На каком основании сироту могут выселить из квартиры 2024

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. 2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства. 3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения. 5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Судебная практика по статье 103 ЖК РФ.

Решение от 27 мая 2024 г. по делу № А32-29706/2022

Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

Решение от 19 января 2024 г. по делу № А62-3084/2021

Арбитражный суд Смоленской области (АС Смоленской области)

Решение № 2-1565/2022 от 27 декабря 2022 г. по делу № 2-1421/2019~М-1171/2019

Читинский районный суд (Забайкальский край) — Гражданское

Постановление от 9 декабря 2022 г. по делу № А32-15233/2022

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

Решение от 20 октября 2022 г. по делу № А60-38669/2022

Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

Решение от 18 октября 2022 г. по делу № А05-3467/2022

Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

Решение от 10 октября 2022 г. по делу № А32-15233/2022

Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

Решение от 30 августа 2022 г. по делу № А24-2458/2022

Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)

Постановление от 11 августа 2022 г. по делу № А04-2380/2022

Шестой арбитражный апелляционный суд (6 ААС)

Постановление от 11 августа 2022 г. по делу № А81-4155/2021

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.

Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления.

Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.

В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей

На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст.

92 ЖК).

Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.

На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста

Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:

  • имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • достиг возраста 18 лет;
  • не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
  • подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.

Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации.

Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст.

8 Закона № 159-ФЗ).

На заметку

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды

Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.

Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди

Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь

Рекомендация  Можно ли вернуть задаток в случае отказа от брони 2024

Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз.

3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.

ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились.

Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.

Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2020 № 16-КГ20-25-К4).

Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме

Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.

Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2020 (далее — Обзор)

ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания.

Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.

Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников

Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.

Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36

ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки.

Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.

Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе.

Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.

Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:

  • собственниками жилья;
  • нанимателями по договору социального найма;
  • членами семьи такого нанимателя.

Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.

Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка

Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.

1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.

2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.

3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.

4. Сирота больше не является гражданином России.

5. Сирота умер или был объявлен умершим.

Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.

Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора

ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.

Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.

Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма

Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.

ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла.

Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила.

Вдовец обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.

Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.

После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст.

109.1 ЖК).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Решение № 2-2185/2020 2-2185/2020~М-1948/2020 М-1948/2020 от 30 июля 2020 г. по делу № 2-2185/2020

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова к Орлову Андрею Сергеевичу о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, выселении с предоставлением другого жилого помещения,

Рекомендация  Оплата жку при смене управляющей компании 2024

Управление по учету и распределению жилой площади Администрация города Пскова обратилось в суд с иском к Орлову А.С. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения в отношении квартиры № *** в городе Пскове, выселении ответчика из спорного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – комнаты № *** в г. Пскове.

В обоснование иска указано, что Орлову А.С. по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 11 от 30.01.2014 предоставлено жилое помещение общей площадью 32,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Псков, ул. ***. По истечении пятилетнего срока действия договора и с учетом ходатайства и заключения ТО г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области от 23.07.2018 на основании постановления Администрации г. Пскова № 1930 от 25.12.2018 с Орловым А.С. был заключен договор найма специализированного жилого помещения на следующий пятилетний срок.

Спорное жилое помещение является собственностью муниципального образования «Город Псков». Орлов А.С. не выполняет условия договора найма специализированного жилого помещения, а именно, своевременно не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, что привело к образованию задолженности за техническое обслуживание и коммунальные услуги по состоянию на 29.02.2020 в размере 77 682,19 руб., за отопление 88 867,93 руб., а наем жилого помещения в размере 17 375,72 руб. Управление по учету и распределению жилой площади Администрация города Пскова предупреждало ответчика о необходимости погашении задолженности по оплате жилого помещения, что подтверждается предписанием Администрации № 1616 от 07.10.2018, однако предписание Управления не исполнено.

Срок невнесения платы ответчиком за жилое помещение и коммунальные услуги составляет более 3 лет.

На основании актов проверок фактического проживания истцом установлено, что Орлов А.С. в спорной квартире не проживает и по месту жительства не зарегистрирован. Жилое помещение сдает в наем другим лицам.

Поскольку Орлов А.С., являясь нанимателем квартиры более одного года без уважительных причин не вносит плату за жилое помещение и какое-либо соглашение с ним по погашению образовавшейся задолженности отсутствует, Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова просит расторгнуть с ответчиком договор найма специализированного жилого помещения в отношении квартиры № *** в городе Пскове, выселить ответчика из данного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – комнаты № *** в г. Пскове.

В судебном заседании представитель истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Богданова У.А., действующая на основании доверенности также в интересах третьего лица Администрации города Пскова, требования с учетом их уточнений поддержала по изложенным основаниям.

Представитель третьего лица территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области Шачнева М.О. исковые требования поддержала, а также пояснила, что Орлов А.С. в предоставленном ему жилом помещении не проживает. В ходе проверки в квартире находились посторонние лица.

Ответчик Орлов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом по известному месту жительства. По информации УФСИН по Псковской области находится в розыске.

Выслушав представителя истца Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Богданову У.А., действующую на основании доверенности также в интересах третьего лица Администрации города Пскова, представителя третьего лица территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области Шачневу М.О., мнение прокурора, участвующего в деле, Аториной А.С., полагавшей требования обоснованными, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии с положениями ч.4 ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг

В силу требований п. 5 ст. 103 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст.

90 Жилищного кодекса Российской Федерации) суду необходимо установить, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Разрешая спор, судам следует исходить из того, что, по смыслу п. 1 ч. 4 ст. 83 и ст. 90 Жилищного кодекса Российской Федерации, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно более чем шесть месяцев подряд.

