоплательщика, который посчитал затребование налоговым органом у него документов неправомочным, признано субъективным. Суд решил, что сам налогоплательщик не вправе оценить, относится ли истребуемый у него документ к деятельности проверяемого лица или нет.

Рассмотрение этого дела в суде второй инстанции также оказалось не в пользу налогоплательщика.

В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 судьи признали, что НК РФ не содержит конкретных характеристик документов, которые вправе истребовать контролеры, а значит, их перечень является открытым. При этом налогоплательщики применяют различные формы и виды документации и регистров в зависимости от специфики их деятельности, а потому они вправе определять, какие бумаги следует предоставить по запросу налоговиков.

Таким образом, окончательное решение по данному вопросу будет за судом.

Рассмотрим таблицу, которая может понять, какие документы давать контролерам необходимо, а по каким — можно с ними поспорить.

Важно! Информация, содержащаяся в таблице, носит рекомендательный характер, поскольку отражает состояние дел в сложившейся на сегодня арбитражной практике. Однако принимать окончательное решение о целесообразности предоставления тех или иных документов должен каждый налогоплательщик самостоятельно на основании своей ситуации и после тщательного анализа возможных рисков.

Документы, необходимые для предоставления

Документы, по которым можно поспорить

Договоры, заключенные с проверяемым контрагентом

Штатное расписание, трудовые договоры, табели учета рабочего времени

Счета-фактуры, накладные, акты, выданные проверяемому контрагенту или полученные от него

Документы на уполномоченных лиц, подтверждающие их право подписи

Книги покупок, продаж

Оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам, карточки счетов

С 17.02.2021 налоговики вправе запросить документы (информацию), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 93.1 НК Рф, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

  • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
  • приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@;
  • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Вы получили запрос о необходимости предоставления в налоговый орган договоров с вашим бизнес-партнером, книг покупок и продаж, счетов-фактур, к примеру, за 2018–2020 гг. При этом в поручении не содержится больше никаких сведений, позволяющих установить, в рамках какого именно мероприятия инспектору понадобились документы. Оштрафуют ли вас, если вы их не предоставите?

В этом вопросе прослеживается явная арбитражная тенденция, свидетельствующая о том, что в данной ситуации штрафовать налогоплательщика не за что. Так, постановление ФАС Дальневосточного округа 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 признает, что в этом случае контролерами нарушается п. 3 ст. 93.1 НК РФ, а именно: отсутствует указание о том, что документация запрашивается в рамках определенной сделки, а также информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку.

Аналогичные выводы вынесли арбитражные суды Республики Татарстан в решении от 11.09.2012 № А65-17507/2012 и Пермского края в решении от 23.11.2012 № А50-21147/2012.

Примечательно, что такого же мнения придерживаются и сами контролеры. Так, в письме ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 они признали, что поручение и требование относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих ее однозначно идентифицировать. Таким образом, они официально подтвердили, что требования, не соответствующие законодательным критериям, неправомочны, а следовательно, их можно не исполнять (подп.

11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?

Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2022 году. А период, за который нужно их направить — 2018–2021 годы.

Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2018 год в 2022 году, ведь прошло уже более 3 лет?

Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов.

А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.

А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.

Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 5 лет.

Этот срок применяется с 17.03.2021, ранее срок хранения был установлен на 4 года. При этом ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

Таким образом, если инспекторы при встречке в 2022 году запросили у вас документы за 2018 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.

Подробнее об ответственности, возникающей в рамках встречек, читайте в публикации «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Итоги

По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.