Наказание за несоблюдение противопожарного режима 2024

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

  • Статья 20.3.4. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц
  • Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4231, принятое государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.09.2015 N 12-93/15, решение судьи Саратовского областного суда от 16.11.2015 N 21-845 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-405/16, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» Морозова С.Ф. (далее — Морозов С.Ф.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Рекомендация  Нарушение застройщиком сроков 2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» — директора Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4232, принятое главным государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 23.09.2015 N 12-118/15, решение судьи Саратовского областного суда от 18.11.2015 N 21-843 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-402/16, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» (далее — общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4233, принятое государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.09.2015 N 12-92/15, решение судьи Саратовского областного суда от 16.11.2015 N 21-846 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-403/16, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Промторг N 27» Морозова С.Ф. (далее — Морозов С.Ф.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Студенской Е.А., действующей на основании доверенности в интересах Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт», на вступившие в законную силу решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 г. (дата изготовления решения в полном объеме) N 12-232/2015, определение судьи Ростовского областного суда от 1 декабря 2015 г. N 11-1079/2015 и постановление и.о. председателя Ростовского областного суда от 5 июля 2016 г. N 4-а-668, вынесенные в отношении Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт» (далее — АО «РН-Ростовнефтепродукт», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Студенской Е.А., действующей на основании доверенности в интересах Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт», на вступившие в законную силу решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 г. (дата изготовления решения в полном объеме) N 12-234/2015, определение судьи Ростовского областного суда от 2 декабря 2015 г. N 11-1081/2015 и постановление председателя Ростовского областного суда от 31 мая 2016 г. N 4-а-487, вынесенные в отношении Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт» (далее — АО «РН-Ростовнефтепродукт», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Студенской Е.А., действующей на основании доверенности в интересах Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт», на вступившие в законную силу решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 г. (дата изготовления решения в полном объеме) N 12-233/2015, определение судьи Ростовского областного суда от 2 декабря 2015 г. N 11-1080/2015 и постановление председателя Ростовского областного суда от 31 мая 2016 г. N 4-а-474, вынесенные в отношении Акционерного общества «РН-Ростовнефтепродукт» (далее — АО «РН-Ростовнефтепродукт», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Андриянова И.В. действующего на основании доверенности в интересах Акционерного общества коммерческий банк «ГАЗБАНК», на решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2016 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 4 октября 2016 г., вынесенные в отношении Акционерного общества коммерческий банк «ГАЗБАНК» (далее — АО АКБ «ГАЗБАНК», общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Как следует из представленных материалов, 27.10.2015 заместителем Главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору Баландиным А.Г. вынесено постановление о назначении административного наказания N 060133, которым образовательное учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО ПКФ «Гофропак» Падьянова В.М. на вступившие в законную силу постановление должностного лица ОНД и ПР по г. Ярославлю УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области, заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 22 апреля 2015 г. N 36, решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 августа 2015 г., решение судьи Ярославского областного суда от 29 сентября 2015 г. и постановление председателя Ярославского областного суда от 13 января 2016 г., вынесенные в отношении ООО ПКФ «Гофропак» (далее также общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Доводы, изложенные в жалобе, о необходимости квалификации деяния не по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, не принимаются. В соответствии с указанной нормой наказуемо нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Соответственно, нет оснований полагать, что в рассматриваемой ситуации часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в силу которой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Гостевой дом» Носова А.Л. на определение судьи Калининградского областного суда от 20.04.2017 N 12-115/2017, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гостевой дом» (далее — общество),

Противопожарная безопасность: штрафы в 2024 году

Требования противопожарной безопасности обязывают организацию и ИП предпринять комплекс обеспечительных мер, провести инструктаж своих сотрудников и обеспечить наличие первичных средств пожаротушения. Подтвердить выполнение обязательных требований необходимо рядом документов о принятых мерах пожарной безопасности. Конкретный перечень мер зависит от особенностей занимаемых помещений, а также сферы деятельности предприятия.

Проверка пожарной безопасности проводится органами пожарного надзора и может иметь форму плановых и внеплановых контрольных мероприятий. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом и с установленной периодичностью, внеплановые — в определенных случаях. По результатам любой проверки составляется акт, при выявлении нарушений проверяющие оформляют предписание и могут привлечь нарушителя к ответственности.

Рекомендация  Можно ли получить лицензию фсб самостоятельно 2024

ТАБЛИЦА: «Общие требования к пожарной безопасности в организации»

1. Декларация пожарной безопасности.

2. Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность.

3. Инструкция о мерах пожарной безопасности.

1. Документы по противопожарным системам: договоры на монтаж, акты выполненных работ на монтаж и техническое обслуживание, лицензии подрядчиков, график обслуживания и планового ремонта, акты проверок, сертификаты соответствия.

