На заметку обладателям сервитута на земельный участок на какой срок он устанавливается 2024

Сервитут представляет собой документальное право пользоваться земельным участком или его частью, находящимся в собственности другого гражданина. Данное право пользование оформляется путем согласования по необходимости. Сроки использования регламентированы российским законодательством для различных видов установления земельного обременения.

На какой промежуток времени устанавливается?

Согласно Федеральному законодательству под номером 43 в части 2 статье 16 установлен срок действия для земельного сервитута:

  • не превышает двух лет, если используется в целях, регламентированных пунктами 2 и частью 3 статьей 16;
  • постоянный срок действия, если используется согласно целям эксплуатирования линейных объектов федерального, регионального и государственного значения (ФЗ № 43 в части 2 статье 1);
  • не превышает пяти лет, если используется в случаях, которые не предусмотрены федеральным законодательством и не заявлен меньший срок.

Для сервитутов различного типа по закону определены следующие сроки, которые устанавливаются согласно ФЗ № 43:

  • от 10 до 49 лет для публичного сервитута;
  • на срок строительства, ремонта и реконтсруирования;
  • не более 1 года в случае публичного сервитута, оформленного по статье 39.37 пункта 5 Земельного Кодекса.

Больше информации о том, какие виды сервитутов бывают и какова их классификация по срокам, найдете в этом материале.

Постоянная (бессрочная) основа: что это такое?

Сервитут на постоянной основе или бессрочного пользования представляет собой наложение обременения на участок земли без указания срока действия. Использовать территорию можно до следующих моментов:

  • пока не отпадет в этом необходимость;
  • если одной из сторон нарушены условия пользования;
  • одна из сторон умерла;
  • сменились условия пользования.

Законодательство не регламентирует строго срока действия для бессрочного сервитута. Его юридическая силу действует пока в участке или располагающихся на нем объектах есть необходимость пользования.

Справка. Актуальность проблемы, связанной с ограниченным использованием земли сторонним лицом, не являющимся собственником определяет срок действия сервитутного обременения.

Бессрочное обременение действует постоянно, пока не поменяются реальные условия, которые допускают, что сервитут может быть и срочным.

Особенно удобно делать такое оформление при прокладывании коммуникаций, дорожных путей или электрических сетей.

Причины наложения

Для наложения сервитута постоянного (бессрочного) типа существуют следующие причины:

  • размыты сроки выполнения работ через соседний участок;
  • требуется доступ к линейному или инженерному объекту на постоянной основе или по возникновению необходимости;
  • приоритетное расположение перед другим участком;
  • при отсутствии иных подходов к собственному участку, только через чужую собственность.

Больше информации о том, каковы основания для установления различных видов сервитута, найдете тут.

Важно. Данный тип используется при наложении обременения при условии, что у территориальных владельцев единая земельная граница (собственники являются соседями).

Способы оформления

Согласно Земельному Кодексу установлены следующие способы оформления сервитута:

  1. Согласно волеизъявлению собственника — оформляется через договор или легатом.
  2. В силу узукапии — за давностью приобретения владения (10 или 20 лет назад).
  3. По решению суда — заинтересованный гражданин может вынудить через суд наложить обременение на земельную территорию соседа-собственника, чтобы выполнить свои задачи (на каких основаниях можно обратится в суд за принудительным сервитутом читайте тут).

Что означает срочный?

Срочный сервитут представляет собой обременение, которое накладывается в срочном порядке для быстрой реализации целей использования земли, указанных в ФЗ № 43.

Обременительное право накладывается на неопределенный срок, что прописывается документально, либо его отмену связывают с изменением условий пользования или отменой действия нормативного документа, на который опирается требование оформления.

Причины наложения

Срочное право пользования накладывается на определенный период времени по следующим причинам:

  1. Требуется провести работы срочного характера.
  2. Право немедленного прохода.
  3. Право проведения строительства, реконструкции или демонтажа.

Способы установления

Сервитут срочного порядка устанавливается следующими способами:

  1. Согласно решению администрации или властей.
  2. По обоюдному согласию земельных собственников.
  3. Согласно решению собственника, чей землей будут пользоваться.

