Пенсионеру на праве собственности принадлежат две квартиры.
Согласно ст. 407 НК РФ от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (например квартиры).
В отношении иных объектов жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не освобождаемых от уплаты налога на имущество физических лиц, предоставляется налоговый вычет. По второй квартире налоговый вычет должен быть предоставлен пенсионеру в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
В Саратовской области определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц производится исходя из инвентаризационной стоимости объекта, а не его кадастровой стоимости.
Возможно ли получение пенсионером в рассматриваемой ситуации налогового вычета по налогу на имущество физических лиц?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в отношении второй квартиры пенсионер должен уплачивать налог на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости.
Налог на имущество физических лиц (далее — Налог) относится к местным налогам (ст.ст. 12, 15 НК РФ) и устанавливается главой 32 НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (абзац первый п. 1 ст. 399 НК РФ).
Устанавливая Налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой (абзац первый п. 2 ст. 399 НК РФ).
В силу положений ст.ст. 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в частности квартиры), признаются плательщиками Налога.
В ст. 407 НК РФ перечислены налоговые льготы в отношении определенных категорий физических лиц и видов их имущества.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на налоговую льготу.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком-пенсионером суммы Налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в его собственности и не используемого им в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы Налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (например квартиры) по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п.п. 2-4 ст.
407 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации пенсионер, владеющий на праве собственности 2-мя квартирами, вправе воспользоваться налоговой льготой в отношении одной из этих квартир. Вторая квартира подлежит обложению Налогом.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения в общем случае определяется исходя из их кадастровой стоимости. Исключением являются случаи, предусмотренные п. 2 ст.
402 НК РФ*(1).
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. С 2015 года при расчете налоговой базы по кадастровой стоимости могут быть использованы налоговые вычеты, которые предоставляются в отношении видов объектов налогообложения, указанных в п.п.
3-6 ст. 403 НК РФ в соответствующих размерах. Так, на основании п. 3 ст.
403 НК РФ налоговая база по Налогу в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
В абзаце втором п. 1 ст. 402 НК РФ указано, что порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости может быть установлен, в частности, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.
5 НК РФ.
На территории Саратовской области решение о переходе к исчислению Налога по кадастровой стоимости до настоящего времени не принято. В связи с этим налогообложение производится по инвентаризационной стоимости (ст. 404 НК РФ).
В этом случае налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (смотрите письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-05-06-01/67123 и, например, решение Саратовской городской Думы от 27.11.2014 N 41-465 «О налоге на имущество физических лиц»).
Отметим, что при определении налоговой базы по Налогу исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения ст. 404 НК РФ не предусматривает уменьшение налоговой базы на какие-либо вычеты. Применение вычетов предусмотрено в качестве защитной меры именно при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости. Например, в письме ФНС России от 30.09.2016 N ОА-4-17/18452@ сказано так: нормами главы 32 НК РФ предусмотрена возможность применения в качестве налоговой базы как инвентаризационной, так и кадастровой стоимости объектов недвижимости. Главой 32 НК РФ предусмотрен ряд механизмов, позволяющих справедливо распределить бремя налога и снивелировать рост налоговой нагрузки на граждан, нуждающихся в социальной защите.
Во-первых, при переходе на порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости НК РФ предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие уменьшить налоговую базу в отношении определенного перечня объектов недвижимости на величину кадастровой стоимости части общей площади соответствующих объектов недвижимости (п.п. 3-6 ст. 403 НК РФ).
Во-вторых, снижены размеры предельных налоговых ставок. Так, в соответствии с положениями ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, предельные налоговые ставки могут быть установлены в размерах, не превышающих 0,3% в отношении основного перечня видов имущества, которым владеют физические лица.
Следовательно, в Вашем случае в отношении второй квартиры пенсионер должен уплачивать Налог исходя из инвентаризационной стоимости.
Сделанный нами вывод подтверждает письмо Минфина России от 11.11.2016 N 03-05-06-01/66015, где также сообщается, что в случае перехода Саратовской области к исчислению Налога по кадастровой стоимости исчисление Налога будет осуществляться с учетом федеральных налоговых вычетов, применяемых ко всем объектам жилого назначения.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налог на имущество физических лиц;
— Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество физлиц (льготы, налоговые вычеты и пр.);
— Энциклопедия решений. Налог на имущество физлиц. Льготы для пенсионеров, инвалидов;
— Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества физлиц с 1 января 2015 года.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
30 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) При этом п. 2 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 этой же статьи (которые к рассматриваемому случаю не относятся), определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о начале применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
Налоги на имущество для пенсионеров
В начале года всем налогоплательщикам начинают приходить налоговые уведомления от ФНС. Мол, не забудьте заплатить за свой дом, квартиру, автомобиль или земельный участок. В числе получателей извещений и пенсионеры.
