Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Как происходит реорганизация некоммерческой организации (НКО)?
Реорганизация НКО – это процедура, направленная на передачу ее прав и обязанностей вновь созданным объединениям. Еще одна цель процесса – расширение круга полномочий некоммерческой организации за счет присоединения сторонних компаний.
В каких случаях проводится реорганизация, и что для этого требуется.
Реорганизация некоммерческой организации – основные виды
Процедура реорганизации, равно как и ликвидация, является прямым основанием для прекращения деятельности юридического лица. Отличительной чертой между реорганизацией и ликвидацией выступает процесс распределения прав, имущества и активов юридического лица.
Наконец, для начала реорганизации, у некоммерческой организации должны быть основаниями. Опираясь на положения ГК, процедура передачи прав и обязанностей бывает:
- добровольной;
- принудительной.
Добровольная реорганизация НКО
Добровольный процесс проводится по одной из форм: слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. Процедура реорганизации осуществляется на основании решения уполномоченного органа управления. В уставе предприятия должны содержаться полные сведения об органе управления, который имеет право принимать решения о необходимости проведения процедуры.
Добровольная реорганизация НКО проводится по следующим причинам:
- достижение целей организации;
- необходимость повышения рентабельности компании;
- необходимость расширения, разделения и т.д.
Т. е. процедура выполняется для достижения заданной цели. Реорганизация некоммерческой организации считается полностью целевым инструментом, который функционирует на благо компании.
Важно! В некоторых ситуациях, реорганизация может проводиться по решению суда.
Принудительная реорганизация НКО
Что это за процедура? Стоит отметить, что ее применение возможно только к двум формам: разделению и выделению.
Принудительная процедура возможна только по решению суда или уполномоченного органа. По факту, это далеко не целевой процесс.
Необходимость проведения принудительной реорганизации установлена законом РФ. Применить ее можно также к форме слияния, присоединения или преобразования, но только на основании согласия уполномоченного государственного органа.
Какие формы реорганизации некоммерческих организаций существуют?
По отношению к НКО может быть применимо пять основных форм реорганизации. В основе процедуры лежит частичная или полная передача прав предшественника новому юридическому лицу.
П. 2 ст. 16 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусматривает следующие формы реорганизации некоммерческих организаций:
- Слияние. НКО объединяется с несколькими компаниями, для достижения определенной цели.
- Присоединение. НКО присоединяется к уже существующей организации. Ограничений по количеству компаний нет.
- Разделение. НКО полностью прекращает деятельность, происходит разделение на новые организации. Разделу подлежат активы, имущество и права юридического лица.
- Преобразование. НКО может быть преобразовано в ООО, АО и т.д.
- Выделение. Среди компаний, выделяют основную компанию.
Выбор формы реорганизации некоммерческих организаций зависит от ранее поставленной цели. Стоит отметить, что процедура является полностью целевым инструментом. Ее проведение возможно только при наличии определенных оснований.
Онлайн реорганизация под ключ – без отказов и лишних затрат. Любые формы реорганизации НКО.
Как проводится реорганизация – основные этапы
Реорганизация НКО включает несколько важных этапов, прохождение которых является обязательным процессом:
Первый этап
Уполномоченный орган или суд, принимает решение о том, что требуется проведение реорганизации. Для этого должны быть основания. Решение принимается на заседании, и обязательно фиксируется в протоколе.
Документ обязательно подписывается Председателем и Секретарем заседания.
Второй этап
Подача заявления о реорганизации НКО в Министерство юстиции. Запрос подается в форме Р12003 в двух экземплярах. Первый экземпляр обязательно заверяется нотариально, второй экземпляр подается в обычной письменной форме.
Подать заявление вместе со списком документов необходимо в течение трех дней после того как был подписан протокол заседания.
Третий этап
Внесение сведений в ЕГРЮЛ. Министерство Юстиции проводит проверку документов организации, а также изучает запрос. Если предоставленный пакет документации соответствует установленному законодательству, Министерство юстиции направляет их в ФНС, а налоговая служба вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
Четвертый этап
Получение подтверждения о том, что процедура реорганизации начата. Документ предоставляется сразу после внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Пятый этап
Публикация данных в СМИ. НКО обязана дважды с периодичностью один раз в месяц публиковать информацию о течение процесса реорганизации. Данные публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Важно! Если реорганизация осуществляется по форме преобразования, публикации в СМИ необязательны.
Шестой этап
Подача документов на регистрацию нового юридического лица, или сведений об юридическом лице, которое прекращает свою деятельность. Сделать это необходимо в течение трех месяцев, после того как сведения будут внесены в ЕГРЮЛ.
Когда реорганизация завершена?
Реорганизация некоммерческой организации считается завершенной, когда в ЕГРЮЛ появятся сведения о создании новой НКО или сведений, о прекращении деятельности старых юридических лиц.
Процедура проводится в несколько этапов. Это трудоемкий процесс, который рекомендуется доверить профессионалам. Портал «Консалтинг.Онлайн» предоставляет комплексные услуги по реорганизации НКО.
В обязанности экспертов входит формирование пакета документов и отчетности, составление официальных запросов и полное сопровождение.
