Может ли учитель работать воспитателем 2024

Из статьи вы узнаете, с каким образованием можно работать воспитателем, каковы обязанности педагога в детском саду, кем ещё можно работать с такой квалификацией. Начинающие специалисты получат рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО) – это педагог, который работает с детьми до семилетнего возраста, занимается их обучением, воспитанием и развитием. Что конкретно делает воспитатель? Каждый день он:

  • помогает детям в формировании навыков самообслуживания;
  • знакомит с основами этикета;
  • занимается личностным, познавательным, физическим, творческим развитием детей;
  • учит различным видам игр;
  • организует походы, экскурсии;
  • анализирует показатели освоения детьми образовательных программ, уровень развития воспитанников.

При этом педагог учитывает культурные, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. В компетенции воспитателя входит также обеспечение безопасного пребывания детей в ДОО.

Может ли воспитатель давать детям таблетки?

Нет, этим должна заниматься штатная медсестра, и допустимо давать только те препараты, которые находятся в медицинском кабинете ДОО. Ребёнок может получать лекарства по назначению участкового педиатра, по согласованию с медработником детского сада, но педагоги не имеют права давать детям никакие препараты.

Можно ли работать воспитателем после курсов переподготовки?

Да. Профстандарт допускает два варианта образования:

  1. Высшее или среднее профессиональное педагогическое.
  2. Наличие диплома вуза или колледжа по любому направлению подготовки плюс диплом о профпереподготовке по профессии воспитателя.

Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста» (580 ч.) реализуется 15 программ для желающих учиться на педагога ДОУ. Смотреть все курсы.

Сколько часов должен работать воспитатель?

Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ – не более 36 часов в неделю. При этом дневная нагрузка не должна превышать 12 часов. Для воспитателей, работающих с дошкольниками с ОВЗ, установлена норма в 25 часов в неделю.

Должен ли воспитатель писать рабочую программу?

Нет. Ст. 48 ФЗ «Об образовании» регламентирует составление рабочих программ педагогами. Это относится к должностным обязанностям учителей и преподавателей, но не воспитателей.

В детском саду отсутствуют предметы, дисциплины или курсы, к которым требовались бы рабочие программы.

Кем еще может работать воспитатель?

Помимо работы в ДОО, есть возможность реализовать свои педагогические способности:

  • развивающих центрах;
  • в школах (подготовительные группы, группы продлённого дня);
  • в организациях дополнительного образования;
  • в оздоровительных и пришкольных лагерях;
  • в интернатах и детских домах;
  • в педиатрических клиниках/отделениях;
  • в санаториях;
  • в семье (частная практика).

Воспитатель может работать педагогом, няней, гувернёром, аниматором, ведущим праздничных мероприятий с детьми. Также специалист всегда может поменять сферу деятельности, получив необходимое образование.

Рекомендации начинающим специалистам: как работать воспитателю с гиперактивным ребёнком?

Если в группе есть один или несколько гиперактивных детей, это может усложнять работу воспитателя, особенно начинающего. Кроме того, у некоторых детей без СДВГ это может вызывать чувство дискомфорта. Сложно работать, если кто-то из воспитанников вскакивает, бегает, перебивает, отвлекает педагога и других детей.

  • ребёнок не может долго усидеть на одном месте;
  • невнимателен;
  • двигается нескоординированно;
  • не выполняет просьбы и требования педагога;
  • излишне разговорчив;
  • импульсивен;
  • вспыльчив;
  • конфликтен.

Что делать воспитателю?

