7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 ноября 2021 г. N 03-04-05/91444 О налогообложении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, от продажи недвижимого имущества
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 ноября 2021 г. N 03-04-05/91444 О налогообложении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, от продажи недвижимого имущества
17 декабря 2021
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от продажи недвижимого имущества и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании абзаца второго подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового статуса физического лица учитывается фактическое время его нахождения в Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
При этом окончательный налоговый статус налогоплательщика определяется по итогам налогового периода.
Учитывая изложенное, если налогоплательщик по итогам налогового периода не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, то его доход от продажи в этом налоговом периоде недвижимого имущества в Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, уставленном для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17 1 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, в том числе не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, с учетом особенностей, установленных статьей 217 1 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 217 1 Кодекса доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 4 статьи 217 1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217 1 Кодекса.
В этой связи при продаже недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход, полученный от его продажи, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке с применением налоговой ставки, установленной пунктом 3 статьи 224 Кодекса (30 процентов).
Заместитель директора Департамента | Р.А. Лыков |
Обзор документа
Если нерезидент продает недвижимость, находившуюся в собственности менее минимального предельного срока владения, доход облагается НДФЛ в общем порядке по ставке 30%.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Статус налогового и валютного нерезидента при сделках с недвижимостью.
Представьте, что вы продали квартиру. И через некоторое время получаете требование из налоговой уплатить НДФЛ в размере 30% от стоимости квартиры.
Или штраф в размере 70%.
Или даже в размере 100% от стоимости квартиры! Все деньги, которые вы получили за квартиру – налоговая требует вернуть в бюджет.
Как же так? Это невозможно! – скажете вы. Максимальная ставка налога при продаже квартиры – 13%.
Откуда такие грабительские цифры?
Нет, это возможно.
Такие грабительские цифры возможны, если проигнорировать налоговый и валютный статус участников сделки.
Что это такое? Как этого избежать?
Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, которое проводит на территории России более полугода в течение календарного года. Точнее, 183 дня и более. (п.2 ст. 207 НК РФ).
Гражданство значения не имеет.
Если меньше, то — становится налоговым нерезидентом. А это приводит к повышенным налоговым обязательствам.
Да, есть исключения. В некоторых случаях, можно провести за пределами России больше полугода и остаться резидентом. Но в рамках этого поста мы не будем сюда углубляться.
Итак, налоговый нерезидент:
• Оплачивает НДФЛ по ставке 30%
• При расчете налога не может учитывать расходы и применять налоговые вычеты
• Но с 1 января 2019 года, наравне с резидентами, освобождается от уплаты налога по истечении минимального предельного срока владения.
Валютными резидентами РФ являются две категории граждан:
• Все граждане России.
• Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в России с видом на жительство. (Федеральный закон № 173 ФЗ ст. 1. ч.1. п. 6)
Остальные физические лица являются валютными нерезидентами.
Какое это имеет отношение к сделкам с недвижимостью?
Расчеты по сделке с валютными нерезидентами являются валютными операциями. (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.1 ч.1. п.9 пп.б) Даже, несмотря на то, что расчеты производятся в рублях.
А расчеты по валютным операциям между физическими лицами должны производиться только через банковские счета (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.14 ч.3.)
Если не выполнить этого требования и рассчитаться по сделке наличными, налоговая признает валютную операцию незаконной.
Наказание — штраф в размере от 20% до 40% от суммы (КоАП РФ Статья 15.25. п.1) До июля 2022 года размер штрафа был в размере от 70% до 100%, но Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ, этот размер был уменьшен.
Итак, при сделках с недвижимостью следует быть осмотрительным относительно налогового и валютного статуса (вообще нужно быть осмотрительными во всех моментах, но в этих двух в частности).
В отношении налогового статуса – нужно проверять себя. А в отношении валютного – контрагента:
1. Если вы продали квартиру и собираетесь за границу, или были за границей и планируете продать квартиру, проверьте, не попадаете ли вы под статус налогового нерезидента. А если попадаете, применимы ли к вам повышенные налоговые последствия.
Если да, то возможно стоит отказаться от сделки или от поездки. В противном случае, вы заплатите налог по ставке 30%.
2. Если вы продаете или покупаете квартиру, а ваш контрагент — не гражданин России, уточните его валютный статус. Если он валютный нерезидент, проводите расчеты только в безналичной форме.
В противном случае, вам грозит штраф от 70% до 100% от суммы сделки.
К сожалению, люди которые получили такие штрафы – есть. Увы, но незнание закона, не освобождает от ответственности…
p.s. налоговый нерезидент может может значительно уменьшить налоговую нагрузку (вплоть до нуля). Если вам это интересно, заходите на мой сайт (ссылка в профиле), статья «Как нерезиденту не платить налог 30%«.
Новые ограничения на продажу квартир для иностранцев. Как это работает
С начала марта иностранцы из «недружественных» государств должны получать разрешения на сделки с недвижимостью. Росреестр советует получать их и россиянам с двойным гражданством. Но критерии для этого неоднозначны
Фото: Семен Лиходеев / ТАСС
Со 2 марта в России вступили в силу новые правила для сделок с недвижимостью, в которых участвуют иностранцы из определенных стран, включая США и ЕС. Согласно указу президента, это дополнительные временные меры экономического характера «по обеспечению финансовой стабильности». Но в документе не указано, на какой срок они введены.
РБК разбирался, кого затрагивают новые правила и как теперь совершать сделки с недвижимостью.
Кого затрагивают новые правила
Новые правила затрагивают российских резидентов (преимущественно россиян), если они покупают или продают недвижимость у людей или компаний, связанных с иностранными государствами, «совершающими недружественные действия» против России (под этим, как правило, подразумеваются западные санкции). При регистрации сделки в Росреестре гражданам «недружественных стран» нужно получить разрешение на сделку от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Россию. Ранее эта комиссия рассматривала только инвестиции в стратегические предприятия.
Если в сделке участвуют два российских резидента, но один из них купил недвижимость у лица «недружественной страны» после 22 февраля 2022 года, ему также потребуется разрешение правкомиссии. Регистрация иных сделок с недвижимостью, не подпадающих под ограничения, идет в штатном режиме и в установленные законом сроки, заверили РБК в пресс-службе Росреестра.
Кто такие российские резиденты и «недружественные страны» К российским резидентам относятся граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно живут в стране на основании вида на жительство, а также российские юрлица. К иностранным лицам, связанным с иностранными «недружественными государствами», относятся люди, которые имеют гражданство этих государств, зарегистрированы в них, работают там или получают в них основной доход, а также компании, «которые находятся под контролем указанных иностранных лиц». Правительство утвердило перечень недружественных стран, в который вошли 48 государств, в том числе все 27 стран Европейского союза, Великобритания (включая остров Джерси и подконтрольные заморские территории — остров Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар), США, Швейцария, Япония.
Распространяются ли новые правила на россиян, у которых есть также гражданство какой-либо из «недружественных стран», в Росреестре не поясняют. Пока ведомство не получило разъяснения от Центробанка, поэтому «рекомендует обращаться за разрешением правкомиссии», рассказали в пресс-службе Росреестра. Там добавили, что для регистрации сделки россиянину, как правило, достаточно предоставить паспорт гражданина России. При этом проверять, есть ли у участника сделки паспорт другой страны, Росреестр не уполномочен.
РБК направил запрос в ЦБ и Минфин. Юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова предполагает, что в случае с двойным гражданством нужно отталкиваться от того, является ли физическое лицо резидентом России, то есть находится ли в стране не менее 183 дней в году. «На сделки с ними разрешение не понадобится. Но практика покажет, как это будет работать в реальности», — говорит Волкова.
Юрист Amulex.ru Екатерина Попова отмечает, что по закону «О гражданстве» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается властями России только как российский гражданин. При этом она не исключает, что, несмотря на это, «в связи со сложившейся ситуацией» разрешение комиссии россиянам с двойным гражданством все же потребуется.
На какие сделки нужно получать спецразрешение
Разрешение правительственной комиссии нужно получать гражданам из «недружественных стран» как при покупке, так и при продаже недвижимости российским резидентам. При сделках должно возникать право собственности на недвижимое имущество, то есть сделки аренды отдельно визировать не нужно. Уже возникли сложности не только с регистрацией договоров купли-продажи, но и с регистрацией договоров долевого участия (ДДУ) в строительстве в проектах зарубежных девелоперов.
