На фоне принятия нового закона об отмене предъявления технического осмотра при приобретении страховки ОСАГО в сети размножаются различные слухи и фейки. Первые говорят об отмене наказания при ДТП с отсутствием диагностической карты. Вторые – об отмене штрафа за непройденный техосмотр.
А третьи – и вовсе о полном аннулировании обязанности проходить проверку технического состояния автомобиля владельцами. Что из этого является правдой? Давайте выяснять!
Последние новости об отмене ответственности за отсутствие техосмотра 2024
Итак, согласно последней распространяющейся информации, есть 3 разновидности последних новостей касательно технического осмотра.
- Якобы в ГИБДД сделали официальное заявление о том, что в России не будут штрафовать водителя, если тот попадёт в ДТП, и у него не будет действующей диагностической карты (вот пример такой новости).
- Отменён штраф ГИБДД за отсутствие техосмотра, который ранее накладывался.
- По последней информации, обязанность его проходить вовсе отменили целиком и полностью (вот «пруф»).
Причём, разные источники ссылаются то на новый закон об отмене техосмотра, штрафа за него или последствий в случае дорожного происшествия, другие – на заявления руководства Госавтоинспекции, а третьи – на поправки к существующим нормативно-правовым актам.
Давайте всё же выясним, что к чему!
Вас также заинтересует:
Это фейк или правда?
Все три факта, перечисленных выше, являются фейком и неправдой. Это несколько трансформировавшаяся информация из двух других начал.
ГИБДД, действительно, делали заявление об отмене последствий после ДТП; а новый закон издавался и даже принят Госдумой. Вот только не совсем об отмене штрафа за отсутствие техосмотра или других указанных наказаниях.
А что правда?
Итак, давайте правда на сегодняшний день актуальна только следующая:
- в случае ДТП, в которое попадёт водитель с отсутствующим или просроченным техосмотром и которое произойдёт по причине неисправности автомобиля виновника, последнего ждёт последствие в виде регресса по ОСАГО от страховой компании,
- штраф за отсутствие диагностической карты вводится с 2022 года – его, действительно, на 2024 год пока ещё нет, потому и новость об отмене наказания абсурдна,
- кроме того, для водителей существует обязанность проходить техосмотр с утверждённой законом частотой.
А единственным достоверным новшеством в последние месяцы является отмена обязанности предъявлять диагностическую карту при покупке полиса ОСАГО. До недавнего времени она была обязательна среди прочих документов. То есть приобретение страховки обусловили действующим техосмотром.
И тем самым фактически нагрузили страховые компании по обеспечению исполнения обязанности проходить водителями проверку пригодности их машин для дорог РФ.
Данное новшество официально вступает в законную силу с 22 августа 2021 года. Мы писали соответствующую статью об отмене техосмотра для ОСАГО.
А о вышеуказанных утверждениях поговорим немного ниже со ссылками на официальные источники.
Но пока сразу выясним, откуда «ноги растут» у последних новостей об отмене последствий при ДТП без техосмотра. Дело в том, что 16 июня 2021 года один из начальников ГИБДД, и правда, высказался об отмене штрафа. В частности, он указал, что отсутствие технического осмотра при ДТП водителям ничем не грозит.
При этом, не было упомянуто, отменён ли штраф или же регресс за отсутствие диагностической карты, либо этого и вовсе не было.
Однако, позднее, данное высказывание одного из глав ведомства было отозвано, в связи с чем подобного рода новости были аннулированы официальными СМИ. Вот пример такой отменённой информации.
Есть ли обязанность проходить техосмотр в 2024 году?
А теперь давайте по порядку выясним всю правду о техническом осмотре на сегодняшний день.
Итак, в 2024 году у граждан в России есть права, обязанности и, соответственно, меры ответственности за неисполнение этих обязанностей и нарушение чужих прав (в том числе прав государства). Начнём с обязанностей.
И она установлена самым главным Федеральным законом в области дорожного движения – ФЗ №196 в статье 17. А во исполнение данной обязанности издан специальный отдельный ФЗ О техническом осмотре транспортных средств.
То есть, как видим, последние новости об отмене техосмотра – это всё ещё фейк. Да, некоторые представители власти пытались сделать потуги в направлении добровольности этой процедуры. Однако, по состоянию на 2024 год это только неудавшиеся инициативы.