Что поделать – многие идут и безоговорочно платят. Другие же берут в руки Налоговый кодекс, так как знают, им-то во всем положены льготы, и налоги не исключение.
Давайте разбираться, от каких налогов на имущество освобождаются пенсионеры и что им делать, чтобы не платить?
Налог на имущество физлиц
Уточним: налоговое законодательств предусматривает сразу несколько имущественных налогов, и первых из них – налог на имущество физлиц . Это такой налог, который начисляется всем владельцам недвижимости, перечисленной в ст. 401 НК. Так вот, пенсионеры освобождены от налога на имущество физлиц (пп. 10 п. 1 ст. 407 НК).
Правда, только в отношении одного объекта недвижимости каждого вида, при условии, что они не используются в предпринимательской деятельности. Это:
- жилые дома или его части;
- квартиры, комнаты, доли в праве собственности на них;
- гараж или машино-место;
- мастерские, ателье, творческие студии;
- хозяйственные постройки, площадь которых менее 50 кв. м.
Пенсионер может получить льготу по одному объекту каждого вида. Ну, допустим. В собственности льготника 1 жилой дом, 2 квартиры и гараж.
Он освобождается от налога за 1 дом, 1 квартиру и 1 гараж, за одну из квартир налог таки придется заплатить.
Читайте также
Основания для начисления пенсии значения не имеют. Это может быть страховая или социальная пенсия, пенсия по потере кормильца или какая другая. Можно даже продолжать работать, и право на налоговую льготу все равно сохранится.
Военным пенсионерам налог на имущество начисляется по тем же правилам.
Если объектов одного вида несколько . В этом случае рекомендуем выбрать, по какому конкретно объекту пенсионер намерен получить льготу. Если этого не сделать, ФНС выберет самостоятельно – и освободит от налога по тому объекту, где начисляется самая большая сумма.
Если в присланном ФНС уведомлении нестыковки: выбран не тот объект, не учтен размер доли в праве собственности или льгота вообще не учтена – обратитесь в ФНС лично или через сайт.
Сколько платят пенсионеры налог на имущество?
Если объектов одного вида таки несколько, на основании уведомления налог все же придется платить. Налоговые ставки определяются местным муниципальным законодательством, но в пределах, установленных ст. 406 НК.
Так, в отношении массовых объектов жилой недвижимости ставка не будет больше, чем 0,1 % от кадастровой стоимости. Посмотреть ее можно в выписке из ЕГРН на квартиру, а если такой не имеется – запросите ее с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» или «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».
Читайте также
Правда, рассчитывать налог самостоятельно вам не придется – все это за вас сделают в налоговую сумму, которую нужно внести в бюджет, укажут в налоговом уведомлении. Заплатить налог нужно до 1 декабря года, следующего за отчетным (ст. 409 НК).
Скажем, налог за 2019 год нужно заплатить до 1 декабря 2020 года.
Если вы вдруг переплатите или окажется, что в налоговом уведомлении сумма была рассчитана не- правильно, обратитесь в ФНС и потребуйте перерасчет налога на имущество – пенсионерам он делается на общих основаниях. Налог пересчитают, а на ваш счет вернут излишне уплаченную сумму.
Налог на земельный участок
Земельные участки не входят в число объектов имущества, на которые начисляется вышеописанный налог – для них есть земельный налог (ст. 387 НК). Это также налог на имущество для пенсионеров, но его расчет, как и льготы, учитываются по несколько иным правилам:
- Во-первых, тут действуют иные ставки. Их размер также определяется муниципалитетом, но в пределах, установленных ст. 394 НК. Для большинства участков это не больше 0,3% от кадастровой стоимости. Если у вас нет выписки из ЕГРН, посмотреть кадастровую стоимость можно на Публичной кадастровой карте.
- Во-вторых, тут совершенно иной принцип начисления льгот. Да, пенсионеры тоже в числе льготников (пп. 8 п. 5 ст. 391 НК), но для них действует лишь скидка – в размере кадастровой стоимости 6 соток земельного участка пенсионера. и распространяется она только на 1 земельный участок.