В Петербурге финский застройщик ЮИТ и шведский Bonava столкнулись с ограничениями — Росреестр остановил регистрацию их сделок до получения разрешения правкомиссии.
В пресс-службе Росреестра пояснили РБК, что при регистрации ДДУ иностранный застройщик должен будет получить разрешение правкомиссии, поскольку договор влечет за собой возникновение права собственности. Волкова отмечает, что формулировка президентского указа действительно позволяет сделать вывод, что под действие нормы подпадает и договор участия в долевом строительстве: застройщик обязуется в будущем передать недвижимость дольщику. Но партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин считает неправомерными такие отказы в регистрации сделок, поскольку ДДУ не влекут за собой возникновения права собственности на недвижимое имущество. «Для возникновения такого права объект как минимум должен быть достроен, введен в эксплуатацию и передан дольщику. До этого момента недвижимого имущества как объекта гражданских прав не существует, а ДДУ удостоверяет право требования дольщика к застройщику о передаче будущей квартиры, а не права на саму квартиру», — настаивает он. При этом Малинин указывает, что новые правила и действия Росреестра укладываются в «сложившуюся политико-экономическую конъюнктуру» в связи с продолжающейся специальной военной операцией на Украине.
Правоприменительные органы скорее предпочтут перестраховаться и расширительно толковать обновленное нормативное регулирование, считает он: «Именно такой способ толкования позволяет включать в перечень ограниченных законом сделок договоры долевого участия в строительстве». Если же российский застройщик зарегистрирован на зарубежный офшор, например на Британских Виргинских островах или на Кипре, которые относятся к «недружественным территориям», но при этом бенефициар — российский резидент, то получать разрешение правкомиссии не потребуется. При этом информация о контроле россиянина над юрлицом должна быть раскрыта Федеральной налоговой службе — документ, подтверждающий это, нужно предоставить при регистрации сделки.
Как получить разрешение на сделку
Для выдачи разрешений на сделки с иностранцами при правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций создана специальная подкомиссия, которую возглавил министр финансов Антон Силуанов. В состав подкомиссии по выдаче разрешений также входят по одному представителю администрации президента, Минэкономразвития и Центробанка. Для получения разрешения от подкомиссии один из участников сделки должен направить обращение в Минфин по электронной почте или в бумажном виде, говорится на сайте министерства.
Заявление составляется в произвольной форме и должно включать информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки. Его нужно писать на русском языке, а если оно составлено на другом языке, то к нему нужно приложить апостиль с переводом. К заявлению нужно также приложить подтверждение регистрации в качестве юридического лица, учредительные документы, сведения о бенефициарах и контролирующих лицах, бухгалтерский баланс, сведения о балансовой стоимости активов резидента и т.д. Если заявление подает физлицо, то человек должен будет приложить копию паспорта, а также заверить свою подпись нотариально.
Срок рассмотрения заявления нормативными актами пока не определен, указывает партнер, глава практики недвижимости и строительства CMS Russia Арташес Оганов. При удовлетворении обращения и выдаче разрешения комиссия имеет право по своему усмотрению определить условия совершения сделки и срок действия разрешения, говорит он. Решения принимаются подкомиссией единогласно, но пока неизвестно, как часто она будет заседать, говорит Волкова.
По каким причинам комиссия может отказать в сделке или разрешить ее, неясно. «Как раз в этом вопросе мы и видим главную проблему. На данный момент отсутствуют какие-либо публичные документы, которые детально бы регулировали порядок принятия решений комиссией и определяли факторы, влияющие на окончательное решение. Это делает процедуру непрозрачной, а исход рассмотрения — непредсказуемым для сторон потенциальной сделки», — говорит Оганов. «Вероятно, что к сделкам физических лиц, которые владеют небольшими активами, например квартирой, будут более снисходительны.
Более серьезно будут оцениваться сделки по продаже больших имущественных комплексов», — полагает Волкова.