А какие последствия?
Формально последствий за отсутствие технического осмотра законодательно может быть несколько:
- прямое наказание (штраф, лишение прав, административный арест и так далее) за отсутствие техосмотра,
- регрессное требование по ОСАГО в случае отсутствия действующей диагностической карты,
- карта как условие приобретения чего-либо обязательного или добровольного.
Так вот, все три этих меры существовали до недавнего времени. Но и это даже в настоящий момент довольно условно. Объясним, в чём здесь дело.
Техосмотр как условие для ОСАГО отменён – это правда
Начнём с последнего пункта. Выше мы уже писали, что единственная истина во всём этом – обязательность предоставления диагностической карты для покупки страховки ОСАГО отменили с 22 августа 2021 года.
И это правда. Соответствующий законопроект прошёл 3 чтения, принят Госдумой и ожидает вступления в законную силу.
Хотя, и без этих поправок соответствующими указаниями властей предъявление техосмотра было отложено в связи распространением коронавируса до октября 2021 года.
Штраф
И вот эта мера наказания как раз условна. Дело в том, что штраф за отсутствие техосмотра также введён и тоже ожидает вступления в законную силу. Но здесь дата уже иная – 1 марта 2022 года.
То есть формально на сегодняшний день не существует наказания, если вы не прошли ТО.
Однако, фейки о том, что якобы штраф отменён просто абсурдны. Ведь как можно отменить то, что и так ещё не действует!
Каким автомобилям нужно и не нужно проходить техосмотр сейчас? Легковые, грузовые авто по годам выпуска
Вероятно, вы слышали, что техосмотр в России отменили совсем. Наверное, до вас доходили новости и о том, что автомобилям в возрасте до 4 лет не нужно проходить ТО. Также вы могли слышать об отвязке диагностической карты от ОСАГО.
Все эти новости актуальны в 2024 году. Но, к сожалению, в интернете также много путаницы и неправды. В итоге многие владельцы легковых и грузовых машин не знают, нужно ли им сейчас делать техосмотр и с какой периодичностью?
Сегодня расскажем, для каких автомобилей процедура осталась обязательной, а для каких по желанию их владельцев. Также затронем вопрос диагностической карты и ОСАГО в контексте регресса и страхового возмещения. И вообще расскажем о свежих новостях касаемо техосмотра в России.
Техосмотр в России отменили с 1 марта 2022 года – это правда?
Да, но лишь условно.
Техосмотр для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов действительно отменили. Но не с 1 марта 2022 года и не для всех, а гораздо ранее – с 30 декабря 2021 года и только для некоторых водителей. Именно в декабре Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 494, который и внёс изменения в статью 15 ФЗ-170 О техосмотре.
Обратите внимание, что сам ФЗ никто не упразднял!
Речь идёт только о внесении изменений в вышеназванную статью закона. В ней установлена периодичность, с которой российские автовладельцы обязаны проходить техосмотр и получать диагностические карты. И если раньше такая обязанность была у всех обладателей легкового транспорта от 4 лет с даты выпуска, то теперь обязанность заезжать на СТО осталась лишь для владельцев коммерческого автотранспорта.
Для легковых машин и мотоциклов физических лиц в большинстве случаев техосмотр в 2024 году не требуется.
Но на самом деле это порождает путаницу и заблуждения среди водителей. И мы развеем их в следующих разделах статьи.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2024 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст.
15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Но есть еще два основания!
Кроме описанных выше оснований для периодичности прохождения техосмотра в законе есть еще два условия, когда вам понадобится диагностическая карта, даже если техосмотр для вас необязателен. Оба условия в пп. 7 п. 1 ФЗ-283 О госрегистрации транспортных средств.
Что это за основания:
- постановка на учёт или переоформление автомобиля старше 4 лет в связи со сменой владельца,
- официальная регистрация изменений конструкции ТС любого года выпуска.
Таким образом, в 2024 году вам придётся пройти техосмотр при вышеуказанных регистрационных действиях в ГИБДД. Если при подаче документов у вас не окажется диагностической карты или она будет просрочена – в регистрационных действиях вам законно откажут.
