Муниципальный земельный контроль 2024

До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2024 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены.

При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.

В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.

Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов

Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

С 1 января 2024 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

  • сдавать арендованный участок в субаренду;
  • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
  • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2024 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу. Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.

Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст.

22 ЗК).

Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов. В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.

Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).

Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2024 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.

Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2024 года

Участок уже предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды
Участок образован в результате раздела другого участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу
На участке расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию
Участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении
Участок зарезервирован для муниципальных нужд
Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории
Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о ее комплексном развитии. Или участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен такой договор
Участок выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
Поступило заявление о проведении аукциона по продаже участка или на право его арендовать
Опубликовано извещение о предоставлении участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или КФХ
Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении
Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установленные ограничения не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
Участок не включен в утвержденный Правительством перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд. Заявитель просит предоставить участок из этого перечня (п. 10 ч. 2 ст. 39.10 ЗК)
Участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории
Участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
Вид разрешенного использования данного участка не установлен
Участок не отнесен к определенной категории земель
Предоставление участка было предварительно согласовано, срок действия решения не истек
Участок изъят для муниципальных нужд. Указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
Необходимо уточнить границы земельного участка
Площадь участка более чем на 10 процентов превышает указанную в схеме его расположения, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
Участок включен в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
+ Новое с 1 марта 2024 года
Площадь участка, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует установленным законом субъекта РФ предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности
Участок уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

Будете по-новому определять земельные доли

С 1 марта 2024 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

Рекомендация  Неправильная уплата налога организацией 2024

Новый порядок упростит выдел земельных участков в счет долей. Станет проще принимать решения о подсчете голосов при проведении общего собрания участников долевой собственности и исчислять земельный налог, который должны уплатить правообладатели долей.

На заметку: Что изменится с 1 марта 2025 года

С 1 марта 2025 года изменятся правила для органов МСУ поселений, муниципальных и городских округов. Они должны будут перевести размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь. Например, в случае, если к тому времени этого не сделают участники общей долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения. Орган МСУ должен будет своим решением утвердить результаты определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок.

А затем подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН.

Артем Климов, глава КФХ «Серафим», депутат Собрания представителей муниципального образования «Воловский район Тульской области»

Какие виды муниципального контроля органы МСУ вправе осуществлять с 1 июля

С 1 июля в ведении органов местного самоуправления осталось семь видов муниципального контроля. Три вида исключены из ведения местных властей. Законодатель привел положения отраслевых федеральных законов о видах контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Для каждого вида установлено его наименование и предмет контроля. Кроме того, изменились правила, по которым инспекторы осуществляют выборочный контроль, выездные обследования и наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Об этих изменениях читайте в статье.

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Какой нормой установлен

Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Статья 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 27 ч.1 ст. 14, п. 22 ч. 1 ст.
15, п. 30 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:
режима таких территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий
Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Пункт 16 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов…» (п. 19 ч. 1 ст.
14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг
Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст.
15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:
к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;
осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них
Муниципальный земельный контроль
Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст.
15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение обязательных требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По итогам проверки инспектор вправе составить акт и направить его копию в орган государственного земельного надзора. Последний примет решение и сообщит о нем в орган муниципального контроля
Муниципальный жилищный контроль
Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:
к использованию и сохранности жилфонда;
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.
Муниципальный лесной контроль
Статья 84 ЛК (п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст.
15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (п. 4.1 ч. 1 ст. 14, п. 4.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Рекомендация  Может ли жена использовать маткапитал без согласия мужа 2024

Полномочия органов муниципального контроля, закрепленные в отраслевом законодательстве, теперь соответствуют вопросам местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления…».

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Пример. Статья 5 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусматривает контроль органов МСУ в сфере недр. Данные полномочия не относятся к вопросам местного значения, закрепленным в Законе № 131-ФЗ. Но прокуратура часто настаивала на принятии правовых актов и осуществлении муниципального контроля в этой сфере.

Это требовало дополнительных расходов местного бюджета.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  • строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в области торговой деятельности.

Документ: Утратили силу часть 1 статьи 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» и часть 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности…»

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования.

Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;
  • об объявлении предостережения;
  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.
Рекомендация  Налоговый вычет за обучение родителям работающего студента 2024

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве

Муниципальный земельный контроль 2024

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Муниципальный земельный контроль — деятельность Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск по организации и проведению на территории муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области» проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими использование земельных участков, требований земельного законодательства, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области, муниципальными правовыми актами Администрации Городского округа Подольск, а также по организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»

Предметом муниципального земельного контроля является:

— соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Объектом муниципального земельного контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) физических лиц и организаций,

в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к физическим лицам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) земли, земельные участки и (или) части земельных участков, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.

Муниципальные инспекторы в рамках муниципального земельного контроля осуществляется контроль за соблюдением:

а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;

б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;

г) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

д) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

е) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

ж) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

з) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами органов муниципального земельного контроля в пределах их компетенции.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:

1) Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом:

Вышеуказанные контрольные мероприятия проводятся в форме плановых и внеплановых мероприятий.

2) Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:

— наблюдение за соблюдением обязательных требований;

3) Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При осуществлении муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

— обобщение правоприменительной практики;

Осуществление функций по муниципальному земельному контролю возложено на Отдел муниципального земельного контроля.