  • Учитывайте, что гиперактивные дети продуктивнее в первую половину дня – старайтесь планировать день так, чтобы наиболее сложные занятия, требующие усидчивости и внимания, приходились на утро.
  • Иногда там, где среднестатистическому дошкольнику потребуется десять минут, гиперактивный может справиться за пять. Сокращайте время нагрузки на воспитанника, сохраняя при этом её объём и сложность.
  • Делайте занятия дробными, чередуйте спокойные моменты с физкультминутками.
  • Будьте спокойны и последовательны в требованиях.
  • Создайте ситуацию успешности для ребёнка – чаще задействуйте его в тех задачах, которые ему лучше удаются.
  • Кратко и чётко формулируйте свои просьбы к ребёнку.
  • Хвалите и поощряйте воспитанника сразу, не откладывая.
  • На занятиях сажайте его возле себя, используйте тактильный контакт.
  • Организуйте взаимодействие гиперактивного ребёнка со спокойным и медлительным. Они будут уравновешивать друг друга. Такое сотрудничество пойдет на пользу и тому, и другому.

Даже воспитатель обладающим небольшим опытом работы сможет найти общий язык с гиперактивным дошкольником и повлиять на его поведение, если будет учитывать эти советы.

Может ли учитель работать воспитателем 2024

Льготы для воспитателей
Воспитателю
Льготы для воспитателей

Педагогические работники в России получают определенные льготы по сравнению с представителями других профессий. Но льготы неодинаковы: у школьных учителей они одни, а у воспитателей детских садов другие. Разбираемся, в чем состоят льготы для воспитателей и как они могут измениться в ближайшее время.

Рекомендация  Налог при отказе от покупок и возврате платежей 2024

Какие льготы для воспитателей детских садов действуют сейчас

Увеличенный отпуск.У всех педагогических работников отпуск больше обычного — от 42 до 56 календарных дней. Отпуск воспитателя детского сада — 42 дня.

Если воспитатель работает с группами детей с ОВЗ, его отпуск увеличивается до 56 дней. Педагогам, работающим на Крайнем Севере и районах, приравненных к нему, прибавят от 16 до 24 дней.

Если школьным учителям охотнее дают отпуск летом, чем в другое время года, то воспитателей часто отпускают в любое время года. Отпуск можно дробить, главное, чтобы одна из частей была не меньше 14 дней.

Также воспитатель может взять годичный отпуск без сохранения заработной платы, чтобы восстановить силы, но для этого нужно проработать десять лет.

Право на пенсию по выслуге лет.Педагоги имеют право на льготную пенсию. Для этого необходимо отработать 25 лет в образовательных организациях, причем работать с детьми до 18 лет.

Но если раньше педагог, отработав положенный срок, мог выйти на пенсию, то теперь нужно ждать несколько лет — так действует законодательство после пенсионной реформы.

С 2024 года педагогам придется ждать 5 лет после того, как они отработали 25 лет, чтобы выйти на пенсию по выслуге лет. До 2024 года действует переходный период: тот, кто получил право на пенсию в 2020 году, выйдет на нее в первом полугодии 2020, кто получит право в 2021 году, выйдет в 2024 году, кто получил в 2022, сможет им воспользоваться в 2026.

Льготы на ЖКХ.Сейчас педагоги, работающие в сельской местности, могут получить компенсацию за расходы на ЖКХ. Компенсация на федеральном уровне составляет 1200 рублей, в некоторых регионах она увеличена до 3000 рублей.

Выплаты молодым педагогам.Выпускники педвузов и колледжей, пришедшие в детский сад, получают единовременные и ежемесячные выплаты от государства. Точные размеры выплат зависят от регионов и колеблются от 10 000 до 80 000 рублей.

Чтобы получить выплаты, нужно закончить университет или колледж и в том же году устроиться на работу по специальности.

Что может измениться в льготах

Депутаты Госдумы периодически хотят вернуть так называемые «советские льготы» для всех педагогических работников: 56 дней отпуска, пенсия по выслуге лет без отсрочки, заработная плата не ниже средней в регионе. В 2020 году депутаты от КПРФ составили законопроект и собирались внести его в Госдуму, но пока этого не случилось. И если Госдума примет законопроект и допустит к чтениям, то принимать его могут несколько лет.

