1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.
3. Обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:
1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 284-ФЗ
2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию их участков (частей) а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;
Информация об изменениях:
Подпункт 3 изменен с 15 августа 2024 г. — Федеральный закон от 4 августа 2024 г. N 430-ФЗ
3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, возведение некапитальных строений, сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных подпунктами 1 — 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;
5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.
4. Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке и (или) землях в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута.
5. Обладатель публичного сервитута вправе требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 284-ФЗ
6. В связи с реконструкцией, капитальным ремонтом, влекущими изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, обладатель публичного сервитута вправе самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута при соблюдении следующих условий:
1) общая площадь публичного сервитута не увеличивается;
2) действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;
3) расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;
4) такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.
7. Для уточнения границ публичного сервитута в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи обладатель публичного сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган регистрации прав с приложением уточненного описания местоположения границ публичного сервитута.
8. Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, или в случаях установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 2, 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, после завершения на земельном участке деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 15 августа 2024 г. — Федеральный закон от 4 августа 2024 г. N 430-ФЗ
9. Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений.
10. Переход прав на инженерное сооружение, принадлежащее обладателю публичного сервитута и расположенное в границах публичного сервитута, влечет за собой переход публичного сервитута к новому собственнику инженерного сооружения. При этом такой переход не является основанием для изменения условий осуществления публичного сервитута.
11. Обладатель публичного сервитута вправе отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время, при этом такой отказ не освобождает его от обязанностей, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи.
12. Обладатель публичного сервитута вправе до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
Информация об изменениях:
Подпункт 1 изменен с 14 апреля 2024 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2024 г. N 96-ФЗ
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 1 апреля 2024 г. — Федеральный закон от 4 августа 2024 г. N 491-ФЗ
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
Информация об изменениях:
Подпункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Пункт 19 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 284-ФЗ
19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На заметку владельцам земельных участков все об установлении публичного сервитута 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Публично-правовой компании «Роскадастр» от 10 мая 2024 г. N 11-1192/23 «Для использования в работе»
Обзор документа
Письмо Публично-правовой компании «Роскадастр» от 10 мая 2024 г. N 11-1192/23 «Для использования в работе»
18 мая 2024
Публично-правовая компания «Роскадастр» во исполнение протокола совещания по вопросам практики подготовки документов, необходимых для установления границ территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее — публичный сервитут), под председательством заместителя руководителя Росреестра Громовой Т.А. от 20.04.2023 N ТГ/048-ПР/23 (вх. от 24.04.2023 N 039239/ЦА-23) направляет для использования в работе рекомендации по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах публичного сервитута, подготовленные с учетом норм действующего законодательства (далее — Методические рекомендации), согласованные Росреестром (письмо от 05.05.2023 N 18-01357/23).
Приложение в электронном виде: Методические рекомендации.
Начальник Управления обеспечения ведения реестра границ и кадастровых карт |
Г.Е. Смирнова |
Методические рекомендации
по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее — публичный сервитут)
Нормативное правовое регулирование вопросов внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута
Правила установления публичного сервитута регулируются статьей 23 и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
В порядке, предусмотренном указанной главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, перечисленных в статье 39.37 ЗК РФ, в том числе, в рассматриваемом случае, для устройства пересечений автомобильных, дорог примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация (юридическое лицо).
К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются в том числе, подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004 (далее — Приказ N П/0004).
В соответствии с требованиями пунктов 2, 3 Приказа N П/0004 схема расположения границ публичного сервитута (далее — Схема расположения) формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек.
Схема расположения оформляется в виде, совмещенном с картографической основой (с использованием сведений кадастровых планов территорий, единой электронной картографической основы и иных материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных).
На схеме расположения указываются:
— проектные границы публичного сервитута и характерные точки;
— установленные границы административно-территориальных образований (в случае если границы публичного сервитута пересекают границы административно-территориальных образований);
— проектное местоположение инженерного сооружения (в случае если публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения инженерного сооружения);
— границы и кадастровые номера земельных участков (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут;
— используемые условные знаки и обозначения;
Частью 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) установлено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичных сервитутов, перечень координат характерных точек границ публичных сервитутов с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.