Вероятно, в скором времени появится и третье основание для внепланового прохождения техосмотра. Сейчас обсуждается законопроект, который в случае его принятия даст полномочия инспекторам ДПС выявлять на дороге технические неисправности авто, направлять водителей на внеочередной ТО, а по истечении 7 дней (если поломка так и не устранена) – изымать СТС при следующей остановке. Однако закон еще не вступил в силу.
Планируется, что в случае утверждения он начнёт действовать с 1 марта 2024 года.
Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?
Еще недавно техосмотр делали на все легковые и грузовые автомобили. Однако принятые в конце 2021 года поправки серьезно изменили положение дел.
В 2024 году отменено обязательное прохождение техосмотра для авто– и мототранспорта, который принадлежит физическим лицам (гражданам) и не используется ими в коммерческих целях, включая такси.
На это указывает недавно появившийся пункт 7 ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре.
7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Во всех остальных случаях сохраняется периодичность прохождения техосмотра – от 24 месяцев до полугода. Об этом мы подробно расписали в таблице выше.
Также техосмотр не проходят владельцы транспортных средств с двигателем менее 50 «кубов» или электродвигателем до 4 кВт и развивающие скорость не более 50 км/ч (пункт 2 ст. 2 ФЗ-170 О техосмотре). К таковым, например, относят такие агрегаты, как мотоблоки.
Как видно, обязанность делать техосмотр для некоторых владельцев транспортных средств убрали насовсем. Однако право съездить на СТОА по своему желанию никуда не исчезло. Другими словами, если закон не обязывает вас получать диагностическую карту, но вы хотите проверить исправность своего автомобиля – никто не мешает пройти ТО добровольно.
Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
Еще в августе 2021 года ОСАГО отвязали от техосмотра. Соответствующий ФЗ вступил в законную силу и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон исключил из ст.
15 ФЗ Об ОСАГО подпункт «е», где раньше в числе обязательных документов для покупки страхового полиса значилась диагностическая карта. Теперь при подаче документов на приобретение ОСАГО наличие техосмотра не проверяют.
Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!
Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса…
Суть здесь в том, что статья 14 ФЗ Об ОСАГО перечисляет все основания, когда страховщик имеет право подать регрессное требование к водителю. Есть ли среди таких оснований отсутствие диагностической карты? Вообще, да – и звучит оно так:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты,
То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2024 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.
К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности!
Причём это нужно еще будет доказать. Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!
Выплатят ли страховое возмещение?
Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.
Исчерпывающий список причин, по которым от страховой может последовать отказ приведён в ФЗ-40 Об ОСАГО, а точнее в пункте 20 ст. 12 указанного закона, но там ничего не сказано об отсутствии у водителя пройденного техосмотра на момент ДТП.
Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите. Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.
Какой штраф за не пройденный техосмотр?
Водители такси, автобусов и грузовиков, для которых посещение станции ТО обязательно, в случае не прохождения техосмотра рискуют получить два штрафа:
- за вождение без действующего техосмотра (диагностической карты) – 2 000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ),
- за управление автомобилем при наличии неисправностей (если таковые будут обнаружены инспектором ГИБДД на дороге) – 500 рублей или предупреждение.
Езду без диагностической карты должны фиксировать камеры автоматической фиксации. Согласно анонсам, штрафы должны были рассылать, начиная с 1 марта 2022 года. Однако из-за технических сложностей пока этого сделать не удалось.
И пока неизвестно, когда именно заработают штрафы с камер за отсутствие диагностической карты о прохождении ТО.
С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?
Правительство РФ уже утвердило Постановление №306 от 09.03.2022 о новых правилах прохождения техосмотра. Главным нововведением должно стать сокращение чек-листа технических проверок автомобилей. Если сейчас насчитывается 82 таких проверок на станции ТО, то после корректировки их число сократится до 55 пунктов.
Среди основных нововведений, к примеру, проверка «подсоса воздуха» в обход системы выпуска. Из обязательных проверок исключаются поиск коррозии тормозных трубок и тестирование работы «дворников». Также не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Вступление изменений в силу ожидается с 1 сентября 2022 года, а до этого времени проверки будут проходить по-старому.
Обязательна или нет диагностическая карта сейчас для личного и коммерческого транспорта?
Ещё недавно у автовладельцев была обязанность проходить ежегодный техосмотр. Однако в конце 2021 года власти приняли ряд изменений, после которых многие сайты вышли с заголовками в духе «техосмотр в России отменён». Доля правды в этом есть – некоторые автовладельцы и правда освобождены от необходимости получать диагностическую карту. Вот только техосмотр окончательно не упразднён и всё ещё остаётся актуальным для некоторых процедур.
