В Министерстве просвещения предположили, что предметникам хватит среднего профобразования
Учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах. С такой инициативой выступил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Сейчас в рамках среднего профессионального образования в РФ готовят лишь специалистов для детских садов и начальных школ.
Как выяснил “Ъ”, в педагогическом сообществе идея не нашла однозначной поддержки. Эксперты полагают, что очередная попытка избавиться от дефицита кадров в региональных школах не будет эффективной.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ
О том, что в России учителей средней школы (с 5-го по 9-й класс) будут готовить в системе среднего профессионального образования (СПО), заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. «В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы»,— объявил господин Кравцов в рамках Петербургского международного экономического форума.
По действующим правилам программы СПО рассчитаны только на подготовку специалистов для детских садов и начальной школы, а учителям-предметникам необходимо окончить вуз.
В пресс-службе Минпросвещения на вопросы “Ъ” о подробностях инициативы не ответили. Там лишь заявили, что «федеральный государственный стандарт среднего профобразования по подготовке учителей» будет активно обсуждаться с профессиональным сообществом, директорами школ и представителями региональной власти. Документ, добавили в ведомстве, направят на рассмотрение в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО).
Программы среднего профессионального образования упоминаются в «Перечне профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». Актуальная версия документа была принята в 2013 году, и в Минпросвещения не раз заявляли о необходимости переработать список. Новый перечень готов, но пока не вступил в силу. В докладе правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования указано, что туда вносятся профессии, «соответствующие современным требованиям экономики и запросам рынка труда с учетом заявок от работодателей».
Господин Кравцов утверждает, что выпускники педагогических специальностей системы СПО очень востребованы среди работодателей — руководства школ и детских садов.
Отметим, представители Минпросвещения в течение последних лет неоднократно жаловались на дефицит преподавательских кадров в регионах.
По данным центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 года в РФ не хватало 3,1% специалистов (см. “Ъ” от 27 июля 2022 года). А Институт образования ВШЭ указывал на рост числа учителей пенсионного и предпенсионного возраста, так как молодые специалисты не идут работать в систему.
Вариант, при котором в средней школе преподают учителя без высшего образования, можно рассматривать только как временную меру, чтобы «заполнить кадровые дыры на местах», прокомментировал “Ъ” инициативу Минпросвещения председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович. Господин Бунимович, автор учебников по математике для 5–9-х классов, уверен, что учителям «нужна очень высокая квалификация», чтобы суметь правильно донести эти знания: «Если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом». Господин Бунимович при этом заметил, что «в Москве нет проблем с кадрами и у педагогов высшее образование».
Счетная палата проанализировала цифровую трансформацию школ
Председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что, «даже если такие программы (подготовки преподавателей в колледжах.— “Ъ” ) появятся, качественного и количественного роста учительского сообщества не будет». Педагог объяснил, что «не только молодые люди не идут работать в школу, но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда». Сама по себе идея среднего профобразования для предметников не показалась господину Луховицкому плохой. «Были же в СССР очень хорошие техникумы, где готовили, например, преподавателей английского языка,— заметил он,— но не важно, колледжи будут или вузы, можно их еще кучу открыть — люди все равно не пойдут работать в школу, так что мера неэффективная».
- Газета «Коммерсантъ» №108 от 20.06.2023, стр. 5
- Российское образование подписаться отписаться
Учитель без высшего образования: в школы придут выпускники колледжей
В российских школах могут появиться учителя без высшего образования. С такой инициативой выступил министр просвещения Сергей Кравцов. Эта новость уже получила неоднозначную оценку среди педагогов и родителей.
К чему им готовиться?
ИРИНА МИШИНА
Министр просвещения допустил, что можно набирать учителей из числа выпускников среднего профобразования для преподавания в школах с пятого по девятый класс.
Начало учебного года с инфернальным оттенком
«В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», — отметил Кравцов.
Возможно, эта новость не была бы столь актуальна, если бы не печальные сообщения, сопроводившие начало учебного года.
Перед 1 сентября на Юго-Западе Подмосковья нашли труп 14-летней девочки, которая не хотела идти в школу. Школьница была одета во все чёрное, а полицейские нашли в ее вещах записку, где она призналась, что не хочет готовиться к ОГЭ.