Правила направления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, и правила внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута определены статьями 32, 34 Закона о регистрации, Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее — Правила N 1532), и Порядком ведения ЕГРН, установленным приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (далее — Порядок).
Пунктом 21 части 1 статьи 32 Закона о регистрации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или прекращении публичных сервитутов.
Пунктом 4 (1) Правил N 1532 определено, что в случае установления или прекращения публичного сервитута федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или о прекращении публичного сервитута (далее — Уполномоченный орган), в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляют его копию в орган регистрации прав.
Согласно пункту 31 Правил N 1532 обязательным приложением к документу, направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4(1) Правил N 1532, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Состав сведений ЕГРН о публичном сервитуте определен частью 6 статьи 10 Закона о регистрации и пунктом 93 Порядка.
Так, внесению в ЕГРН подлежат следующие сведения:
1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);
2) описание местоположения границ публичного сервитута;
3) цель установления публичного сервитута;
4) срок публичного сервитута;
5) обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае, если публичный сервитут установлен для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;
6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
Направление документов в порядке информационного взаимодействия
В соответствии с пунктом 33 Правил N 1532 при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях (CD-диск, флэш-носитель).
Пунктом 34 Правил N 1532 предусмотрено, что документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) подготовившего и направившего их органа.
Формирование XML-документов для направления в орган регистрации прав (филиалы ППК «Роскадастр) для внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута
В настоящее время в связи с отсутствием в федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее — ФГИС ЕГРН) соответствующего «раздела», сведения о публичных сервитутах, до соответствующей доработки ФГИС ЕГРН, вносятся с видом объекта реестра границ — зона с особыми условиями использования территории.
В связи с чем, для внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте используются XML-схемы, утвержденные приказом Росреестра от 01.08.2014 N П/369* (в редакции приказа Росреестра от 15.09.2016 N П/0465, далее — Приказ N П/369), и предназначенные для формирования XML-документов: ZoneToGKN_v05, TerritoryToGKN_v01. Приказом N П/369 также утверждены описания данных XML-схем (далее — Описание).
Поскольку указанные XML-схемы не предназначены для подготовки XML-документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах публичных сервитутов (далее — Документы), при подготовке таких документов Уполномоченными органами должны быть учтены рекомендации Росреестра, изложенные в письме от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (далее — Рекомендации, размещено в информационно-правовой системе Консультант Плюс).
Также, по мнению ППК Роскадастр, в целях соблюдения требований пункта 5 части 6 статьи 10 Закона о регистрации в указанном элементе (ContentRestrictions) должны быть отражены сведения об обладателе публичного сервитута, почтовом адресе и адресе электронной почты в случае, если публичный сервитут установлен для целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
При этом в случае, если публичный сервитут установлен в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения об обладателе публичного сервитута не обязательны для заполнения.
Проверка филиалом ППК «Роскадастр» (далее — Филиал) Документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута
1. Проверка формата и наименования пакета Документов
В соответствии с Описанием пакет Документов должен быть запакован в архив формата ZIP (не допускаются форматы: RAR, 7z).
Имя ZIP-архива, сформированного для внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, должно иметь вид:
ZoneToGKN_*.zip, где * — уникальный набор символов.
Пример формирования ZIP-архива содержится в «чек-листе» по подготовке электронных документов, содержащих описание местоположения границ публичного сервитута (далее — Чек-лист), направленном в филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра»** и Уполномоченные органы письмами ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2022 N 11-0199-АК/22 и от 25.11.2022 N 11-0956-КЛ/22, соответственно (далее — Письма, Письма и Чек-лист (инструкция) прилагаются).
2. Проверка подписания Документов УКЭП Уполномоченного органа
Согласно Описанию XML-схемы (ZoneToGKN_v05), каждый файл XML и PDF должен быть подписан УКЭП и упакован в один ZIP-архив, заверение самого ZIP-архива Описанием не предусмотрено.
Файл УКЭП с расширением sig должен иметь идентичное наименование с подписываемым файлом.