Например, вы не сможете поставить машину на учёт в ГАИ без действующей диагностической карты. Зато ничего не помешает приобрести полис ОСАГО, не имея карты об исправности автомобиля. В статье будем выяснять, кому по-прежнему нужно заезжать на станцию ТО, есть ли штраф и какой за езду без диагностической карты, будет ли регресс от страховой при ДТП, может ли она отказать в выплате, а также сколько стоит диагностическая карта и как её оформить.
Нужна ли диагностическая карта на автомобиль в 2024 году?
Да, нужна – но не всем и не во всех случаях.
Несмотря на все изменения законодательства, диагностическая карта о прохождении техосмотра в 2024 году по-прежнему остаётся актуальной. Но нужна она вам или нет, зависит от того, кем вы являетесь – физическим или юридическим лицом, а также в каких целях используете транспортное средство. Именно с этого момента мы начнём.
Для личного автомобиля
Последние изменения в части техосмотра коснулись как раз личного автотранспорта. Если раньше все автовладельцы в России обязаны были заезжать на станцию ТО и получать диагностическую карту, то с 30 декабря 2021 года на личные автомобили она больше не требуется.
Дело в том, что с этой даты вступили в силу поправки в ФЗ № 170 «О техническом осмотре транспортных средств», а именно в статью 15 указанного Закона, которая регулирует периодичность прохождения ТО.
В 2024 года вам не нужно оформлять диагностическую карту при совпадении трёх условий:
- вы являетесь физическим лицом, а мотоцикл или легковой автомобиль массой 3,5 тонн принадлежит вам на праве собственности,
- этот транспорт используется вами исключительно в личных целях (поездки на работу, на рыбалку, на отдых),
- вид деятельности не связан с работой в такси и грузоперевозками.
Если все условия выполняются, значит сегодня вам вообще не нужно проходить обязательный техосмотр. Исключением являются несколько процедур, когда у вас должна быть диагностическая карта об исправности автомобиля. О них мы ещё поговорим чуть позже.
Но в любом случае законное право добровольно проверить исправность автомобиля на станции ТО у вас никто не отнимает. Если хотите получить диагностическую карту для собственного спокойствия за состояние транспортного средства – на здоровье, это только приветствуется.
Для коммерческого транспорта
А вот владельцы такси, автобусов, грузовиков и прочего коммерческого транспорта обязаны в 2024 году проходить техосмотр и получать по его итогу диагностическую карту. Для них в правилах ничего не изменилось.
Диагностическая карта требуется:
- на транспортные средства всех юридических лиц (компаний),
- если у вас легковой автомобиль и вы используете его при работе в такси,
- если в вашей собственности есть автобус или грузовик свыше 3,5 тонн,
- если вы занимаетесь иной коммерческой деятельностью на этом ТС и не используете его только в личных целях.
Владельцам вышеприведённого автотранспорта нужно в обязательном порядке проходить техосмотр. Вариант с добровольным посещением станции ТО здесь не сработает. Если окажется, что на грузовик, такси или автобус не оформлена диагностическая карта, вам, как владельцу, грозит штраф в соответствии с ч. 1.1 ст.
12.5 КоАП РФ.
Ещё один важный момент касается частоты прохождения техосмотра. Она зависит от того, кто владеет машиной и сколько лет прошло с момента выпуска коммерческого транспорта. Так, на легковой автомобиль в «возрасте» до 5 лет нужно обновлять диагностическую карту ежегодно.
А если у вас грузовик свыше 3,5 тонн и с даты его выпуска прошло уже более 5 лет, придётся делать карту каждые 6 месяцев.
Обязательно ли мне проходить техосмотр?
Несмотря на то, что всех владельцев легковых машин освободили от прохождения техосмотра, в ряде случаев диагностическая карта всё же потребуется. Речь идёт преимущественно о регистрационных процедурах в МРЭО ГИБДД, где у вас могут потребовать документ об исправном состоянии авто. Но давайте по порядку!
Для постановки машины на учёт в ГИБДД
Выше мы говорили о внесении изменений в ФЗ «О техосмотре», где, собственно, исключили обязанность оформлять диагностическую карту для физических лиц – владельцев легковых автомобилей.
