«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 14 > Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами
1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
- Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции
При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель, считая оспариваемое постановление от 05.06.2017 N 27/79 незаконным, приводит доводы о том, что правонарушение не могло быть квалифицировано административным органом, как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. На момент проверки, 18.05.2017, в соответствии с действовавшей редакцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наказуемым являлось нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Соответственно, указанные особые требования и правила урегулированы в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) и, по мнению предпринимателя, не нарушались деяниями, выявленными административным органом.
по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Илимский» о привлечении индивидуального предпринимателя Овсепян Вануша Гайковича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2018 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Наряду с этим частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
по заявлению прокурора города Пскова к индивидуальному предпринимателю Ермишовой Ларисе Викторовне (далее — предприниматель) о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Псковской области от 15.02.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019, предприниматель привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде 50 000 рублей административного штрафа.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Корыпаевой Марии Яковлевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 в Аннинском судебном районе Воронежской области от 20.12.2018 N 4-458/18, решение судьи Аннинского районного суда Воронежской области от 07.02.2019 N 12-3/2019 и постановление председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 N 16-146/2019, состоявшиеся в отношении Корыпаевой Марии Яковлевны (далее — Корыпаева М.Я.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Положения части 1 указанной статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьями 14.16, 14.17.1, 19.15.2, 20.6.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2).
Выводы, содержащиеся в решении Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-22794/2020, которым отказано в удовлетворении заявления УМВД России по г. Челябинску о привлечении индивидуального предпринимателя Дегтяревой О.Н. к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, так как решение по каждому делу об административном правонарушении выносится с учетом конкретных его обстоятельств на основании собранных доказательств.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24 сентября 2020 года И.А. Нагорная была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей. Данное решение суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы И.А. Нагорной было отменено постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года, в котором апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности самого факта реализации алкогольной продукции. В удовлетворении заявления органа полиции о привлечении индивидуального предпринимателя И.А.
Нагорной к административной ответственности было отказано.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Клявлиной Ольги Федоровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Челябинска от 22.04.2021 N 3-121/2021, решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 08.06.2021 N 12-357/2021 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2021 N 16-5033/2021, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клявлиной Ольги Федоровны (далее — Клявлина О.Ф.),
Положения части 1 данной статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьями 14.16, 14.17.1, 19.15.2, 20.6.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.
- Статья 14.15.3. Реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года
- Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Объект правонарушения — общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Согласно ст. 2 Закона:
этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;
алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);
спиртосодержащая продукция — это пищевая или непищевая с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных и медицинских организациях;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»).
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.
Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:
розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);
поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);
нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);
нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).
В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст.
1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.
Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица и должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП РФ, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕХСНАБ» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12.04.2016 по делу N А75-16103/2015, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2016 по тому же делу по заявлению отдела Министерства внутренних дел России по Советскому району о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕХСНАБ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее — инспекция, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Маннанова Анура Баграмовича (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 14.1, части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дия» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
по заявлению индивидуального предпринимателя Бабаяна Эдуарда Агароновича о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах (от 10.08.2015 N 47-07133-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
по заявлению Отдела организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Лилия» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лотос» (далее — общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Галкина А.А., действующего в интересах акционерного общества «ДИКСИ Юг», на вступившие в законную силу определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 16.05.2016, определение судьи Псковского областного суда от 18.07.2016 N 21-119/2016 и постановление председателя Псковского областного суда от 29.08.2016 N 7-147/2016, вынесенные в отношении акционерного общества «ДИКСИ Юг» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Элита» (далее — общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Габайдуллиной Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского района города Оренбурга Оренбургской области от 10.02.2016 N 5-7-00005/16, решение судьи Дзержинского районного суда города Оренбурга от 05.07.2016 и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 23.09.2016 N 4а-462-2016, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Габайдуллиной Е.А. (далее — Габайдуллина Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 76 Свердловского района города Красноярска от 02.07.2015 по делу N 5-265/2015/76, от 06.08.2015 по делу N 5-404/2015/76 Алиев А.Ч. привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с торговлей алкогольной продукцией в нестационарном торговом объекте.