1. Журнал учета противопожарных инструктажей.

2. Журнал учета противопожарных тренировок.

Иные документы, подтверждающие выполнение правил пожарной безопасности согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479

Кроме общих требований, в правилах противопожарного режима есть специальные регламенты в отношении культурно-просветительских и зрелищных учреждений, торговых, производственных и складских объектов. Организациям из перечисленных сфер деятельности следует внимательно подойти к изучению специальных требований законодательства к противопожарной безопасности.

Вопросы пожарной безопасности регулируются рядом нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  3. Иные нормативно-правовыми актами, в том числе:

— правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);

— положение о федеральном государственном пожарном надзоре (Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290);

— нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645).

Пожарная безопасность входит в зону ответственности руководителя организации, при этом он имеет право назначить лиц, которые будут отвечать за обеспечение правил безопасности (ч. 3 ст. 37, абз. 5, 6 ч. 1 ст.

38 закона о пожарной безопасности, п. 4 правил противопожарного режима в РФ).

В арендуемом помещении ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности несут как собственник имущества, так и арендаторы (ч. 1 ст. 38 закона о пожарной безопасности).

При передаче помещения в аренду в силу пункта 4 ст. 421 ГК РФ арендодатель может предусмотреть условие об обязанностях арендатора соблюдать требования пожарной безопасности, что позволит:

  • снизить затраты собственника на обеспечение безопасности (например, приобретение огнетушителей);
  • минимизировать риск привлечения к гражданско-правовой ответственности, если в результате пожара в арендованном помещении будет причинен вред имуществу арендатора или третьих лиц.

Согласно статье 1 закона о пожарной безопасности пожар представляет собой неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Тушение пожаров — это совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением превентивных мер), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, его ликвидацию и проведение аварийно-спасательных работ.

В действующем законодательстве отсутствуют единые правила тушения пожаров. Инструкции работы с возгораниями устанавливаются применительно к каждому элементу системы обеспечения пожарной безопасности.

Возмещение ущерба при пожаре

Для того чтобы определить порядок возмещения ущерба при пожаре, первоначально устанавливается причина возгорания. По факту пожара могут быть возбуждены дела об административном правонарушении и (или) уголовные. В ходе производства по делу выявляются причины аварии и назначается экспертиза.

В общем случае ущерб компенсируется в порядке возмещения материального ущерба по гражданскому праву.

Ответственность за ущерб, возникший в результате пожара, несет физическое или юридическое лицо – причинитель вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В арендованном помещении ответственность может нести:

  • собственник помещения, где возник пожар, если авария произошла в результате несоблюдения им правил противопожарной безопасности. При этом возможна ситуация, когда собственник помещения обязан возместить вред, даже если нарушение им правил противопожарной безопасности не установлено;
  • арендатор (субарендатор) помещения, если по договору он отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности и возгорание произошло из-за их несоблюдения. При этом факт заключения договора аренды, по которому арендатор обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, не освобождает собственника от ответственности за вред, причиненный третьим лицам ненадлежащим содержанием арендуемого имущества (Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Если пожар возник из-за аварии на опасном объекте и это страховой случай, стоимость причиненного вреда в пределах страховой суммы возмещается за счет страховщика, застраховавшего ответственность владельца этого объекта. А если сумма страхового возмещения не покрывает убытки, оставшуюся часть можно потребовать с владельца такого объекта в общем порядке, направив ему претензию или обратившись в суд.

За нарушение требований пожарной безопасности установлена административная ответственность для юридических лиц, ИП, должностных лиц организаций и граждан. При этом в качестве должностного лица могут привлечь как руководителя организации-нарушителя, так и работника, ответственного за соблюдение правил пожарной безопасности.

Если в результате нарушения превентивных мер погибли люди или причинен тяжкий вред здоровью, виновные физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Административный штраф за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен ст. 20.4 КоАП РФ. С восьмого июня 2022 года размеры штрафов были увеличены по всем категориям правонарушителей (поправки внесены в КоАП Федеральным законом от 28.05.2022 № 141-ФЗ).

ТАБЛИЦА: «Штраф за нарушение правил пожарной безопасности в 2024 году»

Нарушение требований, повлекшее (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ):

— возникновение пожара и вред имущества;

Нарушение требований, повлекшее (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ):

Нарушитель правил пожарной безопасности может рассчитывать на замену штрафа предупреждением, если соблюдены определенные условия (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ), а именно:

  • нарушение совершено впервые;
  • имущественный ущерб никому не причинен;
  • нет вреда (в частности, жизни и здоровью людей, окружающей среде) и угрозы его причинения;
  • нет угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для повторного нарушения правил пожарной безопасности предусмотрены повышенные штрафы, если требования не выполнены на объекте, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска или нарушения связаны с неисправностью источников противопожарных систем водоснабжения, электрооборудования, автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации.