Но в связи с этим изменения были внесены и в ФЗ-283 «О регистрации транспортных средств», который регулирует вопросы постановки и снятия машин с учёта в ГИБДД.
И вот что мы здесь имеем:
- перечень документов, которые у вас вправе потребовать в ГАИ для совершения регистрационных действий, содержится в статье 15 ФЗ-283 О Госрегистрации,
- так вот, с 30 декабря 2021 года этот перечень пополнился еще одним документом – диагностической картой,
- но вместе с тем появилось уточнение, что её нужно предоставлять при постановке на учёт или смене владельца ТС – и только если с года изготовления машины прошло более 4-х лет (если меньше, то диагностическую карту у вас требовать не могут).
На фоне всех этих изменений получаем, что в 2024 году диагностическая карта нужна в случае такого регдействия, как переоформление машины в МРЭО ГИБДД на нового собственника. Если карты у вас вдруг не окажется, вам откажут в совершении регистрационных действий – основанием будет непредоставление обязательных документов из перечня (пп. 4 пункта 5 ст.
20 ФЗ О госрегистрации). И чтобы зарегистрировать свой автомобиль, вам придётся съездить на станцию ТО и пройти техосмотр.
При внесении изменений в конструкцию автомобиля
Это ещё одна процедура, когда вы должны предоставить в ГАИ помимо основных документов ещё и диагностическую карту – об этом сообщает тот же пп. 7 пункта 1 статьи 15 ФЗ-283.
Что входит в процедуру:
- изменение «заводской» конструкции авто (например, если вы решили добавить на машину фаркоп, газобалонное оборудование, шноркель и другие нештатные элементы),
- замена основного компонента транспортного средства (двигателя или кузова).
В обоих случаях диагностическую карту нужно предоставить уже после установки оборудования или двигателя/кузова на автомобиль. Разумеется, после предварительного согласования с ГИБДД. О порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства у нас также есть отдельный материал.
Если я покупаю полис ОСАГО
А вот тут диагностическая карта не нужна.
До недавнего времени она входила в перечень документов, которые требовались для заключения договора ОСАГО. Однако с августа 2022 года диагностическую карту исключили из этого списка. Можете сами в этом убедиться: она шла в подпункте «е» пункта 3 ст.
15 Закона Об ОСАГО – в настоящий момент этот пункт утратил силу. То есть в 2024 году больше не требуется подтверждать факт прохождения техосмотра для покупки полиса ОСАГО.
При выезде за границу на личном автомобиле
Если у вас в планах выехать из России на личном автомобиле, то имейте в виду, что при таможенной проверке на въезд в другую страну у вас могут спросить диагностическую карту. К примеру, такое требование выдвигают таможенники ЕС, Латвии и других стран Прибалтики.
И, к сожалению, ваши возражения о том, что техосмотр по законам России для вас необязателен, вот вы его и не делали – не являются аргументом. Просто потому, что в другой стране свои правила въезда. И если у вас не окажется диагностической карты, вас попросту развернут на таможне.
Есть ли штраф за отсутствие диагностической карты в 2024 году?
Да, но его выписывают не всем.
Главная тонкость состоит в том, что штраф за отсутствие техосмотра выписывают только тем владельцам авто, которые обязаны проходить процедуру в соответствии с законодательством. К примеру, юридические лица, владельцы грузовиков, автобусов, легковых такси.
За отсутствие у водителя диагностической карты, когда она обязательна, грозит штраф в размере 2 000 рублей по части 1.1 ст. 12.5 КоАП. Дополнительных санкций в виде лишения прав, эвакуации ТС, ареста и изъятия госномеров законом не предусмотрено.
Причём такой штраф могут выписывать не чаще одного раза в сутки.
Кроме того, есть штрафы и за выпуск на линию транспорта без пройденного техосмотра. Они устанавливаются частью 1 ст. 12.31 Кодекса:
- для ответственных должностных лиц – 500 рублей,
- для юридических лиц, которым принадлежит этот транспорт – 50 тысяч рублей.
За просроченную диагностическую карту инспекторы также могут выписать штраф. Например, если они заглянут в базу ЕАИСТО и обнаружат, что срок действия документа истёк, а новый вы не получали – штраф составит 2 000 рублей по той же ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП.