3. Проверка комплектности пакета Документов
Для внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута в состав ZIP-архива должны быть включены следующие документы:
ZoneToGKN (воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении Уполномоченного орган), заверенный УКЭП Уполномоченного органа;
TerritoryToGKN (содержащий описание местоположения границ), заверенный УКЭП Уполномоченного органа;
2) файлы в формате PDF:
распоряжение Уполномоченного органа об установлении публичного сервитута, заверенное УКЭП Уполномоченного органа;
Схема расположения, подготовленная в соответствии с требованиями Приказа N П/0004, заверенная УКЭП Уполномоченного органа;
3) документ, подтверждающий полномочия на удостоверение УКЭП представленных документов, заверенный УКЭП лица, выдавшего данный документ (при необходимости).
Конфигурация границы публичного сервитута, содержащаяся на Схеме расположения, должна соответствовать конфигурации таких границ, содержащихся в решении об установлении публичного сервитута (при наличии), а также конфигурации таких границ, построенной по характерным точкам границ, содержащимся в XML-документе TerrytoryToGKN_*.xml (проверяется визуальное соответствие).
4. Проверка заполнения обязательных элементов в XML-файлах ZoneToGKN и TerrytoryToGKN
Проверка осуществляется на наличие в XML-файлах ZoneToGKN и TerrytoryToGKN обязательных сведений в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Закона о регистрации и пунктом 93 Порядка.
Подробное описание заполнения обязательных элементов содержится в прилагаемом к методике Чек-листе (инструкции), которые были направлены в том числе в филиалы ППК «Роскадастр» письмом от 30.12.2022 N 11-0199-АК/22.
Об ответственности за представление документа, содержащего недостоверные сведения
В соответствии с частью 21 статьи 32 Закона о регистрации орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в данной статье (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за непредставление указанных в частях 1 — 11, 13 — 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Закона о регистрации документов (содержащихся в них сведений).
Пунктом 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке соответствующего документа, а равно представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения.
Таким образом, ответственность за представление документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного информационного взаимодействия (в том числе за их достоверность и соответствие действующему законодательству) несут Уполномоченные органы, принявшие соответствующие решения и направившие такие документы в орган регистрации прав.
Основания для направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН (далее — Уведомление)
Перечень оснований для направления Уведомления предусмотрен частью 2 статьи 34 Закона о регистрации.
Основаниями для направления Уведомления могут являться:
— пункт 1 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, а именно: решения (акты), указанные в частях 1, 15.1 статьи 32 Закона о регистрации, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов);
— пункт 2 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, а именно: в составе направленных документов отсутствует предусмотренное частью 15.1 статьи 32 Закона о регистрации описание местоположения границ публичного сервитута (согласно пунктам 4(1) и 31 Правил N 1532, обязательным приложением к документу, направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4(1) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат»);
— пункт 3 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, а именно: поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации (согласно описанию XML-схемы (ZoneToGKN_v05), каждый файл XML и PDF должен быть подписан УКЭП и упакован в один ZIP-архив); поступившие документы не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (Документы не заверены УКЭП Уполномоченного органа);
— пункт 6 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, а именно: для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, отсутствует распоряжение Уполномоченного органа об установлении публичного сервитута, заверенное УКЭП Уполномоченного органа).
Приложение: 1. Письма.
2. Чек-лист (инструкция).
* Действует до 01.12.2023 с учетом Приказа Росреестра от 28.10.2022 N П/0414 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML — схем, используемых для формирования документов, карты (плана) объекта землеустройства в формате XML, направляемых в формате электронных документов в орган регистрации прав органами государственной власти, органами местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия, в части сведений о границах, зонах, территориях, для внесения в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости».
** С 01.01.2023 филиалы ППК «Роскадастр» (далее — Филиалы)
Обзор документа
Разработанные рекомендации по внесению в ЕГРН сведений о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, помимо прочего, содержат:
— особенности оформления схемы расположения границ сервитута;
— состав вносимых в реестр сведений;
— порядок формирования XML-документов для направления в орган регистрации прав (филиалы ППК «Роскадастр) для включения в ЕГРН данных о границах сервитута.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: