Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка что для этого надо и как совершить 2024

Складывающаяся в последние годы практика, в том числе судебная, связанная с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков показала, что правом на их оспаривание могут быть наделены не только субъекты, прямо указанные в законе об оценочной деятельности.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в их собственности (ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ).

В рамках состоявшегося на прошлой неделе XVII Всероссийского конгресса «Регулирование земельное-имущественных отношений» эксперты обсудили вопросы кадастра и государственной кадастровой оценки, в том числе связанные с оспариванием результатов кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления, арендатором земельного участка, налоговыми органами и кадастровой палатой.

В каких случаях органы местного самоуправления могут участвовать в спорах о кадастровой стоимости?

Как следует из ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами местного самоуправления только в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципалитета.

Как определить налоговую базу по земельному налогу в случае, когда изменяются вид разрешенного использования земельного участка и его кадастровая стоимость? Узнайте из материала «Порядок определения налоговой базы по земельному налогу» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Вместе с тем в постановлении от 5 июля 2016 г. № 15-П КС РФ указал, что муниципалитеты также заинтересованы в результатах кадастровой оценки земельных участков, которые не находятся в их собственности, но расположены на их территории, так как кадастровая стоимость земельного участка служит базой для расчета суммы земельного налога. В связи с этим, по мнению КС РФ, органам местного самоуправления необходимо предоставить право оспаривать кадастровую стоимость «чужих» земельных участков, расположенных на территории муниципалитета, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости. Однако, какое именно снижение считать существенным и как толковать эту норму, в постановлении не раскрывается.

«По всей видимости, это и будет являться предметом доказывания в судах,– считает эксперт в области земельных отношений Алексей Борисов. – Собственник должен будет доказать, что снижение было несущественным. Стоит отметить, что в рассмотренном КС РФ деле кадастровая стоимость земельного участка заявителем была уменьшена с 7 млрд до 450 млн руб., то есть больше чем в 15 раз. Соответственно, если мы изменяем стоимость меньше чем в 15 раз, то, может быть, есть смысл доказывать, что данный прецедент не распространяется на наш случай, и орган местного самоуправления не вправе оспаривать кадастровую стоимость.

Но, тем не менее, этот вопрос остается дискуссионным».

Отметим, что несмотря на то, что КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, федеральный закон о государственной кадастровой оценке, который вступил в силу 1 января 2017 года, также не содержит нормы, которая позволила бы органам местного самоуправления оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не находящихся в их собственности.

Зависит ли право арендатора оспаривать кадастровую стоимость земельного участка от срока его аренды?

Трудности с оспариванием кадастровой стоимости недвижимости возникают не только у муниципалитетов, но и арендаторов земельных участков, находящихся в публичной собственности. Как отметил Алексей Борисов, это связано с тем, что несмотря на содержание п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28, в котором разъяснено, что арендаторы земельного участка вправе обращаться с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков, судами под сомнение ставится возможность арендатора оспорить ее размер, если срок аренды недвижимости является небольшим. Рассмотрим подробнее подобный случай.

ООО «З» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, находящегося в публичной собственности, в размере рыночной. Суд первой инстанции отказал в принятии заявления, исходя из того, что в соответствии с действующим законодательством с заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться арендатор, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет (ч. 3 ст.

20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) Таким образом, суд решил, что когда такой договор заключен на срок менее пяти лет, арендатор не вправе обращаться с требованием о внесении изменений в сведения о земельном участке, в том числе о кадастровой стоимости. Добавим, что ст. 20 Закона № 221-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2017 года (п.

8 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ).

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Витрянский Василий,

член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, к. ю. н., профессор

22 мая 2017 года

Программа повышения квалификации «Реформа ГК по вопросам обязательственного и вещного права».

Вышестоящие суды это решение оставили без изменения (определение Владимирского областного суда от 23 марта 2015 г., апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 апреля 2015 г.). Вместе с тем ВС РФ встал на сторону истца, отметив, что по смыслу ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 14 января 2016 г. № 86-КГ15-10).

Является ли налоговый орган участником в споре о кадастровой стоимости?

За налоговую базу по земельному налогу принимается кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Соответственно, изменение кадастровой стоимости влияет на сумму платежей по налогу. В связи с этим у налоговых органов нередко возникает вопрос, вправе ли они оспорить, по их мнению, несправедливую кадастровую стоимость земельного участка.