С камер тоже штрафуют?
Несмотря на то, что официальные лица ГИБДД и МВД не раз заявляли о скором запуске работы камер за отсутствие диагностической карты, до реального применения эта идея пока не дошла. По состоянию на 06 Сентября 2024 года штрафы с камер за не пройденный техосмотр водителям не приходят. Но не исключено, что в будущем эту функцию всё же внедрят, тем более что современные комплексы автофиксации умеют считывать госномера и сверять их с базой ЕАИСТО.
Я признан виновником ДТП – будет ли грозить регресс за отсутствие диагностической карты?
Нет – вернее, почти нет.
Дело в том, что регрессное требование возникает у страховщика не на пустом месте. Все основания, когда его могут предъявить виновнику ДТП, описаны в статье 14 Закона об ОСАГО.
И если мы откроем эту статью, то найдём в ней пп. «и» пункта 1, который звучит следующим образом:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
и) . на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты.
Обращает на себя внимание фраза «вследствие неисправности транспортного средства». Другими словами, даже если вы по закону обязаны были пройти техосмотр, но проигнорировали это требование, а причина ДТП никак не была связана с неисправностью вашего автомобиля – регресс от страховой за отсутствие техосмотра вам не грозит.
Более того, доказывать, что авария произошла из-за неисправности предстоит именно страховщику, а не вам – на практике компании с этим особо не заморачиваются по причине долгих экспертиз и отрицательного результата. Да и сами ДТП по причине неисправностей составляют мизерный процент.
То, о чём мы сказали выше, находит своё отражение и в разъяснениях Центробанка РФ, который, в свою очередь, регулирует деятельность российских страховых компаний. По ссылке вы можете ознакомиться с информационным письмом как раз адресованное СК по вопросу регресса за отсутствие диагностической карты.
А если я потерпевший и техосмотр не пройден – может ли страховщик отказать в выплате?
Как мы уже сказали, у регресса есть чёткие условия. Но такие же условия прописаны и для отказа в страховом возмещении после ДТП. Только в данном случае они разбросаны по статье 12 ФЗ Об ОСАГО.
Но среди них вы не найдёте такого основания, которое бы делало законным отказ в возмещении по ОСАГО по причине отсутствия у потерпевшего техосмотра.
Сколько сейчас стоит диагностическая карта?
С 1 января 2024 года тарифы на прохождение техосмотра подорожали. Минимальная ставка для выдачи диагностической карты на легковой автомобиль сейчас составляет 913 рублей, а максимальная – 1966 рублей для грузовиков. Но в любом случае последнее слово по ценам остаётся за региональными властями. Расценки отличаются, но не очень сильно.
В среднем сейчас процедура обходится в пределах 1 000 рублей.
Новые правила прохождения техосмотра в 2024 году
Требования к проведению процедуры уже давно ужесточились. Если раньше на станциях ТО могли за условные 350 рублей выдать диагностическую карту без заезда машины на осмотр, то в 2024 году этот способ уже не работает.
А всё потому, что процедура претерпела изменения в сторону более тщательной проверки и фиксации результатов в электронной базе:
- Теперь техосмотр имеют право проводить лишь аккредитованные организации из числа членов РСА,
- Ужесточились требования к экспертам, которые осматривают автомобили на станции ТО,
- Обязательным этапом является сверка идентификационных данных авто с информацией из документов (ПТС, СТС),
- При несовпадении – последует отказ в оказании услуги,
- Если всё в порядке, машину диагностируют на предмет неисправностей по 55 пунктам (проверяют тормоза, работу фар, рулевого управления и других элементов),
- В ходе процедуры автомобиль фотографируют с разных ракурсов,
- Все результаты проверки вносятся в базу ЕАИСТО, данные которой доступны инспекторам, страховым и представителям других организаций – при этом электронную диагностическую карту на руки хозяину машины не выдают,
- При обнаружении неисправностей ТС, владельцу даётся 20 дней на их устранение и повторную проверку результата на той же станции – если не уложиться в отведённый срок, техосмотр придётся проходить по новой и целиком.
Также стоит отметить, что инспекторы ГИБДД имеют право аннулировать уже действующую и полученную диагностическую карту водителя, если обнаружат в ходе проверки, что автомобиль не заезжал на станцию ТО, а карту вы просто купили.