Отличия

Существуют следующие отличия в земельных обременениях постоянного и срочного характера:

  • проведение сезонных работ (охота, рыболовство, сенокос, выпас скота и т.д.);
  • строительство и ремонт.
  • проход через частный земельный участок к месту общего пользования;
  • прокладывание коммуникационных путей, дорог, труб, сетей.
  • свободное волеизъявление стороны;
  • обоюдное соглашение о сервитуте.
  • свободное волеизъявление стороны;
  • судебное решение;
  • обоюдное согласие.

Основным отличием является характер проведения работ (срочный или на постоянной основе). Также для установления срочного права пользования не проводится судебное дело.

С какого момента вступает в силу?

По Федеральному закону № 43 обременения на земельные участки вступают в силу по факту:

  • внесения платы за пользование участком;
  • с момента регистрации договора о пользовании;
  • с момента подписания обременения;
  • при регистрации прав собственности.

Внимание. Собственник-доверитель вступает во владение имуществом, которое является предметом договора об учреждении обременения с момента вступления в силу договора, при отсутствии иных условий.

Становясь собственником, доверительный управляющий имеет возможность владеть, пользоваться и распоряжаться доверенным ему имущество в имущественном обороте от своего имени, но с сохранением интереса собственника.

Согласно земельному законодательству обременение на пользование участками чужой собственности накладывается на различный срок. Действие сервитута продолжается до его документального окончания, при нарушении условий пользования либо при полном завершении цели обременения.

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Рекомендация  Обеспечение жильем ветерана боевых действий 2024

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Что такое сервитут и как его оформить? Правовые тонкости процедуры

Законодательством предусмотрены различные варианты права на земельный участок, включая и такие виды, которые предоставляют исключительно возможность временного пользования землей. Одним из таких прав является сервитут. Простыми словами, что означает это слово: такое право как сервитут представляет собой ограниченное вещное право на определенный участок земли.

Далее в тексте рассказано, что такое сервитут в каких целях устанавливается.

Рекомендация  Образец ходатайства в суд о снижении административного штрафа дом права 2024

Определение: что это такое простым языком и для чего он нужен?

Порядок установления этого права полностью регулируется на законодательном уровне. Так, под значением слова сервитутом понимается право лица, не являющегося собственником земли, пользоваться определенным ее участком в ограниченном режиме (ст. 23 ЗК РФ, ст.

274 ГК РФ).

Чаще всего суть и необходимость в его оформлении возникает для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. Нередко такое правомочие требуется для проведения ремонтных или строительных работ, реконструкции или эксплуатации объектов, расположенных на земельном участке (подробнее об основаниях, по которым может возникать сервитут, мы рассказываем тут).

  1. При необходимости использования лицом участка, собственником которого он не является, передача ограниченного права на землю происходит по договоренности. Такого рода соглашение между двумя лицами является частным сервитутом.
  2. Если право пользования землей устанавливается в интересах государства или местных органов власти, то в этом случае сервитут считается публичным.

Подробное сравнение и разница между публичным и частным сервитутами приведена здесь.

Право пользования землей может быть получено в следующих целях:

  • проход или проезд через участок;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды при наличии на участке водных объектов;
  • обеспечение сельскохозяйственных нужд (выпас скота, прогон животных, заготовка сена и прочее);
  • прокладка линии электропередач, водопровода и прочих удобств;
  • проведение ремонтных или строительных работ.

Цель можно прописать в соглашении между сторонами, чтобы четко обозначить для чего предоставляется право пользований землей.

Отличие от аренды земли

Еще одним видом права ограниченного пользования земельным участком является аренда. Земельно-правовой сервитут имеет целый ряд отличий от аренды:

  • может быть установлен как в добровольном порядке, так и принудительном, а договор аренды можно заключить исключительно по добровольной договоренности между сторонами;
  • предоставляется по решению суда, путем заключения письменного соглашения между сторонами или на основании нормативного акта, а для передачи в аренду объекта стороны просто заключают между собой договор;
  • большая часть прав остается у законного собственника земли, а при аренде основная часть прав на участок переходит арендатору;
  • может устанавливаться как на платной, так и на бесплатной основе, а договор аренды всегда подразумевает оплату за пользование имуществом, так как сделка является возмездной;
  • арендатор вправе извлекать прибыль с земельного участка, а сервитут такой возможности не предусматривает.

Оба права могут быть получены на один участок. Так сервитут может быть установлен на арендованном участке земли, но при этом не исключено нарушение прав арендатора.

Более подробно, все различия между арендой и сервитутом, были рассмотрены нами в этой статье.

Правовое регулирование: понятие и признаки в гражданском и публичном праве

Понятие сервитута и порядок его установления относительно земельных участков раскрывается в ряде нормативно-правовых актов:

  1. Частный вид регулируется нормами гражданского права. Этому вопросу в Гражданском кодекса РФ посвящены ст. 216, ст. 274-277.
  2. Публичный – устанавливается в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (ст. 23, ст. 39.23—39.26). Больше информации о том, как происходит установление публичного сервитута, найдете тут.

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Право ограниченного пользования лесными участками устанавливается с соблюдением норм Лесного кодекса РФ (ст. 9 ЛК РФ). Обременение может использоваться при межевании территории, а также для проведения строительных работ, которые регулируются Градостроительным кодексом РФ (ст. 43, ст.

51 ГрК РФ).

Также учитываются нормы следующих законов:

  • № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  • № 126-ФЗ «О связи»;
  • № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»;
  • № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»;
  • №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Виды обременения

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитуты разделяют на два вида – частный и публичный:

  • Установление первого происходит в соответствии с нормами гражданского законодательства. Необходимость в нем возникает, если лицо, в собственности которого имеется недвижимость, не может выполнить работы, перечисленные в ст. 274 ГК РФ, не воспользовавшись участком, принадлежащим другому лицу. При установлении такого вида ограниченного пользования землей третьему лицу сам собственник территории продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
  • Установление публичного сервитута происходит на основании закона, нормативного акта РФ или какого-либо субъекта страны, органа местного самоуправления, если необходимость в использовании территории возникала в государственных интересах. Публичный сервитут может быть предоставлен только в случаях, перечисленных в п.3 ст. 23 ЗК РФ.

Больше информации о существующих видах сервитута и про их особенности найдете тут.

Особенности в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности

Необходимость в предоставлении возможности права ограниченного пользования может возникнуть как к частной земельной территории, находящейся в собственности юридического или физического лица, так и относиться к участку, который находится в собственности государства.

  1. Если земля находится в частной собственности, то заключить соглашение о передачи в пользование определенного участка третьему лицу может только сам собственник. Такими полномочиями не обладают арендаторы земли, землевладельцы или временные пользователи участка.
  2. Если земля находится в федеральной собственности, то в роли собственника выступает Росимущество (Постановление Правительства от 05.06.2008 № 432).

Как частные лица, так и Росимущество могут требовать плату за пользование землей:

  • В первом случае полученные средства будут личным доходом собственника.
  • Во втором случае – средства будут поступать в федеральный бюджет.

Собственник земли может самостоятельно устанавливать размер оплаты за проведение работ на его частной территории. Если же земля находится в собственности государства или муниципалитета, то размер оплаты устанавливается:

  • в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1461;
  • согласно порядку, действующему в определенном субъекте РФ относительно земель, находящихся в собственности такого субъекта;
  • в соответствии с порядком, назначенным местными органами управления, для территорий муниципальной собственности.
  1. Если муниципальная собственность была предоставлена в постоянное бессрочное пользование сроком более 1-го года, то заключить соглашение о том, что ЗУ может быть обременен, имеет право и землепользователь.
  2. Если территория передается в пользование муниципальному или государственному предприятию, то для заключения соглашения требуется письменное разрешение органа власти, в ведении которого находится данное предприятие.
Рекомендация  Может ли дочь получить налоговый вычет если квартиру купил отец 2024

Если лицо пользуется муниципальным земельным участком на правах арендатора, то при установлении ограничения в пользовании землей его срок не должен превышать срок текущего договора аренды.

