Налог ип при беспроцентном займе 2024

Источник: ИА «Гарант» Предприятие выдает своему сотруднику беспроцентный заем с 14.06.2023 по 14.06.2024 с ежемесячным погашением займа. По п. 90 ст. 217 НК доходы в виде материальной выгоды по процентам освобождаются от НДФЛ в течение 2024 года. Как это отразится на налоге на прибыль предприятия (возникает ли упущенный доход)?

Что будет с НДФЛ сотрудника с 2024 года?По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:Выдача беспроцентного займа сотруднику не влечет никаких налоговых последствий в части налога на прибыль для работодателя-займодавца. С 2024 года у сотрудника будет возникать налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами. Обоснование позиции:

Налог на прибыль

Положениями п. 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что стороны самостоятельно определяют условия заключаемого ими договора. Из п. 1 ст. 809 ГК РФ следует, что договор займа может быть беспроцентным.

Согласно п. 12 ст. 270, подп. 10 п. 1 ст.

251 НК РФ средства, переданные по договору займа, а также полученные в счет погашения займа, для целей налогообложения прибыли не признаются расходами и доходами займодавца, в отличие от полученных процентов по займу, которые являются его внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 НК РФ).

Таким образом, если договор займа беспроцентный, то дохода, подлежащего учету, у займодавца не образуется. Но до 2017 года позиция контролирующих органов состояла в следующем: если беспроцентный заем выдан взаимозависимому лицу, то заимодавец должен учесть в доходах неполученные проценты (письма Минфина России от 27.05.2016 N 03-01-18/30778, от 25.05.2015 N 03-01-18/29936). Такая позиция обосновывалась п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которому в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Суды не соглашались с данной позицией. Например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2015 N Ф04-27106/15 по делу N А81-165/2015 отмечено, что, исходя из буквального содержания п. 1 ст. 105.3 НК РФ, для применения положений данной статьи необходимо соблюдение одновременно двух условий: во-первых, сделка должна совершаться между взаимозависимыми лицами; во-вторых, в сделке должны создаваться или устанавливаться коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Но, учитывая, что заключение договоров беспроцентного займа в соответствии с действующим законодательством возможно и между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не соблюдается второе условие, предусмотренное п. 1 ст. 105.3 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами, не являющимися контролируемыми, не подлежат проверке по правилам п. 1 ст. 105.3 НК РФ (Энциклопедия судебной практики. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами (Ст.

105.3 НК)). Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения: с 01.01.2017 года п. 4 ст. 105.14 НК РФ дополнен пп.

7, согласно которому не признаются контролируемыми сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация. Это означает, что ФНС России не может контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения (информация ФНС России от 29.12.2016 «С 1 января расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми»). Как следует из положений ст. 269 НК РФ, если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, то доход (расход) в виде процентов по такому договору признается для целей налогообложения прибыли, исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений, включая ставку 0% (письмо ФНС России от 15.02.2018 N СД-4-3/3027@, письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, от 31.03.2021 N 03-12-11/1/23489, от 15.06.2020 N 03-12-11/1/51127). Как мы поняли, рассматриваемая сделка не отвечает критериям контролируемых сделок (Энциклопедия решений.

Контролируемые сделки (июнь 2024)). Следовательно, при совершении сделки по предоставлению беспроцентного займа у организации отсутствует обязанность определять процентный доход в целях налогообложения с применением положений абзаца 3 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

По вопросу упущенной налоговой выгоды. Возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.08.2004 N 3009/04). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется нормами главы 25 НК РФ.

Данная глава не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика-заимодавца определять упущенную выгоду по беспроцентным займам.

Таким образом, предоставление беспроцентного займа сотруднику не влечет за собой возникновения у заимодавца доходов (в том числе недополученных), подлежащих учету при исчислении налога на прибыль.

НДФЛ

Если физическим лицом получен заем от организации или ИП, с которыми он состоит в трудовых отношениях, то материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами признается налогооблагаемым доходом данного физического лица (абзац шестой-восьмой подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2022 N 03-04-05/56601).

Размер материальной выгоды от экономии на процентах равен сумме превышения процентов, рассчитанных по ставке, равной 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, над величиной процентов, исчисленных по ставке, установленной договором (подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). Таким образом, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами необходимо принимать во внимание две суммы — сумму процентов, исчисленную исходя из 2/3 действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора (письмо Минфина России от 04.07.2017 N 03-04-05/42040).

