Может ли иностранный гражданин быть назначенным руководителем предприятия в россии 2024

К первой категории относятся те, кто получил вид на жительство. В отношении них действуют весьма либеральные условия, связанные с трудоустройством. Так, работодатель может привлекать их к труду без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

А они, в свою очередь, трудятся без обязанности получить разрешение на работу (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Во вторую категорию включены иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. Их правовое положение весьма туманно. Закон не содержит прямых указаний на то, требуется ли работодателю для их привлечения и использования соответствующее разрешение, как и нет предписаний самому иностранцу этой категории получать разрешение на работу.

Законом лишь установлен запрет таким гражданам трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Если исходить из логики данной нормы и общего правила, закрепленного в п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, то обеим сторонам трудовых отношений следует получать соответствующие разрешения в территориальных органах ФМС.

Однако в научных кругах высказывается и противоположная точка зрения1. Ее авторы ссылаются на п. 4 ст. 13 и п. 1 ст.

2 Закона о правовом положении иностранных граждан, акцентируя внимание на законодательной дефиниции понятия «иностранный работник». Под последним понимается в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. То есть указывают на различие между «временно проживающими» и «временно пребывающими» в России иностранцами.

Поскольку первые не включены в понятие «иностранные работники», то работодатель, нанимая их, по сути, не использует труд именно «иностранного работника» и тем самым не нарушает требования законодательства. Из этого следует вывод: категория временно проживающих иностранных граждан выпала из сферы правового регулирования и здесь имеется правовой пробел.

Таким образом, особый порядок трудоустройства предусмотрен именно в отношении временно пребывающих иностранных граждан. К последним относятся иностранные граждане, прибывающие в РФ в порядке:

  • требующем получения визы;
  • не требующем получения визы.

В силу положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ дополнительной категорией стали ВКС, которые могут относиться не только к временно пребывающим, но также к временно и постоянно проживающим иностранным гражданам в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации.

Шаг 2. Получить разрешения

Если иностранец прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы.В данном случае компании необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работнику – получить разрешение на работу. Оба вида документов выдаются территориальными органами ФМС России (п.

4 Административного регламента2).

Поскольку заявление для их получения подается работодателем или уполномоченным им лицом (п. 6 Правил), то, значит, для совершения этого действия компания должна сначала зарегистрироваться в установленном законом порядке, а ее генеральный директор – приступить к руководству текущей деятельностью с момента государственной регистрации юридического лица.

Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы или отказа в этом достаточно длителен (до 30 дней с даты подачи документов согласно п. 8 Правил и п. 58 Административного регламента). Он может быть продлен еще на 15 дней до получения экспертного заключения.

Кроме того, следует прибавить время на пересылку по почте решения по поданному заявлению (п. 11 и 12 Правил). В силу п. 20 Правил разрешение на работу оформляется по ходатайству работодателя (п.

45 Административного регламента), то есть опять уже зарегистрированного юридического лица3.

Таким образом, для легализации допуска генерального директора – иностранного гражданина из «визовой страны» к трудовой деятельности может уйти до двух месяцев. Положительным моментом является то, что документы на оформление разрешения на работу и привлечение и использование иностранных работников можно подать одновременно. В таком случае срок получения необходимых документов не удваивается.

Вместе с тем компания в этот период не вправе заключать с иностранцем трудовой договор. Здесь может быть составлен только его проект, который среди прочих документов направляется работодателем или уполномоченным им лицом в территориальный орган ФМС для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 6 Правил).

Незаконным будет и фактическое допущение гендиректора к работе, как это понимает ст. 16 ТК РФ. В такой ситуации на практике будущим руководителем организации выбирается один из следующих альтернативных вариантов действий:

  • передача своих полномочий другому лицу по доверенности;
  • оформление своего отпуска;
  • объявление простоя.

Если иностранец прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы.Список стран, для граждан которых упразднен визовый режим, утвержден письмом МИД РФ от 27.09.2006 № 32253/19. Если руководителем организации планируется назначить гражданина одной из них, то разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю получать не требуется.

В то же время обязанность оформить разрешение на работу иностранному работнику сохраняется (ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан). Срок выдачи разрешения или отказа в выдаче разрешения на работу для данной группы иностранных граждан значительно короче – 10 дней с момента подачи заявления (п.

47 Правил).

Если иностранец – ВКС.Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан ВКС – это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если суммарный размер его заработной платы (вознаграждения) у российского работодателя за период, не превышающий одного года, равен двум и более миллионам рублей.