К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.

Рекомендация  Можно ли потребовать от ресурсной организации составления акта об отсутствии бойлерного узла 2024

Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд.

В резолютивной части решения суда о расторжении договора социального найма и выселении нанимателя и членов его семьи по основанию, предусмотренному ст. 90 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть указано конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи.

Предоставляемое другое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации), быть по размеру не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека (статьи 90 и 105 Жилищного кодекса Российской Федерации), располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования.

Аналогичные положения, указанные в п.38 Постановления, по мнению суда, должны применяться и при разрешении данного спора.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. *** принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Псков» (л.д. 6).

30.01.2014 с Орловым А.С. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова от имени муниципального образования «Город Псков» передает Орлову А.С. жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. *** для временного проживания в нем (л.д..11-12). Срок действия договора составляет 5 лет: с 29 октября 2013 по 29 октября 2018 года. По истечении пятилетнего срока действия договора и с учетом ходатайства и заключения ТО г. Пскова Комитете по социальной защите Псковской области от 23.07.2018, на основании постановления Администрации г. Пскова № 1930 от 25.12.2018 с Орловым А.С. был заключен договор найма специализированного жилого помещения на следующий пятилетний срок.

Согласно выписке из лицевого счета № 03656 ООО УО «Жилой квартал №1» (л.д.7) в квартире по вышеуказанному адресу Орлов А.С. не зарегистрирован. Актами осмотра квартиры, расположенной по адресу: г. Псков, ул. *** от 25.02.2020 (л.д.27) и от 28.07.2020, составленными комиссией в составе специалистов Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, установлено, что в квартире Орлов А.С. не проживает, сдает её другим лицам.

Как усматривается из информации ООО «Расчетный центр города Пскова» задолженность Орлова А.С. за техническое обслуживание и коммунальные услуги на конец февраля 2020 по кв.*** в г. Пскове составляет за техническое обслуживание и коммунальные услуги по состоянию на 29.02.2020 в размере 77 682,19 руб., за отопление 88 867,93 руб. (л.д.29), а за наем жилого помещения на 31 июля 2020 в размере 19 190,22 руб.

Судом установлено, что на основании заявлений Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова были выданы судебные приказы по взысканию задолженности за наем жилого помещения, исполнительные производства не окончены, задолженность ответчиком не погашена, по состоянию на 31 июля 2020 она составляет 19 190,22 руб.

07.10.2019 в адрес ответчика было направлено предписание о необходимости оплатить задолженность по плате за наем в срок до 13.11.2019. Предписанием от 07.10.2019 № 1616 ответчик был предупрежден о намерении Управления по учёту и распределению жилой площади Администрации г. Пскова в случае неисполнения предписания обратиться в суд с требованиями о расторжении договора и выселении из квартиры в соответствии с вступившими с 01.01.2019 в силу изменениями в ст.101,103 ЖК РФ, внесенными ФЗ № 267-ФЗ. Однако в нарушение предписаний оплаты от Орлова А.С. не поступило.

Следовательно, невнесение Орловым А.С. названных платежей происходило непрерывно более одного года подряд, что является законным основанием для обращения в суд с иском в соответствии с положениями ч.4 ст. 101 ЖК РФ о расторжении с ним договора найма специализированного жилого помещения. Какое-либо соглашение с ответчиком по погашению образовавшейся задолженности отсутствует.

Оценивая причины невнесения ответчиком платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги и за наем жилого помещения свыше 3 лет, суд находит их неуважительными в связи со следующим.

Какими-либо сведениями о наличии заболевания, инвалидности, препятствующих добросовестному исполнению Орловым А.С. обязанностей нанимателя суд не располагает.

В связи с указанными обстоятельствами ответчик подлежит выселению из специализированного жилого помещения на основании п.5 ст.103 ЖК РФ с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, которое должно находиться в границах соответствующего населенного пункта.

В качестве такого жилого помещения истцом предлагается предоставить ответчику для вселения комнату № *** в г. Пскове.

Из акта № 51 обследования данного жилого помещения от 18.09.2019 (л.д. 24-25) и заключения межведомственной комиссии от 18.09.2019 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.26) следует, что помещение, предоставляемое ответчику взамен того, из которого он выселяется, является изолированным, пригодным для постоянного проживания, по размеру соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, расположено в том же населенном пункте и относится к муниципальному жилищному фонду.

Принимая во внимание, что предоставляемое ответчику в результате выселения жилое помещение соответствует норме предоставления жилых помещений в общежитии, права и законные интересы ответчика в случае его выселения с предоставлением другого жилого помещения не будут нарушены, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать выселения ответчика из занимаемого жилого помещения с предоставлением ему другого жилого помещения, в связи с чем, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина — в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 рублей, в том числе 300 рублей по требованиям неимущественного характера и 400 рублей по требованию имущественного характера о взыскании задолженности по плате за наем муниципального жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова к Орлову Андрею Сергеевичу о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, выселении с предоставлением другого жилого помещения и взыскании задолженности за наем жилого помещения удовлетворить.

Расторгнуть с Орловым Андреем Сергеевичем, *** года рождения, договор найма специализированного жилого помещения в отношении квартиры № *** в г. Пскове.

Выселить Орлова Андрея Сергеевича из квартиры № *** г. Пскове с предоставлением другого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения- комнаты № *** в городе Пскове.

Взыскать с Орлова Андрея Сергеевича в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года.