В силу п. 90 ст. 217 НК РФ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021-2023 годах, освобождаются от налогообложения НДФЛ (Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ, смотрите письма Минфина России от 22.09.2022 N 03-04-05/91805, от 01.04.2022 N 03-04-05/26943). В данном случае договор беспроцентного займа заключен в 2024 году и продолжит свое действие в 2024 году. Согласно подп.

7 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в виде матвыгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (смотрите также письма Минфина России от 20.04.2017 N 03-04-05/23907, от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 07.09.2015 N 03-04-06/51392). Это правило распространяется и на беспроцентные займы.

В письме УФНС России по г. Москве от 12.11.2019 N 13-11/276506@ также указано, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

  • Вопрос: Организация в августе-сентябре 2022 года планирует выдать сотруднику беспроцентный заём на срок 5 лет из средств чистой прибыли. Каковы налоговые последствия такой сделки для организации-работодателя? Каков порядок налогообложения по сделке у физического лица? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, август 2022 г.);
  • Вопрос: Сотрудник организации (общая система налогообложения) просит дать ему беспроцентный заем в размере 950 000 руб. на оплату ипотеки по квартире, которую он оплачивает третий год. Заем предположительно будет предоставлен рядовому сотруднику организации, не являющемуся учредителем. Каковы налоговые последствия для самого сотрудника как физического лица и для организации в случае выдачи такого беспроцентного займа? Каковы наиболее выгодные варианты оформления такого займа для организации и для самого сотрудника с точки зрения налогового законодательства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
  • Вопрос: Организация выдает беспроцентные займы рядовым сотрудникам на различные нужды. Суммы каждого займа не превышают 1 млн. руб. Необходимо ли в 2016 году по налогу на прибыль начислять внереализационный доход с процентов в соответствии со ст. 269 НК РФ? Есть ли риски доначисления налога на прибыль налоговой инспекцией? На какую дату необходимо брать ключевую ставку при определении интервала предельных значений процентных ставок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.);
  • Вопрос: Организацией заключен договор беспроцентного займа с взаимозависимым лицом. Организация является сельхозтоваропроизводителем. Заемщиком является российская организация. Налоговый орган считает, что при выдаче беспроцентного займа (кредита) взаимозависимому лицу налогоплательщик должен учесть неполученные доходы в виде процентов, которые он мог бы получить при выдаче процентного займа не взаимозависимому лицу, и самостоятельно скорректировать налоговую базу. Требование налогового органа о корректировке содержится в уведомлении о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и относится к 2017 году. Правомерно ли это требование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
  • Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет выдачи беспроцентного займа сотруднику (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
  • Предоставление беспроцентного займа работнику организации связи (О.В. Давыдова, журнал «Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, март-апрель 2021 г.);
  • Вопрос: Как рассчитать материальную выгоду от экономии на процентах по беспроцентному займу, полностью погашенному сотрудником перед увольнением не в последний день месяца? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Беспроцентный заем между юридическими лицами: особенности налогообложения

Заключение беспроцентного займа между организациями не влечет возникновения налогооблагаемых доходов и расходов (как и очевидных налоговых рисков) у обеих сторон сделки, в т.ч. и у взаимозависимых.

Обоснование вывода:

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа может быть как возмездным, то есть предусматривающим уплату процентов за пользование заемными средствами, так и безвозмездным, когда исполнение заемщиком обязательства ограничивается лишь возвратом долга, соответствующее условие должно быть согласовано в договоре — без такого условия договор считается возмездным, и заимодавец имеет право требовать с заемщика выплаты процентов (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Законодательством не ограничен круг лиц, которые могут выступать в качестве заимодавцев. Поэтому организация может получать займы как от других организаций, так и от граждан.

Соответственно, договор беспроцентного займа может быть заключен в том числе между юридическими лицами (включая коммерческие организации).

В силу положений пп. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Налоговое законодательство также не содержит требований об установлении в договоре займа определенных процентных ставок и запрета на выдачу беспроцентных займов.

При этом налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок по предоставлению займа не обязаны руководствоваться в вопросах определения процентов по соответствующим долговым обязательствам положениями НК РФ (смотрите письма Минфина России от 09.02.2016 N 03-01-18/6665, от 08.12.2015 N 03-01-18/71731, от 15.07.2015 N 03-01-18/40737).

Статьей 269 НК РФ установлено, что под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления. По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

Как следует из положений ст. 269 НК РФ, если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, то доход (расход) в виде процентов по такому договору признается для целей налогообложения прибыли исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений, включая ставку 0%.

В отношении сделок, признаваемых контролируемыми, ст. 269 НК РФ установлены особые условия признания процентов для целей налогообложения прибыли.

Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, если имеет место хотя бы одно из обстоятельств, указанных в этой норме, соблюдаются суммовые критерии, которые предусмотрены п. 3 ст. 105.14 НК РФ, и сделка не входит в перечень сделок, не признаваемых контролируемыми согласно п. 4 ст.

105.14 НК РФ.

В свою очередь, с 1 января 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, не признаются контролируемыми (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (норма введена Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ), информация Федеральной налоговой службы от 29.12.2016 «С 1 января расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми»)*(1).

Требования к месту регистрации (месту жительства) в данной норме установлены в отношении лиц, являющихся участниками таких сделок, которые определяются с учетом норм ГК РФ, в том числе:

  • п. 1 ст. 807 ГК РФ — в части сторон сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами;
  • п. 1 ст. 430 ГК РФ, в соответствии с которым возможно заключение договоров в пользу третьих лиц, — в части выгодоприобретателей по этим сделкам (письма Минфина России от 25.05.2018 N 03-12-11/1/35711, от 15.12.2017 N 03-12-11/1/86030).

Положения подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ применяются к внутрироссийским сделкам по предоставлению беспроцентных займов, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым установлен беспроцентный характер займа (письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-12-11/1/6568, от 13.10.2017 N 03-12-11/1/67157, от 28.04.2017 N 03-12-11/1/26008, от 27.04.2017 N 03-12-11/1/25686, от 21.04.2017 N 03-12-11/1/24048, письмо ФНС России от 13.04.2017 N ЕД-4-13/6968@).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации, когда и заемщик и заимодавец являются резидентами РФ, сделки по предоставлению беспроцентных займов контролируемыми не являются, даже если стороны будут признаны взаимозависимыми.

При этом в случае совершения сделки по предоставлению беспроцентного займа (исходя из ставки ноль процентов), не признаваемой контролируемой в соответствии с НК РФ, применяются положения абзаца третьего п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Соответственно, по указанным сделкам проценты признаются доходом у заимодавца согласно абзацу второму п. 1 ст.

269 НК РФ, то есть исходя из фактической ставки. Если ставка по займу предусмотрена в размере ноль процентов, то доход в виде процентов по такому долговому обязательству отсутствует (письмо ФНС России от 15.02.2018 N СД-4-3/3027@).

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлен.

Таким образом, не возникает налогооблагаемого дохода от беспроцентного пользования заемными средствами и у организации-заемщика, поскольку главой 25 НК РФ такого вида дохода не предусмотрено (письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, от 24.03.2017 N 03-03-06/2/17311, от 28.08.2018 N 03-12-11/1/61109, от 19.01.2018 N 03-03-06/1/2773, от 31.03.2021 N 03-12-11/1/23489, от 15.06.2020 N 03-12-11/1/51127).

Кроме того, предоставление, получение и возврат денежного займа не образуют объекта обложения НДС (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп.

1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

То есть совершение сделки по предоставлению беспроцентного займа одним юридическим лицом другому (в данном случае — организации) не влечет возникновения налогооблагаемых доходов и расходов у обеих сторон договора займа.

К сведению:

В обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства (включая обязанность уплачивать законно установленные налоги), в том числе посредством выездных и камеральных налоговых проверок (п. 1 ст. 23, п. 1 ст.

32, п. 1 ст. 82, ст. 87 НК РФ).

В частности, в рамках указанных мероприятий производится доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ (п. 5 ст.

82 НК РФ, письмо ФНС России от 30.11.2018 N ЕД-4-2/23197).

Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Как сообщается в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, содержащем рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ (доведенные до нижестоящих налоговых органов), эта статья направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации (умышленное искажение сведений о сделках, о налоговой базе, действия, направленные исключительно на неуплату налогов, т.е. фиктивные сделки и т.п.).

При этом в рекомендациях по применению указанной статьи ФНС напоминает, что положения НК РФ не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла. Кроме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций. Смотрите письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.