Рекомендация  Облагаются ли алименты подоходным налогом 2024

Об одном таком споре рассказал Алексей Борисов.

Так, в одном случае, налоговики решили обжаловать решение суда, на основании которого была изменена кадастровая стоимость земельного участка. Инспекция посчитала, что рыночная стоимость земельного участка, определенная неправильно, возлагает на нее обязанность принять неверно исчисленную сумму земельного налога. Вместе с тем судьи не согласились с этим доводом и указали, что обязанность налогового органа по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах не свидетельствует о наличии у инспекции имущественно-правового интереса в спорах об оспаривании кадастровой стоимости, и приняли решение прекратить производство, так как жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта (определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 г. № 18АП-4099/16).

Может ли кадастровая палата участвовать в спорах о кадастровой стоимости?

Достаточно часто у правоприменителей на практике возникает спор, является ли кадастровая палата участником дела об оспаривании кадастровой стоимости.

Согласно п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 кадастровая палата к участию в деле привлекается, когда в суде рассматривается заявление об оспаривании кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями. «В таком случае орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки, может дать пояснения по существу дела», – пояснил Алексей Борисов.

В качестве примера такой ситуации он привел дело, рассмотренное Московским городским судом, в котором Федеральная кадастровая палата фигурировала как соответчик (решение Московского городского суда от 3 августа 2016 г. по делу № 3А-782/2016). АО «Н» требовало установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной и привлекло в качестве ответчиков Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве и Федеральную кадастровую палату по г. Москве. Суд удовлетворил требование истца, но указал, что кадастровая палата не является в данном случае надлежащим административным ответчиком, так как не утверждает результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что для этого надо и как совершить 2024

По адресу объекта и когда нет адреса. Если известен только адрес и Росреестр не нашел по нему информацию, проще всего посмотреть кадастровую стоимость на публичной кадастровой карте. На ней нужно найти свой город и дом, узнать кадастровую стоимость всего дома, разделить ее на площадь дома, которая будет указана там же, и умножить на количество своих квадратных метров.

Если не знаете адреса, но есть кадастровый номер недвижимости, можно найти объект по нему. Тогда поиск сократится до двух шагов — система сразу покажет информацию о нужном объекте.

Если не знаете ни точного адреса, ни кадастрового номера, выяснить стоимость не выйдет: без идентифицирующих сведений система не поймет, что искать.

Выписка из ЕГРН и ее образец. Можно получить выписку из ЕГРН, чтобы уточнить кадастровую стоимость объекта недвижимости. Выписку выдают в электронном виде или в территориальном отделе, а также высылают почтой в течение трех дней. С 1 марта 2024 года такие выписки стали обезличенными: из них исчезла информация о собственниках.

Выписки с личными данными могут получать только сами собственники либо нотариусы для наследников или покупателей по предварительному договору купли-продажи.

По закону выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости бесплатная для всех обратившихся.

Кадастровую стоимость можно узнать в самом Росреестре или в многофункциональном центре — второй вариант будет дольше на два дня.

Как определяют кадастровую стоимость

Из чего складывается. На стоимость по кадастру влияют: местоположение, назначение — жилое или нежилое, этаж и количество этажей в здании, год постройки, материал стен, площадь недвижимости или земельного участка, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе, категория земель, если речь идет о земельном участке.

Как часто проводится оценка кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в четыре года, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще одного раза в два года. Исключение — внеочередная государственная кадастровая оценка.

Например, ее могут проводить, если региональный индекс цен на недвижимость упал на 30 и более процентов.

Негосударственная оценка объекта может проводиться чаще. За нее платит тот, кто ее заказал. Например, если собственник считает, что кадастровая стоимость квартиры завышена, поэтому он собирается ее оспаривать, он заказывает свою оценку, чтобы узнать актуальную цену.

Когда меняется кадастровая стоимость

Это происходит, если меняются характеристики недвижимости.

Кадастровая стоимость повышается, если:

  1. Увеличилась площадь объекта. Например, когда делают пристройку к дому или присоединяют кусок земли к земельному участку.
  2. Развилась инфраструктура. Например, если рядом с домом построили школу или метро.
  3. Сделали реконструкцию. Например, перекрыли крышу, заменили изношенный лифт.

А снижается, если:

  1. Уменьшилась площадь объекта. Например, когда продали часть земельного участка.
  2. Ухудшилась инфраструктура. Скажем, если недалеко от дома построили мусороперерабатывающий завод.
  3. Увеличился износ. Например, если дом построили 40 лет назад и там не было капитального ремонта, его состояние постепенно ухудшится, а стоимость пойдет вниз.

Как узнать, какие сведения использовались при оценке

Для этого тоже есть специальный сервис на сайте Росреестра — со сведениями из Фонда данных государственной кадастровой оценки.

Зная кадастровый номер объекта недвижимости, можно скачать полный отчет об оценке в заархивированной папке. Там указано, какой региональный орган власти заказал оценку, какой эксперт оценивал кадастровую стоимость недвижимости и когда стоимость внесли в ЕГРН.

Можно ли оспорить цену

Да, если она значительно больше рыночной или завышена из-за нарушения методики оценки.

Базовая ставка ежегодного налога на жилую недвижимость — 0,1%, так что, если кадастровая стоимость больше рыночной на несколько миллионов рублей, это существенно.

Завышенная кадастровая стоимость может влиять на НДФЛ — продал по справедливому рынку, а платить придется с 70% кадастровой стоимости.

Если кадастровую стоимость снизят, налог пересчитают с даты внесения ошибочной информации в ЕГРН, но максимум за три года.

Оспорить стоимость можно в суде или в досудебном порядке в региональной комиссии по спорам о кадастровой стоимости.

Рекомендация  Может ли сотрудник фсин заниматься инвестиционной деятельностью 2024

Собственник сам решает, обращаться в комиссию или сразу в суд. Если сначала обратиться в комиссию, то будет дополнительная инстанция, которая может согласиться с собственником.

В комиссии Росреестра. Она формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ.

В комиссию подают заявление в свободной форме. В нем указывают ФИО заявителя, адрес места жительства и причины, по которым заявитель считает кадастровую стоимость неверной.

К заявлению надо приложить:

  1. Выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости недвижимости.
  2. Копию правоустанавливающего документа на недвижимость, если вы собственник. Им может быть договор купли-продажи , мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда, постановление о предоставлении участка.
  3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений о недвижимости, которые использовались при определении его кадастровой стоимости, — если оспариваете кадастровую стоимость по этой причине. Чтобы подтвердить недостоверность, можно сделать запрос заказчику работ по определению кадастровой стоимости: Министерству имущественных отношений, управлению государственного имущества в субъекте РФ, органу местного самоуправления, а также исполнителю, который сделал оценку. В течение семи дней с момента получения запроса вам должны предоставить сведения.
  4. Отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости в бумажном и электронном виде, если рыночная стоимость ниже кадастровой и вы оспариваете на этом основании. Рыночная стоимость должна быть установлена на дату кадастровой стоимости.
  5. Другие документы, если необходимо.

Заявление не примут, если не приложены нужные документы или кадастровую стоимость ранее установили в размере рыночной стоимости.

Если документы поданы и оснований для отказа нет, комиссия назначит заседание. Вы имеете право участвовать. О дате вас должны уведомить в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрят в течение месяца с даты его поступления в комиссию.

Комиссия решает, пересмотреть кадастровую стоимость или отказать. Если решили пересмотреть, в течение пяти рабочих дней она уведомляет об этом территориальное управление Росреестра.

В суде. Если комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, можно обратиться в суд. Или пойти туда сразу, минуя комиссию.

Бывает, что комиссия решает сделать кадастровую стоимость ниже, а местные власти оспаривают это решение в суде.

Чтобы оспорить кадастровую стоимость, подают административный иск. Если сначала пытались оспорить через Росреестр, то в суде будете оспаривать решение, действия или бездействие комиссии. Если пошли в суд сразу — то саму кадастровую стоимость. Здесь два варианта:

  1. Подать иск об установлении кадастровой стоимости объекта равной рыночной.
  2. Или иск об изменении кадастровой стоимости недвижимости — в случае, если обнаружены недостоверные сведения об объекте оценки, которые использовались для определения его кадастровой стоимости. Сюда относятся помимо прочего иски об исправлении технической или реестровой ошибки. Такие ошибки случаются, например, когда физически у участка одни границы, а в ЕГРН нарисована схема с другими. Бывает, что куда-то выдается угол или чуть смещается вправо-влево межа. Разница может быть от нескольких сантиметров до десятков метров.