В марте 2020 Министерство Просвещения опубликовало законопроект, расширяющий права педагогов на льготы по оплате ЖКХ. Авторы проекта предлагают компенсировать расходы на ЖКХ не только педагогам, работающих в селах, но и работающим в городах с населением до 50 000 человек. Утверждать размер выплат будут регионы, но авторы рекомендуют возмещать до 100 процентов затрат.

Но пока этот проект даже не был внесен в Госдуму.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Может ли учитель работать воспитателем 2024

Всё важное о профстандарте «Педагог»

Кто может работать учителем согласно профстандарту «Педагог»? Требования к образованию:

  • высшее или среднее образование в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» или в области преподаваемого предмета
    или
  • высшее или среднее непедагогическое образование по направлению деятельности (предмету).

Как определить, относится ли специальность к укрупненной группе?

Обратиться к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, принятому и введеному в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст.

В классификаторе отдельно выделены укрупненные группы специальностей по уровням образования. Укрупненные группы различаются по специальностям среднего и высшего образования.

  • выпускник педагогического училища по специальности «Учитель начальных классов» может работать воспитателем в детском саду или педагогом дополнительного образования без переподготовки
  • педагогу со средним профессиональным образованием переподготовка не требуется при работе по направлениям дошкольного образования, преподавания в начальных классах, дополнительного и специального дошкольного образования, а также коррекционной педагогики в начальном образовании
  • у выпускника педагогического училища по специальности «Педагог дополнительного образования» право работать учителем в школе возникнет только после переподготовки
  • педагог со средним профессиональным образованием по специальности «Учитель музыки» может без переподготовки преподавать МХК, изобразительное искусство, черчение
  • педагог с высшим образованием по специальности «Учитель» может преподавать любой предмет в школе, а также работать дефектологом или школьным психологом
  • дефектолог с высшим образованием также может преподавать любой предмет в школе
  • выпускник с высшим образованием по одной из инженерных специальностей может работать учителем математики, физики, информатики (укрупненная группа «Математические и естественные науки»)
Рекомендация  Обеспечение бесплатными медикаментами 2024

Учитель, получивший образование в рамках одной группы специальностей, может преподавать любой предмет в школе, проходя переподготовку параллельно с работой.

Важно! Если у вас педагогическое образование и вас планируют уволить по сокращению штата, вы можете претендовать на все педагогические вакансии. Поскольку для продолжения работы по ним достаточно пройти переподготовку. Если вам не предложили все вакансии, вы сможете восстановиться на работе через суд

  • учителю истории обязаны предложить работать учителем физики, психологом, педагогом дополнительного образования и т.д.
  • при сокращении педагога СПО по специальности «Издательское дело» директор обязан предложить ему вакантные должности преподавателя в секторах «Реклама», «Сервис и туризм» без обязанности проходить переподготовку, а также все педагогические должности при готовности пройти переподготовку параллельно с работой

Директор обязан предложитьвсе вакансии, в том числе требующие переподготовки. Учитель имеет право на переподготовку за счет средств работодателя.

Длительность программы профессиональной переподготовки должна быть не менее 250 часов(п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499)

Если вам отказывают в предоставлении вакантной должности, напишите заявление с просьбой предоставить вам возможность работатьна интересующей вас должности, выразив желание пройти переподготовку, и дождитесь письменного ответа. Отказ можно будет обжаловать в суде

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендоватьна иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки»или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Образование и педагогические науки;
Психолого-педагогическое образование;
Специальное (дефектологическое) образование;
Профессиональное обучение (по отраслям);
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:
Математические и естественные науки;
Инженерное дело, технологии и технические науки;
Здравоохранение и медицинские науки;
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
Науки об обществе;
Образование и педагогические науки;
Гуманитарные науки;
Искусство и культура;
Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Рекомендация  Нарушение границ земельного участка 2024

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления(укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанностьпредложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессиональногообразования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образованияпо профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Использованные нормативные акты

Приказ Минтруда России от 18.10. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444).

Автор: Дарья Фисун, юрист профсоюза «Учитель»