А в Московской области 15-летнюю школьницу нашли мертвой после линейки, 3 сентября. Девятиклассница после 1 сентября уехала к бабушке на дачу в Орехово-Зуево. На следующее утро пожилая женщина нашла внучку мертвой на летней веранде.
И еще одно сообщение вписывается в тему печального начала учебного года, хотя и с несколько другой стороны. В Санкт-Петербурге, в Невском районе, произошло массовое увольнение 17 учителей из школы №338. «Фонтанка» цитирует слова родителей, рассказавших, что сейчас в начальной школе не осталось квалифицированных учителей, педагоги покидают школу. Также родители и учителя говорят, что в школе не хватает классов, и некоторые уроки проводятся в спортзале.
Действительно ли нехватка учителей в российских школах столь значительна, а учителя столь не профессиональны, что ученики задумываются о смерти? Что не так со школой?
Вместо «физиков» и «химиков» — психологи и воспитатели
Что говорит статистика?
К настоящему времени общее число школ в России сократилось до менее, чем 40 тыс. В них трудятся 1,06 млн учителей, из которых почти треть, или 320 тыс., — это учителя начальных классов. Нормальная обеспеченность учителями также по русскому языку и литературе — 125 тыс.
Лишь немногим уступает им численность учителей английского языка — 103 тыс., что само по себе весьма странно: школы готовят трудовые ресурсы для иностранных контор? В связи с этим председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов даже предлагал уменьшить количество часов преподавания английского языка в школах, который изучают почти как родной: в средней и старшей школе число часов английского в неделю такое же, как число уроков русского. Такое положение дел становится еще более странным на фоне катастрофического недостатка учителей по другим предметам.
Относительно неплохо дела обстоят лишь с учителями математики и истории. Первых в среднем по 2,5 на школу (96 тыс.), вторых — 1,5 (65 тыс.). Хотя это тоже мало. Как могут два учителя обучать математике всю школу?
Скорее всего, они работают на полторы-две ставки, а значит, уделять должного внимания детям физически не в состоянии, тем более с учетом всех бумаг, которые приходится заполнять. Такая же ситуация и с историей: в среднем — один учитель на всю школу.
По остальным же предметам ситуация просто катастрофическая:
Как стать учителем начальных классов
Что собой представляет профессия учителя начальных классов
У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя.
Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.
Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.
Чем занимается учитель начальных классов
Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.
Обязанности
Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:
- проведение уроков в соответствии с принятыми программами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);
- разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;
- составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;
- проверка усвоенных учениками знаний;
- индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);
- беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;
- охрана жизни и здоровья детей во время обучения;
- оказание доврачебной помощи;
- ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);
- обеспечение хранения тетрадей;
- контроль посещаемости и успеваемости;
- ведение установленной документации;
- подготовка и сдача отчетов руководству;
- проведение родительских собраний;
- участие в педсоветах, семинарах;
- регулярное повышение квалификации;
- соблюдение локальных нормативных актов.
Что преподает учитель начальных классов
В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.
В младших классах изучают:
- чтение;
- письмо;
- основы математики;
- природоведение;
- физкультуру;
- пение;
- рисование.
В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.
Где может работать
Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.
Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.
Личностные и профессиональные качества
Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки.
А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.
Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:
- ораторские способности;
- терпение и уравновешенность;
- умение урегулировать конфликт;
- тактичность;
- артистизм;
- ответственность;
- развитая интуиция;
- организаторские способности;
- самоконтроль;
- дисциплинированность;
- требовательность;
- способность быстро принимать решения;
- любовь к детям;
- наблюдательность;
- тактичность.
Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:
- знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;
- уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;
- изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;
- овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;
- обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.
Требования к должности учителя младших классов
Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии.
Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.
Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:
- нормативные акты о воспитании ребенка;
- трудовое законодательство;
- конвенция о правах ребенка;
- основы профессиональной этики;
- узкоспециализированные знания по предмету;
- методики преподавания;
- основы психодидактики;
- приоритетные направления развития образовательной системы.
По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.
Какое образование должно быть у учителя начальных классов
Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.
Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.
Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.
Где получить образование учителя младших классов
Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.
Высшее учебное заведение
Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет.
Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).
Колледж
Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев.
Заочное на 12 месяцев дольше.
Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.
Курсы
Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.
В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста.
Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.
Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно
АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.
В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.
Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.
По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.