Рекомендация  Надо ли платить проценты по кредиту 2024

Для таких работников закон предусматривает льготные условия вступления в трудовые отношения. Так, работодателю не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Компания ходатайствует лишь о выдаче разрешения на работу для своего будущего генерального директора. Срок рассмотрения ходатайства также является сокращенным – не более 14 дней (п.

19 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Следует отметить, что среди прочих документов к заявлению работодателя в обязательном порядке прикладывается трудовой договор с ВКС. При этом вступление его в силу обусловлено получением ВКС разрешения на работу (п. 6 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Каких-либо аналогичных положений в п. 3 ст.

13.1, касающемся иностранцев, въезжающих без получения визы, не предусмотрено. В подп. 4 п. 3 ст. 13.1 содержится норма, в силу которой при наличии заключенного трудового договора с организацией он должен быть приложен к заявлению о выдаче разрешения на работу.

При этом отсутствие отлагательного условия вступления его в силу и признание возможности действия трудового договора без наличия разрешения на работу, на наш взгляд, нелогично, ведь получение последнего предполагает легализацию последующих, а не уже существующих по факту трудовых отношений.

Такие различия в рамках положений одного нормативного правового акта можно объяснить лишь следующим: положения ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан приняты совсем недавно, после детальной переработки, а формулировка его ст. 13.1 осталась без изменений.

Внесение законодателем схожего уточнения в подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан видится вполне уместным.

Шаг 3. Допустить к фактической работе

Дополнительно отметим, что до получения указанных разрешений любая деятельность генерального директора будет считаться незаконной. на практике встречаются случаи, когда учредители назначают лиц из числа временно пребывающих иностранных граждан на должность генерального директора учреждаемого общества, пренебрегая требованиями закона о правовом положении иностранных граждан. Но если при назначении на должность генерального директора гражданина «безвизовых стран», а также временно пребывающего высококвалифицированного специалиста риск быть подвергнутым проверке и оштрафованным органами ФМС РФ не велик, то при назначении гендиректором иностранца из «визового государства» угроза административного наказания вполне реальна.

По мере получения разрешительных документов генеральный директор в зависимости от ранее предпринятых мер:

  • отзывает доверенность на осуществление его полномочий в период их оформления (если в самой доверенности не указан момент прекращения ее действия);
  • выходит из отпуска;
  • выносит приказ о прекращении простоя.

Памятка для работодателя

Итак, учреждая новое юридическое лицо, необходимо:

  • определить, к какой категории иностранных граждан, предусмотренной российским законодательством, будущий генеральный директор организации относится;
  • помнить об установленных квотах на по—лучение приглашения иностранных работников из «визовых стран», а также о квотах выдачи разрешений на работу иностранным работникам как для «визовых», так и «безвизовых» государств (подп. 28 и 46 Правил)4;
  • предусмотреть альтернативные варианты на случай отказа в выдаче необходимых разрешений на основании неудовлетворительного заключения органов государственной службы занятости населения РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 29.1 Административного регламента).

Таким образом, в связи с большим количеством законодательных ограничений решение назначить на должность руководителя нового юридического лица иностранного гражданина не всегда является оправданным.

Указанных трудностей можно с легкостью избежать, доверив управление вновь создаваемой фирмы гражданину Российской Федерации.

Если порядок допуска иностранцев к трудовым отношениям не соблюден.Привлечение к трудовой деятельности генерального директора — иностранца при отсутствии у него разрешения на работу или у компании разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников влечет за собой меры административной ответственности. Согласно п. 1 и 2 ст.

18.15 КоАП РФ руководителю организации-правонарушителя угрожает штраф за каждый выявленный противоправный факт в размере от 25 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.

СПРАВКА

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его положения детализируются:

  • Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 (в тексте статьи — Правила) и
  • Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным совместным приказом ФМС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерства транспорта РФ и Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 № 1/4/1/2.

ВНИМАНИЕ — НА СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ

Николаева Любовь Викторовна,юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный юридический центр»

Для осуществления полномочий генерального директора иностранным гражданином недостаточно только принятия решения о назначении на должность участниками (акционерами) общества и государственной регистрации сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ. В такой ситуации должны быть соблюдены все требования миграционного законодательства, иначе иностранный гражданин не вправе будет осуществлять полномочия генерального директора, а общество будет привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Рекомендация  Налогообложение доходов от сдачи жилья внаем 2024

Позиция суда*.Податель жалобы выразил мнение, что действующее законодательство не ставит полномочия генерального директора по руководству текущей деятельностью общества в зависимость от выполнения требований миграционного законодательства РФ. Оценив данный довод, суд указал, что право иностранного гражданина выполнять функции генерального директора общества не должно осуществляться с нарушением требований миграционного законодательства, которые носят властно-распорядительный характер и обязательны для применения.
Поскольку фактическое выполнение функций генерального директора иностранным гражданином ставится в зависимость от выполнения условий миграционного законодательства, в ситуации, когда миграционные документы еще не оформлены, а генеральный директор не полномочен выполнять свои функции, именно участники (акционеры) общества или иные полномочные его органы должны принимать решения: об отстранении генерального директора, о назначении исполняющего обязанности генерального директора на время оформления миграционных документов и др.