Обладатели

Законодательством установлено, что обладателями сервитута являются лица, которые получили право ограниченного пользования территорией, находящейся в собственности иного лица (ст. 5 ЗК РФ). Другими словами, обладатели – это участники земельных отношений, в пользу которых был установлен сервитут.

Чаще всего эти лица получают право пользоваться только определенным участком территории, случаи с предоставлением в пользование всей территории собственника встречаются довольно редко.

Как правило, обладателем является собственник соседнего участка, но в целом удаленность участков роли не играет.

Кто такие обладатели сервитута и каковы их права читайте тут.

Как оформить?

Частный сервитут устанавливается на основании соглашения, сторонами которого выступают собственник земли и лицо, требующее получения права пользования участком. В таком соглашении указывается:

  1. цель предоставления участка;
  2. сроки;
  3. размер платы за пользование.
  • Скачать бланк соглашения об установлении сервитута
  • Скачать образец соглашения об установлении сервитута

Если стороны не могут договориться самостоятельно, то решение принимается в судебном порядке. Истец (лицо, нуждающееся в получение права пользования) подает заявление в суд об установлении сервитута на земельный участок.

Основанием для оформления публичного сервитута являются законодательные акты, принятые федеральными, муниципальными или региональными властями в интересах государства. Решение об установлении права ограниченного пользования территорией принимается на общественных слушаниях, при этом согласование с собственником или владельцем земельного участка не требуется.

Больше информации о правилах оформления сервитута найдете в отдельном материале.

Что значит государственная регистрация?

Чтобы сделка имела юридическую силу, соглашение о предоставлении сервитута должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, для проведения этой процедуры территория земли или ее часть должна быть поставлена на кадастровый учет.

Основанием для регистрации является соглашение между сторонами, решение муниципальных органов или суда.

Регистрация обременения требуется не всегда. Исключением являются случаи, когда право ограниченного пользования устанавливается относительно земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности, на срок, не превышающий 3-х лет, о чем стороны договорились в соответствующем соглашении (п.4 ст. 39.25 ЗК РФ).

Более подробно о том, как происходит регистрация сервитута, мы рассказываем тут.

Плата

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Законодательство не запрещает собственнику земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, получивших возможность использовать территорию (п.12, п.13 ст. 23 ЗК РФ).

Если стороны договорились об оплате за пользование территорией, то соответствующий пункт следует внести в договор. Плата должна быть обоснованной. В нее могут быть включены:

  • расходы, связанные с реализацией права пользования;
  • стоимость создания охранно-пропускного режима и прочее.

Оплата может осуществляться разово или частями. Соглашение может быть заключено и на безвозмездной основе, если стороны пришли к такому решению.

Каким образом обычно происходит оценка сервитута мы писали в этом материале, а здесь вы сможете узнать как определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом.

На какой срок устанавливается?

По сроку обременение на пользование землей может быть:

  1. Срочным (временным) – срок устанавливается в документе, на основании которого был установлено право пользования.
  2. Бессрочным (постоянным) – устанавливается на постоянной основе и прекращает свое действие по вынесению соответствующего судебного решения.

Временное соглашение автоматически перестает действовать после окончания указанного в нем срока.

О том, каким может быть срок сервитута, читайте здесь, а из этой статьи вы узнаете о существующих видах сервитута, в том числе о классификации по срокам.

Может ли быть бессрочным?

В соглашении может и не быть указан конкретный срок пользования земельным участком. Такие права на ограниченное пользование ЗУ называются бессрочными. Прекращают свои действие они исключительно по решению суда.

Основанием для подачи иска в суд о снятии обременения может быть нарушение правил пользования чужим земельным участком или отсутствие обстоятельств, которые стали причиной установления права пользования землей (об основаниях для прекращения сервитута мы рассказывали здесь).

При возникновении необходимости использования чужой земли законодательство позволяет оформить право ограниченного пользования путем установления зоны сервитута. В зависимости от обстоятельств он может быть:

  • частным и публичным;
  • срочным и бессрочным;
  • платным и безвозмездным.

Во всех случаях порядок установления регулируется нормами законодательства, только при соблюдении которых сделка приобретает юридическую силу.