Обратиться в суд можно в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН неверной кадастровой стоимости.

Иск по таким делам подается в Верховный суд республики, краевой, областной суд по адресу ответчика.

Ответчиками по таким делам выступают комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана.

Если пошли в суд минуя комиссию, ответчиком может быть государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший кадастровую стоимость, а также Росреестр.

Административное исковое заявление составляют по общим правилам, которые предусмотрены для таких документов.

В иске обязательно указывают:

  1. Название суда.
  2. Данные истца: ФИО, паспортные реквизиты, место жительства или место пребывания, дата и место рождения, номера телефонов, адреса электронной почты. Если участвуете через представителя, нужны также его данные.
  3. Данные ответчика: его наименование, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты, если известны.

К иску прикладываются:

  1. Выписка из ЕГРН.
  2. Копия правоустанавливающего документа на недвижимость, если заявление подает собственник.
  3. Отчет специализированной компании об оценке рыночной стоимости на бумаге или флешке.
  4. Доверенность, если документы подает представитель.
  5. Документ представителя о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности.
  6. Документ, подтверждающий, что копии иска и прилагаемые к нему документы отправлены другим лицам, участвующим в деле. Например, почтовая квитанция или копия вашего экземпляра заявления с подписью адресата.

Госпошлина — 2000 Р для организаций и 300 Р для физлиц.

Если оспариваете кадастровую стоимость нескольких объектов недвижимости, пошлину надо платить за каждый объект.

Суд должен рассмотреть заявление в течение двух месяцев со дня его поступления. Если решение будет положительным, требования удовлетворят и кадастровую стоимость снизят — ее укажут в резолютивной части решения.

Оспорить кадастровую стоимость. 2 способа — 5 различий

Вот уже пятый год в Российской Федерации полноценно действует Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ (далее его будем называть – «Закон № 237»). Система кадастровой оценки претерпела значительные изменения и опробовала много нововведений. Да, кадастровая стоимость многих объектов по-прежнему далека от справедливой, но мы на верном пути.

В подтверждение тому тот факт, что количество обращений граждан и организаций с целью оспаривания кадастровой стоимости уменьшается из года в год.

Одна из причин такой положительной динамики – введение упомянутым законом новой процедуры изменения кадастровой стоимости. Это процедура – исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. На наш взгляд, новая процедура имеет ряд преимуществ. Давайте сравним…

Всем известен традиционный способ оспаривания кадастровой стоимости, введенный еще с начала 2000-х Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ. Суть этого способа практически не изменилась за 20 лет и заключается в составлении отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости и последующей защите отчета в специальной комиссии (ст. 22 Закона № 237) или в ГБУ (ст. 22.1 Закона № 237), а при необходимости и в суде.

Суть способа – замена кадастровой стоимости на рыночную. Для упрощения понимания мы этот способ так и будем далее называть: «традиционный».

Новый способ (ст. 21 Закона № 237) предполагает исправление ошибок, допущенных при определении самой кадастровой стоимости. Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости в данном случае не составляется, а подается заявление в ГБУ с приложением документов, обосновывающих наличие и необходимость исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.

Рекомендация  На что можно рассчитывать при реновации жилья 2024

Этот способ будет называть «новым».

Итак, принципиальные отличия двух способов оспаривания кадастровой стоимости:

1. Возможные результаты оспаривания кадастровой стоимости

При традиционной процедуре оспаривания кадастровой стоимости чаще всего дело заканчивается лишь в суде. Суд, рассматривая такие дела, всегда назначает судебную экспертизу для определения рыночной стоимости. Как правило, судебный эксперт определяет рыночную стоимость, как нечто среднее между кадастровой и той, которую заявитель указывает в исковом заявлении.

Но, к сожалению, уже есть и исключения в практике, когда судебный эксперт определяет рыночную стоимость выше, чем та, что была в исковом, и выше средней арифметической.