Порядок уплаты аналогичный – ФНС пришлет пенсионеру уведомление с уже рассчитанной суммой льготы, которую нужно уплатить до 1 декабря следующего года. Если ФНС вдруг ошиблась и не применила к вам льготу, обязательно обратитесь к ним лично или через специальную форму на сайте.
Налог на транспорт
Транспортный налог – региональный (ст. 356 НК), потому и вводится он законами субъектов РФ, которые определяют и конкретные ставки налога на автомобиль, и конкретные категории льготников. Ставки обычно дифференцированы в зависимости от мощности двигателя и рассчитываются на 1 лошадиную силу.
Например, в Москве на автомобили до 100 л.с. ставка = 12 руб. /1 л.с., для автомобилей 125-150 л.с. = 35 руб./1 л.с., а при мощности 200-225 л.с. = 65 руб./1 л.с. В других регионах ставки будут отличаться, но не более, чем в 10 раз в сравнении со ставками, установленными ст. 361 НК.
Со льготами на транспорт сложнее. Каждый регион самостоятельно определяет, кому эту самую льготу и на каких условиях предоставить. Вот, например, некоторые регионы, где такой льготы вообще для пенсионеров не предусмотрено:
- Башкортостан;
- Бурятия;
- Алтайский край;
- Ингушетия;
- Кабардино-Балкария;
- Калмыкия;
- Республика Коми;
- Мордовия;
- Краснодарский край;
- Воронежская область;
- Камчатский край;
- Москва и область;
- Омская область и другие.
Там, где льгота есть, она предоставляется только на один автомобиль и с ограничением по мощности – не более 100-150 л.с. Возможны и другие критерии.
Налог также уплачивается на основании налогового уведомления до 1 декабря следующего года.
Налог на имущество пенсионеру: как оформить льготу
Если в 2019 году вы вышли на пенсию и вам впервые нужно воспользоваться налоговой льготой, в ФНС нужно подать заявление . В качестве подтверждения нужно приложить справку о назначении пенсии из ПФР – пенсионные удостоверения, напомним, с 2015 года не выдаются. Предварительно заказать такую справку можно здесь. Предельных сроков для подачи заявления законодательство не предусматривает, но ФНС рекомендует подавать его до 1 мая года, следующего за отчетным.
Форму заявления можно посмотреть и скачать на сайте ФНС. Образец заполнения пенсионерами заявления по налогу на имущество смотрите здесь.
Если в собственности несколько объектов налогообложения (несколько квартир, автомобилей или участков), рекомендуем дополнительно подать уведомление о выборе объекта, в отношении которого нужно применять льготу. Заявление и уведомление – разные документы.
В прошлом году вы уже получили льготу? Прекрасно, в таком случае повторно обращаться в этом году в ФНС не нужно, налоговики самостоятельно перенесут ее на новый налоговый период. Обратиться в ФНС стоит разве что, если в налоговом уведомлении есть ошибки или технические накладки.
Как направить обращение, читайте выше.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Пенсионер имеет в собственности две квартиры, должен ли он платить налог на недвижимость?
Здравствуйте! подскажите пожалуйста: пенсионер, физическое лицо, имеет в собственности две квартиры. Должен ли он платить налог на недвижимость?
29 ноября 2016, 08:37 , Ольга, г. Нижний Новгород
Ответы юристов
Александр Скоробогатько
Юрист, г. Новошахтинск
Общаться в чате
Здравствуйте Согласно части 3 статьи 407 налогового кодекса, Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика в не зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Таким образом, пенсионер имеющий несколько объектов налогооблажения, имеет право выбрать один, а за второй объект налогооблажения будет начисляться налог.
Статья 407. Налоговые льготы
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории
налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом
Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства;
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите
СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и
государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица,
находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу
лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей
действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской
Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26
ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне»;
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в
испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах
вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины),
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное
пожизненное содержание;
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие
интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в
результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая
ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении
служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении
специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве
творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации
открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их
использования;
15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из
которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках,
предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или
индивидуального жилищного строительства.
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы
налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не
используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота
предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору
налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в
подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.
6. Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и
документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему
выбору.
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется
налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября
года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется
налоговая льгота.
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте
налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять
уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном
налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о
выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта
налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов и сборов.