Ответственность за продажу алкоголя в ночное время
В Российской Федерации запрещена продажа алкоголя в ночное время — с 23:00 до 8:00. При этом субъектам Федерации дали возможность на своём уровне добавить дополнительное время, когда купить спиртное будет нельзя. Помимо этого, есть перечень праздников, в дни которых также введён запрет на реализацию алкогольных напитков. Нарушителей ожидает штраф за продажу алкоголя в ночное время.
При этом есть и исключения — продавать алкоголь могут заведения общепита (пабы, бары, рестораны при наличии у них лицензии), а также магазины беспошлинной торговли.
Основные правила и законодательная база
Запрет на реализацию алкогольных напитков в ночное время чётко прописан в законах. Так, в ч. 9 171-ФЗ и ч. 3 статьи 14.16 Административного кодекса указано, что торговля в ночное время противозаконна и считается нарушением, влекущим за собой наказание. Штрафы составляют от 20 до 300 тысяч рублей в зависимости от того, кто признан нарушителем.
Чаще всего в паре со штрафом идет и конфискация — всё спиртное, которое на момент фиксации нарушения находится в магазине, на складе, подлежит конфискации.
Недобросовестные продавцы прибегают к разного рода уловкам: к примеру, выдают алкоголь за сувениры или выставляют на интернет-витринах, тем самым обходя временные рамки, однако всё это противозаконно, а значит, приведёт к штрафам в любом случае.
Временные ограничения могут быть и другими: субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать новые рамки. Так, в Санкт-Петербурге время запрета — с 22:00 до 11 утра, а в Москве — стандартное, с 23:00 до 8 утра. На официальном сайте законодательного органа субъекта РФ всегда можно найти полную информацию по данному вопросу.
Также есть и другие временные ограничения — они касаются дней, на которые выпадают государственные праздники. В частности, запрещено продавать спиртное в День знаний, День семьи, День защиты детей и День молодежи. И тут субъекты Федерации могут устанавливать свои запреты, исходя из собственных соображений. В РФ есть регионы, где алкоголь запрещено продавать в День Победы, День ВДВ и День пограничника, в день, когда отмечают окончание школы выпускники.
Такие запреты нацелены на то, чтобы привить россиянам здоровые привычки, снизить неконтролируемое употребление алкоголя, особенно среди молодёжи.
Торгуете пивом или крепкими спиртными напитками? Используйте «УТМ-Плюс» . Тут есть всё необходимое для учёта алкоголя на смарт-терминале. Вы будете контролировать продажи, списания и остатки по всем точкам, отправлять данные в ЕГАИС сразу со всех касс с одной электронной подписью.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanykzNmCU
Кто уполномочен проводить проверки
Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Зачастую они становятся результатом наблюдательности и бдительности граждан. Они замечают нарушения и подают жалобы, после чего представители полиции или прокуратуры реагируют путём проведения контрольных закупок или проверок. Всё это прописано в статье 20 Закона о защите прав предпринимателей.
Также проверки проводит и Роспотребнадзор.
В Российской Федерации подавляющее большинство случаев выявления нарушений реализации алкогольной продукции фиксируют в процессе так называемой проверочной закупки. При этом важно, чтобы во время таких действий в торговой точке присутствовал сотрудник полиции, который имеет полномочия на оперативно-розыскную деятельность в целях выявления и пресечения правонарушений.
Важно: к проверочным закупкам на законодательном уровне запрещено привлекать несовершеннолетних.
Зачастую к такому виду проверок привлекают участкового, но по факту он не наделён правом проводить подобную оперативно-розыскную деятельность (перечень всех подразделений полиции, которые могут проводить ОРД, указан в Приказе МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608). Это впоследствии даёт право нарушителям оспаривать написанные акты и не платить штраф за продажу алкоголя в неположенное время. Не могут участвовать в проверочной закупке и сотрудники прокуратуры.