Позиция суда**.Генеральный директор – иностранец не вправе сам себя отстранить от выполнения полномочий до оформления документов. Такие действия могут выполнять иные полномочные органы общества.
Все указанные действия, направленные на соблюдение норм миграционного законодательства, будут свидетельствовать об отсутствии вины общества, если все же возникнет вопрос о его привлечении к ответственности за нарушение миграционного законодательства (см.: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009).

* Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2011 по делу № А21-9646/2010.

** Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009.

1 См.: Наумова Р. Л. Труд иностранцев у российского работодателя. М.: Дашков и К, 2009; Пригарина М. В. Правила найма иностранной рабочей силы // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2007. № 18.

2 Здесь и далее — Административный регламент; см. Справку.

3 Срок выдачи разрешения на работу иностранного гражданина аналогичен сроку, предусмотренному для получения разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (п. 29, 30 Правил).

4 Квоты не применяются лишь к лицам, подпадающим под категорию «высококвалифицированных специалистов» (п. 2 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

  • иностранный работник
  • руководитель организации
  • ТК РФ

Иностранный бизнес: пять способов работать в России

Иностранные граждане и компании могут заниматься бизнесом в России. Какая легальная форма ведения бизнеса предпочтительней?

Иностранные граждане и компании могут заниматься бизнесом в России. Какая легальная форма ведения бизнеса предпочтительней?

В России работает немало иностранцев. В зависимости от особенностей бизнеса, можно по-разному его оформить. На сегодняшний день существует 5 способов работы иностранцев в России.

Основой для осуществления бизнеса в России является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором четко прописано, что иностранцы имеют такие же права и обязанности, как и российские граждане.

1 способ — создание иностранцем ООО

Иностранцы или иностранные компании могут учредить ООО.

При регистрации ООО нужно учитывать ограничение на ведение бизнеса в определенных сферах деятельности. Учредить ООО можно с уставным капиталом размером 10 тысяч рублей. Пакет документов, который необходимо подать в налоговую инспекцию, будет шире, чем у российского ООО.

Все документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и перевод заверен у нотариуса.

Для того чтобы иностранец смог стать директором ООО, ему нужно иметь либо российское гражданство, либо РВП, либо ВНЖ. Иностранец также должен иметь разрешение на работу либо патент.

Если доля иностранной компании в ООО составляет 25% и более, то ООО не может применять УСН. Поэтому остается только ОСН, что может быть не выгодно компании. Если же доля иностранной компании превышает 49%, то у компании не будет льгот для малого бизнеса.

Зарегистрировать ООО можно в течение 5 рабочих дней.

2 способ — приобретение иностранцем доли в ООО

Иностранец или иностранная компания может приобрести долю в ООО уже в готовом бизнесе. Этот способ позволяет «легко войти в бизнес», ведь у компании уже налажены деловые связи. Да и немаловажным фактором является то, что участники действующего ООО хорошо знают российское законодательство.

Но существует несколько ограничений, при которых иностранец не сможет войти в готовый бизнес. Например, если компания осуществляет деятельность, которая стратегически важна для государства.

Еще одной препоной могут стать положения Устава ООО. Так, в Уставе ООО может содержаться запрет на покупку доли ООО третьими лицами. Поэтому если такой запрет содержится, то сначала нужно вносить изменения в Устав и регистрировать их в налоговой инспекции.

И уже потом оформлять договор купли-продажи доли в ООО.

При оформлении такого договора нужно также учесть еще одно требование Устава — преимущественное право покупки доли. Обычно такое требование устанавливается, если в ООО несколько участников. Тогда нужно получать согласие на приобретение доли от остальных участников ООО.

Помимо этого, иностранцу в определенных случаях необходимо получить разрешение антимонопольной службы на покупку доли в ООО.

Данный способ дешевле и проще, нежели создание ООО «с чистого листа».

Рекомендация  Неточная информация о товаре на ценнике 2024

3 способ — создание филиала или представительства иностранной компании

Иностранные компании могут открыть в России свое представительство или филиал.

Сразу отметим, что здесь идет речь не о регистрации юридического лица или вхождении в действующее ООО.

