Правительство России утвердило законопроект о единоразовом налоге на сверхприбыль крупного бизнеса. Как уточнили в Минфине, компании заплатят 10% от разницы между суммой, заработанной в период 2021—2022 годов, и аналогичным показателем за 2018—2019 годы. Взнос необходимо будет внести до 28 января 2024-го, а для тех, кто сделает это с 1 октября по 30 ноября 2024-го, налоговая ставка будет снижена до 5%. По словам министра финансов Антона Силуанова, полученные средства пойдут на поддержку нуждающихся семей с детьми. Новый закон не коснётся малых и средних предприятий, организаций — плательщиков сельскохозяйственного налога.
Также выплаты не будут распространяться на энергетические компании, поскольку для них в 2024-м уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия.
Правительство России одобрило законопроект о единовременном взносе в бюджет со сверхприбыли крупных компаний, сообщил во вторник, 13 июня, министр финансов страны Антон Силуанов.
Инициатива коснётся организаций, прибыль которых за 2021—2022 годы превысила 1 млрд рублей до налогообложения. Часть этих заработанных бизнесом средств планируется потратить на выполнение первоочередных обязательств государства. В первую очередь речь идёт о реализации социальных расходов, пояснил глава Минфина.
«По договорённости с социальным блоком мы направим эти ресурсы на поддержку семей с детьми. На те решения, которые были приняты в прошлом году по адресной и точечной поддержке нуждающихся семей», — подчеркнул Силуанов.
Как уточнили в пресс-службе Министерства финансов, от уплаты взноса будут освобождены компании, созданные после 2020 года, малый и средний бизнес, а также организации — плательщики единого сельскохозяйственного налога. Помимо этого, действие нового закона не будет распространяться на предприятия энергетической отрасли, поскольку для них в 2024-м уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и топливному демпферу.
«Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021—2022 годы над аналогичным показателем за 2018—2019 годы. Налог уплачивается не позднее 28 января 2024 года, а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно. Сумму налога можно снизить в два раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платёж с 1 октября по 30 ноября 2024 года.
В законопроекте предлагается реализовать такое решение через налоговый вычет», — уточнили в ведомстве.
Идею собрать с крупных компаний страны разовую дополнительную выплату в бюджет власти начали обсуждать с бизнесом ещё в феврале. Необходимость в такой поддержке со стороны предпринимателей возникла на фоне увеличения бюджетного дефицита.
«Основная причина заключается в заметном сокращении нефтегазовых доходов, которые за последний год у нас снизились почти вдвое. Эти средства пополняли федеральный бюджет, часть которого власти традиционно тратят на выполнение своих социальных обязательств», — объяснил RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Также по теме
«Цифры улучшаются»: глава Минэкономразвития Решетников — о ситуации в экономике России и переориентации торговли
Адаптация бизнеса к новым условиям, оживление производства и рост реальных доходов населения позволили правительству улучшить прогноз.
Согласно последним оценкам Минфина, с января по май 2024 года федеральный бюджет России был исполнен с дефицитом 3,41 трлн рублей. Доходы госказны сократились на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го и составили порядка 9,82 трлн рублей. При этом расходы выросли на 26,5% — до 13,23 трлн рублей.
Подобное увеличение бюджетных трат в министерстве объясняют тем, что некоторые расходные статьи были ускоренно профинансированы в начале 2024-го. При этом ненефтегазовые доходы казны увеличились на 9% в годовом выражении (до 6,97 трлн рублей), а поступления от продажи энергоресурсов сократились на 50% (до 2,85 трлн рублей) после падения нефтяных цен и сокращения экспорта газа.
По данным ведомства, в настоящий момент месячная динамика нефтегазовых доходов уже «постепенно выходит на стабильную траекторию». Тем не менее на фоне сложившейся в начале года непростой ситуации крупный российский бизнес сам обратился к государству с идеей поддержать бюджет. Об этом во вторник рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов в эфире телеканала РБК.
«Они понимают, что у них колоссальные сверхдоходы за 2021 и 2022 годы. Гигантские просто. Больше, чем у бюджета.
Они говорят: «Ребят, чем нам налоги повышать, давайте мы лучше скинемся и заплатим», а дальше начались нюансы, кто сколько», — сказал Белоусов.
«Исходили из принципа справедливости»
В ответ на инициативу бизнеса правительство озвучило собственные идеи. При этом в своих предложениях власти «исходили из принципа справедливости», о чём ранее в интервью RT рассказал Антон Силуанов.
«На протяжении последних нескольких лет мы видели достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов у целых направлений бизнеса. Государство предложило этим компаниям часть рентной и конъюнктурной сверхприбыли перечислить в бюджет в виде налога. При этом мы предложили взять прирост доходов бизнеса за период 2021—2022 годов и соотнести эту сумму с периодом 2018—2019 годов, минуя ковидный 2020 год, потому что он был нерелевантным.
Разницу между объёмами доходов мы предложили частично централизовать в бюджете на государственные нужды», — объяснил Силуанов.
По его словам, всего за счёт единовременного взноса руководство страны намерено привлечь в бюджет порядка 300 млрд рублей. Хотя по сравнению с общим объёмом доходов казны (26 трлн рублей) это относительно небольшая сумма, тем не менее она остаётся существенной для финансирования социальных программ, подчеркнул министр.
Как полагает Георгий Остапкович, отчисление такого налога в качестве разовой акции не нанесёт серьёзного ущерба крупным компаниям. Похожей точки зрения придерживается и инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
«Из минусов: деньги, которые пойдут на уплату взноса, крупные компании могли потратить на инвестиции и выплату дивидендов. Конечно, решение сложное, но всё равно это лучше, чем поднимать налоги, например, для граждан. Под инициативу, скорее всего, подпадают компании, занимающиеся производством удобрений, а также строительная отрасль, которая неплохо заработала в последние годы.