КС = 36 607,18 руб/кв.м

Рыночная по отчету = 27 177,79 руб/кв.м

Рыночная по решению суда = 36 386,08 руб/кв.м

КС = 394 558,09 руб/кв.м

Рыночная по отчету = 178 033, 48 руб/кв.м

Рыночная по решению суда = 360 888,80 руб/кв.м

Важно знать! Согласно распоряжению Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости, как вы уже, наверняка, догадались, проводятся исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

При проведении новой процедуры проверяется сама формула расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. В силу массовости кадастровой оценки большое количество ценообразующих факторов не берутся в расчет вовсе или учитываются неверно. В проверке правильности и объема взятых ценообразующих факторов и заключается работа специалистов, «проповедующих» новый способ снижения кадастровой стоимости. Со стороны государства нет необходимости привлекать к работе оценщиков или юристов, судебных экспертов или еще кого – вся работа (в идеале) по исправлению ошибок кадастровой стоимости должна сводиться к проверке обоснованности поступающих заявлений и к постановке в программном комплексе расчета кадастровой стоимости верных значений.

Если же дело при реализации нового способа доходит до суда, то оспаривается именно отказ ГБУ в исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

2. Право на ошибку при оспаривании кадастровой стоимости

При традиционной процедуре оспаривания кадастровой стоимости дело, скорее всего, закончится решением суда. Решение суда вступит в законную силу. Соответственно, стоимость объекта, которую установит суд – устраивает она собственника или нет – будет неизменной до очередной государственной переоценки недвижимости.

Если оспаривать кадастровую стоимость новым способом, то кадастровая стоимость тоже поменяется и даже может стать больше при неправильном подходе к оспариванию. Но при проведении новой процедуры результат не является окончательным. Если итоговая кадастровая стоимость – после исправления ошибок – не устраивает собственника, он может пойти уже традиционным путем и постараться вместо кадастровой стоимости установить рыночную через комиссию, ГБУ и суд.

После традиционной процедуры и решения суда новую процедуру не провести.

3. Стоимость оспаривания кадастровой стоимости

При проведении традиционной процедуры собственник несет бремя расходов на подготовку отчета о рыночной стоимости, на представление интересов собственника в суде, на проведение судебной экспертизы и т.д. Судебная практика последнего времени показывает, что эти расходы невозможно переложить в случае победы на проигравшую сторону – государство. При определении стоимости Ваших затрат на оспаривание кадастровой стоимости надо обязательно это учитывать.

К сожалению, не все коллеги, которые предлагают оспаривание традиционным путем, сразу предупреждают клиентов о таких расходах.

При проведении оспаривания кадастровой стоимости по новой процедуре многие консультанты (особенно те, кто уверен в успехе мероприятия) даже не берут предоплату, а их гонорар напрямую зависит от экономии клиента на налоге. Расчет гонорара в таких случаях привязан именно к налогу, т.к. клиента сама кадастровая стоимость мало интересует вне привязки к налогообложению. Учитывая постоплату, клиент ничего не тратит на работу консультантов – расходы на гонорар покрываются экономией на налогах.

4. Сроки оспаривания кадастровой стоимости

Традиционная процедура без необходимости рассмотрения дела в суде займет не менее 2-3 месяцев, т.к. необходимо время на подготовку отчета о рыночной стоимости, подтверждение отчета в СРО, защиту отчета в комиссии или ГБУ.

Новая процедура занимает 1-1,5 месяца, т.к. требует только подготовки и подачи обращения в ГБУ с целью исправления ошибки в кадастровой стоимости.

В случае обращения в суд срок обеих процедур тоже не будет одинаков. Необходимость проведения судебной экспертизы кратно увеличит срок рассмотрения дела в суде при традиционной процедуре. Экспертиза при оспаривании в суде отказа ГБУ в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, не назначается, т.к. нет спора о цене объекта.

5. Устойчивость результата оспаривания кадастровой стоимости

Если вам удалось оспорить кадастровую стоимость земельного участка путем установления вместо нее рыночной стоимости без обращения в суд – традиционным путем через обращение в ГБУ (ст. 22.1 Закона № 237), то ждите вызова в суд.

Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления или органом государственной власти города федерального значения, если такие органы сочтут, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной затрагивает права и законные интересы муниципального образования либо города федерального значения, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов.

А вот в отношении исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, таких полномочий у властей нет. Нельзя признанную ГБУ ошибку «распризнать» обратно.