Штрафы за продажу алкоголя ночью
Все штрафы, которые назначают за нарушение временных рамок продажи спиртного, указаны в ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Суммы разнятся в зависимости от того, кто признан нарушителем:
- в случае, если нарушитель — должностное лицо: от двадцати до сорока тысяч рублей;
- если нарушитель — юридическое лицо: от 100 до 300 тысяч рублей.
В паре со штрафом применяется и другое наказание — конфискация всего алкоголя, который есть на момент проверки и составления акта о нарушении. Иногда конфискуют партию товара, которая выставлена на полках, но зачастую нарушитель вынужден заплатить за несоблюдение законов гораздо дороже, отдав всё, что есть и на полках, и на складе.
Штрафы, которые нужно будет уплатить за реализацию спиртных напитков в запрещённые дни, собраны в ст. 14.2 КоАП РФ :
- продавцам (физлицам) назначают от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- должностным лицам придётся заплатить больше — от 3 до 4 тысяч рублей;
- а сумма для юрлиц — от 30 до 40 тысяч рублей.
Помимо штрафа предусмотрена также и конфискация всего алкоголя на той или иной торговой точке (и на полках, и на складе).
Сервис Эвотора «КУДиР» автоматически ведет вашу отчётность, без ошибок и пропусков. Все операции попадут в отчёт, вы никогда не попадёте на штраф за заполнение КУДиР.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanynKQRZA
Пиво и интернет-продажи — можно ли
Продажа пива в ночное время также запрещена, так как пиво с 1 января 2014 года приравнено к алкогольной продукции. Это подкреплено п. 13.1 с. 2 Закона о продаже алкоголя. В случае фиксации факта передачи пива покупателю в запрещённое время будет назначен штраф за продажу алкоголя после 22.
Ни один индивидуальный предприниматель не должен отчитываться через ЕГАИС за одну-две кружки или бутылки пива, которые проданы в розницу. Речь идет об оптовых продажах, ведь ИП, согласно ст. 16 закона № 171-ФЗ, имеют право участвовать в обороте алкоголя, продавая его в розничных магазинах или точках общепита.
Продажа пива без ЕГАИС грозит штрафом для ИП — согласно ст. 14.19 КоАП РФ он может быть от 10 до 15 тысяч рублей. А вот для юрлица работа без ЕГАИС (как розничная, так и оптовая торговля без подключения к системе) приведёт к штрафу до 200 тысяч рублей — ООО обязано фиксировать и закупки, и продажи.
При повторном обнаружении нарушений в период, когда предыдущее административное наказание ещё действует, для ИП, как и для юрлица, может наступить уголовная ответственность, а штраф, согласно ст. 171.4 УК РФ, будет от 50 до 80 тысяч рублей.
Многие продавцы пытаются обойти закон и продают спиртное по чекам, которые выбиты до 22 часов, в качестве сувенирной или другой продукции. Также зачастую пытаются обмануть государство посредством интернет-торговли. Всё это давно перестало быть новинкой, потому все эти ухищрения знакомы проверяющим органам — правила подразумевают наказание в виде административной ответственности с денежным взысканием за любое из подобных действий.
Иногда доходит до абсурда: продавец передаёт покупателю алкоголь по договору аренды, при этом в документе прописано, что передаваемое имущество не должно быть вскрыто и вернуть его арендатор обязуется в целости и сохранности.
В судебной практике в РФ накопилось достаточно прецедентов, когда сделки купли-продажи алкоголя в ночное время пытались прикрыть другими действиями, и сейчас таких продавцов штрафуют не только за фактически незаконную продажу спиртного в ночное время, но и за другие нарушения — например, за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или без лицензии, за нарушение законодательства о рекламе.
Подытожим
Обойти запрет на продажу алкоголя ночью практически невозможно. За этим следят не только проверяющие органы, но и бдительные граждане. Наказание для продавца будет не очень суровым только на первый раз, а вот в случае повторной фиксации нарушения можно остаться без имеющейся на складе алкогольной продукции, а вдобавок получить внушительный штраф.
В некоторых случаях доходит и до уголовной ответственности.