Реорганизация НКО с «Консалтинг.Онлайн» – это соблюдение норм и требований действующего законодательства.
Онлайн реорганизация под ключ
Экономия 20 580 руб. на публикации сообщения о ликвидации в Федресурсе и Вестнике госрегистрации. Публикации уведомления кредиторов осуществляют официальные партнёры — сервис «Федресурс Онлайн» и «Вестник Онлайн».
- #реорганизация
- #некоммерческие организации
- #Федресурс
Реорганизация в форме преобразования. Как преобразовать юридическое лицо без нарушений: пошаговая инструкция
Под преобразованием в юридической практике понимается реорганизация, в рамках которой у компании сменяется организационно-правовая форма: к примеру, с ООО на АО. Это абсолютно законная и эффективная возможность заменить в рамках организации ее корпоративное устройство и структуру.
Как проводится эта процедура? На что нужно обращать внимание при ее реализации?
Этапы реорганизации путем преобразования
Первое, на что нужно обратить внимание – организационно-правовая форма компании перед проведением процедуры. Исходя из этого может возникнуть необходимость реализации тех или иных действий.
В целом этапы преобразования включают в себя следующие действия.
1. Подготовка в процедуре
В рамках этого этапа подготавливается проект устава или учредительного договора новой организации. Если есть необходимость, требуется определение цены выкупа акций юридического лица.
Также в рамках этого этапа проводится полная инвентаризация имущества.
Если в процедуру реорганизации в форме преобразования вступает акционерное общество, необходимо составить перечень владельцев акций, правомочных направить требование о выкупе обществом принадлежащих им ценных бумаг.
2. Организация общего собрания участников/акционеров и проведение основных мероприятий процедуры
Для начала проводится общее собрание участников или акционеров компании, на котором принимается решение о проведении реорганизации в форме преобразования. Оно оформляется в виде протокола.
Также на заседании вносится ясность относительно порядка и условий процедуры, включая такой важный в рамках преобразования аспект, как порядок обмена долей или акций участников. Также должны быть утверждены учредительные документы.
Что еще входит в основной этап процедуры:
- Направить уведомление в регистрирующий орган о начале преобразования. Для этого необходимо заполнить форму Р12003 и в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации уведомить инстанцию.
- Разместить сообщение о реорганизации вФедресурсе – так же в течение трех рабочих дней с даты принятия решения.
- Внести информацию о процедуре в журнал«Вестник государственной регистрации». В издании должны быть опубликованы две записи о реорганизации – с периодичностью в месяц.
Если в процедуру входит акционерное общество, то необходимо выкупить акции у акционеров. Если же ООО, потребуется регистрация выпуска акций.
3. Регистрация нового общества
Подтверждением успешно проведенного преобразования является внесение соответствующей отметки в ЕГРЮЛ. Чтобы ее получить, уполномоченное от организации лицо должно подать в налоговую инспекцию собранную документацию и заявление по форме Р12016.
Существует ряд ограничений на проведение данной формы реорганизации – не всегда она может быть реализована. Что к ним относится?
Ограничения на проведение преобразования
Первое, с чего следует начать: преобразование юридического лица не должно применяться с целью реализации коррупционных схем, сокрытия имущества и прочих незаконных действий.
Также закон четко описывает случаи, когда процедура не может быть реализована:
- АО и ООО не могут быть преобразованы в государственные предприятия.
- Коммерческие компании не могут быть реорганизованы в НКО.
При намерении провести данную процедуру или уже в процессе ее реализации необходимо учитывать ряд особенностей, пренебрежение которыми может обернуться нарушениями. Обратите на них внимание!
Нюансы реорганизации в форме преобразования
Большое количество вопросов вызывает бухгалтерская отчетность – как она оформляется при преобразовании? Бухгалтер не должен оформлять вступительную и заключительную отчетность. При смене ОПФ бух. учет ведется непрерывно, «в штатном режиме».
Без изменений остается и состав отчетности. Отчетный период рассчитывается как календарный год. В новую отчетность включаются месяцы до и после проведения преобразования.
Учет должен охватить статистические данные за аналогичный прошлый период.
Такой вид реорганизации предполагает, что весь объем прав и обязанностей перед контрагентами и третьими лицами у компании остаётся прежним. компания, у которой после процедуры сменилась организационно-правовая форма, является полноценным правопреемником прежней. Вновь созданному юрлицу будет присвоен новый ИНН.
Реализация реорганизации вызывает сложности? Не хотите погружаться в сотни нюансов? Тогда переходите на сайт consultings.online и скачивайте бесплатно полезный материал «дорожная карта» по процедуре.
Из нее вы узнаете, как провести преобразование без нарушений и не столкнуться с последствиями.
Также на сайте вы можете бесплатно проконсультироваться с экспертом по преобразованию и получить от него ответы на интересующие вас вопросы!
Реорганизация юридического лица в форме преобразования
Экономия 20 580 руб. на публикации сообщения о ликвидации в Федресурсе и Вестнике госрегистрации. Публикации уведомления кредиторов осуществляют официальные партнёры — сервис «Федресурс Онлайн» и «Вестник Онлайн».
- #публикация сведений
- #реорганизация юридического лица
- #Федресурс