Функции представительства иностранной компании сводятся к представлению в России интересов головной иностранной компании. Например, к расширению рынков сбыта — поиск покупателей, проведение рекламных акций.

У филиала — более расширенные полномочия. Филиал уже может заниматься той же коммерческой деятельностью, что и головная иностранная компания.

Создание филиалов либо представительств повышает мобильность работы иностранной компании, способствует снижению издержек и, соответственно, приводит к росту прибыли.

Для легальной работы представительств или филиалов нужно пройти процедуру аккредитации. Аккредитацией занимается МИ ФНС России № 47 по г. Москве.

Процедура аккредитации включает в себя 2 этапа и предполагает сбор большого количества документов. При этом представленные документы иностранной компании должны быть официально легализованы. Это может быть апостиль либо консульская легализация.

Помимо этого, уплачивается госпошлина — 120 тысяч рублей за аккредитацию каждого филиала или представительства.

На аккредитацию отводится 15 рабочих дней с момента сдачи всех необходимых документов.

4 способ — регистрация ИП

Иностранцы, так же как и российские граждане, могут открыть ИП на территории России. Зарегистрировать ИП могут иностранцы, имеющие гражданство, РВП или ВНЖ. Если у иностранца статус «временно пребывающего», то открыть ИП он не может.

При регистрации ИП нужно учитывать ограничения на ведение бизнеса в определенных сферах деятельности.

Открыть ИП намного легче чем ООО. Сроки регистрация ИП составляют — 3 рабочих дня.

ИП может применять УСН либо ОСН. В последнем случае, если иностранец — нерезидент РФ, ставка НДФЛ составляет 30%.

5 способ — работа через российского дистрибьютора

Суть работы заключается в том, что иностранная компания находит в России партнера, который будет приобретать у нее продукцию и в дальнейшем реализовывать на территории России. В этом случае между иностранной компанией и российским партнером заключается дилерский договор.

Это самый простой способ, который не требует регистрации в контролирующих органах. Кроме этого, такой способ наименее затратный — не нужно вносить деньги в уставный капитал, оплачивать госпошлину, арендовать офис, платить заработную плату сотрудникам и налоги.

  • #индивидуальный предприниматель
  • #иностранная организация
  • #иностранные граждане
  • #регистрация ООО
  • #филиал иностранной организации
  • #RosCo

Кому быть, а кому не быть генеральным директором?

В российских компаниях, как правило, иностранные граждане занимают рядовые должности, поэтому вопрос: может ли иностранец быть генеральным директор вызывает множество споров.

В российских компаниях, как правило, иностранные граждане занимают рядовые должности, поэтому вопрос: может ли иностранец быть генеральным директор вызывает множество споров.

Что касается профессий, то здесь для иностранных граждан не так много ограничений. Мигрант только не имеет права: занимать несколько должностей, связанных с государственной и муниципальной службой, и работать главным бухгалтером могут только постоянно и временно проживающие иностранцы*. Кроме этого, в перечне профессий иностранного гражданина, по которым может работать мигрант, указана профессия — генеральный директор.

Значит, есть все основания назначать иностранного гражданина на должность генерального директора.

Что для этого нужно?

  1. Если иностранец является гражданином безвизовой страны, то, как и всем трудовым мигрантам, ему нужно оформить патент на работу с должностью — генеральный директор.
  2. По общему порядку для гражданина визовой страны компания должна подготовить все необходимые документы для привлечения к трудовой деятельности, в т.ч. оформить для него разрешение на работу.
  3. Если иностранец уже находится в России с разрешением на временное проживание, то необходимо, чтобы компания, в которой он будет являться директором, находилась в том же регионе, где оформлялось разрешение на временное проживание.
  4. Иностранному гражданину, имеющему вид на жительство, легче всего стать генеральным директором, потому что мигранты данной категории практически приравнены в правах к российским гражданам.

После проверки вышеперечисленных документов с генеральным директором заключается трудовой договор**. После заключения трудового договора в течении трех рабочих дней нужно уведомить об этом МВД.

Трудовой договор с генеральным директором может быть как срочным, так и бессрочным, это решается по соглашению сторон. Как правило, срок трудового договора совпадает со сроком полномочий генерального директора, определяется Уставом Общества, либо указывается непосредственно в решении о назначении директора.

Мы перечислили только основные моменты этой темы, но есть множество других, не менее важных аспектов трудового договора с иностранным гражданином, о которых мы расскажем в следующих статьях, если статья наберет большое количество отметок «Нравится».

с уважением ваш «Альянс ТМ».

* ст.14 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

**ст.274 Трудового кодекса

  • #иностранный работник
  • #директор
  • #генеральный директор