Совсем недавно ФНС России направила в нижестоящие территориальные органы еще одно обширное письмо от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, в котором обобщила правовые позиции и дала рекомендации по применению ст. 54.1 НК РФ.

При установлении обстоятельств, свидетельствующих, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии, налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Таким образом, одним из ключевых моментов в целях применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ является умышленное (сознательное) противоправное искажение налогоплательщиком сведений (п. 2 ст. 110 НК РФ). При доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Кроме того, для исключения рисков доначисления налога основной целью предоставления беспроцентного займа не должна быть неуплата налога (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

В связи с этим с полной уверенностью об отсутствии каких-либо иных налоговых рисков при предоставлении беспроцентного займа взаимозависимому лицу утверждать не приходится. Тем не менее при наличии деловой цели предоставления займа такие риски будут являться минимальными.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Договор беспроцентного займа;

— Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;

— Вопрос: Сделка беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);

— Вопрос: Предоставление беспроцентного займа (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

12 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Напрямую в п. 2 ст. 105.1 НК РФ в качестве взаимозависимых не указаны юридические лица, учредителями (директорами) которых являются брат и сестра. В то же время суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст.

105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ (п. 7 ст.

105.1 НК РФ, письмо Минфина России от 23.01.2015 N 03-01-18/1989).

Так, Девятый ААС в постановлении от 27.08.11.2013 N Ф05-14072/13 по делу N А40-2784/2013 подтвердил данную взаимозависимость).

№ 03-04-05/56506 от 19.06.2023

Вопрос:Индивидуальный предприниматель получил беспроцентный заем от ООО, одним из учредителей которого он является. В каком порядке должен быть уплачен НДФЛ с дохода предпринимателя от экономии на процентах: самостоятельно индивидуальным предпринимателем или удержан налоговым агентом — ООО? Если налог должен удерживаться агентом, то за счет каких средств?

Ответ:Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 23.05.2023 и по вопросу о налогообложении доходов физических лиц в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В общем порядке налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено указанным подпунктом.
В соответствии с абзацами шестым — восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором — четвертом указанного подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
С учетом изложенного при несоблюдении условий, установленных абзацами седьмым — восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, при получении физическим лицом от организации беспроцентного займа дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком указанными заемными (кредитными) средствами не возникает.
В случае соблюдения какого-либо из условий, установленных абзацами седьмым — восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Указанные российские организации именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.
Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 226 Кодекса при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Исходя из положений пункта 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса.
Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Таким образом, статьей 227 Кодекса предусмотрены самостоятельные исчисление и уплата налога на доходы физических лиц для физических лиц, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в отношении доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 90 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 — 2024 годах. Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ

  • экономия на процентах
  • материальная выгода
  • беспроцентный заем
  • НДФЛ

Что-то я не встречала вокруг себя людей, планирующих купить или купивших недвиж.

Минстрой может отменить налоговые вычеты на покупк.

ФЛ, ИП или ЮЛ. Ведь налоги с дохода от владения этими акциями ВСЕ выплачивают .

МТС начнет выпускать облигации для физлиц

Если пресса рассказала не правду, то это клевета и можно подать в суд. Был суд .

На ЦИАН нашли самую дорогую квартиру в стране

предлагается куда-то изымать при действующих механизмах бухучета механизмы п.

Предложили ввести систему целевого использования а.

До первоисточника вашему слуге добраться всё равно не удастся, а то и что пишет.

На ЦИАН нашли самую дорогую квартиру в стране

Первый пошел.

Минстрой может отменить налоговые вычеты на покупк.

В министерстве оценят эффективность налоговых вычетов в улучшении жилищных усл.

Минстрой может отменить налоговые вычеты на покупк.

Пожалуйста не надо. Все и так хорошо. Мы остальным расскажем как получить вычет.

Минстрой может отменить налоговые вычеты на покупк.

Амортизационных средств? Они совсем опухли? Таких средств не существует, как и .

Предложили ввести систему целевого использования а.

Просто дошло как до жирафа на пятые сутки.

«Сбер» запустил оплату несколькими счетами

Придется полностью на наличку переходить. А то начнутся массовые ошибочные спис.

Система биометрической оплаты проезда в метро буде.

Специфика у каждой организации своя. не существует двух одинаковых предприятий.

Обзор платформы 1С в 2024 году: новые возможности