Штраф за повторное нарушение правил пожарной безопасности в 2024 году:

  • для граждан при повторном нарушении — от 12 до 20 тыс. рублей;
  • рублей;
  • должностных лиц организаций – от 30 до 60 тыс. рублей;
  • ИП – от 60 до 80 тыс. рублей.

При повторном нарушении требований пожарной безопасности может быть приостановлена деятельность организации и ИП на срок до 30 суток (ч. 2.1, 6 ст. 20.4 КоАП РФ), если объект защиты отнесен к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска (например, на предприятии не установлена система пожарной сигнализации или ее обнаружили в неисправном состоянии при повторной проверке).

Деятельность организации или ИП также может быть приостановлена на 30 суток, если из-за нарушения требований пожарной безопасности возник пожар и уничтожено или повреждено чужое имущество, либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека.

Если в результате нарушения возник пожар и причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть, то деятельность могут приостановить на срок до 90 суток (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Автор: Екатерина Колесникова

Особый противопожарный режим: Условия введения, периоды действия, штрафы за нарушение требований

Противопожарный режим – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, а также в случае повышения пожарной опасности на определенной территории решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов может быть введен особый противопожарный режим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим — это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Особый противопожарный режим, является временной мерой и устанавливается на определённое время на определённой территории в целях недопущения возникновения пожаров (чаще всего ландшафтных), их распространения на значительной площади, снижения угрозы травмирования и гибели людей, а также минимизации последствий пожаров в период жаркой, сухой и ветреной погоды.

Своевременное введение особого противопожарного режима позволяет оперативно принять меры по предупреждению тяжких последствий от пожаров, массовой гибели людей, крупного материального ущерба и устранению последствий стихийных бедствий и крупных аварий.

Установление особого противопожарного режима является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности. Период начала и окончания действия особого противопожарного режима на определенной территории устанавливается соответствующим постановлением (решением) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Как правило, начало действия, и отмена особого противопожарного режима оформляются отдельным документом.

Основаниями для введения особого противопожарного режима могут служить:

  • повышение пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий;
  • осложнение обстановки с лесными пожарами, угрожающими нормальной деятельности предприятий и граждан, создающими реальную угрозу уничтожения их имущества;
  • стихийные бедствия, повлекшие крупные аварии на нефтехимических и других потенциально пожаровзрывоопасных объектах, железнодорожных и иных транспортных магистралях, нефтегазовых месторождениях и трубопроводах, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, требующие немедленных действий по предупреждению или тушению пожаров и связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Дополнительные требования пожарной безопасности, помимо тех, которые установлены нормативными документами по пожарной безопасности, должны предусматривать:

  • ограничение посещения лесов гражданами;
  • запрет на разведение костров, и проведение пожароопасных работ на определенных участках;
  • запрет на использование открытого огня на землях поселений и городских округов, территориях садоводческих и огороднических товариществ, полосах отвода линий электропередач, железнодорожных и автомобильных дорог;
  • привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила), предусмотрены требования и ограничения, выполнение которых обязательно именно при введении особого противопожарного режима:

  • запрещается использование открытого огня при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима (п. 9 приложения 4 Правил);
  • выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим (п. 63 Правил);
  • сжигание порубочных остатков и горючих материалов на земельных участках в границах полос отвода и охранных зон железных дорог (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах, в пределах населенных пунктов, на участках, граничащих с особыми природными зонами) может производиться владельцем железнодорожных путей в безветренную погоду при условии, что территория вокруг участка для сжигания очищена в радиусе не менее 15 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, на территории, включающей участок для сжигания, не действует особый противопожарный режим (п. 239 Правил);
  • при размещении в лесах объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы и др.) руководитель организации обязан обеспечивать в период пожароопасного сезона (в период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, при получении штормового предупреждения и при введении особого противопожарного режима) в нерабочее время охрану объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (п. 62 Правил).

В период действия особого противопожарного режима ужесточаются меры административного воздействия, применяемые к нарушителям, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Административный штраф за нарушение требований пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима в соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) составляет:

  • для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей;
  • для рублей.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры административных штрафов:

  • на граждан — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 60 тыс. до 90 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 600 тыс. до 1 млн. рублей.

В случае нарушения требований пожарной безопасности повлекшее возникновение пожаре уничтожение или повреждение чужого имущества, либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры административных штрафов:

  • на граждан — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 80 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 90 тыс. до 100 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток;
  • для юридических лиц — от 700 тыс. до 800 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток;

Государственный инспектор Емельяновского района по

пожарному надзору, М.В. Шегеда