Возможно, взнос коснётся и части игроков финансовой сферы, а именно банков», — заключил собеседник RT.
Госдума приняла закон о корректировке НДД и отмене некоторых льгот по НДПИ
МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, а также об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ был инициирован правительством РФ.
Читайте также
Мобилизация доходов. Где российское правительство ищет деньги в бюджет
«Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ», — сказано в финансово-экономическом обосновании к закону.
В пояснительной записке уточняется, что закон определяет размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2024 года, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.
Кроме того, будет расширен перечень участков недр «3 группы» налогового режима за счет выработанных месторождений Северо-Кавказского федерального округа, а также на территории Сахалинской области. Расширяется и перечень участков недр «4 группы».
Также закон отменяет с 1 января 2021 года налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти.
«Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета», — сказано в документе.
Поправки ко второму чтению
Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.
Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.
Об НДД
Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.
С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).
Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.
Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД — эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.
Единоразовый налог на сверхприбыль для крупных компаний. История и международный опыт
ТАСС-ДОСЬЕ. 4 августа 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий 10-процентный налог на сверхприбыль для крупных компаний.
История закона
Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax или windfall tax) — дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и так далее. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств.
При этом его ставки могут достигать 80-100%.
До настоящего времени в российском законодательстве понятие сверхприбыли отсутствовало.
Впервые в современной России инициатива о введении налога на сверхприбыль была обнародована 9 августа 2018 года помощником президента РФ Андреем Белоусовым. Предлагалось, что бюджет государства получит около 500 млрд рублей ежегодно за счет дополнительного налогообложения предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение Андрей Белоусов обосновывал тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше.
Однако уже 20 августа 2018 года стало известно, что экономический блок правительства эту идею не поддержал.
8 февраля 2024 года первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил журналистам, что власти обсуждают с бизнесом введение «разового добровольного взноса» в бюджет из прибылей, полученных в финансовом 2022 году. По оценке главы Минфина Антона Силуанова, подобный сбор мог бы принести бюджету 300 млрд рублей при ставке в 5%. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) вместо этого предложили в целом повысить налог на прибыль.
В феврале — апреле 2024 года шло обсуждение формата такого сбора. В частности, уже тогда было объявлено, что он не затронет малый бизнес, а также компании, добывающие нефть, газ, уголь и занимающиеся его экспортом. Было принято решение, что у компаний будет два варианта оплаты взноса: если уже в 2024 году в бюджет будет перечислена определенная сумма (обеспечительный платеж), размер сбора будет равен 5%, в противном случае — 10%.
В апреле 2024 года стало известно, что единовременный взнос будет оформлен в виде единовременного налога на сверхприбыль. 28 апреля Силуанов сообщил, что закон направлен на обсуждение ведомствам и РСПП.
В мае — начале июня 2024 года при обсуждении в правительстве было решено освободить от сбора плательщиков единого сельхозналога. Было сформулировано, что единовременный налог на сверхприбыль заплатят крупные компании, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и 2022 год превысила 1 млрд руб. Налоговая база для налога будет рассчитываться как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
Из состава плательщиков исключаются также компании нефтегазового сектора и добычи угля. Как пояснил министр финансов РФ Антон Силуанов, для таких компаний в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо.
Пакет документов о налоге был внесен правительством в Госдуму 13 июня 2024 года. Первый законопроект получил название «О налоге на сверхприбыль», во второй были включены поправки в Налоговый кодекс.
28 июня Госдума приняла законопроект в первом чтении.
13 июля правительство внесло поправки ко второму чтению, исключив из числа плательщиков налога застройщиков, которые реализуют проекты с привлечением средств граждан через эскроу-счета (при этом должно выполняться условие, что эти организации в 2021 и 2022 годах не выплачивали дивиденды); кредитные организации и некредитные финансовые организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства; компании, которые в 2018 и 2019 годах не имели выручки от реализации. Также особый порядок расчета налога было решено установить для компаний, у которых в 2022 году прибыль по сравнению с 2021 годом уменьшилась более чем в два раза.
19 июля 2024 года законопроект был принят Госдумой во втором чтении, 21 июля — в третьем. 28 июля закон был одобрен Советом Федерации.
Налоги на сверхприбыли в других странах
Впервые похожий налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании. Это было сделано с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годах для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%.
Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.
Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годах его ставка составляла 80%, в Великобритании — 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении с декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годах в США ставка налога на сверхприбыль для всех компаний достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).
В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Его ставка для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.
В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной отрасли, сферах ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны).
Полученные £5 млрд были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.
Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) — он распространяется на компании, занимающиеся добычей природных ископаемых (в их числе «Актобемунайгаз», «Мангистаумунайгаз», «Казгермунай»).
В конце ХХ века в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в 2008-2009 годах в Швеции, Финляндии и Норвегии было введено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В 2001-2013 годах схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики.
Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсах. Фактически такие меры в ЕС были направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.
В 2022 году практически все страны ЕС (за исключением Польши, Ирландии, Нидерландов), а также Великобритания, столкнувшись с энергокризисом, объявили о введении налогов на сверхприбыли (чаще их называли пошлинами) для энергетических и ряда других компаний. Эта мера была поддержана 30 сентября 2022 года Советом Европы. В целом с 2022 года эти ставки в Европе сильно разнятся и составляют от 25% в Великобритании до 70% в Словакии. В Бельгии энергогенерирующие предприятия и вовсе обязаны выплатить всю сверхприбыль в бюджет.
В Венгрии, Чехии, Литве и Испании этот налог касается также банковского сектора, а в Хорватии — любых компаний с большими доходами.